Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Линзы. Построения изображений в линзах.

Автор:
Андреева Наталья Ивановна

Аннотация:

Используя различные педагогические технологии  и технические средства в преподавании физики, я пытаюсь заинтересовать учащихся в обучении, сделать физику понятнее для них,  активизировать их деятельность. Идя от простого к более сложному даю возможность почувствовать всем учащимся свои силы. Мы с учащимися работаем под лозунгом: «Дорогу осилит идущий!» Тема: Линзы. Построения изображений в линзах, позволяет учащимся раскрыть свои творческие возможности, активизировать мыслительную деятельность учащихся, научиться сотрудничеству, возможность увидеть практическую необходимость в изучении физики.

Статья:

№УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации

Время
Стр.

 

Б.Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев «Физика 11 класс» 2007 г

 

 

УЭ1

Тема урока: Линзы. Построения изображений в линзах.
 Цель:
 Формирование  знаний  и  умений  по теме  «Линзы».  
Задачи: 1. Изучить понятия:  линза, выпуклые и вогнутые линзы, тонкая линза, оптический центр линзы, главная оптическая ось, побочная оптическая ось, фокус линзы, фокусное расстояние линзы, фокальная плоскость.

2. Научиться выполнять построения в линзах.

Запишите тему урока.
Прочитайте цель и задачи урока, предложенные учителем.

3 мин

УЭ2

Цель: Повторение  теоретического материала, необходимого для изучения нового.           

1 вариант

1.      Какой из рисунков иллюстрирует закон отражения света?
Рисунок 1

А. 1            Б. 2               В. 3               Г. 4             Д.5

2.      Луч света падает на зеркальную поверхность и от­ражается. Угол падения равен 200. Каков угол от­ражения?
А. 200       Б. 400       В. 700      Г. 900      Д. 1100       Е. 1600

3.                Какие углы на рисунке изображают угол падения и угол отражения?                                                        
Рисунок 2
A.1 — угол падения, 2 — угол отражения.

Б.1 — угол падения, 3 — угол отражения.

B. 1  — угол падения, 4 — угол отражения.

Г. 1 — угол падения, 5 — угол от­ражения.

Д. 1 — угол падения, 6 — угол отражения.

Е. 2 — угол падения, 3 — угол отражения
 Ж. 2 — угол падения, 4 — угол отражения.

3. 2 — угол падения, 5 — угол отражения.

И. 2 — угол падения, 6 — угол отражения.

4.        Среда, в которой скорость распространения света  меньше, является оптически...
А. Менее плотной.       Б. Более плотной.

5.        Луч света падает на границу между воздухом и водой.
Какой из рисунков правильно изображает ход лучей?
Рисунок 3

А. 1             Б. 2               В.3               Г.4                 Д.5

6.        Какой цифрой на рисунке обозначен угол падения?
Рисунок 4
А. 1           Б. 2             В. 3           Г. 4            Д. 5             Е. 6

7.        Угол преломления будет….

А. Больше или меньше угла падения, в зависимости
 с
оптической плотности среды.     
Б. Всегда больше угла па
дения.    
 В. Всегда меньше угла падения.    
Г. Всегда ра
вен углу падения.

8. Какая из формул выражает закон отражения света?



2 вариант

1.    Какая формула на математическом языке передает суть закона преломления света?

2.  Скорость распространения света...
А. Меньше в оптически более плотной среде.
Б. Во всех
средах одинакова.
В. Больше в оптически более плот­
ной среде.

3.  Какой из рисунков иллюстрирует закон отражения света?
Рисунок 5
А.1               Б.2              В.3              Г.4                    Д.5

4.                Какие углы на рисунке изображают угол падения и угол отражения?
    Рисунок 6
A. 1  — угол падения, 4 — угол отражения.

Б. 1 — угол падения, 3 — угол отражения.

 B. 1 — угол падения, 2 — угол отражения.

Г. 1 — угол падения, 5 — угол от­ражения.

Д. 1 — угол падения, 6 — угол отражения.

Е. 2 — угол падения, 6 — угол отражения.

Ж. 2 — угол падения, 3 — угол отражения.

3. 2 — угол падения, 5 — угол отражения.

И. 2 — угол падения, 4 — угол отражения.

5.        Какой цифрой на рисунке обозначен угол преломления?
Рисунок 7
 А. 1        Б. 2         В. 3        Г. 4        Д. 5        Е. 6

6.         Луч света падает на границу между водой и воздухом.
Какой из рисунков правильно изображает ход лучей? Рисунок 8
А. 1              Б. 2              В. 3          Г. 4             Д. 5

7.         Свеча стоит перед зеркалом на расстоянии 50 см от него. На каком расстоянии от свечи находится ее мнимое изображение?
А. 0,25 м.       Б. 0,5 м.         В. 1,5 м.       Г. 1 м.      Д. 2 м
.

8.        При увеличении угла падения угол преломления...
А. Не изменяется.                     Б. Увеличивается.                  
В. Уменьшается.

Выполните тест.

 

Нужно выбрать правильный ответ из предложенных, и указать его индекс.


За правильный ответ – 1 балл.

 

12 мин
Стр.
177- 187



УЭ3

Цель: Формирование понятий: линза, выпуклые и вогнутые линзы, тонкая линза, оптический центр линзы, главная оптическая ось, побочная оптическая ось, фокус линзы, фокусное расстояние линзы, фокальная плоскость.

1.  Выпишите в тетрадь из учебника определения и сделайте рисунки:

а)  Зарисуйте и запишите определение линзы -
 
Рисунок 9
б)  Зарисуйте и запишите названия выпуклых и вогнутых линз -

 Рисунок 10
в) Зарисуйте и запишите  название и обозначение выпуклых (собирающих)   и вогнутых
(рассеивающих)  
линз.

г) Зарисуйте и запишите определение тонкой линзы -

Рисунок 11
д) Зарисуйте и запишите определения главной и побочной оптических осей -

е) Зарисуйте и запишите определение фокуса линзы -
Рисунок 12

ж) Дайте определение фокусного расстояния –

з) Обозначьте на рисунке фокусное расстояние -
По рисунку (в тетради) измерьте это расстояние
 и запишите его в метрах.
Рисунок 13

и) Зарисуйте и запишите определение фокальной
 плоскости –

Рисунок 14

§ 63

Рассмотреть линзы выданные на стол

За правильный ответ – 1 б


Стр. 193


Стр. 193



Стр.198

 

 

Стр. 194

 

Стр.194
(рис. 175)

Стр.196

Стр.197

Стр. 196

 

 

Самостоятель
но  
Стр. 196

27 мин

 

УЭ4

Цель: Формирование умения построения изображений в линзах.

1. Запишите правила построения в линзах:
1. Луч, проходящий через оптический центр линзы, не меняет своего направления.

2. Луч, параллельный главной оптической оси, преломившись в линзе, проходит через ее фокус.

3. Луч, проходящий через фокус, преломившись в линзе, идет параллельно главной оптической оси.
Сделайте рисунок 190 стр.199 из учебника.
 
2. Способы построения изображения в линзе.

А. Собирающие линзы:
 Рисунок 15

 

 

 

 

 

 

 

Б. Рассеивающие линзы:
 Рисунок 16

§ 64

 

 

Стр. 199

В тетрадь запишите правила и сделайте чертеж.

Внимание на доску!

Работа в тетради:

1.     Построить изображение предмета в собирающей и рассеивающей
линзах. (5 б)

2.     Дать характеристику полученного изображения.
(3 б)

3.    Сделать проверку по контрольному листу.

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 мин

УЭ5

Самостоятельная работа:

Вариант 1

1. Линзой называют...

А. Прозрачное тело, ограниченное сферической поверх­ностью.

Б. Прозрачное тело.

В. Тело, ограниченное сферической поверхностью.

2. На рисунке изображены стеклянные линзы.

Какие из них являются собирающими?
 Рисунок 17

A. 1.      Б. 2.      B. 3.        Г. 1, 2.         Д. 1, 3.
3. На линзу падает луч, параллельный главной
опти­ческой оси. Как пойдет луч после
преломления в
линзе?

Рисунок 18
A. 1.             Б. 2.              B. 3.         Г.4.

4. Рассеивающая линза дает изображение...

A. Только мнимое.                  
Б. Как действительное, так и мнимое.

B. Только действительное.

5. На каком рисунке показан ход лучей через собирающую линзу?
 Рисунок 19

    А. 1               Б. 2                       В. 3                Г. 4

Вариант 2

1. Каждая линза имеет...

 А. Один фокус перед линзой.                   
Б.Один фокус за линзой.

В. Два фокуса по одну сторону линзы.   
Г. Два фокуса с
разных сторон линзы.

2. На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются рассеивающими?
 Рисунок 20

A. 1       Б.2      B. 3       Г. 1, 2      Д. 1,3    Е. 2,3      Ж. 1,2,3

3. На линзу падает луч, параллельный главной опти­ческой оси. Как пойдет луч после преломления в линзе?
 Рисунок 21
А. 1.          Б. 2.           В. 3.         Г. 4.        Д. 5.

4. Собирающая линза дает изображение...

А. Только перевернутое           
Б. Только прямое. 
В. И прямое, и перевернутое

5. На каком рисунке показан ход лучей через рассеивающую линзу?
   
 Рисунок 22
   А. 1               Б. 2                       В. 3                Г. 4

Выполните тест.

 

Нужно выбрать правильный ответ из предложенных, и указать его индекс.


За правильный ответ – 1 балл.

 

8 мин

УЭ6

Цель: Подведение итогов урока:

1.  Прочитайте еще раз цели и задачи урока. Достигли ли Вы их?

2.         Оцените свою работу. Критерий отметки:

102 - 61 баллов - отметка «5»                       
 60 - 53 баллов - отметка «4»
 
52 - 45 баллов - отметка «3»
< 45 баллов – Жду Вас на консультации.
За тесты оценки отдельно.

Запишите домашнее задание: § 63;64               Спасибо за работу.

Сдайте рабочие тетради на проверку.

 

3 мин


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010