Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Воспитание культуры ума

Автор:
Лаптева Татьяна Алексеевна

Аннотация:

Проблема современного школьного физического состоит в том, что основная масса школьников на протяжении всех лет обучения в школе изучают физику в течение двух часов в неделю; для глубокого понимания предмета этого конечно недостаточно. С другой стороны именно физика имеет богатейший материал, изучая который можно успешно решать задачи и формирования научного мировоззрения учащихся, и овладения системой универсальных умственных действий.
В своей статье я ставлю цель поделиться своим опытом о том, как должно меняться преподавание физики в школе, чтобы была возможность и давать определенные знания, предусмотренные государственной программой и делать это так, чтобы при этом получали развитие разнообразные умственные действия школьников. В статье представлены фрагменты нескольких уроков, некоторые приемы, которые я использую на уроках. Рисунки №1,2 выполнены и придуманы самим автором. Уроки также сконструированы мной самостоятельно.
Одна из задач, которая решается в статье, показать преимущества ума, который умеет при обучении самостоятельно видеть проблему, и не бояться ее решать, от ума, который просто имеет определенный багаж конкретных знаний.
Такой подход к преподаванию в настоящее время очень актуален, так как все, запомнить невозможно слишком велик объем информации в любой области, а воспитать ум, не боящийся самостоятельных решений - это означает для ученика готовить себя к успешной деятельности после
окончания школы.

Статья:

Сейчас  когда в России  идет  развитие новой  системы  образования,  которая предъявляет  очень  высокие требования  к  качеству образования  учителя  физики сталкиваются  с  тем,  что выпускники  школ не  видят  где при  дальнейшем образовании  им  будут  нужны   знания  нашего   предмета, так  как   огромное  количество  ВУЗов  не  предлагают  физику  в  качестве  вступительного  экзамена.   Но  именно   учитель  физики  понимает  как  велико  значение  этой  области  знания   для  формирования  культуры  ума,  которая  необходима   в  любой  сфере   деятельности  человека.

Воспитать  же эту  культуру    возможно  только  при   изучении   какого  либо  конкретного  научного  материала,  и   у  физики  здесь  возможности   безграничны.

  Ум,  обладающий  культурой, должен  хранить такие  знания  в  активном  состоянии,   которые   как  нужный  предмет,  инструмент  на  хорошо  организованном   месте , можно   взять  не  глядя,  не  вспоминая  ничего   специально  и решать   задачу  требуемую   сейчас.   Очевидно,   процесс  усвоения  знаний  надо  организовать,  так  как   организует  его  жизнь.  А   именно:   чтобы ученик постоянно  был  вынужден  тренировать  не  столько  память,  сколько способность  решать  задачи,  требующие   самостоятельного  суждения.  Изучая   физику    в  школе   нужно   соединить  процесс  овладения   прочными  основами современной  науки   с  процессом  воспитания  ума, со  способностью  мыслить.  Ум  приученный  действовать  по   штампу,  по  готовому  рецепту  типового   решения,   теряется   там, где  от  него  требуется   самостоятельное  творческое    решение,   не  любит    противоречий,  он  старается   их   замазывать,   обходить,  а   когда   противоречия   упрямо   возникают   вновь  и   вновь,  такой   ум  «срывается  в  истерику»  именно   там  где   надо  мыслить.

У  каждого  достаточно  опытного  педагога    в  практике  его  работы  есть  много  приемов,  которые  позволяют  работать  над  развитием  умственной  культуры,  что   в  конечном  итоге  будет  служить  цели  получения  качественного  образования.  Он  тактично  приводит  ученика  к  проблеме,  которая  требует,    с одной  стороны ,  активного  использования   всего  ранее  усвоенного ,  а  с  другой  -- не  поддается  и  при  этом  требует  собственного  мышления, элементов    творчества. И  если  ученик  находит  выход,  то   это  дороже  «усвоения»  тысячи  готовых  решений.

Ниже   приведены  примеры  того,  как  на  уроках  и  во  внеурочной  деятельности  реализуется  поставленная  автором  задача.

 

 10  класс.  Фрагмент  урока  изучения  новой  темы « Проводники   и диэлектрики  в  электрическом  поле».

Учитель:  На  доске  написана  тема,  которой  будет  посвящен  сегодняшний   урок.  Успех  любого  дела  на  50%  зависит  от умения  видеть  проблему. Я   предлагаю  вам  сформулировать  проблему, стоящую  перед  нами  в рамках  сегодняшнего   урока,  выдвинуть  гипотезу,  определить  цель  урока.

Ответы   учащихся:  проблема

- мы  не  знаем,  что  произойдет  с  проводником  и   диэлектриком  когда  они будут  помещены  в  электрическое   поле.

- одинаково  ли  будут  вести  себя   проводники  и диэлектрики    в  электрическом  поле?

- как  влияет  электрическое  поле  на  проводники и  диэлектрики,  помещенные  в  него?  А влияют  ли  проводники  и  диэлектрики   на  внешнее  электрическое  поле?

Гипотеза

-если  мы  узнаем  результат  взаимного  влияния  электрического  поля   и проводников  с диэлектриками,  то мы   сможем найти способ  применения  этого  явления  на  практике.

Цель урока

- изучить  механизм  взаимодействия   внешнего  электрического  поля  с  проводниками  и  диэлектриками.

Такое начало   при   изучении   новой  темы  создает  мотив  для  осознанной  работы  в  течение  всего  урока. Приучает  учащихся    при  сообщении  любой  информации  видеть  и  выделять  проблему, формулировать  цель,  гипотезу  и  в конце  работы  сопоставлять  полученный  результат  с  поставленной  целью.

 

 

2.Работа  с  физическими  величинами.

Огромное  количество  физических   величин,  вводимых  в  курсе  физики,  требует  запоминания;  их  обозначения, единиц  измерения,  формул,  приборов,  которыми  они  измеряются    и  за  этой  работой  уходит  на  второй   план  тот  факт,  что  всякая  физическая  величина  имеет непосредственное   отношение к  конкретному  явлению  природы  или   свойству    материального  объекта  и  позволяет  представлять, анализировать,  изучать  происходящую  действительность   лаконичным  языком    математических    формул,  нисколько  при  этом  не  умаляя  самой   физической   сути  явлений   природы. Началу  этой  работы    мы   посвящаем  специальный  урок  в  8  классе.

Фрагмент    заключительного  урока  по  теме   «Тепловые  явления».

Учащиеся  разделены на  группы  для  самостоятельного  выполнения  следующих   экспериментальных   заданий.

 

 

 

№ опыта

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Приборы и оборудование

 

 

Стакан с горячей  водой,

Две пробирки; одна  с  песком  другая  с деревянными  опилками, термометры, секундомер.

 

 

 

 

 

 

Два   термометра,  у  одного   баллон  смазан вазелином, стакан  с  теплой водой, секундомер.

 

 

 

Два  цилиндра  деревянный  и  металлический, обернутые  бумагой, спиртовка.

 

Высокий   сосуд, горячая  и холодная  вода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Штатив, пробирка с водой, спиртовка,  резиновая  груша.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пробирка  с  водой, закрытая  пробкой с  трубкой;   штатив, стеклянная  пластинка,  спиртовка.

 

 

 

 

Вода,  спирт, пипетка,  веер.

 

 

Выполнение

Эксперимента

 

Термометры  опустить в  пробирки, а затем  пробирки  в  стакан  с  горячей  водой. В течение  нескольких минут следите  за  показаниями  термометров.

 

 

Опустите    термометры в  воду; следите  за  изменением  температуры  в  течение  нескольких    секунд.

 

 

 

Поочередно на несколько  секунд поместить цилиндры  в  пламя  спиртовки.

 

Налить   в сосуд холодную  воду  и осторожно  прилить  немного  горячей  воды. Рукой  через  несколько  минут  потрогать  сосуд  в нижней  и  верхней  части.

 

 

Довести  воду в  пробирке  до  кипения;  грушу опустить  в  пробирку    и сжать.

 

Воду  довести  до  кипения рядом  с  трубкой  поместить  стеклянную  пластинку.

 

 

 

Капнуть жидкости  наблюдать  за  испарением.

 

Всем классом  заслушиваем группы   и обсуждаем  результаты  эксперимента   по следующим  вопросам:

- какое  явление  вы  наблюдали?

-какое  вещество  участвовало  в  этом  явлении?

-какое  свойство  проявило   вещество  в  этом  явлении,  оцените  его  по пятибалльной  системе.

В  диалоге  с  учащимися  рождаются   следующие   выводы:

1.вода, согласно  проделанным  опытам  и наблюдаемым  в  них  явлениям,  обнаружила   следующие  свойства  и  мы  их  условно   оценили  так :

 

свойство

оценка

испаряемость

       4

 

кипучесть

      4

 

теплоемкость

      5

 

теплопроводность

      2

 

конденсируемость

       4

 

 

2.в явлении    теплопроводности  проверили   свое  свойство  различные  вещества  и  данное  свойство   также было  оценено

       вещество

оценка

     вода

    2

     дерево

     1

     опилки

     3

     металл

     5

      вазелин

     3

      песок

     4

 

 

Учитель: у  любого  реально  существующего  объекта  природы  существует  большое  количество  свойств, которые  проявляются  при  его  участии   в  различных  явлениях  природы;  они  количественно  могут  быть  отражены  конкретной  физической  величиной   и  представлены  в  специальных  таблицах  (их  мы  подробно  изучали  в  данной  теме).

Поиск новых  свойств  у  различных  веществ,  процесс    безграничный,  также   как  и поиск  новых   веществ   с  необходимыми  свойствами  этот  вывод  является  основой  современных  нанотехнологий.

Наглядно сделанный  нами  вывод  выглядит  так:

Рисунок №1.

                             

Человек  тоже  объект  природы  и  картину  его  свойств-качеств  можно представить так:

Рисунок №2.

                          

 

Такой подход  позволяет   направить  размышления  учащихся  при  изучении   физических   величин  в  том  направлении,  что  величина    это  один из   способов   математического  представления   различных  свойств,  предметов  окружающей   природы.

3.Работа  с формулами

 формула

Независимая переменная

  Зависимая  переменная

Постоянный  коэффициент

Физический смысл

F=ma

      F

       a

      m

Масса  показывает  как  тело приобретает  ускорение

F=kx

     x

     F

      k

Жесткость характеризует  упругие  свойства тела

I=U:R

    U

 I

      R

Сопротивление проводника характеризует его отношение к электрическому току

 

Значение  постоянного  коэффициента  можно  определить   с  помощью  графика,  если  на  графике   представлена    зависимость  для   нескольких  тел,  то есть  возможность  сравнить   значение   их  коэффициентов   по  углу  наклона  графика.

Ученики  привыкают   за  формулой   видеть   реально   происходящее  в   природе  явление,  а  коэффициент  выражает  одно  из  многочисленных  свойств  материального  объекта  природы.

Например:  второй закон  Ньютона  говорит  о  том,  что  действие  оказанное  на  тело  приводит  к  изменению   его  скорости   и  как    изменится  скорость  под   действием  данной  силы  зависит  от  массы  тела.

В  разговоре  о  постоянных  величинах   разделяем  их  на  фундаментальные  физические   постоянные   и  величины,   постоянные  для  конкретного   тела  или   вещества.

Единые   подходы  при  работе   с  формулами  и   физическими  величинами  на  протяжении  всего  школьного  курса  физики  должны  сделать  наш  предмет  понятным,  отражающим  объективную  реальность   и  помогающим  ощутить   ее  гармонию   и  единство. О   последнем  говорят  следующие  примеры.

Например:  формулы  периодов  колебаний

              T=2п

               Т=2П

                Т=2п

  Законы  всемирного  тяготения  и Кулона

    F=G                               

    F=K

Если говорить   о  противоречиях,  возникающих   перед  учащимися   в  школе;  это  прежде  всего  разрозненность  информации   преподносимой  на  разных   предметах,  чего   в  принципе  быть  не  должно.  Ведь все  науки,   основы   которых,  изучаются    в  школе  возникли  из    общего  начала-  стремления  человека   познать  окружающий   мир.

Вот  какой  способ  мы  выбрали,   чтобы  показать  учащимся    старших    классов   возможность   интегрировать  свои  знания.

Публичная лекция   для   учащихся  9-11    классов  на     тему   «Графическая  грамотность   учащихся»

Эпиграф    «График -  язык    сотрудничества   профессионалов».

Для  внимания  аудитории     были  предложены    шесть  выступлений   по  следующим     темам:

1.Графическое   представление   результатов   метеонаблюдений.

2.Круговая  диаграмма   результатов  переписи  населения.

3.Решение   физических  задач   с   использованием   графиков.

4.Проведение  экспериментальных  исследований    с  использованием    графических    данных.

5.Построение    графиков  с   помощью  компьютера.

6.Анализ   графиков    для  получения    научной  информации.

Прослушав   выступления, в    заключении   прозвучало:     «График   в  учебнике,   в   условии   задачи,   в  любом  источнике    информации,    с   которым  вы  работаете    -  это   ни   повод  «срываться   в  истерику»,    это возможность  применить  одно   из  умений    работы   с  графиком.

Преподавая    физику   в   школе,  необходимо   стремится   это  делать  так,  чтобы  ученики    наш  предмет    считали  таким,  как  о  нем  говорил  Петр  Капица  «….наука,   в    сущности,   вещь   очень    увлекательная  и   интересная….»

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010