Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Развитие учебно-познавательной деятельности школьников на уроках физики.

Автор:
Подолян Ирина Викторовна

Аннотация:

Развитие учебно-познавательной деятельности школьников
на уроках физики.

В статье рассматривается психолого-педагогические основы развития учебно-познавательной деятельности школьников. Приведены результаты анкетирования проведенного автором. Показана возможность развития учебно-познавательной деятельности школьников через вовлечение их в исследовательскую работу.
 
Подолян Ирина  Викторовна

 

Статья:

Подолян И.В.  SC-5030

Развитие учебно-познавательной деятельности школьников

на уроках физики.

 

Понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. В широком смысле слова оно иногда неправомерно рассматривается как синоним научения, учения, и даже обучения. В узком смысле, согласно Д.Б. Эльконину, – это ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. понятие «учебная деятельность» наполняется собственно деятельностным содержанием и смыслом, соотносясь с особым «ответственным отношением» субъекта к предмету обучения на всем его протяжении [1, стр. 192].

Деятельность обучающегося направлена на освоение глубоких системных знаний, отработку обобщенных способов действий и их адекватного, творческого применения в разнообразных ситуациях.

Согласно Л.М. Фридману, «учебно-познавательная деятельность − деятельность, в которую входят такие компоненты учебного процесса, как постановка и принятие общих целей обучения, выдвижение и обсуждение частных целей, формирование мотивации учебной деятельности, восприятие новой информации, ее переработка и усвоение, овладение умениями и навыками» [3, с. 64].

Исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяли следующие методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный;

б) репродуктивный;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя [2, стр.278].

Каковы же проблемы, которые усложняют развитие учебно-познавательной деятельности школьников?

Проведенное автором анкетирование учащихся 8-х классов показало следующее:

- 30 % учащихся готовы самостоятельно искать какую-то закономерность или приходить к новой идее, им нравится находить разные пути (варианты) решения одной и той же проблемы или задачи либо выявлять что-то общее, устанавливать связь между различными процессами и явлениями;

− 53 % учащихся предпочитают задачи, которые можно решить по определенному шаблону и без поиска иного способа решения, они любят выполнять простые задания, требующие лишь запоминания чего-либо, а не сложные задачи, над которыми приходится долго размышлять.

Таким образом, можно говорить о недостаточной сформированности самостоятельности мышления учеников, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Плохо развито умение анализировать учебный материал. Школьники слабо владеют умением конкретизировать теоретические положения, делать обоснованные обобщения. Им легче просто воспроизвести заученный материал, но трудно осуществить сравнение, установить причинно-следственные связи, самостоятельно разобраться в незнакомом материале, сделать выводы, доказательно ответить на поставленный вопрос. Это затрудняет учение, делает его неинтересным, требующим огромного напряжения механической памяти и усидчивости, занимающим неоправданно большое количество времени, не развивает творческого потенциала ребенка.

На вопрос: «Нравится ли вам учиться?» − 50 % учащихся ответили: «Нет» или «Не очень», 24 % – «Не задумывались». В среднем лишь 26 % школьников проявляют устойчивый интерес к учебным предметам, у большинства ребят нет сформированного активного интереса к учению.

В качестве любимого предмета 70 % респондентов называют тот урок, на котором им интересно, лишь 45 % из них думают о том, что эта дисциплина пригодится в будущем при выборе профессии.

Проводить наблюдения, опыты и экспериментальные исследования на уроках и дома нравится 89 % учащихся.

Одним из путей развития учебно-познавательной деятельности является вовлечение учащихся в исследовательскую работу, которая позволяет перейти от пассивного к активному обучению. Исследовательская деятельность ребят может быть организована не только в рамках школьных учебно-научных обществ, но и через уроки-исследования, домашние экспериментальные задания, а также путем внедрения нового подхода к тематическому и итоговому повторению, к текущему и итоговому контролю знаний, умений.

Приведем пример использования теоретических и экспериментальных заданий на уроке контроля знаний и умений по физике в 7-м классе по теме «Введение».

Цель урока: проверить усвоение умений определять нижний и верхний пределы измерения, цену деления и инструментальную погрешность измерительного прибора, записывать результат измерений, переводить единицы измерений физических величин.

Учащиеся получают две карточки с теоретическим и экспериментальным заданиями [4] (прил. 1).

Такой подход достаточно необычен для традиционной формы проведения урока контроля знаний и умений. Урок вызывает большой интерес у учащихся, так как контрольная работа подразумевает, помимо теоретических заданий, еще и выполнение эксперимента. Благодаря этому психологический страх перед проверкой знаний и умений существенно понижается, а творческая мыслительная деятельность детей повышается. В итоге сокращается количество неудовлетворительных оценок, и поэтому ученики с интересом ждут следующих уроков.

На уроках физики важно сформировать умения пользоваться методами научного исследования явлений (процессов) природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений и представлять их с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. Приведем пример экспериментального задания, способствующего овладению методом научного познания, развитию школьников: задания, требующего высказать гипотезу, проверить ее в эксперименте, провести анализ результатов и сделать вывод [5] (прил. 2).

Таким образом, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, содействует развитию творческих способностей школьников и выработке у них исследовательских умений и навыков, формированию аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска, воспитанию целеустремленности и системности, самоутверждению в достижении поставленной цели.

 

 

Приложение 1

Возможное сочетание карточек:

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 


Список литературы

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. − М. : «Логос», 2000. − 384 с.

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [под ред. В.А. Сластенина] : В 2 ч. − М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. − Ч. 1. − 288 с.

3. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: кн. для учителя / Л.М. Фридман. − М. : Просвещение, 1987. − 224 с.: ил. − (Психол. наука − школе).

4. Фадеева А.А. Физика: Карточки-задания: 7: кн. для учащихся / А.А. Фадеева. – М. : Просвещение, 2002. – 64 с.: ил.

5. Фадеева А.А. Физика: Рабочая тетрадь для 7 класса / А.А. Фадеева. – М. : Просвещение, 2007. – 96 с.: ил.

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010