Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Зачетная система преподавания физики в 10 классе

Автор:
Коваленкова Елена Васильевна

Аннотация:

В 10-11 классах возникла необходимость тематического учета знаний учащихся при изучении школьного курса физики. Тематический зачет позволяет проверить знания обучающихся по всей теме, систематизировать их, научить учащихся самостоятельно увидеть пробелы в своих знаниях, оценить полученные знания по способностям. Зачётная система в школе – это форма организации учебного процесса на старшей ступени образования. Она готовит к обучению в ВУЗах, СУЗах, где нет традиционного ежедневного опроса. Во время учебы в данных учебных заведениях обучающимся будет легче готовиться к семинарам, коллоквиумам, зачетной неделе и т.д. Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. В соответствии с общими целями обучения и развития учащихся, требованиями стандарта образования по физике к уровню подготовки выпускников основной и средней школы проверяется не только овладение определенной системой физических понятий и законов, но и освоение экспериментальных методов познания окружающего мира.

Статья:

ЦЕЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОГО УЧЕТА ЗНАНИЙ: повышение эффективности процесса обучения и стимулирование учебной деятельности старшеклассников.

ЗАДАЧИ ЗАЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ:

ü     обеспечить качественное усвоение государственных стандартов.

ü     содействие ликвидации пробелов в знаниях обучающихся и достижение 100% успеваемости.

Изучаемый материал дается сначала  теоретически, он может преподаваться  блоками, модулями, включающими следующие формы организации учебных занятий: уроки – лекции, уроки -  семинары, затем теоретические знания отрабатываются на практике: при решении задач, при выполнении практических и лабораторных работ. Более доступный материал выносится на самостоятельное изучение с последующим обсуждением на семинарах, уроках – пресс конференциях. Для текущего контроля знаний и умений систематически проводятся самостоятельные работы, диктанты, тестирование  и т. п.

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ:  Она начинается с выяснения конечной цели: какие понятия, величины и законы надо изучить, какие типовые задачи научить решать, какими приборами научить пользоваться и т.д. Исходя из этого выбираются формы учебных занятий, составляются вопросы к зачету, подбираются творческие и  домашние задания.  Независимо от формы зачёта, учащимся должны быть предложены дифференцирование задания (базового, повышенного и высокого уровней). При организации контроля результатов учебной деятельности обучающихся необходимо определить уровень достижений каждого учащегося в соответствии с требованиями учебной программы и его успехи в развитии умственных способностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЧЕТА: Содержание зачета определяется списком вопросов, которые объявляются обучающимся заранее (в начале изучения темы), определяются типы задач, которые будут входить в контрольную работу, после проверки теоретических знаний. Зачет по теме можно получит «автоматически», для чего необходимо иметь устные ответы на 2 - 3 вопроса темы во время промежуточного контроля знаний, оценку за выполнение домашних заданий, положительные оценки за выполнение лабораторных работ, диктантов и другие виды заданий, входящих в данную тему. Зачёт может проводиться в формах: контрольной работы; самостоятельной работы; устных ответов на вопросы, вынесенные на зачёт (по билетам); собеседования; защиты реферата; тестирования; ответы на вопросы.

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности использую  тематический учет знаний  обучающихся.  Ученики заранее извещены о сроках проведения зачета. Во время последнего урока в данной теме повторяем все основные моменты, отвечаю на вопросы, которые, возможно, у ребят возникают. Учащиеся очень быстро привыкают к такой форме работы и каждый раз по окончании изучения темы спрашивают: «А зачет будет как в прошлый раз?» Моим ученикам этот метод нравится.


Зачет № 1 (общеобразовательный класс)

 

Тема «Основы молекулярно – кинетической теории. Газовые законы»

Цель:    

  • Систематизация знаний по теме «Основы молекулярно-кинетической  теории».
  • Показать практическое применение теории для описания процессов, происходящих  в реальных газах.

 

Вопросы:

  1. Основные положения МКТ (Молекулярно-кинетической теории) и их опытное обоснование.
  2. Строение жидких, твердых и газообразных тел в МКТ.
  3. Идеальный газ в МКТ.
  4. Температура – как физическая величина (определение, тепловое равновесие, шкалы измерения, мера кинетической энергии).
  5. Уравнение состояния идеального газа.
  6. Газовые законы (формулировка, формула, график).

 

Ход урока.

 При проведении зачета класс делится на 3 группы, каждая группа получает свое задание.

Обучающимся предлагается на оценку «удовлетворительно» выполнить диктант, на «хорошо» - диктант и решение качественных задач, на «отлично» -  решение расчетных и качественных задач. Задания для второй и третьей групп имеют несколько вариантов.

1 группа пишет физический диктант:

I. Напишите формулы для расчета:

1. Основное уравнение МКТ газа.

2. Формула кинетической энергии молекулы.

3. Формула количества вещества.

4. Числовое значение постоянной Больцмана.

5. Формула связи температуры по шкале Цельсия с температурой по шкале Кельвина.

6. Формула, доказывающая, что абсолютная температура – мера средней кинетической энергии молекул.

7. Формула зависимости давления от абсолютной температуры.

8. Численное значение постоянной Авогадро.

9. Уравнение состояния идеального газа

10. Численное значение универсальной газовой постоянной.

11.Формула  закона изотермического процесса.

12. Формула закона  изобарического процесса.

13.Формула  закона  изохорического процесса.

II. Допишите предложения:

  1. Молекулы в теле…
  2. Броуновское движение доказывает…
  3. Молекулы в газе движутся…
  4. Особое свойство жидкости…
  5. С увеличением скорости молекул температура тела…
  6. p,V,T характеризуют…
  7. Состояние, при котором все параметры системы остаются постоянными называется…
  8. При постоянном давлении, если увеличивается температура, то …

 

III. Ответить на вопросы:

1.                В закрытом цилиндре нагревают газ. Как изменится при этом давление и концентрация молекул газа?

2.                Если положить внутрь резинового шарика льдинку и затем надуть его, то льдинка будет таить, а шарик на глазах начнет «худеть». Какие изменения происходят с термодинамическими параметрами в этом случае?

В это время II группа выполняет задания по карточкам (решение качественных задач), III группа – выполняет решение расчетных задач.

Пример карточки II группы:

  1. Почему  в помещении, в котором часто курят, одежда и вещи пахнут дымом?
  2. Почему газы заполняют весь предоставленный им объем?
  3. Можно ли для определения разности температур использовать неточный термометр?
  4. Вы надули щеки. При этом давление и объем воздуха во рту увеличилось. Не противоречит ли это частному случаю уравнения для изотермического процесса.

Пример карточки  III группы:

  1. Какой объем занимают 100 молей ртути? Плотность ртути 13600 кг/м3.
  2. Определите температуру газа, если средняя кинетическая энергия его молекул равна 1,6·103 Дж.
  3. Газы в дымовой трубе охлаждаются при постоянном давлении от 350К до 297К. На сколько при этом уменьшается объем газа в трубе?

 

Зачет № 2  (профильный уровень)

 

Тема «Жидкость и твердое тело»

Цель:    

  • Обобщение и систематизация знаний по теме « Жидкость и твердое тело».
  • Показать умение работать с дополнительной литературой, умение формулировать   и задавать научные вопросы.
  • Воспитание чувства ответственности, уважения  и внимательного отношения к отвечающим.

 

Вопросы:

  1. Что такое влажность воздуха?
  2. Насыщенный, ненасыщенный пар.
  3. Смачивание жидкости.
  4. Несмачивание жидкости.
  5. Капиллярность жидкости.
  6. Высота поднятия жидкости в капилляре (вывод формулы).
  7. Поликристаллы, монокристаллы.
  8. Анизотропия и аморфность твердых тел.
  9. Деформация твердого тела и ее виды.
  10. Закон Гука.
  11. Пластичность и хрупкость твердого тела.
  12. Превращение жидкостей и газов.

Ход урока.

Зачет проводится в форме «Ринга». Каждый вопрос  зачета написан на отдельных  карточках  красного, желтого и зеленого цветов. Обучающиеся  имеют право выбора вопросов по цвету. Карточку красного цвета выбирает тот, кот уверен в ответе на «отлично» по данному вопросу. Карточку зеленого цвета выбирает тот, кто знает данный вопрос на «хорошо». Карточку желтого цвета может выбрать тот, кто выучил данный вопрос на «удовлетворительно». На «ринг» приглашаются обладатели «красных» карточек. При подготовке к зачету обучающиеся должны подготовить дополнительные вопросы темам зачета.

 ЭТАП 1: «ФИЗИЧЕСКИЙ РИНГ»

Обладатели «красных» карточек выходят к доске или садятся за общий стол перед классом. Они готовы к  «рингу», готовы подтвердить свою оценку. Обладатели  «желтых»  и «зеленых» карточек задают вопросы "красным" по своему выбранному вопросу. Если один  ученик - "красный" готовится, то вопросы задают другому. На данном этапе оценивается не только ответ «красного», но и заданный вопрос от «желтых» и «зеленых». Чем вопрос оригинальнее, тем больше баллов получает тот, кто его предложил. В случае если обладатели  «красных»  карточек  не  могут, ответит на заданный вопрос, то ответ дает тот, кто его задавал. Активность так же оценивается. На данном этапе можно опросить «красных» по другим вопросам темы, чтобы окончательно поставить оценку за зачет.

ЭТАП 2: "ЭКЗАМЕНАТОР"

            Учащиеся - экзаменаторы ("красные") рассаживаются по одному человеку за парту.   Учащиеся ("желтые", "зеленые") должны побеседовать с каждым экзаменатором, переходя от стола к столу в любой последовательности. На индивидуальных листках экзаменаторы («красные») выставляют баллы «желтым» и «зеленым» по своим вопросам, на которые сами  они уже ответили. Тот, кто почувствовал затруднения, может обратиться к учебнику. "Зеленые" - дважды, "желтые"- трижды. Штрафные очки при этом не присуждаются. Экзаменатор ведет ведомость оценки знаний «желтых» и «зеленых»

 ЭТАП 3:"НАЙДИ ПАРУ"

Каждый ученик получает карточку или с задачей, или с ответом к какой-то задаче, или набор физических величин для составления формул. Получивший задачу должен найти себе пару, т.е. того, у кого написан ответ к этой задаче. Занимается поисками и тот, у кого на карточке только ответ. Найденные пары проверяются, если есть ошибка, то им выставляются штрафные очки.

1.Собрать формулу:

            σ =F/ ℓ, σ =F/S, h= 2 σ/ρgR, φ=р/р0·100%, σ=E| ε|,  ε= ∆ℓ/ ℓ0,   ∆ℓ=ℓ- ℓ0, Fупр = -kx

2.Найти ответ:

1.Образующиеся  белые клубы при выдохе на морозе иногда  называют паром. Правильно ли это?                                                                         /Нет, это туман-мельчайшие капельки воды/

2.Почему в морозные дни над полыньей в реке образуется туман?

                          /Туман-мельчайшие капельки воды. Резкое изменение температуры/

3.Почему запотевают очки, когда человек с мороза входит в комнату?

                         /Резкое изменение температуры. Молекулы теплого воздуха кристаллизуются/

 4.Почему в бане на трубе с холодной водой появляются капельки жидкости?

                         /Молекулы теплого воздуха конденсируются/

 5.Чем объяснить появление зимой инея на оконных стёклах?

      /Разная температура среды. Кристаллизация молекул воздуха/

 6.Если радиус капилляра увеличить в 2 раза, то высота  жидкости в капилляре…

/..уменьшится в 2 раза/

 7.Если плотность жидкости капилляра уменьшить в 2 раза, то высота её   поднятия...                                                

 /.. увеличится  в 2 раза/

 8.Какого вида деформации испытывают: ножка скамейки и  сверло?                                                  /сжатие, кручение/

9.Какого вида деформации испытывают винт мясорубки, сидение скамейки?

/кручение, изгиб/ 

10.Чем больше значение модуля Юнга, тем прочнее материал.  Верно ли это?   /Да/                                                                                                                                                                                                                        

11. Механическое напряжение твёрдого тела прямопропорционально его   относительному  удлинению и обратно пропорционально модулю Юнга?                

/Нет/

 ЭТАП 4: ИТОГ

Оценки за зачет выставляются, как среднее арифметическое оценок за каждый этап зачета.

Дополнительные задачи по  теме «твёрдое  тело»

   12.Как измениться абсолютное сжатие бетонной опоры при замене её кирпичной таких   же  размеров, если модуль упругости бетона больше в 2 раза?

   13.Если тело обладает анизотропией означает ли это, что оно обязательно является  кристаллическим?

   14.У каких тел наблюдается явление анизотропии? Что такое анизотропия?

              /Слюда, кремний, графит. Зависимость физических свойств от направления внутри кристалла/

   15.Какие материалы называются хрупкими? Приведите примеры.

  /Разрушаются при  небольших деформациях. Стекло, фарфор, чугун, мрамор, янтарь/

   16.Какому участку диаграммы растяжения соответствует выполнение   закона Гука?             

   17.Почему можно придать первоначальную форму деформированному шарику для настольного тенниса, опустив его в горячую воду?

                        /Чем выше температура, тем быстрее движутся молекулы и чаще сталкиваются  друг другом и с твёрдым телом/

Для зачёта только по теме "Твёрдое тело" (общеобразовательные классы) выбираем карточки № 3,8,9,10,11 дополнительно.

  В такой же форме он может быть проведен только по теме «Твердое тело» для общеобразовательных классов.

 

Зачет №3 (общеобразовательный класс)

 

Тема «Основы термодинамики»

 

Цели:    

·        Обобщение и закрепление знаний по теме «Основы термодинамики»

·        Развитие навыков постановки вопросов по теме.

·        Проверка умения  применять знания на практике.

 

Вопросы:

1.      Что такое внутренняя энергия? /вывод формулы/

2.      Работа газа в термодинамике /вывод формулы/.

3.      Количество теплоты – как энергия, переданная в процессе теплообмена.

4.      Первый закон термодинамики и его применение к различным изопроцессам.

5.      Второй закон термодинамики и его формулировки

     /необратимые и обратимые процессы/

6.      Принцип работы тепловых двигателей. КПД двигателя.

 

Ход урока.

        Зачет проводится в форме «Ринга». Вопросы к зачету написаны на карточках красным, зеленым и желтым цветам.

       Учащиеся выбирают карточки в соответствии со своими знаниями вопроса. Красные на «отлично», зеленые – «хорошо» и желтые – «удовлетворительно».

       Кто выбрал «красные» карточки отвечают на вопросы «зеленых» и «желтых». Вопросы учащихся должны подготовить заранее во время подготовки к зачету.

I этап: «Ринг»

       На вопросы отвечают учащиеся, которые выбрали карточки красного цвета. Во время проведения данного этапа зачета оценивается ответ «красных» и заданные вопросы «зеленых» и «желтых». Чем вопрос оригинальнее, тем больше баллов получает тот, кто его предложил. В случае если обладатели  «красных»  карточек  не  могут, ответит на заданный вопрос, то ответ дает тот, кто его задавал. Активность так же оценивается. На данном этапе можно опросить «красных» по другим вопросам темы, чтобы окончательно поставить оценку за зачет.

II этап: «Экзаменатор» Учащиеся выполняют тест на четыре варианта. Привожу пример 2 вариантов

Вариант № 1                

1. В каком из перечисленных случаев происходит изменение  внутренней энергии тела?

                   1.  При совершении работы над телом без изменения его скорости.

                  2.  При совершении теплопередачи от тела.

                  3.  При изменении скорости движения тела.

2. По какой формуле можно вычислить внутреннюю энергию одноатомного газа?

                  1.                2.                 3.  p • ΔV

3.  При постоянном давлении 105 Па газ совершил работу 104Дж.

     Как изменится  объем  газа в этом процессе?

                 1.  Не изменится.                                       5.  Уменьшится в 0,1 м3.

                 2.  Увеличится в 10 раз.                            6.  Увеличится на 10 м3.

                3.  Уменьшится в 10 раз.                           7.  Уменьшится на 10м3.

                4.  Увеличится в 0,1 м3.

4.  Чему равно изменение внутренней энергии  ΔU тела, если ему передано количество теплоты и внешние силы совершили над ним работу?

                 1.Q          2.Q + А               3.QA                4.   A - Q

5. Каково соотношение между количеством теплоты и работой, совершаемой газом при изотермическом процессе?

                  1.  Q = –А′        2.  Q >А′            3.Q = 0, A′ > 0           4.Q + A

6. Какое условие выполняется при адиабатическом процессе?

                1.  Q = - A                                  4. А′ = 0                                       

                2.  Q = A                                    5.  ΔU = 0

                3.  A = 0                                     6.  Q = 0

7. Объем воздуха в баллоне в результате теплопередачи увеличивается на 0,002 м3 при  постоянном давлении 105 Па. Какое количество теплоты было  передано воздуху, если его внутренняя энергия в этом процессе увеличилась на 2000 Дж?

                  1. 4000Дж.                               4. – 2000 Дж.                                                          

                  2. 2000 Дж.                              5. – 4000 Дж.

                  3.   0                                          6. 1800 Дж.

8. Найдите максимальное значение КПД, которое может иметь тепловая машина с Т1  холодильника 270С, а Т2 нагревателя  +7270С.

                  1.70 %.      2.100 %.      3.30 %.       4. 43 %.      5. 96 %.    

9.Внутренняя энергия определяется…

           1.Температурой тела.

           2.Скоростью тела.

           3.Средним расстоянием между молекулами.

          4.Температурой, скоростью тела и средним расстоянием между молекулами.

 

Вариант № 2

 

1. В комнату внесли только что купленный холодильник и включили в сеть. Как  изменится температура воздуха в комнате в результате работы холодильника, если дверь холодильника закрыта?

                     1.Повысится.          2.Понизится.          3.Не изменится.

2. Определите КПД двигателя, если температура нагревателя 8270С, а холодильника  270С.

                    1.97 %.        2.37 %.      3.100 %       4.73 %.      5. 27 %.

3. Какое условие выполняется при изобарическом процессе?

                   1.Q = 0          2.Q = - A           3. ΔU = A + Q              4. A′ = 0

4. Какое условие выполняется при адиабатном   расширении газа?

                   1.ΔU = A + Q       2.Q = 0        3.ΔU=A        4. A = Q         5.  Q = A                                    

5. Чему равно изменение внутренней энергии тела, если оно получило

    от окружающих тел количество теплоты Q и совершило работу А′?

1.Q                                     4. Q - A

2.A                                    5.Q - A

3.Q +A                              6. A′ – Q

6. Какое выражение соответствует I закону термодинамики?

1.ΔU = Q + A                                    3.  Q = ΔU - A

2.ΔU = Q – A′                                   4. Q = ΔU + A

7. В каком из перечисленных ниже случаев происходит изменение внутренней   энергии  тела?

  1. При изменении потенциальной энергии тела.

              2. При совершении работы над телом.

              3. При совершении телом работы.

              4. При осуществлении теплопередачи телу.

8. При постоянном объеме система получила из окружающей среды 104Дж энергии. Что происходит с изменением внутренней энергии данной системы?

1.Увеличится на 104 Дж.

2.Будет равна 104 Дж.

3.Изменится на 104 Дж.

4.Не изменится.

9.Внутренняя энергия макроскопического тела с точки зрения МКТ – это…

                1. Кинетическая энергия хаотического движения его молекул.

                2. Потенциальная энергия взаимодействия его молекул друг с другом.

                3. Кинетическая энергия тела.

                4. Кинетическая энергия хаотического движения и потенциальная

                   энергия взаимодействия его молекул.                                       

               5.Его кинетическая и потенциальная энергия.

III этап:  «Найди пару»

1.      Учащимся раздаются карточки с обозначением физических величин по данной теме для того, чтобы они могли найти друг друга и составить формулы по теме.

2.      Учащиеся получают карточки с текстами условий задач и ответов к ним. Тексты задач подбираются таким образом, чтобы ответы были подобными.

 

Например:

1. Если нагреть воду в пробирке, закрытой пробкой, то через некоторое время пробка будет выбита и полетит вверх. За счет, какой энергии летит пробка?

/Ответ: внутренняя энергия/

2. Скользящая по льду шайба останавливается. Какая при этом энергия уменьшается?

/Ответ: кинетическая энергия/

3. Процессы теплообмена между телами, предоставленными самим себе, всегда протекают так, что горячие тела охлаждаются, передовая энергию менее нагретым телам. Возможно ли самопроизвольное протекание обратного процесса?

/Ответ: нет/

4. Проволока может нагреваться в пламени спиртовки или в результате многократного сгибания. Правильно ли утверждать, что в обоих случаях проволока получила некоторое количество теплоты.

/Ответ: да/

IY этап: Итог  В результате проведенного зачета учащиеся получают 2 или 3 отметки. После проверки  теоретических знаний на следующем уроке  проводится контрольная работа.

Зачет № 4 (общеобразовательный класс)

 

Тема «Электрическое поле и его применение»

Цель:

·        обобщение и систематизация знаний учащихся

·        углубленное повторение учебного материала

·        проверка знаний и умений с учетом индивидуальных способностей учащихся

 

Вопросы:

 1. Электрический заряд и его свойства (закон сохранения электрического заряда).

 2. Закон Кулона.

 3. Силовая характеристика электрического поля – напряженность

      (определение,  формула,  единицы измерения,  принцип суперпозиций полей, графическое изображение полей).

 4. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.

 5. Энергетическая характеристика электрического поля - потенциал.

     (определение, формула, единицы измерения, понятие разности потенциалов, связь Е и U)

 6. Работа электрического поля. Потенциальная энергия.

 7. Электроёмкость. Конденсатор и его виды. Применение конденсаторов.

     Энергия заряженного конденсатора.

Контроль знаний учащихся проводится с учетом индивидуальных способностей. «Сильные» учащиеся выполняют задания по вариантам

Например:                     

ВАРИАНТ № 1

 

1. Изложите теорию:                                     

Электрический заряд  и его свойства.        

2. Раскройте смысл терминов:                

    Потенциал, разность потенциалов  

3. Ответьте на вопросы:                            

    Чему равна напряженность поля в точке, находящейся посередине  между двумя одинаковыми по величине однородными зарядами.

    Ответ поясните графически. 

4. Решите задачу:    

    В однородном электрическом  поле в вакууме находится пылинка массой 4∙10-10кг, имеющая заряд 1,6 ∙10-11Кл.  Какой должна быть напряженность этого поля, чтобы пылинка оставалась в покое?

5. Прокомментируйте рисунок:      

          

                                         +                                                               -

 

                                                                                                                                             

 


ВАРИАНТ № 2

1.Изложите теорию:

        закон Кулона

2. Раскрой смысл терминов:

       напряженность, потенциал, работа электрического поля           

                                  3. Ответьте на вопросы:

        Может ли потенциальная энергия  заряда в электрическом поле  оставаться  неизменной, если этот заряд перемещается?

 4. Решите задачу:

        Какую скорость может сообщить  электрону, находящемуся в состоянии     покоя в электрическом  поле конденсатора, если разность потенциалов межу  пластинами конденсатора 1000В? (me=9 ∙10-31  кг)

 5. Прокомментируйте рисунок:                                                                                               

                                                                                                                                                                

                                           E

 

  «Слабые» учащиеся работают по картам (см. приложение №1 к зачету №4)

Для проверки основных терминов и понятий используются кроссворды

 (см. приложение№2 к зачету №4)

 

Зачет № 5 (общеобразовательный класс)

 

Тема «Законы постоянного тока»

Цель:

·        систематизация знаний учащихся

·        контроль знаний и умений учащихся

·        проверка  умения решать задачи

·        активизация учебной деятельности учащихся

 

Вопросы:

               1.Электрический ток и условия его существования.

               2. Закон Ома для участка цепи.

               3. Последовательное и параллельное соединение проводников.

               4. Работа и мощность электрического тока.

               5. Закон Ома для полной цепи.

Зачет проходит в 2 этапа:

1)      повторение и контроль изученного материала (в форме игры

 «Звездный час»)

2)      проверка знаний  и умение решать задачи (выполнение теста по вариантам)

 

 

1этап: игра «Звездный час»

 

Правила и условия игры:

В игре принимают участие группы по 3 человека. За каждый правильный ответ участник игры получает балл (жетон). Игра имеет 4 тура. После каждого тура участники, набравшие наименьшее число баллов, выбывают из группы и становятся зрителями.

1 тур (включает 2 задания)

Задание 1: На доске написаны физические термины:

                  1) мощность тока

                  2) сила тока

                  3) напряжение

                  4) диэлектрик

                  5) аккумулятор

                  6) протон

Вопросы:

Как называется 1) вещество, не проводящее электрический ток?

     2) количество заряда, проходящее через поперечное сечение проводника   

    за 1 с?

                           3) работа тока, совершаемая за 1с?

     4) частица, входящая в состав атомного ядра и имеющая положительный   заряд?

      5) работа тока по перемещению заряда 1Кл?

Задание 2:  На доске написаны формулы: 1) A=UIt; 2)I=U/R; 3)Rl/S; 4)U=I/R; 5)Q=IRt

                                             6) I=I1+I2

 

Вопросы

1)      Какая формула выражает основной закон для участка электрической цепи?

2)      По какой формуле можно рассчитать работу электрического тока?

3)      Какая запись выражает закон распределения сил токов в параллельно соединенных проводниках?

4)      Какая формула дает возможность определить сопротивление проводника электрическому току, не включая его в цепь?

5)      Пользуясь, какой формулой, можно рассчитать количество теплоты, выделяющееся в проводнике при прохождении по нему электрического тока?

 

2  тур (включает 2 задания)

Задание 1: На столе стоят приборы 1) реостат, 2) вольтметр, 3) амперметр, 4) манометр,

                                                              5) аккумулятор, 6) электрометр

                    Вопросы   Какой прибор

1.      Измеряет силу тока в цепи?

2.      Определяет наличие и значение электрического заряда?

3.      Измеряет напряжение в цепи?

4.      Служит источником тока?

5.      Не применяется в электротехнике?

 

Задание 2: На доске написано условие задачи: Спираль электроплитки рассчитана

                    на 440 Вт и напряжение 220В.  Какое сопротивление имеет спираль?

                    ( на решение дается 20 с)

                    Варианты ответов: 1) 440 Ом, 2) 220 Ом,3) 110 Ом, 4)2 Ом, 5) 0,5Ом

3  тур (включает 2 задания)

Задание 1: На доске изображены схемы электрических цепей








1)                                              2)                                        3)

 

                                                                                                                         V

      4)                                              5)                                               6)                            

                                                                                                                                  А       

                                                                                                                                                            

                                                                                                                                    

                                                         Вопросы:

1.      В какой цепи можно изменить силу тока?

2.      По какой цепи можно измерить силу тока?

3.      В какой цепи лампочку можно включить из двух разных мест?

4.      Какая цепь застрахована от короткого замыкания?

 

Задание 2: Верны ли утверждения?

1.      Сила тока измеряется в вольтах.

2.      Одноименные заряды притягиваются, разноименные – отталкиваются.

3.      Сила тока в цепи зависит от приложенного напряжения и сопротивления проводника.

4.      Чем больше потребителей включено в цепь параллельно, тем больше сопротивление такой цепи.

5.      Работа тока измеряется в джоулях.

6.      Чем толще проводник, тем больше его электрическое сопротивление.

7.      Электрический счетчик измеряет силу тока, протекающего по цепи.

8.      Нагревательные элементы делают из проволок, обладающих малым удельным сопротивлением.

 

Если вы считаете прочитанное утверждение правильным, то учащиеся поднимают карточку №5, если неверным – карточку №2

 

4  тур (включает 1 задания)

Из букв, образующих слово «космонавтика», составить слова  физического содержания, относящиеся к теме «электричество»  (на работу отводится 1 - 2 минуты).

2 этап: тестирование

            Для более полного представления о знаниях учащихся проводится тестирование

по вариантам (см. приложение 1 к зачету №5).   

 

Зачет № 6

 

Тема «Электрический ток в различных средах»

Цель:

·         Проверка теоретических знаний обучающихся

·         Проверка умения самостоятельно работать по теме

·         Раскрыть вопросы практического применения электрического тока в различных средах

 

Зачет по данной теме проходит в форме «Защита научного проекта»

На уроке  - зачете обучающиеся представляют свои проекты  в различных формах:

презентация в программе  Microsoft Office Power Point, автореферат, реферат, выступление, видеоролик. Проекты могут быть представлены в печатном или электронном варианте.

Перед уроком на доске вывешиваются объявления:

 

                                              Внимание ФОИР

 

ФОИР – физическое общество Изобретателей и Рационализаторов

               ТИХО!         Идет защита научного проекта

 

В начале урока из обучающихся выбирается « Научный совет»  и « Комитет научных открытий и изобретений», которые будут оценивать работы обучающихся.

Темы проектов должны соответствовать теме зачета.



Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010