Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование информационной компетенции учащихся в процессе использования возможностей интерактивной доски на уроках физики

Автор:
Пичугова Елена Николаевна

Аннотация:

Цели:
    Создание педагогических условий для формирования информационной компетенции учащихся при работе с интерактивной доской;
    Способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся в сфере ИКТ
Задачи:
    формирование у учащихся устойчивого активного интереса к предмету;
    научить, критически использовать различные источники информации;
    совершенствовать навыки работы учащихся с информационно-коммуникативными технологиями;
     мотивирование учащихся через интерактивное исследование физических явлений и процессов;
     создание ситуации успеха для любого ученика,  независимо от его уровня знаний и умений.
Практическое значение работы:
-определяется потребностью общества в выпускниках, владеющих современными технологиями работы с информацией, т.е. обладающими информационной культурой

Статья:

Современное общество стремительно меняется: индустриальное общество превращается в информационное, стремительно растут темпы внедрения технических разработок, меняется номенклатура требований рынка труда к потенциальному работнику. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться, уметь применять знание. Академическая успешность в сфере науки не гарантирует теперь способности жить в новом, меняющемся мире.
Одним из ответов на эти вызовы современности стал компетентностный подход, суть которого состоит в том, что результаты образования определяются «от конечного продукта», человек не просто решает интеллектуальные задачи, но имеет опыт решения практических задач, требующих от него обладания данными интеллектуальными способностями
Исходным является понятие информационная компетентность. Информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности
Информационная компетентность включает в себя: когнитивный компонент (отражает процессы переработки информации); ценностно-мотивационный компонент (создание условий, способствующих вхождению ученика в мир ценностей); технико-технологический компонент (включает технологические навыки и умения работы с информационными потоками); коммуникативный компонент ( отражает применение языков, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации);  рефлексивный компонент (заключается в осознании собственного уровня саморегуляции личности).

В задачи развития информационной компетентности специалиста входит:
- обогащение знаниями и умениями из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
- развитие коммуникативных, интеллектуальных способностей;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.
Задачи развития информационной компетентности находят своё отражение в конкретных функциях.

Функции "информационной компетентности"
     познавательная - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;
     коммуникативная – носителями  являются семантическая компонента, "бумажные и электронные" носители информации педагогического программного комплекса;
     адаптивная  - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;
     нормативная – проявляется, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;
     оценочная (информативная)  - активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую, оценивать значимую и второстепенную.
     интерактивная - формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.
Эти функции тесно взаимодействуют между собой, переходят одна в другую и фактически представляют единый процесс, позволяющий видеть взаимосвязь проблем различных учебных дисциплин в целостной системе знаний учащихся.

Для формирования информационной компетенции на уроках физики я использую возможности интерактивной доски.

Использование ИД на различных этапах урока

    Выделение цветом акцентирует внимание учащихся на чем-то важном, обозначение связи между элементами схем, рисунков, формул.
    Заметки на экране могут применяться для формулирования вопроса, проблемы.
    Перемещение объектов позволяет составлять логические цепочки, схемы, обобщающие таблицы.
    Возможность возврата к предыдущим записям можно использовать для анализа и обобщения материала.
    Функция затемнения позволяет учителю воспроизводить информацию на слайде поэтапно.
    Вставка (вырезка) частей изображения наряду с отменой и повтором позволяют создавать на уроке ситуацию успеха, ученик всегда может исправить свои ошибки.
В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? почему интерактивные доски становятся все более популярными?
•    Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
•    Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
•    Интерактивные доски позволяют учителю увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
•    Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
•    Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
•    Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
•    Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
•    Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.
•    При полной интеграции интерактивных досок в образовании, создании единой базы данных методических и демонстрационных материалов для обучения у учителей появляется больше свободного времени.
 
Методы формирования информационной компетенции
Они могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией:
    Поиск и сбор информации
     Обработка информации
    Передача информации
    Комплексные методы

Поиск и сбор информации:
 •    задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
•    задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить) <приложение №1>;
 •    задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума») <приложение №2>.
 
Обработка информации:
•    задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование) <приложение №3>;
 •    составление планов к тексту;
 •    подготовка вопросов к тексту;
 •    составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту <приложение №4,5>;
 •    задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов <приложение №6>;
 •    задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.

Передача информации:
•   подготовка докладов, сообщений по теме;
 •    подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роint к учебному материалу;
 •    подготовка учебных пособий по теме <приложение №7>;
 •    подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.

 Комплексные методы:
     составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
 •    информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;
 •    телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
 •    учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
 •    выпуск ученических СМИ — печатных, электронных.

 Оценки уровня сформированности информационно-коммуникативных компетенций

Для оценки уровня сформированности информационно-коммуникативных компетенций у обучающихся, я предлагаю диагностику, основанную на технологии вопроса. Данная диагностика позволяет выявить уровни понимания теоретического и практического материала обучающимися. Она состоит из трёх уровней понимания и на каждый уровень понимания представлена своя типология вопросов, с помощью данной типологии вопроса учителю легко составить различные диагностики по любым изучаемым темам. Полученные диагностические данные по каждой теме изучаемой в данном классе выстраиваются в мониторинг сформированности информационно-коммуникативных технологий.
1 уровень понимания:
•    опознание элементов информации;
•    выявления факторов;
•    использование ранее усвоенных информационных понятий;
•    словесное и визуальное описание объектов.
Тип вопроса — воспроизводящий:
Когда…? Где…? Что…? Сколько…? Как называется…? Какая информация нам необходима…? Что мы знаем уже о…? Где про это ещё написано…?
Направленность данных вопросов задана на распознавания элементов информации. Умения констатировать, перечислять систематизировать, описывать, формулировать, приводить примеры, опираясь на свои прошлые знания.
2 уровень понимания:
•    выделение главного;
•    установление связей между понятиями и объяснения причин;
•    обобщение информационных объектов отношений и действий между объектами; соотнесение своих действий с целями собственной деятельности.
Тип вопроса — объяснительный:
Как…? Каким способом…? Как связаны между собой данные  понятия…? Почему…? Что общего…? Можно ли утверждать…? Как преобразовать, чтобы получить…? Какие действия нужно выполнить…?
Направленность данных вопросов задана на обоснование, объяснение, доказательстве, применение теоретических знаний в практической ситуации, решение типовых задач с использованием не преобразованных алгоритмов деятельности.
3 уровень понимания:
•    прогноз возможных изменений проблемной ситуации, учёт разных мнений и познавательных позиций, уметь анализировать;
•    самостоятельная работа по усвоению нового материала, порождение субъективно новых интеллектуальных продуктов.
Тип вопроса — творческий:
Что произойдёт, если…? Можете ли вы предположить…? Предположите, что будет, если…? Что нового вы узнали, размышляя над этой проблемой…? Как вы думаете зачем…? Если бы вас попросили сформулировать … от имени…, каковы были бы ваши предложения? Если бы не выполнялось…. то чтобы было…?
Направленность данных вопросов задана направлением на умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора способов решения; задать вопрос; решать задачи и составлять алгоритмы, которые неизвестны и могут быть получены только путём преобразования известных способов деятельности. Обучающийся должен уметь выдвинуть гипотезу и провести эксперимент, адекватно относиться к парадоксам и противоречиям, работать в режиме самообучения [2].
Каждый из трёх предложенных уровней понимания сформированности  информационно- коммуникативных компетенций оценивается определенным количеством баллов:
1 уровень понимания — 1 балл за один правильный ответ ученика;
2 уровень понимания — 2 балл за один правильный ответ ученика;
3 уровень понимания — 3 балл за один правильный ответ ученика.
Для простоты и понятности лучше всего по каждому уровню понимания задавать одинаковое число вопросов. Для оценки уровня сформированности информационно-коммуникативных компетенций обучающихся можно воспользоваться следующей формулой:
 
где: ИКК —информационно-коммуникативная компетенция;  — количество набранных баллов за 1 уровень понимания;  — количество набранных баллов за 2 уровень понимания;  — количество набранных баллов за 3 уровень понимания;(все баллы переведём в проценты).
Уровень сформированности информационно коммуникативных компетенций обучающихся, оцениваемый до 30 %, считается низким, от 30 % до 70 % — средним, от 70 % до 100 % — высоким.
 

 список литературы
•    Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
•    Захарова И.Г., Информационные технологии в образование.- М.: Издательский центр «Академия»,2003.
•    Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
•    Советов Б.Я., Цехановский В.В., Информационные технологии. – М.: Издательский центр «Академия»,2003.
•    Трайнер В.А., Трайнер И.В. Информационно - коммуникационные педагогические технологии. – М.,
•    Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. - 2003. - № 3. - С.3-10.
•    Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. — С. 23—37.

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Изображение

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010