Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ФИЗИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕЛЮБИМОЙ

Автор:
Беленко Елена Алексеевна

Аннотация:

В 2007 году в одном из педагогических изданий были опубликованы результаты анкетирования старшеклассников, по которым в 30 регионах России физика оказалась самым нелюбимым предметом! Но физика не может быть неинтересной и скучной! .
Цель современного образования - подготовить креативно мыслящую личность, способную адаптироваться в современном мире, развить исследовательские умения, осуществить принцип связи обучения с жизнью.
Необходимость применения исследовательского подхода в обучении физики обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.
Я уверена, что ребята , которые занимались исследованием той или иной проблемы по физике , никогда не скажут, что физика им неинтересна

Статья:

В международном исследовании образовательных достижений учащихся российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места, что свидетельствует об очень низком  уровне  их компетентности. Это, однако, не значит, что они мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно и учат их по-прежнему хорошо. Но учат совсем не тому, что необходимо современному человеку. Очевидно, что наша школа отстает от жизни. Учиться становится не только неинтересно, но зачастую и бессмысленно. Может  быть  здесь  кроется  причина известной школьной проблемы снижения учебной мотивации?[2;34]

Конкурентность  на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности - вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя школа к деятельностным  технологиям обучения, к которым относится  проектная деятельность.  Деятельностный  подход в обучении опирается на работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, С.Л.Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим  миром. В этом смысле целью обучения является не столько  вооружение учащегося  знаниями , сколько формирование у него умений действовать со знанием дела- компетентно.[1;74]

В 2007 году в одном из педагогических изданий были опубликованы результаты анкетирования старшеклассников, по которым в 30 регионах  России физика оказалась самым нелюбимым предметом! С таким отношением ребят к физике нельзя мириться. Во-первых, это нечестно по отношению к учащимся, которые по различным причинам  отвернулись от науки, являющейся основой научного мировоззрения и современной техники. Во-вторых, неприятие физики учащимися лишает смысла работу учителя: трудно учить, преодолевая предубежденное негативное отношение учеников к своему предмету.Чтобы преодолеть это отношение к физике, надо помочь ученикам «открыть» физику, увидеть ее в интересном для себя свете. Ведь за «деревьями» формул стоит могущество разума, сумевшего проникнуть в тайны природы.

Еще с советских времен основной задачей курса физики было не столько ознакомление ребят с научной картиной мира, сколько овладение практическими навыками. И это было правильно, но до тех пор, пока большинство учеников предполагало в своей  дальнейшей жизни использовать эти навыки. Во многом благодаря такому прагматическому подходу советская физика и техника достигли выдающихся успехов.

Однако сегодня ситуация существенно изменилась. Лет 20 назад многие толковые ребята видели свое будущее только в науке и технике. Сейчас же количество профессий,  где нужны умные и образованные люди, значительно увеличилось и старшеклассники осознанно сделали свой  выбор, предпочтя  физике другие предметы. И мы должны уважать их право на этот выбор. Но, к сожалению, «прагматический» подход к изучению физики рождает неприятие именно у этих старшеклассников: физика кажется им скучным и трудным предметом.

Но физика не может быть неинтересной и скучной! На своих уроках я пытаюсь показать это ребятам, представить науку физику понятной и интересной. Это получается, когда на примерах раскрываешь проявление законов физики, суть физических величин. Так, на уроке в 10 классе задаю вопрос: «мал « или «велик» заряд электрона? Чтобы «оценить» величину этого заряда, мы оцениваем суммарный заряд электронов в одной столовой ложке воды. Несложный расчет показывает, что он равен миллиону кулонов. Это дает возможность ребятам представить, какие огромные силы таятся под гладью спокойной воды всего лишь в столовой ложке.[4;32]

. Цель современного образования - подготовить  креативно мыслящую личность, способную адаптироваться в современном мире, развить  исследовательские умения, осуществить принцип связи обучения с жизнью. На уроках физики я практикую создание и защиту мини-проектов.

 “В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и “модным”, что вселяет вполне обоснованные опасения, ибо, где начинается диктат моды, там часто отключается разум”. [1;94] В результате многочисленных проб и ошибок я твёрдо уверовала, что этот метод необходимо применять при изучении физики, но необходимо  чётко себе представлять, кто и зачем будет участвовать в этом проекте и какой результат будет получен. Использование мною в течение долгих лет групповой работы на уроках физики плавно перешло в применение метода проекта при изучении отдельных тем курса физики как средней, так и старшей школы. Так, метод проектов впервые мною был использован при изучении темы “Оптика”. Творческое название проекта “Семейный альбом”, подразумевало самостоятельные исследования по вопросам “Эволюция фотоаппарата”, “Химическое действие света”, “Цветная и черно-белая фотография”. Результатом этого проекта стала научно – практическая конференция, на которой обсуждались не только теоретические вопросы темы, но и была оформлена выставка различных фотоаппаратов, стенды “Наша семейная реликвия” и “Моё хобби - фотография”. Об Интернете и персональных компьютерах, цифровых фотоаппаратах мы тогда даже и не слышали, а вот фотоаппарат Kodak, моментально выдававший цветное фото в нашей выставке уже присутствовал. Повальное увлечение лазерными указками  мне тоже удалось направить в нужное русло. Все 25 человек одиннадцатого класса вдохновенно погрузились в проект “От фантазии к реальности”. Одни совершили путешествие по страницам научно-фантастических книг, другие по страницам медицинских журналов и клинике  “Микрохирургия глаза”, третьи упорно искали информацию о применении лазера в промышленности, а самые продвинутые изучали возможности передачи информации по лазерному лучу. Итогом проекта стала галерея газет.

Всегда радуюсь, когда дети приходят с желанием поработать в индивидуальном  проекте, значит, материал, изученный на уроках физики, пробудил интерес, заставил увидеть проблему, включил фантазию, побудил к творчеству.

В этом учебном году вместе с учащимися 8 “Б” класса мы осуществили ещё один проект в рамках изучения темы “Виды теплопередачи”. Творческое название проекта звучало так “Три способа согреться”. Эта тема носит большой прикладной характер. В результате осуществления проекта, учащиеся не только усвоили механизмы передачи тепла, но и широко исследовали использование их в быту, технике, природе.

Цели и задачи проекта:

 Формирование компетентности в области приобретения знаний из различных источников: учебника, дополнительной литературы, Интернета, CD, рассказа сверстника и т.д.

Формирование компетентностей в области обработки информации для предоставления её в различных видах.

Формирование компетентностей в сфере распространения знаний среди сверстников.

Изучить виды теплопередачи, сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.

Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.

Урок 1.

Этапы урока

Используемые методы, приёмы

Результаты

Актуализация знаний по теме “Внутренняя энергия тела и способы её изменения”

Фронтальная беседа

Учащиеся хорошо различают, когда ВЭ изменяется за счёт совершения работы, а когда за счёт теплопередачи.

Постановка проблемы

Проблемный метод

Проблема: как передают тепло (энергию) от одного тела к другому? Как путешествует энергия?

Формулировка гипотез для решения проблемы.

Фронтальная беседа с демонстрациями

Энергия может путешествовать тремя способами.

Выявление предмета (цели) исследования

“Мозговой штурм” по выявлению вопросов подлежащих исследованию в группах

Название способа передачи энергии, механизм передачи энергии, опыт, иллюстрирующий данный вид теплопередачи, использование данного вида теплопередачи, особенности данного вида теплопередачи.

Самостоятельная работа по изучению нового материала

Групповая форма организации познавательной деятельности

Каждая группа, проработав соответствующий § учебника, заполняет свою колонку в таблице “Виды теплопередачи”.

Закрепление новых знаний

Групповая форма организации познавательной деятельности

Работа с дидактическим материалом “Найди свою задачу и реши её”

Домашнее задание

Работа в парах

Заполнение таблицы “Виды теплопередачи”

Урок 2.

Проверка домашнего задания

Работа в парах

Первичная оценка знаний, выставление оценок в журнал по желанию.

Закрепление ЗУН

Физический бой

Выявлены вопросы, на которые ответить пока не можем.

Определение тем самостоятельных исследований

Фронтальная беседа

Создание мини-групп для решения проблемных вопросов

Определение способов и методов исследования

Дискуссия

Разработка хода исследования мини-проекта

Определение форм отчётности

“Мозговой штурм”

Распределение ролей для защиты проекта.

Домашнее задание

Групповой метод

Сбор информации по проблеме

Обсуждение вопроса об авторских правах

Объяснение учителя

Знакомство с критериями оценивания публикаций, презентаций, сайтов.

Урок 3.

Проверка домашнего задания

Групповая форма работы

Создание сценария защиты мини-проекта

Самостоятельная работа

Групповая форма работы

- Анализ собранной группами информации, полученной в результате самостоятельных исследований.

- Выводы по направлениям работы, аргументация

Домашнее задание

Групповая форма организации познавательной деятельности

Доработка проектов и подготовка их к защите

4 урок:

·                    Защита проектов.

·                    Проверка ЗУН.

·                    Рефлексия.

 

Самостоятельные исследования учащихся:

Материалы, подготовленные группами для защиты:

Греет ли шуба?

Видеофильм

Можно ли считать воздух строительным материалом?

Сообщение

Растает ли лёд в кипятке?

Демонстрация и объяснение опыта.

Можно ли вскипятить воду в бумажной кастрюле?

Демонстрация и объяснение опыта

Почему дует от закрытого окна?

Сообщение, рисунки

На лёд или под лёд?

Сообщение, график

Как образуются бризы?

Презентация

Как уберечь тепло?

Модель термоса

Что такое тяга?

Презентация, демонстрация опыта

Почему самолёты серебристые?

Информационный буклет

Какое время года у нас под ногами?

Информационный буклет

Как энергия путешествует через вакуум?

Информационный буклет

 

Итак, проект завершился. Педагогическая цель - развитие интеллектуальных способностей и овладение детьми приёмами интеллектуальной деятельности – достигнута. Дети самостоятельно овладели новой научной терминологией, разработали и создали действующие приборы: термос, термоскоп, теплоприёмник. Высокая мотивация к обучению дала ощутимую прибавку к качеству знаний всех: от “слабых” до “сильных” учеников.

Физика- наука экспериментальная. Одним из условий успешного освоения учащимися физики является участие ребят в серьезных  исследовательских проектах. Так, в 2007 году группа моих десятиклассников трудилась над конструированием прибора для определения уровня шума. И параллельно с этим  были проведены исследования по причинам возникновения шума, юные исследователи измерили своим прибором  уровень шума в различных точках школы (столовая, раздевалка, школьный коридор, классная комната).Установили опасные зоны, в которых наблюдалось превышение допустимого уровня шума. Ребята познакомили учащихся школы  с результатами своих исследований, а ученик 10 класса Тэут Николай , обобщив исследования, выступил с этой работой на районной НПК школьников, где занял 1место, которое подтвердил на зональной НПК и стал участником  краевой конференции юных исследователей «Эврика»

В 2009 году восьмиклассники  решили сделать мини-ветродвигатель и сделали. А перед этим провели  исследование возобновляемых  источников энергии  Краснодарского края. Максим Матюша обобщил эту работу и защищал  ее на районной НПК в секции «физика» Ему присвоено достойное 3 место среди старшеклассников.

В 20010 ученик 8 класса Иличенко Ярослав задал себе вопрос «Энергосберегающие лампы помогут нам сэкономить?» В течение четырех месяцев работал над этой проблемой. Результатом его исследования явился учебно-исследовательский проект, который оказался лучшим не только на муниципальном уровне (1 место в районной НПК), но и на краевом  уровне. Данный проект  оказался в числе лучших работ в конкурсе »Эврика, ЮНИОР» Малой академии наук учащихся Кубани в 2010-2011 учебном году. Окрыленный победой, в 9 классе  Иличенко Ярослав продолжил работать в прежнем направлении. Единомышленники Ярослава вместе с ним  провели исследование: возможно ли продлить жизнь лампам дневного света после того, как перегорела спираль ЛДС? В результате проекта ответ оказался положительным: да, можно продлить жизнь перегоревшей лампе. Мало того, ребята собрали схему запускающего устройства, провели  технические испытания, 5о часов непрерывной работы ЛДС с новым устройством! Это была победа , по достоинству оцененная на муниципальном и региональном уровне (1 место в конкурсе научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика») Я уверена,  эти ребята никогда не скажут, что физика им неинтересна.

Самое главное, по-моему мнению, не превращать курс физики в запоминание формул и механическое решение задач , ведь в этом курсе так много поражающего воображение и заставляющего задуматься. Физика открывает глаза человеку не только на огромный окружающий мир, но и на величие человеческого духа и разума.

 Формирование физической картины мира как части естественно – научной картины мира достигается при условии, что изучение физики как учебного предмета является, прежде всего, средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей.

Необходимость применения исследовательского подхода в обучении обусловлена требованиями модернизации образования о совершенствовании форм и методов учебной работы. Исследовательский подход в обучении – такая организация учебного процесса, которая включает в себя создание поисковой ситуации на уроке, возбуждение у учащихся познавательных потребностей и интересов, развитие познавательной самостоятельности и формирование на их основе социально-значимых мотивов учения и образования.

Хотя сейчас учитель постоянно находится «между молотом и наковальней»: существует государственный стандарт, достижение которого он обязан обеспечить для всех учащихся; существует ЕГЭ, к которому он должен подготовить группу учащихся, есть олимпиада, к которой тоже требуется большая подготовка. При этом на физику отводится 2 часа в неделю (в обычном классе обычной школы) Но я уверена, что неравнодушный, думающий учитель найдет выход из любой трудной ситуации. Надо верить в себя, в свое дело, в своих учеников и тогда мы не услышим от ребят, что физика им неинтересна и нелюбима!

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003.

2.                  Intel® “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: “Русская Редакция”, 2003.

3.                 Журнал «Физика для школьников» №2, 2009 год

4.                 Журнал «Физика в школе» №6, 2010 год

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010