Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Звуковые волны. Колокол

Автор:
Нарижняя Надежда Викторовна

Аннотация:

 На уроке в 9-м классе при изучения темы «Механические колебания и волны. Звук», видна взаимосвязь физики, истории и литературы.

Перед учителем стоят следующие цели и задачи: научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни;   расширить представление учащихся о физической картине мира на примере звуковых волн; расширять познавательный интерес; воспитывать патриотические и гражданские чувства, через обращение к истории, литературе, музыке, атрибутам древнерусских храмов.

Статья:

 Цели:

 

 

1. научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, расширить представление учащихся о физической картине мира на примере звуковых волн, расширить кругозор учащихся;

Рассмотреть физический механизм звучания колокола, разобраться, как мелодия звона связана с размерами и формой колокола, местом его размещения в колокольне; продолжить формирование диалектико–материалистического мировоззрения и формирования умений выявлять причинно – следственные связи.

2. Научить самостоятельности мышления, умению выступать перед большой аудиторией; показать, что колокол является объектом, играющим большую роль в жизни человека, что колокол представляет собой ценность в масштабе общечеловеческой культуры;

3. Развивать у учащихся активную учебную деятельность, умение сравнивать и анализировать полученные знания; развивать коммуникативные способности, устную речь учащихся; расширять познавательный интерес у учащихся;

4. Воспитывать ответственность перед классом; воспитывать патриотические и гражданские чувства учащихся через обращение к истории, литературе, музыке, архитектуре и атрибутам древнерусских храмов.

 

 

    Тип урока:

 

 

     Обобщающий урок по теме «звуковые волны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

 

I. Организационный момент

 

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Учитель: Ребята, мы с вами заканчиваем изучение темы «Звуковые волны». Мы живем в мире звуков. Что такое звук? ( звук – это механическая волна. Человеческое ухо воспринимает как звук только волны с длинной от20 до 20000 Гц.) много источников звука окружает нас, и одним из самых благозвучных является колокол. Его чарующий звон – один из символов России, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры, частью жизни. Они звучали и звучат в будни, в дни торжеств и в малые праздники. Современная  наука часто к мудрости древних, чтобы понять, на чем были основаны те или иные традиции. Ребята, вам было дано домашнее задание: подготовить сообщения о колоколах и колокольных звонах.

Вслушайтесь в прошлое. Со сторожевых башен крепостей и замков, с колоколен соборов, церквей и монастырей доносится колокольный звон. Унылый – печальный, весёлый – праздничный, грозный и тревожный – вечевой, предупреждающий об опасности. Его слышно в тишине даже за 30 км.

А во источник этого звона – колокол.

Слушаем его живой голос.

 

 

 III. Изучение нового материала.

 

 

Ученик 1:

КОЛОКОЛ:

     «Появился я на Руси в 988 году. Отлили меня из меди и олова, телом стал сплав – звонкая оловянная бронза. Когда форма остыла, меня освободили от формы, подняли на колокольню, и тогда я произвёл свой первый звук.  Голос мой поплыл над городом, и люди пришли поздравить меня с рождением. Нарекли меня колоколом, что по латыни – «созыв». Первым моим назначением было созывать народ. Люди, мечтающие о счастье, дали мне прозвище «Благовест». По поверьям, силой своего звука я часто мог противостоять врагам, природным стихиям, мог притягивать к добру, ограждать человека от вредных дел. Поэтому много веков люди верят в мою чудесную силу.

Мой голос – это не один звук, а сочетание нескольких. Чтобы это сочетание было красивым, эти звуки должны гармонировать. А гармония зависит от формы моей чаши, толщины её стенок и массы тела. Мой звон издревле был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту. Если же звон замолкал – это означало, что Родину постигло несчастье. Иногда меня даже срывали с колоколен звонниц, разрушали, переплавляли. Но совсем уничтожить меня не смог никто. Проходит время и я возрождаюсь заново.

 я бы мог ещё много рассказать о себе, но будет лучше, если это сделают другие»

 

Учитель:

Какими только не делали колокола мастера! И совсем круглыми, и гранёными, и удлинёнными. Семьсот лет искали, пробовали наугад, думали… пока не нашли форму, которую повторяют и сегодня.

Как  же устроен колокол?

 

Ученик 2:

Русские колокола имели форму усечённого конуса или металлической чаши, перевёрнутых вверх дном. Внутри чаши по центру на серьгу подвешивался металлический «язык».

У «языка» внизу есть утолщение, называемое «яблоком». Звонарь дергал за веревку, привязанную к «яблоку», «яблоко» ударяло по стенке чаши, и та издавала звук.

У колоколов, как у людей, своя судьба. Их одушевляли, сравнивали с человеком. Даже части колокола называли, как части тела человека: тулово, ухо, язык.

 

Учитель:

Каким же образом создается колокольный звон? Как мелодия звона связана с размерами, формой колокола, с материалом, из которого он изготовлен?

 

Ученик 3:

Рассмотрим физический механизм звучания. При ударе языком колокола о стенку бронзовой чаши возникает упругое дрожание, которое представляет собой сумму многих собственных колебаний звуковой частоты. Устройство колокола таково, что его звучание – это дуэт металла и столба воздуха в нем, которое приходит в колебательное движение с частотой равной частоте колебаний стенок, совершая вынужденные колебания. Чтобы собственная частота колебаний столба воздуха совпадала с частотой колебаний стенок колокола, колокол должен иметь определенные параметры и ударять по нему следует равномерно и в определенном ритме. Благодаря резонансу возрастают амплитуда и энергия звуковой волны и, как следствие, - громкость.

У каждого колокола есть основной тон, соответствующий высоте его звучания, и тембр – характерный только для него набор добавочных тонов, более низких и более высоких. Именно они создают разнообразие тембров, по которым различают голоса колоколов с одинаковой высотой основного тона.

Основной тон колокола определяется геометрическими размерами. Частота звучания пропорциональна квадрату его диаметра.

 

Учитель:

Если, например, звук исходит от репродуктора, то в нем колеблется мембрана – легкий диск, прикрепленный по его окружности к металлическому корпусу, создающему жесткость. Если звук издает музыкальный инструмент, то источник звука – это колеблющаяся струна (скрипка, гитара), колеблющийся столб воздуха (орган, барабан).

В последнее время стали возрождаться такие виды музыкального сопровождения. Как колокольный перезвон.

Суть его состоит в том, что мастер, поочередно ударяя с помощью так называемого «языка» по колоколам разного размера, тем самым извлекает из них звуки разной тональности, согласно своему музыкальному замыслу.

Для удобства, каждый язык привязывается к отдельной веревочке. Дергая за ту или иную веревочку, можно получить разные звуковые колебания. Чем больший размер имеет колокол, тем более низкий звук, или тон, он испускает.

 

Ученик 4:

Заставить колокол звучать можно двумя способами : первый способ – язык неподвижен, раскачивается чаша колокола, которая ударяется о язык; второй способ – чаша неподвижна, а с силой движется язык.

 

Учитель:

Какие металлы и сплавы используют для литья колоколов?

 

Ученик 5:

Колокола отливали во многих странах мира. Но нигде колокольное дело не достигло такого совершенства, как в России во второй половине XV веке и особенно в XVI веке, когда русские мастера-литейщики создали множество знаменитых колоколов.

Колокола льют из бронзы. Этот сплав включает в себя 78% красной меди и 22% олова. Медь и олово – сравнительно мягкие материалы – в сплаве делаются твердыми как железо. Сплав меди с оловом не поддается коррозии, на него мало влияет вибрация; цвет его – серовато-опальный, вид – однородный.

Язык у колокола выковывается в соотношении 5:100 веса, и часто материалом для него служит железо. Мастер старался, чтобы толщина стенок колокола не была одинакова: к ушам – тоньше, к месту удара языком – толще, у самого края – самая тонкая. Только при таком соотношении звук выходил хорошим и красивым.

Отливку громадных колоколов в тысячи пудов русские мастера освоили в XVII веке. Первенствовала московская литейная школа. Свои секреты колокольные мастера передавали сыновьям и ученикам, веками накапливая умения.

 

Учитель:

Какова технология колокольного литья?

 

Ученик 5:

Первое описание технологии литья приводит монах Теофил, живший на рубеже XI-XII веков. Изготовление колоколов расценивалось как священнодействие. Но сам процесс очень прост. Его технология мало изменилась с тех далёких времён. Колокола льют в литейной яме. Форма будущего колокола состоит из двух частей: глиняной болванки и верхней части- кожуха из железных прутьев, обмазанных глиной. Кожух поднимают. Мастер входит в кожух и на внутренней его стороне накладывает надписи, орнаменты. Кожух ставят на место. Пустота между кожухом и болванкой заливается расплавленной бронзой, нагретой до 1200 градусов. Вся форма, чтобы её не разорвало при этом, засыпается землёй. На краях ямы устраиваются плавильные печи. По желобам жидкий металл заливается в форму. Остывает колокол около недели. Потом колокол освобождают от земли, разбивают глиняную болванку, вынимают из ямы, шлифуют и отделывают. Это занимает день или два. Затем наступает решительный момент: пробуют звон. Это и будет днём рождения колокола.

 

Учитель:

Каким тембром обладает колокол? 

 

Ученик 6:

 Колокола на Руси были излюбленным музыкальным инструментом. Народ любил колокольный звон, а во время пасхальных праздников звонить в колокола мог каждый. Русский колокол поражает своим звучанием. Он может взять не одну, а три ноты: основной тон – в месте удара, на четыре тона ниже – в середине, ниже на целую октаву – вверху. Поэтому голос колокола – это сочетание нескольких звуков, создающих гармонию.

 Особенность звука колокола еще и в тембре: он не остается неизменным. Если в момент удара преобладает один тон, то через три секунды, самым сильным становится другой, а первый постепенно затихает. Этой уникальной особенностью обладают только колокола.

Колокольный звон создается по определенным правилам. Колокола распределяют по голосам: низкий, средний, высокий. Колокола, дающие низкие звуки, - самые большие, тяжелые и «медленные», они задают темп звона ( например, 42 удара в оба края в минуту). Низкие звуки создают ритмическую и гармоническую основу всего звучания. Все колокола способны издавать инфразвуки, т.е. звуки с частотой ниже 16 Гц. Эти не слышимые человеческим ухом звуки, сопровождающие колокольный звон, и создают впечатление глобальности, силы, мощи, дополняющие обычную красочность. А вообще известно, что основной тон напрямую зависит от размеров «инструмента»: частота звучания пропорциональна толщине колокола и обратно пропорциональна квадрату его диаметра.

 

Учитель:

Какова история рождения Царь – колокола?

 

Ученик 6:

Самый тяжелый колокол (в 192 тонны) отлили в Москве в 1735 году. Назвали его Царь – колокол.

Но он никогда не звонил. Сразу после отливки, едва его попытались поднять, как он сорвался, и тогда от него откололся изрядный кусок, возле которого сейчас любят фотографироваться туристы. Довольно долго колокол оставался в этой яме ( хорошо, что бронза не ржавеет), но 16 августа 1836 года его водрузили на каменный постамент у колокольни Ивана Великого в Кремле, где он и пребывает по сей день.

 

(звучит запись ростовские звоны)

 

Ученик 7:

         Разрешите дополнить ответ стихотворением Марии Мирошиной,     современной поэтессы:


Царь – колокол

Когда туристы отойдут от пьедестала

Гранитного, что для тебя воздвигли

на площади Великого Ивана,

Я подойду к тебе – поговорить.

Металл холодный ласково поглажу,

Вчитаюсь снова, в древни речи вязь –

Но не слова мне о тебе расскажут,

Увижу то, что прячется от глаз…

Закатный свет на утомленных лицах,

Мозоли на натруженных руках;

Печник в одежде, вымазанной глиной,

Стрелец у медного громадного куска.

Трудились мастера с зари до ночи, -

тьму - тьмущую ты задал людям дел:

капали ямы, возводили печи,

Месили глину, чтобы ты запел.

Отрада для любого сердца русского,

Когда колокола зовут – поют;

Трудились со сноровкой, спорно, дружно –

И каждый думу вкладывал свою.

И думы эти голосом металла

Разнес бы ты – о, мир бы зазвенел!

Царем тебя совсем не зря назвали,

Вот только песню людям песню ты не спел…

Стоишь ты здесь, не разу не запевши –

Поют тебе на все лады ветра;

Стоишь как памятник всем колокольным песням.

И – не царям – мастеровым рукам!

Но голос твой услышу в час закатный,

Когда пройдет волна набат грозы.

О колокол! Одно лишь Небо знает,

Что ты хотел сказать царям земным…

      Мария Мирошина 2000 год


 

Учитель: Когда же появились христианские колокола?

 

Ученик 8:

Как показывают исследования историков, первые христианские колокола появились в конце IV – начале V веков. Колокола на Руси появились давно, но первоначально они несли сигнальную функцию, то есть собирали народ на собрание (вече), оповещали о пожаре нападение врагов. А с развитием христианства на Руси колокола становятся их культурной принадлежностью.

Многие колокола окружены тайнами. Так колокол в городе Велинья несколько раз принимался звонить сам и каждый раз предсказывал несчастья. В 1527 году предсказал войну с Францией, смерть короля Карла V, затем – эпидемию чумы.

В 615 году армия короля франков осадила бургундский город Санс. В городе уже заканчивались запасы продовольствия и воды. Силы защитников были на исходе. И тогда епископ по имени Лупус зазвонил в колокол. Звон был грозным и страшным. Атакующие испугались колокольного звона и в ужасе убежали. Город был спасен.

 

Учитель:

Почему колокольный звон действует на человека магически?

 

Ученик 9:

Загадка магического действия колокольного звона очень проста. Абсолютно все колокола способны издавать инфразвуки, т.е. звуки с частотой ниже 16 Гц. Эти не слышимые человеческим ухом звуки, сопровождающие колокольный звон, и создают впечатление глобальности, силы, мощи, дополняющие обычную красочность. В зоне колокола присутствует не только инфразвук, но и ультразвук. Хотя ухо его не воспринимает, но человеческий организм так или иначе отзывается на их воздействие: в душе возникает ощущение торжественности, причастности к чему-то духовно-высокому и светлому, ощущение неразрывной связи со своей Родиной, со своим народом и традициями; или наоборот – душой овладевают печальные тревожные чувства, щемящие сердце. 

Учитель:

Влияют ли колокольные звоны на здоровье человека?

 

Ученик 10:

звонят колокола и звоном врачуют русскую землю. Сегодня ученые института литосферы подтвердили, что энергия ультразвуковой волны колокола благотворно воздействует на человека и атмосферу. Если хотите убедиться в этом , послушайте праздничный колокольный звон и пронаблюдайте , что с вами происходит, что вы почувствуете.

 

Учитель:

Много вопросов прозвучало о больших колоколах. А что известно о колокольчиках?

 

Ученик 11:

Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик. Их находят у многих народов: египтян, евреев, скифов. Многие ученые считают Китай родиной колокола. Именно в Китае найдены древние колокольчики, они принадлежат 23 – 11 векам до н.э. размеры их не велики: от 4,5 до 5,7 см. ими пользовались по –разному: вешали на пояс отпугивали злых духов помещали в храме для ритуалов.

Мы не скрываем, что акустики до сих пор не могут теоретически точно объяснить как нужно изготовлять корпус колокола. Все математические формулы, объясняющие звучание колокола. – лишь приближенные.

 

Учитель:

Но все же отличительной чертой русских колоколов является

звучность и певучесть, это достигается различными

средствами:

1.      Точность пропорций меди и олова, не редко с добавлением

2.      Высотой колокола и его шириною, т.е. правильной пропорцией самого колокола;

3.      Толщиною стен колокола;

4.      Правильным подвешиванием колокола;

5.      Правильным сплавом языка и способом прикреплением его к колоколу.

Все колокола в той или иной мере декорированы узорами, текстом, изображениями. Заметную роль играли надписи, выполненные красивыми рельефными буквами.

Многие люди коллекционируют колокольчики. Есть ли музей колокольчиков?

 

Ученик 12:

Колокольчики – очень интересная страница истории русских колоколов. Что интересно, открыта и написана она в основном не историками – профессионалами, а … любителями, собирателями старины, коллекционерами. Сегодня, в начале XXI века, единственный в России музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая до сих пор колокольчиков в частных собраниях больше, чем в Российских музеях. Самая крупная частная коллекция в Ростове Великом 2100 экземпляров.

Многие люди особенно связанные с миром искусства, собирают колокольчики. Большая коллекция была, например,  у Булата Окуджавы. В последнее время колокола научились изготовлять из стекла, глины, фарфора, но по – прежнему их делают так5 что они издают музыкальные звуки.

 

Учитель:

Колокола плакали, стонали, молились о русской земле в годы лихолетий. Для нас, сегодняшних россиян в российском колоколе и его звонах воедино слиты и история, и наука, и любовь к родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа: 

Малиновый звон на заре,

Скажи моей милой земле,

что я в неё с детства влюблен,

как в этот малиновый звон.

 

Возрождение звонов – не только дань уважения нашим талантливым предкам , но и серьезный вклад в духовное возрождение России, возрождение ее древней культуры.

Сегодня мы много узнали о колоколах и колокольных звонах. Колокол – это частичка истории России. Колокол – это произведение литейного мастерства и искусства. Колокол – и музыкальный инструмент и лекарь. Колокол – это душа русского человека: открытая и широкая. так пусть же в наших сердцах зазвенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего.

Колокольный звон – непременный элемент образа столицы России – города Москвы, Москвы живой и полной сил. Люди слышат звон московского Кремля, Ростова Великого, храмов российской глубинки. Колокол – это один из символов Руси, ее силы, веры в будущее и памяти о прошлом.

Сегодня мы узнали что такое колокол, из чего его льют, где живут колокола, как рождаются их звуки.

 

 

IV. Подведение итогов урока:

 

Подводя итоги, мы знаем что:

1.      Звуковые волны – это упругие волны, вызывают и у человека слуховые ощущения.

2.      Источник звука колеблется

3.      Колебания источника звука вызывают в воздухе волны сжатия и разрежения; достигнув человеческого уха, звуковые волны заставляют барабанную перепонку колебаться с частотой, равной частоте колебаний источника

 

 

Вопросы для повторения:

1.      Как вы думаете, почему колокол расширяется книзу?

2.      Почему яблоко языка такое массивное?

3.      Почему колокола подвешивают высоко над землей – на колокольнях или в звонницах?

4.      Зависит ли, с вашей точки зрения, звук колокола от его массы?

5.      Какие агрегатные превращения вещества происходят в процессе создания колокола?

6.      Какие физические явления вызывают колокольный звон?

 

Колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства: литературе, поэзии, живописи, музыки. Для нас, сегодняшних россиян, в российском колоколе и его звуках воедино слиты и история, и наука, и любовь к Родине, и знания мастеров колокольного дела, и душа народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия «незаконченное предложение».

 

1.                                    «сегодня на уроке я понял (а), что…»

2.                                    «на уроке я открыл (а) для себя…»

3.                                    «для меня этот урок…»

4.                                    «на уроке я убедился (ась) в том, что…»

5.                                    «данный урок позволил мне…»

6.                                    «урок оказал мне…»

7.                                    «у увидел(а) на уроке…»

8.                                    «я рад, что на уроке…»

9.                                    «я ухожу с урока с чувством …»

10.                                «такой урок интересен тем, что…»

11.                                «я хотел бы чтобы такие уроки…»

 

 

 

Литература:

1.            Даль В. И. Большой иллюстрационный толковый словарь русского языка:

современное написание. – Астрель: АСТ: Хранитель, 2006.

2.            Перышкин А. В. , Гутник Е. М. Физикак. 9 кл. – М.: Дрофа, 2004.

Хайкин С. Э. Физические основы механики. Учебное пособие. – М.: Наука, 1971.

3.         Ракин А.Г. Волны большие и маленькие: Научно-популярная литература. – М.:Дет..лит.,    

         1985. 

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010