Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Явление электромагнитной индукции

Автор:
Антонова Людмила Григорьевна

Аннотация:

Данная разработка урока может помочь учителям, особенно начинающим, при подготовке к уроку: «Явление электромагнитной индукции» в 9 классе.

Статья:

Цели урока: 

Обучающая: установить причину возникновения индукционного тока путем демонстрации опытов Фарадея. Сформулировать определение явления электромагнитной индукции. Добиться понимания важности открытия Фарадея для науки и практических нужд.

Развивающая: добиться понимания электромагнитной индукции как явления, лежащего в основе работы генераторов, трансформаторов.

Воспитательная: формировать уважительное, почтительное отношение к физике, к ученым на примере материала о жизни и деятельности Майкла Фарадея. Формировать понимание учащимися  значимости собственных знаний.  

Оборудование урока: 

Мультимедиапроектор, экран, установка для демонстрации опытов Фарадея.

Лабораторное оборудование: миллиамперметры, мотки с медной проволокой, дугообразные магниты. 

Оформление доски:

 

<Рисунок 1>

 

< Рисунок 2>

< Рисунок 3>

< Рисунок 4>

< Рисунок 5>. 

Первая часть урока - пропедевтическая. 

Цель:  Подготовить детей к восприятию нового материала.

Вопросы классу:

1.     Что является источником магнитного поля?

2.     Как магнитное поле можно обнаружить?

3.     Назовите силу, действующую на проводник с током в магнитном поле.

4.     Назовите главные характеристики магнитного поля.

5.     Дайте определение магнитных линий, модуля вектора магнитной индукции и  магнитного потока.

6.     Пользуясь правилом левой руки, определить: а) направление силы Ампера  б) полюса магнита. <Рисунок 1>.

7.     Определить в каких случаях магнитный поток: максимальный, равен нулю, больше нуля. < Рисунок 2>.

8.     Определить, где магнитный поток: нарастает, убывает. <Рисунок 3>. 

Вторая часть урока - обучающая.

Объяснение нового материала. 

Слова учителя.

Электрический ток  создает магнитное поле. А можно ли наоборот?

Магнитное поле порождает электрический ток?

С тех пор как в 1820г. Эрстедом было обнаружено магнитное поле вокруг проводника с током, над этой проблемой, создание магнитным полем электрического тока, работали многие ученые. Во Франции - Араго и Ампер, в Швейцарии - профессор механики Колладон, в Америке - молодой физик Генрих Генри. Над этой же проблемой бился английский физик Майкл Фарадей.

«Превратить магнетизм в электричество»- записал он в своем дневнике в 1822г. Почти 10 лет упорной работы потребовалось ученому для ее решения. Говорят, что он, дабы не забывать о данном себе обещании, 10 лет носил в кармане магнит. 29 августа 1831 года – магнетизм в электричество был превращен. Открыто явление электромагнитной индукции.

Учитель объявляет тему урока.

Слова учителя.

Величайшее открытие начала XIX века, которое привело к бурному развитию электротехники и радиотехники.

Это открытие величайшее, хотя бы потому, что оно легло в основу устройства генераторов всех электростанций мира, превращающих механическую энергию в электрическую, не говоря уже о других устройствах, в принципе работы которых, лежит явление электромагнитной индукции. Так  в чем же заключается открытие Фарадея?

Ученый провел серию опытов, которые и привели к открытию явления электромагнитной индукции. Повторим опыты Фарадея!

Учитель демонстрирует опыты, обращает внимание учащихся на то, что только движение, магнита рождает в катушке индукционный ток, а также движение катушки, перемещение ползунка реостата, замыкание, размыкание ключа.

Учитель предлагает обратиться к доске. <Рисунок 4>.

  • Учитель просит назвать то общее, от чего зависит появление индукционного тока в опытах, которые внешне выглядят по-разному. А затем назвать физическую величину, которая меняясь, создает ток в катушке.
  •  Дети должны ответить, что это магнитный поток.
  • Учитель формулирует в чем состоит явление электромагнитной индукции, диктует.
  • Дети записывают это в тетрадях.
  • Учитель объявляет, что о жизни и деятельности великого ученого Майкла Фарадея ученики 9 «б» класса: Забалуев Антон и Некрытов Альфред подготовили доклад и презентацию.
  • Демонстрация презентации, сделанной учащимися. На усмотрение учителя может быть включена презентация.  Предлагаю  свой вариант, фрагмент  урока  (Приложение 1).
  • Учитель дополняет выступления ребят и еще раз подчеркивает важность открытия явления электромагнитной индукции, так как оно легло в основу работы индукционных электромеханических генераторов.
  • Демонстрация фрагмента « Работа генератора». Приложение 2. (Фрагмент урока).
  • Учитель предлагает ребятам самостоятельно повторить один из опытов Фарадея с мотком медной проволоки и миллиамперметром и установить:

1.     От чего зависит направление индукционного тока?

2.     От чего зависит величина индукционного тока?

  • Дети под руководством учителя устанавливают, направление тока зависит:
  1. От того, каким полюсом вносим магнит в катушку, то есть от направления магнитного поля.
  2. От того, вносим магнит или выносим, то есть нарастает или убывает магнитный поток <Рисунок 3>.
  3. А величина индукционного тока от быстроты движения магнита, то есть скорости изменения магнитного потока.
  4. Дополнительно о направлении индукционного тока:

Кинофрагмент и демонстрация (опыт с алюминиевым коромыслом). Учитель сообщает, что явление электромагнитной индукции будет изучаться в 11 классе, а также правило, определяющее направление индукционного тока, то есть правило Ленца.

 

 

Третья часть урока - закрепляющая.

 

 

Вопросы классу:

  1. С какой целью Фарадей ставил опыты?
  2. Почему не удалось сделать открытие швейцарскому физику Колладону?
  3. Что необходимо изменить, чтобы в катушке появился индукционный ток?
  4. В чем заключается явление электромагнитной индукции?
  5. Почему ток называют индукционным?
  6. В чем важность и величие открытия Фарадея?
  7. Назовите устройства, в основе работы которых лежит явление электромагнитной индукции?

 

 

Домашнее задание.

 

 

Параграф 49, упражнение 39.

Для желающих: сделать сообщение о жизни и деятельности Джеймса  Максвелла, Майкла Фарадея.

 

 

Примерное распределение времени урока.

 

 

1. Организационный момент                                 1-2 мин.

2. Повторение                                                         7 -15 мин.

3. Новый материал                                                 20-25 мин.

4. Домашнее задание                                              1-2 мин.  

 

 

Литература:

 

 

1. Учебник Физики, 9 класс. А.П. Перышкин, Е. М. Гутник. «Дрофа», Москва, 2006.

2. Рассказы об электричестве. Анатолий Томилин. «Детская литература», Москва, 1987.

3. Статья «Майкл Фарадей». Журнал «Физика в школе» № 4 ,20

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010