Автор:
Романова Ольга Геннадьевна
Данный урок является уроком формирования и отработки навыков работы с рычажными весами. Проводить его следует тогда, когда понятие «массы» тела усвоено учениками. Урок сопровождает мультимедийная презентация. В ней отражено обобщение темы, задания и вопросы для фронтального опроса. Это позволяет сделать учебное занятие более наглядным и динамичным. Такой урок способствует повышению интереса к работе с физическим оборудованием, а постоянная смена деятельности активизирует внимание и логическое мышление.
Цели урока:
- образовательные: формирование умений и навыков при работе с рычажными весами;
- развивающие: развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;
- воспитательные: формирование познавательного интереса; воспитание культуры учебного труда.
Задачи урока:
- повторить и закрепить знания по теме;
- провести текущий контроль знаний по теме;
- заинтересовать учащихся в получении новых знаний;
- научить измерять массу тела на рычажных и электронных весах.
Тип урока: урок- лабораторная работа.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование для лабораторной работы: рычажные и электронные весы, разновесы, тела разной массы.
Учебник: А. П. Пёрышкин «Физика-7»
Ход урока
1. Организационный момент (2 минут)
Слайд №1
Приветствие, озвучивание темы урока, проверка готовности к уроку- лабораторной работе ( учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, канцелярские принадлежности, два тела разной массы).
2. Актуализация опорных знаний (10 минут)
Трое учащихся работают у доски и выполняют задание на повторение - выразить массу тела в единицах СИ:
0,45т = 450 кг 2,5т = 2500 кг 250г = 0,25 кг
420г = 0,42 кг 3,5ц = 350 кг 1,2ц = 120 кг
340ц = 34000 кг 4500г =4,5 кг 18т = 18000 кг
7050мг = 0,00705 кг 165мг = 0,000165 кг 450мг = 0,00045 кг
Четверо учащихся работают на местах с карточками, осуществляя перевод масс тел, выраженных в килограммах в другие единицы измерения массы:
0,5 кг = 500г 0,055 кг =55000мг 17 кг = 17000 г 0,33 кг = 330000 мг
300 кг = 3ц 6500 кг =65ц 16000 кг =160ц 480 кг =4,8ц
2000 кг = 2 т 7500 кг =7,5 т 450 кг = 0,45 т 15000 кг = 15 т
В это же время учитель проводит фронтальный опрос, который начинается со стихотворения.
Слайд №2
Знаю я с седьмого класса: главное для тела масса.
Если масса велика, жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть, трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить, только в том кого винить?
Учитель: А, действительно, кого винить?
Слайды №3-9
1. О каком новом свойстве тел вы узнали на предыдущих уроках? (инертность)
2. В чём проявляется инертность тела? (оказание сопротивления изменению скорости)
3. Какой физической величиной характеризуется инертность тел? (масса)
4. Какое определение массы вы можете дать? (масса-мера инертности)
5. Что принято за основную единицу массы в СИ? (килограмм)
6. Что представляет собой международный эталон килограмма? (сплав платины и иридия, хранящийся в городе Севре недалеко от Парижа)
7. Какой буквой в физике обозначается масса? (m)
8. Какой способ измерения массы вам известен? (взвешивание)
После фронтального опроса совместно с детьми проверяем работы учащихся у доски и оцениваем их.
Слайд №10
На слайде ответы к карточкам для тех, кто работал на местах. Проверка осуществляется соседом по парте, ими же оглашаются результаты.
3. Вводная часть к лабораторной работе (5 минут)
Учитель: Итак, взвешивание - это способ измерения массы тела, причем древнейший из известных способов. Изображение весов можно найти даже на египетских пирамидах, возраст которых составляет более четырёх тысяч лет! Кстати, правильному взвешиванию и аккуратному обращению с весами всегда придавалось большое значение. Например, в одной из древнерусских грамот двенадцатого века строго указывалось, что за неправильное пользовании е мерами и весами следует казнить близко смерти, а «имущество делить на три части: часть Софийской церкви, часть Ивановской и часть сотским и Новгороду».
Слайд №11
Есть весы старинные, многие из которых являются произведениями искусств, настолько они красивы и изысканы.
Современные конструкции весов очень разнообразны.
Слайды №12-17
Транспортные весы предназначены для взвешивания вагонов и автомашин до 200 тонн. Аналитические весы рассчитаны на измерения масс порядка 1 мг. Медицинские весы используют в поликлиниках и больницах для взвешивания людей. Кроме того, есть торговые весы разной конструкции. Хорошо вам известны и напольные весы, имеющиеся практически у каждого, кто следит за своей фигурой. Мы же сегодня на уроке будем учиться практическим навыкам взвешивания тел на рычажных весах.
4. Основная часть. Лабораторная работа(25 минут)
Слайд №18
Учитель: Вы уже знаете, из каких основных частей состоят рычажные весы.
1. Перечислите основные части весов(коромысло, указатель, чашки).
2. При каком условии весы будут находиться в равновесии? (левая и правая чашки весов должны находиться на одной высоте).
3. Достаточно ли только рычажных весов для определения массы тела? (необходимы разновесы - специальный набор гирь).
Слайд №19
Теперь давайте приступим к практической части нашего урока. Дома вы должны были ознакомиться с указаниями к работе и усвоить правила взвешивания тел на рычажных весах. В тетрадях у вас оформлен протокол к работе: название, цель, оборудование, таблица, которую вам предстоит заполнить. Сначала вы определяете массу тел, которые принесли с собой. Результаты этих измерений в таблицу записывать не надо. Потом определите массу тел, которые предлагаю вам я. Все расчеты вы выполняете под таблицей, а в неё записываете конечный результат, выраженный в граммах. При оценке результатов обратите внимание насколько точно произведено взвешивание. Кроме рычажных весов у вас на столе есть ещё весы электронные. С их помощью вы можете проверить, насколько точно вы измерили массу. В выводе к работе отметьте причины, которые, по-вашему, не позволили измерить массу тел более точно.
Слайд №20-21
Учащиеся самостоятельно выполняют измерения, записывая данные в протокол.
5. Подведение итогов урока. Домашнее задание(3 минуты)
Учитель: Мы неплохо сегодня поработали. Надеюсь, что каждый из вас узнал для себя что-то новое и приобрёл полезные практические навыки, позволившие вам успешно справиться с работой. Результаты ваших измерений я оценю к следующему уроку, а сейчас задание на дом.
Слайд №22
Тетради с лабораторной работой отложите на край стола. А в рабочих тетрадях запишите домашнее задание. Первое задание на слайде для всех, а второе задание выполняют все, кроме тех ребят, которые участвовали в школьной олимпиаде по физике. На этом урок закончен. Сдайте тетради, и можете быть свободны.