Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Измерение массы тела на рычажных весах

Автор:
Романова Ольга Геннадьевна

Аннотация:

 Данный урок является уроком формирования и отработки навыков работы с рычажными  весами. Проводить его следует тогда, когда понятие «массы» тела  усвоено учениками. Урок сопровождает мультимедийная презентация. В ней отражено обобщение темы, задания и вопросы для фронтального опроса. Это позволяет сделать учебное занятие более наглядным и динамичным. Такой урок способствует повышению интереса к работе с физическим оборудованием, а постоянная смена деятельности  активизирует внимание и логическое мышление.    

Статья:

 Цели урока:

 

-  образовательные: формирование умений и навыков при работе с рычажными весами;

- развивающие: развитие и поддержка внимания учащихся через смену учебной деятельности; развитие речи учащихся через организацию диалогического общения на уроке;

-  воспитательные: формирование познавательного интереса; воспитание культуры учебного труда.

 

Задачи урока:

 

- повторить и закрепить знания по теме;

- провести текущий контроль знаний по теме;

- заинтересовать учащихся в получении новых знаний;

- научить измерять массу тела на рычажных и электронных весах.

 

Тип урока: урок- лабораторная работа.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование для лабораторной работы: рычажные и  электронные весы, разновесы, тела разной массы.

Учебник: А. П. Пёрышкин «Физика-7»

 

Ход урока

 

1.      Организационный момент (2 минут)

 

Слайд №1         

Приветствие, озвучивание темы урока, проверка готовности к уроку- лабораторной работе ( учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ, канцелярские принадлежности, два тела разной массы).

 

2.      Актуализация опорных знаний (10 минут)

 

Трое учащихся работают у доски и выполняют задание на повторение - выразить массу тела в единицах СИ:

0,45т = 450 кг                2,5т = 2500 кг                    250г = 0,25 кг  

420г = 0,42 кг                3,5ц = 350 кг                      1,2ц = 120 кг 

340ц  = 34000 кг            4500г =4,5 кг                      18т = 18000 кг

7050мг = 0,00705 кг       165мг = 0,000165 кг            450мг = 0,00045 кг

Четверо учащихся работают на местах с карточками, осуществляя перевод масс тел, выраженных в килограммах в другие единицы измерения массы:

0,5 кг = 500г    0,055 кг =55000мг      17 кг = 17000 г       0,33 кг = 330000 мг

300 кг = 3ц       6500 кг =65ц              16000 кг =160ц      480 кг =4,8ц

2000 кг = 2 т     7500 кг =7,5 т             450 кг = 0,45 т       15000 кг = 15 т

В это же время учитель проводит фронтальный опрос, который начинается со стихотворения.

Слайд №2

Знаю я с седьмого класса: главное для тела масса.

Если масса велика, жизнь для тела нелегка:

С места тело трудно сдвинуть, трудно вверх его подкинуть,

Трудно скорость изменить, только в том кого винить?

Учитель: А, действительно, кого винить?

Слайды №3-9   

1.      О каком новом свойстве тел вы узнали на предыдущих уроках? (инертность)

2.      В чём проявляется инертность тела? (оказание сопротивления изменению скорости)

3.      Какой физической величиной характеризуется инертность тел? (масса)

4.      Какое определение массы вы можете дать? (масса-мера инертности)

5.      Что принято за основную единицу массы в СИ? (килограмм)

6.      Что представляет собой международный эталон килограмма? (сплав платины и иридия, хранящийся в городе Севре недалеко от Парижа)

7.      Какой буквой в физике обозначается масса? (m)

8.      Какой способ измерения массы вам известен? (взвешивание)

После фронтального опроса совместно с детьми проверяем работы учащихся у доски и оцениваем их.

Слайд №10        

На слайде ответы к карточкам для тех, кто работал на местах. Проверка осуществляется соседом по парте, ими же оглашаются результаты.

 

3.      Вводная часть к лабораторной работе (5 минут)

 

Учитель: Итак, взвешивание - это способ измерения массы тела, причем древнейший из известных способов. Изображение весов можно найти даже на египетских пирамидах, возраст которых составляет более четырёх тысяч лет! Кстати, правильному взвешиванию и аккуратному обращению с весами всегда придавалось большое значение. Например, в одной из древнерусских грамот двенадцатого века строго указывалось, что за неправильное пользовании е мерами и весами следует казнить близко смерти, а «имущество делить на три части: часть Софийской церкви, часть Ивановской и часть сотским и Новгороду».

Слайд №11       

Есть весы старинные, многие из которых являются произведениями искусств, настолько они красивы и изысканы.

Современные конструкции весов очень разнообразны.

Слайды №12-17    

Транспортные весы предназначены для взвешивания вагонов и автомашин до 200 тонн. Аналитические весы рассчитаны на измерения масс порядка 1 мг. Медицинские весы используют в поликлиниках и больницах для взвешивания людей. Кроме того, есть торговые весы разной конструкции. Хорошо вам известны и напольные весы, имеющиеся практически у каждого, кто следит за своей фигурой. Мы же сегодня на уроке будем учиться практическим навыкам взвешивания тел на рычажных весах.

 

 

4.      Основная часть. Лабораторная работа(25 минут)

 

Слайд №18

Учитель: Вы уже знаете, из каких основных частей состоят рычажные весы.

1.      Перечислите основные части весов(коромысло, указатель, чашки).

2.      При каком условии весы будут находиться в равновесии? (левая и правая чашки весов должны находиться на одной высоте).

3.      Достаточно ли только рычажных весов для определения массы тела? (необходимы разновесы - специальный набор гирь).

Слайд №19

Теперь давайте приступим к практической части нашего урока. Дома вы должны были ознакомиться с указаниями к работе и усвоить правила взвешивания тел на рычажных весах. В тетрадях у вас оформлен протокол к работе: название, цель, оборудование, таблица, которую вам предстоит заполнить. Сначала вы определяете массу тел, которые принесли с собой. Результаты этих измерений в таблицу записывать не надо. Потом определите массу тел, которые предлагаю вам я. Все расчеты вы выполняете под таблицей, а в неё записываете конечный результат, выраженный в граммах. При оценке результатов обратите внимание насколько точно произведено взвешивание. Кроме рычажных весов у вас на столе есть ещё весы электронные. С их помощью вы можете проверить, насколько точно вы измерили массу. В выводе к работе отметьте причины, которые, по-вашему, не позволили измерить массу тел более точно.

Слайд №20-21

Учащиеся самостоятельно выполняют измерения, записывая данные в протокол.

 

5.   Подведение итогов урока. Домашнее задание(3 минуты)

 

Учитель: Мы неплохо сегодня поработали. Надеюсь, что каждый из вас узнал для себя что-то новое и приобрёл полезные практические навыки, позволившие вам успешно справиться с работой. Результаты ваших измерений я оценю к следующему уроку, а сейчас задание на дом.

Слайд №22

Тетради с лабораторной работой отложите на край стола. А в рабочих тетрадях запишите домашнее задание. Первое задание на слайде для всех, а второе задание выполняют все, кроме тех ребят, которые участвовали в школьной олимпиаде по физике. На этом урок закончен. Сдайте тетради, и можете быть свободны.

Приложения

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010