Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Формирование и развитие научного мировоззрения учащихся в процессе обучения физике.

Автор:
Султанкулов Дуйшоналы Итибаевич

Аннотация:

: Нам кажется вроде бы снабдили учащихся орудиями труда (теоретическими знаниями), а не обучили их ,как пользоваться ими (способности, навыки) В будущем образованный молодой человек все социально-экономические, политические и другие проблемы общества не только должен знать но и насквозь видеть, прогнозировать .Для молодого человека выход из любого кризиса-это творческая, интересная работа и духовное удовольствие. Мы образовательных учреждений, над этой проблемой должны работать, в этом и актуальность формирования и развития научного мировоззрения учащихся

Статья:

В нашей республике с каждым годом углубляются рыночные отношения, государство выбрало демократический и правовой путь развития. Происходит  обновление и в сознании людей, устанавливается новый взгляд на развитие экономики, общества, достигается плюрализм мнений в торгово-экономических отношениях народа, духовной и экономической жизни общества. Жизненная потребность вынуждает молодежь изменять свои взгляды на развитие общества.  В советское время вся философская, педагогическая литература, усилия общества были  нацелены на формирование партийно-классовых взглядов. А такие общечеловеческие категории как демократия, право, нравственные качества считались основными задачами и направлением коммунистической идеологии. В развитом социализме считалось, что государственное богатство – собственность народа. Но  на самом деле те, у кого длинные руки, кто ближе «к телу» смогли утащить из государственной казны огромную часть этого богатства. Не было настоящего хозяина потому что собственность была ничейная. Планово-экономическое развитие государства было отклонено от естественного пути развития общества, т.е. рыночно-экономических отношений. Запрещено было открывать альтернативно-конкурентные предприятия параллельно государственным организациям.

 

Образование тоже действовало под «чутким руководством коммунистической идеологии». Естественные науки ограничивались только предоставлением теоретических знаний в ущерб практическим навыкам, формированию и развитию  научного мировоззрения учащихся. В те годы инакомыслящих преследовали, сажали в тюрьмы (А. Сахаров, А. Солженицын и др.). В настоящее время обществу предстоит отойти от стереотипного мышления и мировоззрения к свободному, естественно-научному мировосприятию. Это сегодня главная задача образовательных учреждений республики. Поэтому общество требует от образовательных учреждений, особенно от средних школ давать не только сухие теоретические знания, а философские практические значимые теории, с тем, чтобы завтра молодежь полученные знания применяла как орудия труда при преобразовании личной жизни и общества.                                                                           Экономическое, социальное развитие каждого государства зависит от уровня развития фундаментальных наук. А фундаментальные науки являются движущей силой производств и производственных отношений. Именно по этой причине работникам образования со  школьной  скамьи необходимо формировать и развивать естественно-научное мировоззрение учащихся, не привязывая ее к идеологии. В недавнем прошлом известные ученые-педагоги Дурасевич Ю.Е., Ефименко В.A., Мощанский В.Н., Морозова Е.А., Медянцев Н.И., Мултановский В.В., Разумовский В.Г., Спасский Б.И., Усова В.А., Юськович В.Ф. и др. исследовали актуальность задачи формирования научно-материалистического мировоззрения учащихся и молодежи. Среди них можно выделить работы Ефименко В.Ф., Мощанского В.Н., Мултановского В.В. Они доказывали, что лабораторно-практические, внеклассные занятия и внешкольные мероприятия по физике и другим научно-естественным предметам формируют и развивают научное мировоззрение учащихся, способствуя более глубокому пониманию ими сущности физических явлений, процессов, теорий, законов. В результате, на основе физических знаний кроме познания явлений природы и научно-технического прогресса у учащихся развивается самостоятельность, способность к познавательной деятельности, пониманию процессов и перемен экономических, политических событий. 

            В период авторитарно-командной системы исследования ученых педагогов-физиков были нацелены на теоретические проблемы коммунистического мировоззрения. Несмотря на препятствия государственных структур вышеуказанные ученые внесли огромный вклад в формирование и развитие материалистического мировоззрения в обществе. Если тщательно рассмотреть исследования ученых, то выяснится, что общечеловеческие ценности: морально-правовые, философские задачи ими не учтены. А экономические, социальные проблемы и развития общества зависит от теоретического уровня знания,  практических навыков и понимания сущности теории, законов, философских понятий мировоззрения. В данное время, т.е. в условиях свободы слова, демократической, правовой, рыночной экономики в научном мире пока еще нет полноценного внимания содержанию, структуре и межпредметной связи по исследованию научно-материалистического мировоззрения, в частности, физики. С каждым днем общественное сознание меняется, развивается мировоззрение молодежи. Поэтому научно-исследовательским, образовательным учреждениям следует модернизировать содержание методики преподавания и технологий  обучения  естественных предметов и искать эффективные подходы по формированию научного мировоззрения. Одна из главных задач естественной науки сегодня формировать и развивать научное мировоззрение в старших классах средней школы. Исходя из этой мысли, желательно бы, чтобы в научно-исследовательских институтах, ВУЗах велись исследовательские работы по формированию научного мировоззрения учащихся и молодежи. С точки зрения перехода государства из одной формации в другую должно быть новое мировоззрение, идеи, орудия труда. Для построения нового общества  государство своевременно должно позаботиться о подготовке творчески мыслящего нового поколения. А для этого необходимо пересмотреть и модернизировать  методологию обучения и воспитания, научно-исследовательскую работу.

Проблемам повышения качества обучения физике и улучшения учебно-воспитательного процесса в школе посвящены труды Бабанского Ю.К., Беляева А.П., Данилова М.А., Зверева И.Д., Лернера И.Н., Моносзона Э.Н., Скаткина М.Н., Бекбоева И.Б., Мамбетакунова Э.М., Бабаева Д.Б., Сияева Т.М. Известный ученый Мамбетакунов Э.М подчеркивает, что при обучении физике, объясняя через физические величины, теории, законы, естественнонаучные понятия следует дать итоговый анализ о значениях и сущностях научного мировоззрения. Нужно учить так, чтобы личность самостоятельно могла понять и научно обосновать не только законы развития явлений природы, но и причины изменения, перемены, а также пути экономического, социального и даже политического развития  общества. По новому -  это значит формировать и развивать научное мировоззрение учащихся с точки зрения рыночных отношений. В данный переходный период формирование и развитие научного мировоззрения молодежи особо необходимо и актуально в современном развивающемся демократическом, правовом обществе. Для того чтобы перестроить, обновить общество, молодежь должна овладеть фундаментальными знаниями, идеями созидательным мировоззрением, способностями. Только молодежь, имеющая такой багаж, сумеет повернуть научно-техническое, интеллектуальное, экономическое, социальное развитие общества на прогрессивный путь. Итак, учащиеся должны быть убеждены со школьной скамьи, что завтра именно они будут главными движущими силами общества. А работники образования обязаны понимать, что будущее человечества связано с уровнем теоретических, фундаментальных знаний, практических навыков и, конечно же,  научного мировоззрения молодежи. Задача образовательных учреждений – дать учащимся не только научную информацию и теоретические знания, но и сделать так, чтобы они самостоятельно могли раскрыть секреты природных явлений, понять суть и причины перемен, могли в какой-то степени прогнозировать экономические, социальные и политические ситуации в стране. По этой проблеме у каждого старшеклассника должно быть научно-обоснованное мировоззрение. В процессе обучения физике по разным причинам  мы полноценно не развиваем познавательную деятельность, в том числе и творческие  способности учащихся. В результате, большинство учащихся, может быть, и владеют определенными теоретическими знаниями, но у них не сформировано мировоззрение. По этой причине они не могут самостоятельно творчески мыслить, нет определенного личного мнения и вывода о каких-либо фактах и событиях.

В этом мы, учителя, в какой-то мере, считаю, допускаем ошибки в обучении потому что только  стараемся дать много информации, связанной с данной темой.  А ведь лишняя информация мешает выполнять одну из основных задач естественных наук: формировать и развивать научное мировоззрение, т.е. самое существенное мы оставляем вне поля зрения. Поэтому возникла жизненная необходимость при подготовке студентов педагогических специальностей по естественным наукам в ВУЗах, ввести специальные курсы по формированию научного мировоззрения  учащихся и студентов. А иначе мы в обучении учащихся будем продолжать допускать  упущения не научая своих воспитанников способности модернизировать, реформировать окружающий мир. Образно говоря, мы вроде бы снабдили учащихся орудиями труда (теоретическими знаниями),  а не обучали их, как пользоваться ими (способности, навыки).     В будущем образованный молодой человек все социально-экономические, политические проблемы общества должен не только знать, но и насквозь видеть. Для него выход из любого кризиса – творческая, интересная работа и духовное удовольствие. Мы, работники образовательных учреждений, над этой проблемой должны работать, в этом  актуальность формирования и развития научного мировоззрения учащихся.

Один из родоначальников греческой науки Гераклит из Эфеса (544-483 гг.до н. э.) считал источником движения борьбу противоположностей. По Гераклиту, в этой постоянной борьбе единая материальная первооснова порождает многообразие вещей и явлений, составляющих вместе единую сущность. «Все течет, все изменяется. Мир единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Это высказывание Гераклита В.И. Ленин называл «хорошим изложением начал диалектического материализма».  Учащиеся на уроках физики должны понять, что    возникновение, изменение, взаимное превращение  физических явлений, процессов протекают по законам диалектики. В старших классах после таких убедительных теоретических высказываний и проведения в  курсе физики экспериментальных опытов, теоретических, лабораторно-практических, внеклассных занятий  формируется научно-материалистическое мировоззрение, появляется интерес,  развивается способность к познанию окружающего мира. Многие главы и темы физики и естественных наук, формируя и развивая мировоззрение, формируют навыки строить структуру и систему научного мышления учащихся. Научные теории и законы естественных наук, в том числе и  физики, формируют у учащихся научно-обоснованные фундаментальные знания. Со временем эти фундаментальные знания в сознании формируют научные понятия о причинах возникновений, изменений и взаимных превращений физических явлений, процессов и тем самым наконец-то повлияют на возникновение интереса к познавательной деятельности, на развитие  научного мировоззрения об окружающем мире. Не все науки  дают фундаментальные знания, но мировоззрение формируется как в результате обобщения естественнонаучных, технических, социально-исторических и философских знаний, так и влияния непосредственных условий жизни, передаваясь от индивида к индивиду в форме здравого смысла, стихийных, не систематизированных или традиционных представлений о мире, подчеркивает известный философ Уильям Джеймс (1842-1940). Существуют специфические различия между науками. Поэтому у каждой науки есть свои цели и задачи. Несмотря на это, при формировании и развитии научного мировоззрения молодежи, они друг друга дополняют, обобщают. 

Развитие со школьной скамьи познавательной деятельности с точки зрения науки приведет к формированию у учащихся научного мировоззрения,  деловых, творческих,  реформаторских качеств. А эти человеческие качества и преобразуют экономический, социальный, политический, культурный строй общества. Вот в этом и смысл изменение развития мировоззренческие взгляды человечества. Поэтому в процессе обучении и воспитании учащихся коренным образом менять подход к формированию и развитию мировоззрения. Для этого следует методически разработать темы, главы, формирующие и развивающие мировоззренческие взгляды. При обучении тем и глав следует обращать внимание на их практическое применение в будущей жизни.

Главным двигателем современного общества является общий уровень интеллекта народа. Для того, чтобы поднять экономику страны, социальный и политический уровень народа, следует поднять его интеллект. Главный показатель интеллектуального образования и воспитания государства – это экономический, социальный рост или уровень благосостояния народа.

          У старшеклассников развивается интерес к окружающей среде, расширяется  общение с научными, экономическими проблемами, общественно-политическими процессами. В этом возрасте формируются мотивы, вырабатываются личностные позиции. Приобретение знаний становится смыслом, целью жизни старшеклассника. Он проявляет значительный интерес к анализу приобретенных знаний, пониманию их социальной значимости, что и способствует развитию логического мышления. Ребята стараются разобраться в вопросах экономики, социально-политического развития общества, в вопросах демократии, морали, права. Формирование взглядов, убеждений невозможно без определения структуры формирования мировоззрения, а также учета психологических способностей старшеклассников. При формировании взглядов, убеждений учащихся, прежде всего следует определить структуру формирования  мировоззрения, а также – учитывать психологические особенности. После этого,   учитывая интерес, потребности и общую установку учащихся учителю можно  использовать эффективные методы и  приемы формирования мировоззрения.

           Интеллектуальные возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе инициативного и разумного отношения к действительности. Интеллектуальные способности людей являются мощным естественным источником человеческой цивилизации. Соответственно выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую полноценное развитие интеллектуальных возможностей подрастающего поколения. Поэтому интеллектуальное воспитание учащихся – это объективная потребность, продиктованная реалиями настоящего и запросами будущего. Американский философ, психолог и педагог Д. Дьюи в свое время выделял две задачи “воспитания ума”. Первая связана с развитием “дисциплинированного ума”, то есть с навыками критического рассмотрения, обоснования и исследования любых мнений, знаний, ситуаций. Если у человека не сформированы такого рода навыки, то о нем можно сказать, что он умственно не воспитан. Вторая – с бережным отношением к индивидуальным приемам умственной работы ребенка, когда учитель не препятствует “логике собственного ума учащегося” (Д. Дьюи, 1922). При этом Дьюи понимал интеллектуальное воспитание как условие личностного роста человека. Так, он писал: “Истинная свобода... интеллектуальна; она основывается на воспитанной силе мысли, на умении “ перевертывать вещи со всех сторон”, разумно смотреть на вещи, судить, налицо нужное для решения количество и качество доказательств, а если нет, то где и как их искать, ”(там же,с. 63). Знаменитый педагог В.А. Сухомлинский также считал умственное воспитание одной из важнейших сторон школьного образования. По его мнению, нельзя ставить знак равенства между образованностью (кругом знаний, получаемых в школе) и умственной воспитанностью (степень умственного развития личности).

Сердцевиной умственного воспитания является мировоззрение ученика, а его условием – представление учителя об индивидуальных чертах мышления каждого ребенка. Подчеркивая это, Сухомлинский писал, “Невежда опасен для общества... Невежда не может быть счастливым сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы ученик может чего-то и не знать, но он обязательно должен быть умным человеком” (Сухомлинский, 1980, с. …). Формирование мировоззрения – это такая форма организации образовательного  процесса, которая позволяет создать условия для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ученика  на основе обогащения его умственного опыта.

           Формирование мировоззрения учащихся имеет два аспекта: во-первых, повышение интеллектуальной деятельности ученика (за счет приобретенных новых знаний, освоения разнообразных способов познания, развития критичности, доказательности и самостоятельности мышления, готовности работать в режиме творчества, выработки культуры интеллектуальной деятельности, формирование потребности в умственном труде и т.д.).  Во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада его ума (за счет поддержки индивидуальных интеллектуальных склонностей, предпочитаемых способов переработки информации, личных житейских впечатлений и т.д.).    

          Формирование и развитие мировоззрения – это два взаимосвязанных аспекта образовательного процесса. Однако формирование мировоззрения – в отличие от  развития мировоззрения – имеет свою специфику.

          Формирование мировоззрения означает создание условий для интеллектуальной самоактуализации личности в процессе обучения (в рамках “каждый человек умен на свой лад”), тогда как развитие мировоззрения предполагает целенаправленное формирование мировоззрения и интеллектуальных способностей учащихся как основы “нужных” учебных достижений в соответствии с заданными нормативами. Формирование научного мировоззрения направлено на выстраивание внутренних интеллектуальных ресурсов учащихся. Освоение разных способов кодирования информации, дифференциация и интеграция понятийного опыта, формирование общих интеллектуальных умений, развитие способности к саморегуляции интеллектуальной деятельности, рост умения работать с противоречивой и парадоксальной информацией и готовности доверять своей интуиции и т.д.), тогда как развитие мировоззрения, в первую очередь, ориентировано на высокую результативность мировоззренческих взглядов (высокая скорость обработки информации, большой обьем  усвоенных знаний, способность понять, усвоить фундаментальные теории, законы и т.д.).

           Формирование мировоззрения предполагает индивидуализацию процесса обучения с точки зрения учета индивидуальных склонностей, предпочтений, убеждений каждого ученика, тогда как развитие мировоззрения в большей мере связано с учетом общих закономерностей умственного развития учащихся в процессе обучения в рамках определенного возраста.

           Формирование мировоззрения является приоритетным фактором  внутренней активности ученика – его инициатива и самостоятельность (соответственно результатом формирования мировоззрения является превращение школьника в субъекта учебной деятельности, действующего по принципу “я учусь, а не меня учат”). Тогда как в развитие мировоззрения  на первый план выходит фактор внешнего управления  учебно-познавательной деятельностью учащихся при руководящей роли учителя.

         Таким образом, школа как общеобразовательное государственное учреждение является важнейшим социальным институтом, в рамках которого воспроизводится, восстанавливается и качественно улучшается интеллектуальный потенциал населения. Школа – это своего рода база интеллектуальных ресурсов общества. Поэтому проблема школьного образования в наше время должна быть в центре государственных интересов, а интеллектуальное воспитание т.е. развитие мировоззрения подрастающего поколения – стать одной из приоритетных задач образовательной политики.

 

    

 

 

 

 

Литература

 

 

1. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учашихся при изучении физики. - М.: Просвещение, 1976.

2.Зверева.Н.МАктивизацияучашихсянаурокахфизики.М.:Просвещение,1980.

3.ОреховаВ.П.,Усова А.В.Методикапреподаванияфизикив8-1классахсредней школы.                    – М., 1980.

4. Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира  в школьном        курсе. - М.: Просвещение, 1977.

5. Пеннер Д.И.,  Кротова Р.Г. Научно-атеистическое воспитание при обучении
     физике. М.: Просвещение, 1982.

 6. Дуков В.М. Исторические обзоры в курсе физики средней школы. М.Просвещение,     1983.

 7. Мамбетакунов Э.,  Сияев Т.М. Педагогиканын негиздери. Б. 2008.

 8.Чынгышбаева Г.,  Мамбетакунов Э.   Физиканы   окутууда   предметтер   аралык
     байланыштар. - Ф. :Мектеп, 1985.

 9. Мамбетакунов Э. Физиканы окутуунун теориясы  практикасы .Б. « айат».2004.

10. Бекбоев И.Б. Инсанга багыттап окутуу технологиясынын теориялык жана
       практикалык маселелери. Б.: Вестник педагогики, КАО.2004.

11. Мамбетакунов.Э. Методология качества педагогических исследований. Б.: КНУ, 2006.

12. Разумовский В. Г. Основы методики преподавания физики. М.: Просвещение, 1984.

13. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. - М.: Совершенство, 1997.

14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические произведения: В 3 т., т. 2. - М.:              Педагогика, 1980.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010