Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Маятник — пример колебательной системы

Автор:
Бекетова Марина Валериевна

Аннотация:

Урок позволяет добиться прочного усвоения знаний по теме т.к. строится на деятельностной  основе с максимальной продуктивностью. Показано использование нескольких педагогических приемов при проведении урока. Краткость, но в тоже время емкость содержания эпиграфов, позволяют возбудить интерес учеников к изучению конкретных тем физики. Конечный результат учащиеся получают в ходе самостоятельной исследовательской деятельности.

Статья:

Цели:

Образовательные:

Знания:  Добиваться прочного усвоения знаний по теме.

Общеучебные умения и навыки: предметные: умения применять  теоретические знания на практике; ключевые компетентности: самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, справляться с ситуациями, для которых нет полного комплекта наработанных средств через реализацию деятельностного подхода в изучении нового материала.

Воспитательные:

Способствовать формированию научного мировоззрения, развитию коммуникативной культуры. Формировать навыки работы в группе, умение распределять обязанности и нести ответственность за общее дело. Осуществлять нравственное воспитание через постановку личностно - ориентированной проблемы и эстетическое воспитание на уроке.

Развивающие:

Способствовать развитию технического мышления, речи, памяти, восприятия, самостоятельности, активности.

 

Оборудование: необходимое для проведения исследований.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Форма проведения урока: беседа + исследовательская работа в группах.

 

Ход урока:

I.       Организационный момент.

(Взаимное приветствие. Целеполагание. Настрой на положительную мотивацию, благоприятный микроклимат урока. Постановка личностно — значимой проблемы).

 

II.                Повторение ранее изученного материала.

Учитель: Определив истинность высказываний, составьте эпиграф сегодняшнего урока.

Утверждение

истина

ложь

1)Колебательное движение — вид неравномерного движения.

великое

всякое

2)Мех. колебание — это движение, которое точно или приблизительно повторяется через равные интервалы времени.

искусство

умение

3)Маятник, биение сердца человека, движение велосипедиста по велотреку — все это примеры колебательных систем.

помогает

научиться

4)одним из свойств колебательной системы — возникновение периодически изменяющейся силы, прямо пропорциональной смещению тела, возвращающей систему в положение равновесия.

другому — это

многому  — это

5)Амплитуда — максимальное смещение тела от положения равновесия.

браться

обратить

6)Период колебаний — это число колебаний в единицу времени.

на многое

за немногое

7)Частота колебаний — величина, обратная периоду.

Д. Локк

Вашингтон

Ответ: Великое искусство научиться многому — это браться за немногое. Д. Локк

 

Учащиеся: (первые отгадавшие эпиграф, зачитывают его).

Учитель: Итак, эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Д. Локка. Как вы понимаете слова, сказанные этим человеком?

Учащиеся: (высказываются).

 

III.  Актуализация знаний.

Учитель: Одним из примеров колебательной системы является маятник: математический (груз, подвешенный на нити) и пружинный (груз, подвешенный на пружине). На предыдущем уроке мы выяснили, какими величинами характеризуется колебательное движение.

Учащиеся: Амплитудой, периодом, частотой.

Учитель: Верно. Сегодня наша цель — получить формулы зависимости периода колебаний маятника от физических величин, характеризующих данную колебательную систему.

До урока класс был разбит на 2 группы; внутри каждой группы — на 3 подгруппы, для каждой из них приготовлен «Лист исследований», согласно которому осуществляется ваша деятельность на уроке (Приложение № 1).

 

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Озвучим полученные результаты и обобщим.

Учащиеся:(кратко сообщают о полученных результатах).

Учитель: Запишем результаты наших исследований с помощью формул: Тм.м. = 2π√ l/g   и   Тф.м. = 2π√m/k

 

V. Формирование умений и навыков. Применение знаний.

Учителем предлагаются задачи типа:

·         Чему равен период колебаний математического маятника, находящегося на Луне, если длина его нити равна 1 м? (g на Луне принять равным 1,6 м/с2).

·         Груз какой массы надо прикрепить к пружине жесткостью 50 Н/м, чтобы период колебаний этого маятника был равен 0,7 с?

 

VI. Рефлексия.

Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы со словами  автора?

Учащиеся: (высказываются).

Учитель: А закончить сегодняшний урок я хотела бы словами Н. А. Рубакина «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». До свидания.

 

VII. Домашнее задание.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010