Автор:
Бекетова Марина Валериевна
Урок позволяет добиться прочного усвоения знаний по теме т.к. строится на деятельностной основе с максимальной продуктивностью. Показано использование нескольких педагогических приемов при проведении урока. Краткость, но в тоже время емкость содержания эпиграфов, позволяют возбудить интерес учеников к изучению конкретных тем физики. Конечный результат учащиеся получают в ходе самостоятельной исследовательской деятельности.
Статья:Цели:
Образовательные:
Знания: Добиваться прочного усвоения знаний по теме.
Общеучебные умения и навыки: предметные: умения применять теоретические знания на практике; ключевые компетентности: самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, справляться с ситуациями, для которых нет полного комплекта наработанных средств через реализацию деятельностного подхода в изучении нового материала.
Воспитательные:
Способствовать формированию научного мировоззрения, развитию коммуникативной культуры. Формировать навыки работы в группе, умение распределять обязанности и нести ответственность за общее дело. Осуществлять нравственное воспитание через постановку личностно - ориентированной проблемы и эстетическое воспитание на уроке.
Развивающие:
Способствовать развитию технического мышления, речи, памяти, восприятия, самостоятельности, активности.
Оборудование: необходимое для проведения исследований.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения урока: беседа + исследовательская работа в группах.
Ход урока:
I. Организационный момент.
(Взаимное приветствие. Целеполагание. Настрой на положительную мотивацию, благоприятный микроклимат урока. Постановка личностно — значимой проблемы).
II. Повторение ранее изученного материала.
Учитель: Определив истинность высказываний, составьте эпиграф сегодняшнего урока.
Утверждение |
истина |
ложь |
1)Колебательное движение — вид неравномерного движения. |
великое |
всякое |
2)Мех. колебание — это движение, которое точно или приблизительно повторяется через равные интервалы времени. |
искусство |
умение |
3)Маятник, биение сердца человека, движение велосипедиста по велотреку — все это примеры колебательных систем. |
помогает |
научиться |
4)одним из свойств колебательной системы — возникновение периодически изменяющейся силы, прямо пропорциональной смещению тела, возвращающей систему в положение равновесия. |
другому — это |
многому — это |
5)Амплитуда — максимальное смещение тела от положения равновесия. |
браться |
обратить |
6)Период колебаний — это число колебаний в единицу времени. |
на многое |
за немногое |
7)Частота колебаний — величина, обратная периоду. |
Д. Локк |
Вашингтон |
Ответ: Великое искусство научиться многому — это браться за немногое. Д. Локк |
Учащиеся: (первые отгадавшие эпиграф, зачитывают его).
Учитель: Итак, эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала слова Д. Локка. Как вы понимаете слова, сказанные этим человеком?
Учащиеся: (высказываются).
III. Актуализация знаний.
Учитель: Одним из примеров колебательной системы является маятник: математический (груз, подвешенный на нити) и пружинный (груз, подвешенный на пружине). На предыдущем уроке мы выяснили, какими величинами характеризуется колебательное движение.
Учащиеся: Амплитудой, периодом, частотой.
Учитель: Верно. Сегодня наша цель — получить формулы зависимости периода колебаний маятника от физических величин, характеризующих данную колебательную систему.
До урока класс был разбит на 2 группы; внутри каждой группы — на 3 подгруппы, для каждой из них приготовлен «Лист исследований», согласно которому осуществляется ваша деятельность на уроке (Приложение № 1).
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Озвучим полученные результаты и обобщим.
Учащиеся:(кратко сообщают о полученных результатах).
Учитель: Запишем результаты наших исследований с помощью формул: Тм.м. = 2π√ l/g и Тф.м. = 2π√m/k
V. Формирование умений и навыков. Применение знаний.
Учителем предлагаются задачи типа:
· Чему равен период колебаний математического маятника, находящегося на Луне, если длина его нити равна 1 м? (g на Луне принять равным 1,6 м/с2).
· Груз какой массы надо прикрепить к пружине жесткостью 50 Н/м, чтобы период колебаний этого маятника был равен 0,7 с?
VI. Рефлексия.
Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Согласны ли вы со словами автора?
Учащиеся: (высказываются).
Учитель: А закончить сегодняшний урок я хотела бы словами Н. А. Рубакина «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». До свидания.
VII. Домашнее задание.