Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Активизация учебной деятельности учащихся среднего звена на уроках физики через использование метода проектирования.

Автор:
Коковихина Людмила Александровна

Аннотация:

Активизация учебной деятельности учащихся среднего звена на уроках физики через использование метода проектирования.

 

В данной статье представлены основные характеристики метода проектирования, рассматриваются основные этапы построения урока физики с использованием метода проектирования, достоинства и недостатки данного метода, а также представлены данные опроса учащихся относительно проектирования на уроках физики. Представленные в работе этапы могут использоваться учителями при подготовке к уроку.

                                                      Автор: Коковихина Людмила Александровна SC - 5050

 

 

Статья:

 

Активизация учебной деятельности учащихся среднего звена на уроках физики через использование метода проектирования.

 

Сегодня важно научить учиться. В этой ситуации особое значение приобретает учебная деятельность школьников: активная собственная работа в процессе усвоения  знаний, результатом которого и будет развитие личности.

Но очень часто на уроках школьники выступают всего лишь как приемники тех знаний, которые пропагандирует учитель. Но совершенно ясно, что данный подход не позволяет детям реализовать себя. Поэтому на  уроках необходимо создать такие условия, чтобы ребята думали, искали и добывали знания вместе с учителем. Только самостоятельный поиск,  исследование и творческая работа дают возможность ученику пополнять свой интеллектуальный багаж. Недостаточны рассказы и пояснения учителя, показ демонстрационных опытов: нужна самостоятельная работа.

Уроки должны быть основаны на том, что все опыты ученики ставят сами, сами выдвигают гипотезы и делают выводы. При этом идет не только их активная познавательная деятельность; осуществляется взаимосвязь чувственных ощущений и абстрактного мышления.

Проектное обучение является непрямым, и в нем ценны не только результаты, но и еще в большей степени сам процесс.

Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно: личностно ориентировано, использует множество дидактических подходов, самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда.

Именно метод проектов позволяет совместить акцент с процесса пассивного накопления учеником сумм знаний на овладение им различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов, что способствует активному формированию творческой личности, способной решать нетрадиционные задачи в нестандартных условиях.

Метод проектирования выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

  • Обучающие зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации, обилие информации не приводит к системности знаний,
  • Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний,
  • Субъект – объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к неопознанному.

Методологические принципы проектного обучения:

  • Процесс работы не менее важен, чем ее результаты,
  • Учебный процесс строится не на логике изучаемых предметов, а логике деятельности,
  • Опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитывает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути,
  • Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех учащихся,
  • Комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника.
  • Система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес как к процессу учебной деятельности, так и к ее результату,
  • Гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность учащихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

Данный метод основан на поуровневом обучении и исходит из индивидуальных особенностей школьников. Его целесообразность обусловлена стремлением создать благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов. Учебный материал и задания для учащихся подбираются так, что при единой познавательной цели и общем образовании они отличаются разной степенью трудности, причем к достижению цели учащиеся могут идти различными путями. Метод проектирования сочетается с частично – поисковым и проблемным методами обучения.

Метод проектирования применяется при изучении физики. Для осуществления  самостоятельного  поиска ученика,  исследования и его творческой работы предлагается решать на уроках задачи в следующей закономерности: 1. Задачи, требующие мнемического воспроизведения данных (задачи по узнаванию, задачи по воспроизведению отдельных фактов, чисел, понятий, задачи по воспроизведению дефиниций, норм, правил, задачи по воспроизведению больших текстов блоков, стихов, таблиц, ит.п.).

 2. Задачи, требующие простых мыслительных операций с данными (задачи по выявлению фактов (измерение, взвешивание, простые исчисления и т.п.),  задачи по перечислению и описанию фактов (исчисление, перечень и т.п.),  задачи по перечислению и описанию процессов и способов действий).

3. Задачи, требующие сложных мыслительных операций с данными (задачи по переносу (трансляция, трансформация), задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование),  задачи по индукции,  задачи по дедукции).

4. Задачи, требующие сообщения данных (задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания и т.д.,  задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов и т.п.,  самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты и т.п.).

5. Задачи, требующие творческого мышления (задачи по практическому приложению, решение проблемных задач и ситуаций,  постановка вопросов и формулировка задач или заданий, задачи по обнаружению на основании собственных наблюдений (на сенсорной основе).

Построение таким образом учебного материала на занятиях позволяет осуществить дифференцируемый подход в обучении.

Разработка урока для 7 класса по теме «Плавание тел» с использованием метода проектов представлены в Приложении 1.

Результативность.

  1. Повышение интереса к предмету, что подтверждается следующими фактами:

- уроки стали проходить боле оживленно,

- прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований, привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся (как отмечают ребята: «пригодятся в жизни»)

- у ребят появился стимул не только получить хорошую оценку, но и получить хорошие результаты проделанной работы.

2. Повышается активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.

Каждый ученик чувствует себя в роли ученого, который выдвигает гипотезу, проверяет ее на опыте и доказывает всем свой результат. Учащийся сам выбирает путь, по которому он придет к изучению и усвоению материала.

Слабым ученикам предлагается решить несложные задачи, требующие мнемического воспроизведения данныхи  простых мыслительных операций с данными.

Так, на вопрос: «Для чего учащиеся участвуют в проектной деятельности?» были получены следующие ответы: «Я участвую в проектной деятельности потому, что…» (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Гистограмма процентного соотношения опроса учащихся

1 – возможность раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень; 2 – узнать что – то новое, интересное; 3 – пообщаться со сверстниками; 4 – другое.

Но у каждой медали есть обратная сторона. Есть такая сторона и в этой работе, есть трудности:

 - работа очень кропотливая, объемная.

 - иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями бросают работу.

 - совсем не хватает современной научной литературы в школьном библиотечном фонде.

 - самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».

Список литературы.

  1. Козлова Н.Д. Я иду на урок физики: 7 класс. Часть II: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
  2. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». Физика. №38, октябрь 2004.
  3. Основные вопросы педагогики: Пособие для студентов педвузов/ Т.Е. Климова – Магнитогорск: МаГУ, 2000.
  4. Минькова Р.Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 7 класс.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

5. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010