Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Творческие экспериментальные работы на уроках физики

Автор:
Хисамутдинова Светлана Данияловна

Аннотация:

 

 Творческие экспериментальные работы на уроках физики

 

 

В статье рассмотрена система организации выполнения творческих практических заданий на уроках физики в 7 классе. Данные задания способствуют повышению интереса к предмету, формируют умения самостоятельного решения проблем и сотрудничества в группе. Рассмотренные задания могут быть использованы как отдельные элементы разных типов уроков.

Статья:

Творческие экспериментальные работы на уроках физики

 

 

Позволю себе небольшое вступление.

Рассмотрим термины “обучение” и “развитие человека”. У Селевко Г. К. [1] под обучением в широком социальном смысле понимается “процесс передачи человеку обучающей системой… необходимых для его жизни программ (знаний, умений и  навыков)”, а в педагогическом смысле – “целенаправленный процесс формирования у человека интеллектуальных качеств и способов деятельности”; далее находим “развитие человека – это … движение по восходящей траектории (спирали) от предшествующего качественного состояния к новому”. В рассматриваемой там же [1] модели ключевых компетентностей личности в качестве ключевых суперкомпетентности указаны, в частности, такие: информационная, автономизационная – “способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность”, работа в команде и решение проблем.

Стоит отдельно остановиться на понятии “творческая личность”, формирование которой, по мнению Кона И. С. [2], возможно в процессе самостоятельной творческой деятельности, которая должна быть интересной, требующей интеллектуального и эмоционального напряжения, самоуправляемой, т. е. с жестким внешним контролем конечного результата и с широким спектром способов его достижения.

Итак, обобщим кратко всё вышесказанное: обучающийся должен в стенах школы развить качества, овладеть знаниями и умениями, обеспечивающими его успешность во взрослой жизни, постоянно находясь в процессе  “восхождения”, что возможно только через личный интерес, через собственную деятельность, через умение работать в команде. Это требует от преподавателя не просто “передачу” знаний, а организацию такой учебной деятельности, которая будет способствовать формированию активной и творческой личности. Физика, как учебный предмет, предоставляет для этого широкие возможности.

Рассмотрим только одно из направлений – творческие практические работы, выполняемые учащимися самостоятельно. В качестве примера рассмотрим систему работы в 7 классе.

Во-первых, это могут быть задания, выполняемые в ходе “плановых” лабораторных работ. Обратимся к работе “Измерение размеров малых тел”: расширим список объектов исследования, включив туда не только горошины (пшено) и атомы с готовых фотографий, но также тонкую проволоку и листы бумаги (листы в учебнике физики). При выполнении работы “Измерение массы тела на рычажных весах” попросим провести измерения массы одной ягоды рябины (одной скрепки, одного макаронного “бантика”).

Другой пример – лабораторные работы “Измерение объема твердого тела” и “Определение плотности твердого тела”. Что нам предлагается – следующий комплект приборов: мензурка, сосуд с водой, весы с набором разновесков, набор цилиндриков с нитями. Мой вариант:

1)   объединяем работы в одну “Определение плотности вещества”, что предполагает для всех желающих одну конечную цель работы: определить плотность конкретного вещества;

2)   разбиваем класс на группы, а затем представитель каждой группы на уроке, предшествующем лабораторной работе, вытягивает билетик с указанием дополнительного, от указанного в учебнике, объектом исследования и перечнем оборудования:

а) определить плотность бисера

    оборудование: пакетик бисера, мензурка, весы с набором разновесков, сосуд с водой;

 б) определить плотность морковки

      оборудование: небольшая морковка, нить, мензурка, сосуд с водой, весы с              набором разновесков;

  в) определить плотность картофелины

      оборудование: большая картофелина, литровая банка, тарелка (можно два последних предмета заменить отливным сосудом и мерным стаканом), весы с разновесками, мензурка;

   г) определить плотность стекла

       оборудование: стеклянная цилиндрическая палочка, весы с разновесками, линейка;

    д) определить плотность мыла

        оборудование: кусок хозяйственного мыла прямоугольной формы, линейка;

     е) определить плотность неизвестной жидкости

          оборудование: стеклянный пузырек, нить, весы с разновесками, мензурка,     стакан с неизвестной жидкостью (средство для мытья посуды или шампунь).

При этом не дается инструкций по выполнению заданий – учащиеся должны в группах обсудить ход работы.

Во-вторых, экспериментальные задачи могут быть включены в урок объяснения нового материала. Например, при изучении темы “Давление” предлагаю измерить в группах давление, оказываемое следующими телами:

а) резиновая игрушка с плоским основанием неправильной формы;

б) учебник физики для 7 класса;

в) модель танка, корпус которого склеен из параллелепипедов;

г) вазочка небольших размеров с круглым основанием;

д) конкретный ученик – представитель данной группы.

По требованию – учащиеся получают весы с разновесками, двойной тетрадный лист в клетку, лист миллиметровой бумаги.

На уроке решения задач по теме “Рычаг. Равновесие сил на рычаге” предлагаю для выполнения такие задания:

а) определить массу конфетки

    оборудование: конфетка, линейка, цилиндрический карандаш, советская монетка достоинством 1 копейка;

б) определить массу линейки [3]

    оборудование: линейка, гирька из набора разновесок массой 4-10 г;

в) определить массу металлического рубля [3]

    оборудование: линейка, металлический рубль, советская монетка достоинством 1 копейка.

Бесспорно, перечень выполняемых заданий, а соответственно и объектов исследования, во всех рассмотренных примерах может быть изменен и существенно расширен, учтем, что педагоги – люди творческие. Кроме того, новые задания могут предлагаться и учениками.  

При подборе комплектов заданий я основываюсь как на своих собственных идеях, так и использую материал специализированных изданий “Физика в школе” и “Физика.1 сентября”, применяю задания, предлагавшиеся на олимпиадах разного уровня, а также опубликованные в разнообразных сборниках задач и сборниках экспериментальных заданий, сейчас подобрать интересные экспериментальные задания помогает и Интернет.

Предлагая своим ученикам не просто практические работы “по-учебнику”, а творческие экспериментальные задания, вы сформируете умения не только работать с конкретными приборами, но и научите решать проблемы, самостоятельно планировать и проводить эксперимент, что в конечном итоге будет способствовать повышению интереса к предмету, развитию “творческости” ваших учеников. Тем более, что сложного оборудования такие задания не требуют, их можно выполнить с тем не очень обширным перечнем приборов и материалов, который имеется в любой школьной лаборатории. От учителя требуется время, фантазия, любовь к своему предмету, а главное – желание видеть своих учеников успешными в будущей взрослой жизни.

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Селевко Г. К. Технологии развивающего образования. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  2. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. М.: Знание, 1998.
  3. Бутырский Г. А., Сауров Ю. А. Экспериментальные задачи по физике: 10-11 кл. общеобразоват. учреждений: Кн. для учителя. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2000.
New lye...

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010