Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Проектная деятельность по физике с учащимися лицея

Авторы:
Лажинцева Валентина Михайловна
Филина Евгения Алексеевна

Аннотация:

Аннотация работы на тему

«Проектная деятельность по физике с учащимися лицея».

 

Цели и задачи работы:

- показать систему организации проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время;

- представить опыт по выполнению научно – исследовательских работ лицеистами с использованием метода проектов.

 

Представлена работа Филиной Евгении ученицы 10 класса «А Маркони ли?», которая представляет несомненный интерес с исторической точки зрения. Данная работа может быть использована на уроках физики в 11 классе.

 

Автор Лажинцева Валентина Михайловна.

 

Подпись __________________

Статья:

Проектная деятельность по физике с учащимися лицея.

В.М. Лажинцева,

учитель физики

высшей категории,

Почётный работник

общего образования РФ,

МБОУ «Лицей №3»,

г. Саров

Метод проектов возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Основоположником метода является американский философ, психолог и педагог Джон Дьюге (1859 – 1952 г.), хотя в своих статьях он не использовал слово «проект».

            В книге «Школа и общество» он написал: «С точки зрения ребёнка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретённый вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

            Ещё в 1905 г. в России появилась группа педагогов во главе с С.Т. Шацким, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты.

            В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осуждён, а его использование в школе – запрещено по целому ряду причин.

            Шли годы. Появлялись новые методы в обучении и воспитании детей, разрабатывались (и разрабатываются) новые технологии…

            И вот уже более 20 лет метод проектов снова используется в образовании педагогами нашей страны. Ведь проектами в нашей жизни является практически всё и мы должны научить ребёнка таким способам достижения результата  (желательно ИКР), которые являются всеобщими.

            Какими способами можно достигнуть ИКР? Обсуждаю с учениками 7 – 8 классов на занятиях в клубе юных рационализаторов и конструкторов. В своей работе с учениками, использую  учебно-методический комплекс «Азбука ТРИЗ. Основы изобретательского мышления» М.А. Орлова, знакомлю их с работами Генриха Альтшуллера. Занятия провожу в форме тренингов внимания и памяти, развития логического мышления, знакомства с приёмами фантазирования…

            Ребята с удовольствием решают логические и изобретательские задачи, а некоторые из них  выбирают темой своего проекта. Мне, как руководителю, остаётся только помочь ученику достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

            С методом проектов ученики нашего лицея знакомятся в начальной школе и моя задача -  продолжить развитие проектного мышления у школьников 7 – 11 классов.

            Как учитель физики слежу за тем, чтобы работа над проектом носила исследовательский характер, чтобы можно было научить ребят использовать универсальные методы исследования.

            В одних случаях предлагаю тему с учётом учебной ситуации по предмету.

            В других тематика проекта может иметь межпредметный характер. Главное чтобы тема проекта вызвала интерес у ученика и была выбрана им по собственному желанию.

            Проект «Физика и лирика» был выполнен учениками 9 – 11 классов нашего лицея. Идея проекта принадлежала мне – учителю физики. Помощь в работе ребятам оказывали также учитель словесности Меньшикова О.Б. и учитель информатики Гамова Ю.З.

            Итогом более чем двух летней работы стали призовые места на городском и областном конкурсах «Познание и творчество» и издание сборника «Физика и лирика» в который включены работы Куимовой Т. «Андрей Белый. Я - естественник», Маркиной К. «научные задачи Леонардо да Винчи и их блестящие решения», Муравьёвой Д. «Жидкокристаллический ручей Эдгара По»,  Степановой А. «Сирано де Бержерак и его научные предсказания», Терёшина Д. «Жюль Верн – посланник из будущего», Шевлягиной А. «Научные идеи в произведениях Герберта Уэльса».

            «Актуальность выбранных литературных текстов для исследования обусловлена тем, что позволяет нетрадиционно посмотреть на произведения художественной литературы…» (Меньшикова О.Б.).

            Работа над проектом позволила, прежде всего, разнообразить обучение физике и литературе, наполнить его новыми знаниями и умениями, новыми эмоциями…

            Другая проблема, которую удаётся решить с помощью этой технологии, связана с учебной мотивацией учеников, которую год от года становится всё труднее удерживать на должном уровне.

            Метод проектов позволяет также активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний, а также научиться по-новому, видеть «неизвестное в известном».

            Одним из важных положений ФГОС второго поколения является направление на освоение различных видов деятельности, в том числе проектно – исследовательской и экспериментальной, увеличивается число лабораторных работ по физике и т.д.

           

            Ученический проект становится одной из важных форм деятельности учащихся. Работа над проектом  при определённых условиях наиболее приближена к достижению поставленных в ФГОС целей.

            При выполнении проектного задания возможно формирование «понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук» и «применение различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности».

            Если ученик сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющемся условиям.

            На открытый педагогический Форум «Новая школа» мы решили предоставить работу Филиной Евгении ученицы 10 класса нашего лицея «А Маркони ли?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Пахомов Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист №1, 2004 – с. 42.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.
  3. «Метод учебных проектов – образовательная технология  XXI века». Зачесова Е.В. 2005.
  4. «Физика в школе» №3. 2010. Стандарт второго поколения.
  5. «Физика в школе» №7, 2011. Курс физики основной школе в стандартах второго поколения.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010