Авторы:
Лажинцева Валентина Михайловна
Попова Виктория Валентиновна
Цели и задачи работы:
- показать систему использования информационно–коммукативной технологии на уроках физики;
- организацию работы по пополнению медиатики кабинета физики;
- представить опыт по выполнению творческих домашних заданий по физике учащихся с использованием ИКТ.
Представлена работы Поповой Виктории – «Тест по электростатике», который вызвал интерес и учеников своей необычностью оформления и содержанием.
Данный тест можно использовать как контролирующий знания учеников, так и как обучающий их
Статья:Современное образование немыслимо без современной информационной техники и технологии. Последние годы без использования информационно-коммукативной технологии не обходится практически ни один урок, если конечно у учителя имеется в кабинете необходимая для этого техника.
Мой кабинет физики оборудован: интерактивной доской SMARTBoard, проектором, компьютером, видеомагнитофоном… Создана хорошая медиатека: виртуальные лабораторные работы, виртуальные учебники по физике, подготовка к ЕГЭ, экспериментальные задачи, творческие задания, конструктор тестов, «Открытая физика» и 2 часть),»Библиотека наглядных пособий», «Интерактивные творческие задания», «Увлекательное естествознание», презентации к урокам физики с 7 по 11 классе, а так \\же имеется доступ к Internet.
Совместно с учениками постоянно веду работу по пополнению медиатеки наиболее интересными учебными, исследовательскими, информационными и игровыми проектами.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером, работа над самим информационным объектом, использование материалов медиатеки, ресурсов Internet, различных программ и утилит позволяет школьникам за короткое время создавать собственные работы.
Так как в нашем лицее ежегодно проводятся научно-практические конференции школьников и конкурсы на лучшую презентацию, в которых ребята с большим удовольствием участвуют, и мне, как учителю физики, достаточно помочь им выбрать тему для работы и вовремя проконсультировать по ней.
Приведу лишь несколько примеров презентаций к исследовательским работам учащихся, вошедших в медиатеку кабинета физики:
-«Что такое пена?» Аниськина И.
-«Теорема Гаусса» Золотовой С.
-«Конденсаторы» Куниной А.
-«Объяснение примет с помощью физики» Глушковой Н.
-«Торнадо в стакане» Гевцы А.
-«Система элементов в электронном виде» Мусина А.
-«Автомобиль и экология» Воеводина А.
-«Полет струн» Кодряну В.
-«Что мы видим в зеркале?» Майорова Г.
-«Веселая электроника» Мочаловой А.
-«Оптические иллюзии» Аблясовой О.
-«Животные в космосе» Коваль А.
-«Физика человека» Димитрова Д.
-«Муаровые узоры» Самсоновой Н.
-«Закон Бернулли и его следствия» Емельяновой Н.
и многие, многие другие…
В ходе научно-практических конференций школьников и во время проведения конкурсов становится очевидным, что объединив многочисленные формы современных технологий образования, мы получаем удивительный феномен активизации творчества в процессе интеллектуального соревнования.
Формы использования информационных ресурсов различны.
А уж на уроках физики использование компьютера естественно.
Во-первых, физика – наука об окружающем мире, требуется иллюстративный материал. Его подбор существенно облегчает Интернет.
Во-вторых, компьютер является прекрасным средством моделирования процессов, а это – помощь в понимании материала урока, наглядность…
Использование компьютерных демонстраций проводит к более эффективному достижению цели урока.
С целью формирования интереса к физике и обеспечения разнообразия форм и методов обучения, периодически провожу мультимедийные уроки, которые стали основой практического применения информационных технологий в учебном процессе:
-презентации (PowerPoint) использую при объяснении нового и при повторении пройденного материала, при организации текущего контроля, а также при работе с интерактивной доской;
-интерактивная доска (Notebook) позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить графики и электрические схемы, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов;
-на уроках и спецкурсах использую «Библиотеку наглядных пособий», которая позволяет автоматически формировать наборы объектов в соответствии с содержанием учебников физики для основной и старшей школы.
Мультимедийные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении физики, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на современном научном уровне.
Любят ребята выполнять творческие домашние задания с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов. Эту работу ученики ведут по собственному желанию, выбрав одно из 9 предложенных направлений по изучаемой на уроках теме:
1. Найди в Интернете 3 сайта по теме… и напиши рецензию.
2. Найди 3 анимации по теме и составь к ним задания.
3. Откройте сайт с указанным адресом, изучите теорию по теме и выполните задание…
4. Создайте электронный решебник задач по теме…
5. Сделайте микропрезентацию по теме…
6. Используя обучающую компьютерную среду «Живая физика», проведите моделирование физических экспериментов.
7. Подготовьте тест (желательно в картинках) по теме…
8. Выполните виртуальную лабораторную работу.
9. Создайте самодельную слайд – книжку.
На первом уроке по новой теме или на спецкурсе по физике предлагаю ученикам выбрать одно из направлений творческих домашних заданий с использованием ИКТ и Интернет-ресурсов (перечень заданий, список сайтов в Internet находятся на стеллаже в доступном для ребят месте). Объявляю срок работы над заданием (1-3месяца). Даю рекомендации по представлению работы на уроке, на спецкурсе, на научно-практической конференции или на конкурсах. Показываю ученикам лучшие работы, выполненные их предшественниками. Например, работы Самсоновой Н., Димитрова Д., Мусина А. и др., занявшие призовые места на школьных , городских и областных конкурсах. В этом учебном году 15 учеников направили свои работы на Всероссийские дистанционные конкурсы (www.minobr.org).
За каждую работу ставлю ученикам оценки 4 или 5, а некоторым предлагаю продолжить работу дальше.
Практически в каждом классе эти домашние задания выполняют от 30% до 70% учеников. Среди ребят нередко формируется временные творческие коллективы из «физиков» и «компьютерщиков», или из «физиков» и «программистов».
Ученики 7-8 классов очень робко включаются в эту работу (=30%), но к 9 классу всё большее число ребят выполняют эти задания и нередко сами определяют тему исследования и технологию работы по ней.
На открытой педагогический Форум «Новая школа» мы решили представить одно из творческих домашних заданий – «Тест по электростатике» - работу Поповой Виктории ученицы 10 класса нашего лицея. (Приложение №1). Тест созданный Викой вызвал неподдельный интерес у учеников своей необычностью оформления и содержанием:
- дана информация об учёных;
- представлены подробные ответы с рисунками и чертежами;
- в нём отражена история научных открытий;
- на фотографии к вопросу №18 Попова В. Демонстрирует опыт;
- подобраны 30 заданий разной степени сложности…
Данный тест можно использовать как контролирующий знания учеников, так и как обучающий их.
С помощью интерактивной доски можно обсудить вопросы из теста сразу со всеми учениками на уроке, а можно провести конкурс на лучшего знатока электростатики.
Надеемся, что результат нашего труда будет востребован и в других школах, лицеях и гимназиях.