Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Четыре кита алгебры

Автор:
Тимоничева Тамара Олеговна

Аннотация:

Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным, направленным на углубленное изучение алгебры. В содержании курса акцентируется внимание на тех вопросах, которые недостаточно полно рассматриваются в школьном курсе. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный. Курс направлен на формирование и отработку практических умений и навыков, на воспитание у школьников общематематической культуры и устойчивого интереса к предмету.

Статья:

В глубокой древности люди считали, что земля плоская и покоится в океане на четырёх китах. В современном обществе «четыре кита» ассоциируются с какими-либо основополагающими понятиями. Для алгебры такими понятиями являются «число», «тождество», «уравнение» и «функция». Данные понятия усваиваются учащимися, как правило, формально.

Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным, направленным на углубленное изучение алгебры. В содержании курса акцентируется внимание на тех вопросах, которые недостаточно полно рассматриваются в школьном курсе. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный. Курс направлен на формирование и отработку практических умений и навыков, на воспитание у школьников общематематической культуры и устойчивого интереса к предмету. Вопросы, предлагаемые для изучения, достаточно сложны, но доступны для учащихся, обучающихся по общеобразовательной программе. Курс способствует стимулированию детской активности, которая проявляется в большей уверенности в самом себе, желании слушать другого и быть услышанным, повышении мотивации и интереса к занятиям, повышении уровня притязаний при решении интеллектуальных задач. Изучение курса позволит учащимся не только приобрести необходимые теоретические знания, но и развить свои мыслительные способности, научиться отстаивать свою точку зрения, что, несомненно, пригодится каждому вступающему во взрослую жизнь, независимо от дальнейшего выбора  им жизненного пути.

 

 

Основные цели курса

 

·               Создание условий для развития интеллекта учащихся;

·               Повышение общей математической культуры учащихся;

·               Подготовка к государственной итоговой аттестации по алгебре;

·               Помощь учащимся в выборе профиля учёбы.

 

Задачи курса

 

·               Расширить и углубить знания по алгебре;

·               Использовать полученные знания при решении задач;

·               Развивать навыки самостоятельной работы, самооценки при выполнении индивидуальных заданий и работе в парах;

·               Формировать навыки исследовательской деятельности;

·               Воспитывать устойчивый интерес к математике.

 

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- способы сравнения чисел;

- основные приёмы решения уравнений и систем уравнений;

- основные приёмы решения неравенств и систем неравенств;

- алгоритмы построения графиков функций;

- способы решения текстовых задач.

 

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- выполнять тождественные преобразования выражений;

- решать уравнения и системы уравнений;

- решать неравенства и системы неравенств;

- строить графики функций и отвечать на вопросы, связанные с их исследованием;

- решать текстовые задачи.

 

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны иметь представление

о: - применении тождественных преобразований для нахождения наибольшего или наименьшего значения выражения;

      - исследовании уравнений и систем, содержащих буквенные коэффициенты;

      - исследовании неравенств и систем, содержащих буквенные коэффициенты;

      - использовании свойств функций.

   

Все занятия по темам предполагают теоретическую часть в форме беседы или семинара,  коллективного исследования поставленной проблемы и практикумы по решению основных типов задач для закрепления материала и формирования навыков решения. Смысл теоретических понятий уточняется через активную самостоятельную деятельность учащихся. При выполнении практической части курса используются различные виды деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, выполнение индивидуальных заданий с последующим выступлением на семинаре. Учащимся предлагаются зачётные работы с целью выявления уровня усвоения материала. Оценивание производится по системе «зачёт / незачёт». Итоги реализации учебной программы подводятся на заключительном занятии в форме круглого стола. Основным результатом освоения содержания элективного курса учащимися можно считать положительный эмоциональный настрой и сформированную мотивацию для дальнейшего изучения математики.

 

Учебно-тематическое планирование

(33 часа, 1 час в неделю)

 

Тема занятия

Теория

(часы)

Практика

(часы)

Формы деятельности учащихся

1

Числа

1

 

Беседа

2

Сравнение чисел

 

1

Фронтальная работа

3

Выражения и их преобразования.

Разложение на множители

 

 

1

Фронтальная работа,

работа в парах

4

Сокращение дробей

 

1

Фронтальная работа,

работа в парах

5

Доказательство тождеств

 

1

Доклад ученика, фронтальная работа

6

Зачётная работа №1

 

1

Индивидуальная работа

7

Уравнения и системы уравнений

1

 

Семинар

8

Решение целых уравнений

 

1

Фронтальная работа,

работа в парах

9

Решение дробно-рациональных уравнений

 

1

Коллективное исследование,

работа в парах

10

Решение систем уравнений

 

1

Фронтальная работа,

работа в парах

11

Решение уравнений и систем с параметром

 

2

Фронтальная работа

12

Зачётная работа №2

 

1

Индивидуальная работа

13

Решение линейных неравенств

 

1

Работа в парах,

индивидуальная работа

14

Решение квадратных неравенств

 

1

Фронтальная работа,

работа в парах

15

Решение систем неравенств

 

1

Работа в парах,

индивидуальная работа

16

Решение неравенств и систем с параметром

 

2

Фронтальная работа

17

Зачётная работа №3

 

1

Индивидуальная работа

18

Функции

1

 

Семинар

19

Построение графиков функций

 

1

Индивидуальная работа

20

Построение графиков функций с «выбитыми» точками

 

1

Фронтальная работа

21

Построение графиков кусочно-заданных функций

 

1

Фронтальная работа

22

Построение графиков функций со знаком модуля

 

1

Фронтальная работа

23

Зачётная работа №4

 

1

Индивидуальная работа

24

Задачи на движение

 

1

Фронтальная работа

25

Задачи на движение по реке

 

1

Коллективное исследование,

работа в парах

26

Задачи на проценты

 

2

Фронтальная работа,

работа в парах

27

Задачи на совместную работу

 

2

Фронтальная работа,

работа в парах

28

Зачётная работа №5

 

1

Индивидуальная работа

29

Итоговое занятие

0,5

0,5

Круглый стол

 

 

Содержание элективного курса

 

·               Числа.

Натуральные, целые, рациональные, иррациональные, действительные числа. Способы сравнения чисел.

·               Тождества. Тождественные преобразования выражений.

·               Уравнения и системы уравнений.

      Целые и дробно-рациональные уравнения, приёмы решения уравнений и систем, исследование уравнений и систем.

·               Неравенства.

     Линейные и квадратные неравенства и их системы; выбор решений, удовлетворяющих дополнительным условиям; исследование неравенств и систем, содержащих буквенные коэффициенты.

·               Функции.

     Построение и исследование графиков функций.

·               Текстовые задачи.

      Задачи на движение, на совместную работу, на проценты.

 

 

Литература

 

1.         Виленкин Н.Я., Виленкин А.Н., Сурвилло Г.С. и другие. Алгебра для 8 класса, учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. Москва, «Просвещение», 1995.

2.         Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И.  Сборник задач по алгебре для 8 – 9 классов. Москва, «Просвещение», 1995.

3.         Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе / Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2009.

4.         Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова «Дидактические материалы по алгебре, 9 класс», Москва, «Просвещение», 1998.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010