Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Учебный проект по математике «Многоликая геометрия».

Автор:
Сузи Нэля Сергеевна

Аннотация:

 Статья по теме: Учебный проект по математике «Многоликая геометрия»  - это  рекомендации по организации учебной проектной деятельности при обучении геометрии. Цель статьи – помощь учителю в организации проектной деятельности для учащихся на развитие интереса, на формирование общих  компетенций. Практическая значимость заключается  в использовании дополнительных сведений по геометрическому материалу, рекомендаций по конструированию фигур на основе развёрток и с помощью основ оригамного искусства.

Статья:

 «…Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не простое изучение определённой темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное  время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему» - так утверждает А.В. Хуторской.

То есть, проект – это пять «П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Анализ успеваемости на первых – вторых курсах  констатировал очень низкую познавательную активность обучающихся к изучению стереометрии. Только 25% студентов проявляли интерес к освоению программного материала. Определилась проблема активизации деятельности обучающихся  к изучению геометрии в пространстве.

  Студентам второго курса специальности  «Информатика» был предложен учебный проект «Многоликая геометрия. Многогранники». В проекте перед обучающимися была поставлена проблема: геометрия – это не интересный раздел математики или по словам Давида Гильберта: «В огромном саду геометрии каждый найдёт букет себе по вкусу»? Определились образовательные, развивающие, воспитательные цели: вовлечение обучающихся в различные виды деятельности, самостоятельное приобретение новых знаний, постановка и формулировка тем докладов, личностная мотивация выбора, организация деятельности  как индивидуальной, так и групповой.  Работа над проектом заняла шесть  недель (апрель – май 2009г.). Проектная деятельность была представлена четырьмя этапами:

1 этап – погружение в проект,

 2 этап – организация деятельности в подгруппах,

3 этап – осуществление деятельности,

4 этап – презентация результатов. 

 

Деятельность преподавателя:

1. Формулировала  проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи.

     - Определяла цели: развитие интереса к разделу математики – стереометрии будущих учителей информатики.

     - Ставила задачи: - раскрыть многоликость геометрии, обозначить области применения геометрии на практике, дать повод для «изощрения ума» не раскрытых тайн.

2. Организовывала  деятельность – предлагалось:

- спланировать деятельность по решению задач проекта;

- возможные формы презентации результатов.

3. Не участвовала, но:

- консультировала по необходимости;

- ненавязчиво контролировала;

- давала  «недостающие» знания, когда  возникала в этом необходимость;

- редактировала  предстоящую презентацию результатов.

4.Принимала отчёт: конференция «Многоликая геометрия»: обобщала  и резюмировала доклады, подводила итоги деятельности.

 

 Деятельность  студентов: 1.  Осуществляли: личностное присвоение проблемы: может ли нас  что – то привлечь в области геометрии? Вживание в ситуацию: выбор геометрической миниатюры.

 Цель ставили: принять задачи преподавателя. Личностные задачи: ознакомиться с информационными ресурсами, выбрать область геометрии по вкусу, «добыть» недостающие знания, подготовить презентацию и оформить буклет, сконструировать модели, результаты представить на конференции «Многоликая геометрия».

2. Осуществляли: планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

 3. Работали самостоятельно: в соответствии со своим амплуа; консультировались  по необходимости; «добывали» недостающие знания; оформляли  презентацию результатов, конструировали модели.

Итоги проекта:

- студенты оформили доклады по выбранным темам: «О вкладе учёных в развитии геометрии, касающихся правильных многогранников», «Правильные многогранники», «Сведения о полуправильных многогранниках»,  «Звёздчатые многогранники», «Кристаллы – природные многогранники».

 - презентовали доклады, представили модели правильных многогранников: тетраэдра, гексаэдра, октаэдра, икосаэдра, додекаэдра, звёздчатых многогранников. Все модели изготовлялись из развёрток, которые моделировали сами студенты. При изготовлении многогранников реализовывались технологии группового и коллективного взаимодействия. К выставке готовилась вся 24 группа. Студенты преподнесли настоящий букет в виде познавательной активности и конкретных продуктов деятельности. (Приложение1).

 В ходе проекта активизировался интерес к изучению геометрии: повысилось качество знаний по дисциплине математика от 25% на начальном этапе до 48% при окончании проекта. Успеваемость составила 100%. Студенты так «погрузились» в проект, что предложили его продолжить. И на следующий учебный год  реализовывался  проект «Многоликая геометрия. Философия квадрата» - для студентов второго курса специальности «Физическая культура» в рамках программного материала, а для студентов специальности «Информатика» во внеурочное время.

 Проектную деятельность предопределила проблема: Можно ли видоизменить плоскость в объёмные фигуры, а бумагу превратить в трёхмерное изображение?

Данная проблема определила задачи:

- Изучить специальную литературу по искусству оригами.

Познакомиться с классическим способом оригамного дела -  правилами работы  с фигурой - квадратом – макетом части плоскости.

- Смоделировать и сконструировать модели одномерного и трёхмерного оригами на основе техники выполнения оригами.

- Смоделировать и сконструировать геометрические объекты не на основе развёртки, как  это было в первой части проекта, а  на основе трёхмерного оригами -  с помощью модуля.

- Представить полученные работы на выставке «Философия квадрата», в рамках предметной недели математики, физики, информатики, которая традиционно проводится в колледже.

 

Цель проекта «Многоликая геометрия. Философия квадрата» определилась как развитие памяти, мышления, пространственного воображения, сообразительности через конструирование моделей, что так необходимо сегодня студенту при изучении таких дисциплин как  математика, компьютерное  моделирование, программирование.

Студенты опять работали в подгруппах. Были изучены вопросы: история оригами, техника оригами, оригамные изделия, паттерн и искусство «сложения бумаги». При реализации сотрудничества подгруппы обменивались информацией, учились изготавливать модели фигур: сначала одномерные, потом трёхмерные. Итогом стало изготовление из модулей  многогранников, которые в первой части проекта изготовлялись с помощью развёрток и клея, а  теперь просто из сложения модулей  (Приложение 2).

 Участники проекта, обобщая свою деятельность, сделали выводы: в квадрате скрыт огромный потенциал, а плоскость можно видоизменять в объёмные фигуры. Студенты специальности «Физическая культура», благодаря участию в проекте перестали пропускать занятия, итогом стала 100% - я успеваемость, а студенты – информатики решили перейти от проектирования с квадратом к проектированию компьютерных программ. Итоги проекта мы представляли на второй и третьей студенческой математической конференции, которая проводилась в рамках плана работы областного методического объединения преподавателей математики и были награждены дипломами за первое место в номинации «необычная математика».

Участие в реальном проекте способствовало формированию у  студентов общих компетенций:

- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения,

- осуществлять поиск информации,

- работать в команде,

- использовать технологии в деятельности.

Таким образом,  учебный проект «Многоликая геометрия» позволил развить интерес к программному геометрическому материалу,  потребность в достижении успеха и саморегуляции (Приложение 3). 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010