Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Сценарий коллективной игры «Колесо математики».

Автор:
Сузи Нэля Сергеевна

Аннотация:

 Статья по теме: Внеурочная деятельность по математике. Сценарий коллективной игры  «Колесо математики» - это методические рекомендации по организации и проведению внеклассной работы по математике в форме коллективной игры. Цель сценария – помощь учителю в организации деятельности учащихся на развитие интереса к изучению математики, на формирование общей компетенции – работать в команде.  Практическая значимость заключается  в предоставлении сценария, который можно внедрять в учебный процесс.

Статья:

 Внеурочная деятельность по математике.

Сценарий  коллективной игры  «Колесо математики».

 

                           Автор сценария:

                           преподаватель математики бюджетного образовательного учреждения Омской области среднего профессионального образования  «Саргатский индустриально – педагогический колледж:  Сузи Нэля Сергеевна.

                             Телепередачи, которые мы видим, способствуют созданию различных форм проведения внеклассных видов деятельности. Так телепередача «Колесо истории» натолкнула  на идею проведения в колледже   вечера «Колесо математики».

Такой вечер можно провести с участием четырех команд: «красные», «синие», «желтые», «зеленые». У каждой свой элемент в одежде (красные блузки, синие шарфы, желтые бабочки, зеленые галстуки).

В соответствии с этим оформить зал: для каждой команды стол с соответствующего цвета скатертью, болельщики держат в руках соответствующего цвета воздушные шары, в течение вечера работает жюри, которое определяет командам «версты», за окончанием минуты следит «хранитель времени».

 

1 ведущий

2 ведущий

1 ведущий

Вместе

2 ведущий

 

 

1 ведущий

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

1 ведущий

 

из зала

 

2 ведущий

1 ведущий

 

 

 

 

2 ведущий

 

1 ведущий

 

2 ведущий

 

1 ведущий

 

 

2 ведущий

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

2 ведущий

 

Баба Яга

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

Иван

2 ведущий

 

 

 

Кощей

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

2 ведущий

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

2 ведущий

 

1 ведущий

 

2 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

 

2 ведущий

1 ведущий

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ведущий

 

 

 

1 ведущий

 

2 ведущий

 

1 ведущий

 

2 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ведущий

 

2 ведущий

 

 

1 ведущий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрый вечер, дорогие друзья!

Здравствуйте!

Мы приветствуем  вас на игре

«Колесо математики».

Сегодня ты пришел в этот зал

Чтоб помечтать, подумать

Умом своим на все взглянуть.

Пусть в памяти твоей воспрянет Архимед

Известный за великие творенья,

Пусть вспомнится известный всем Виет

Открывший формулу для уравнения.

Велик и ныне Чебышев титан,

А Софья Ковалевская – чудесная русалка.

Талант могучий им был дан,

Дана была им гениальная смекалка.

Запомни то, что Гаусс нам сказал

«Наука математика – царица всех наук».

Не зря поэтому он завещал

Повторенье всех трудов и мук.

Пусть ты не станешь Пифагором

Каким хотел бы быть.

Но будешь ты рабочим, может и ученым

И будешь верно Родине служить.

Вы пришли сюда соревноваться

Кто находчив и умен.

Глупость, скуку и молчанье

Ты гони из зала вон.

Мы еще раз приветствуем вас на нашей игре.

Хотим отметить, что на нашей игре сегодня будут принимать участие четыре команды и каждая команда имеет свой отличительный цвет.

Итак, поприветствуем команду учащихся, представляющих специальность «География». Это у нас команда «зеленых».

Поприветствуем команду «красных», представляющих специальность «Математика».

Третья команда – команда «синих», которые представляют специальность «Русский язык и литература».

А так же в нашей игре принимает участие команда «желтых» – обучащиеся физкультурного отделения специальности «Физическая культура».

Оценивать ваши возможности, ваши познания в математике, уважаемые игроки, сегодня будут магистры точных наук. Поприветствуем наше жюри.

Итак, уважаемое жюри, приступаем к делу. Оценка у нас будет идти в верстах, максимальное количество – 100 верст.

А сейчас, уважаемые болельщики, нам нужно поближе познакомиться с командами. Каждой команде дано было домашнее задание – приготовить приветствие жюри, болельщикам и соперникам. Слово предоставляется команде «зеленых»:

Мы жюри не подкупаем,

Взяток им не предлагаем.

Мы лишь просим их сейчас

На какой-то битый час

В алгебре всем дорогой

Ошибиться лишь порой:

Вместо двух поставить три –

Баллы все нам дороги.

Смелее, географ, взлети выше солнца,

Жюри с высоты огляди!

Мы нашей команде победу добудем,

Оставим всех вас позади!

Следующая команда – команда «красных».

Соперникам:

Перед вами мы стоим,

Гексафлексогоны,

Все домашние дела

Давно у нас в законе.

Мы уже не первый год

С вами соревнуемся,

Мы победу заберем

Об этом не волнуемся.

Престиж свой удержать сумеем,

И не сробеем никогда,

И даже если проиграем,

Победа ваша нам не меньше дорога.

Жюри:

Все мы Гексофлексогоны.

Как выносит нас жюри.

Дайте что - ли карты в руки

Погадать нам на призы.

Видишь – первое местечко

Выпадает, братцы, нам.

Так давайте же подарим

Вам вот этот талисман.

Болельщикам:

Нам без тебя прожить нельзя,

Болельщик, ты наш хороший.

Мы ведь с тобой давно друзья,

Хлопайте нам в ладоши.

Слово команде «синих»:

А к жюри у нас вопрос:

«Где карета, где обоз?!»

«Надо конкурс начинать –

Транспорт просим подавать!»

Кто грызет гранит науки?

Кто живет не зная скуки?

Кем гордится вся страна?

Назовите имена!

Будет знать нас вся планета –

Все мы дети Архимеда!

И осталась у нас команда «желтых».

Ты, жюри, жюри, жюри,

Ты, нас строго не суди,

Посмотри, ты, нам в очки

И поставь-ка нам очки!

Итак, друзья, всем спасибо за приветствие, не пора ли начинать раскручивать наше «Колесо математики». Первое задание будет таким, вам нужно будет решить задачи, текст которых будет представлен вашему вниманию.

Итак, команды внимание. «Иван против Кощея Бессмертного» (сценка).

- Помогу тебе, Иван, вызволить Василису Прекрасную. По душе ты мне пришелся. Да и от Кощеева коварства много я страдала, уж очень хочется его проучить. Вот тебе, Иван, клубок. Приведет он тебя прямо к Кощею Бессмертному. В подземелье у него три темницы. В одной из них томится Василиса Прекрасная, в другой находится Змей Горыныч, а третья темница – пустая. Учти, что все надписи на дверях темниц неверные.

- Бросил Иван клубок на землю. Покатился клубок, а Иван – за ним. Долго ли, коротко ли, он дошел до Кощея Бессмертного.

- Верни мне мою Василису Прекрасную.

- Повел Кощей Ивана в подземелье. Показал там три темницы.

Темница 1 – «Здесь Василиса Прекрасная».

Темница 2 – «Темница 3 не пустая».

Темница 3 – «Здесь Змей Горыныч».

- Отпущу, Иван, с тобой Василису Прекрасную, если угадаешь в какой она темнице. Покажешь на дверь, за которой Змей Горыныч, - быть тебе в ней узником до конца дней своих.

- Задумался Иван.

Итак, уважаемые игроки, посоветуйте Ивану, на какую дверь ему показать. Текст задачи лежит перед вами. Условие такое – написать решение, за которое вы получите дополнительные версты. Приступаем к заданию, на размышление одна минута.

Минута пошла, которую будет отсчитывать хранитель времени. (Ответ: Василиса Прекрасная во 2 темнице).

А сейчас, уважаемые болельщики, задание для вас. Прослушайте сначала легенду о шахматной доске. Шахматы – одна из самых древних игр. Неудивительно, что с ней связаны различные легенды. Вот одна из них. Существует легенда, что индусский царь Шерам, узнав, что шахматы изобретены одним из его подданных – Сетой, захотел лично наградить его.

- Я достаточно богат, чтобы исполнить самое заветное твое желание – сказал царь.

- Прикажи выдать мне на одну клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, на 2-ю – 2, на 3-ю – 4, на 4 – 8, на 5 – 16  . .  . Царь с раздражением прервал его, считая его просьбу недостойной его щедрости, но приказал ее выполнить. Когда придворные математики стали вычислять число зерен, оно оказалось столь велико, что такого количества зерен не могло быть даже на всей земле.

Число зерен невероятно велико: вот оно 18 446 744 073 709 551 615 (ответ 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов  551 тысяча 615).

- Итак, уважаемые болельщики, кто прочитает это число, тот принесет сразу 100 верст своей команде.

Итак, минута у нас прошла, попросим игроков сдать ответы жюри.

Следующая задача. Команды внимание. «Квартет» (сценка) Проказница Мартышка, Осел, Козел, да косолапый Мишка затеяли сыграть Квартет. Для этого они сели кружком, Мартышка расположилась напротив Медведя, а рядом с нею – Осел и Козел.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет. Тогда Осел и Козел поменялись местами.

Расселись, начали Квартет.

Он все-таки на лад нейдет.

Таким образом, они перепробовали все возможные варианты, причем Медведь всегда оставался на одном и том же месте. Сколько всего было вариантов расположения незадачливых музыкантов?

(Ответ: 6 вариантов).

Итак, время пошло, на размышление 1 минута. Не забывайте про дополнительные версты.

Задание для вас, болельщики, будет такое, за каждый правильный ответ вы приносите своей команде 50 верст. Итак, слушаем внимательно.

- Я задумала пятизначное число, отняла 1 и получила 4-х значное число. Какое число я задумала? (Ответ: 10 000    10 000 – 1 = 9999).

Кубический корень из этого числа равен четырем, а квадратный – 8. Что это за число? (Ответ: что восемь в квадрате, что четыре в кубе – результат один и тот же – 64).

В названиях его многочисленных трудов можно встретить числа: 3, 10, 20, 45. Кто этот известный человек? («Три мушкетера», «Десять лет спустя», «Двадцать лет спустя», «Сорок пять» … Данные названия любил Александр Дюма).

Итак, уважаемые игроки, время вышло, сдайте свои ответы жюри.

Вы, болельщики, болейте, просим только не молчать.

Теперь слово капитанам, капитанам продолжать.

Капитаны команд, просим вас выйти к нам. Вам такое задание: Вы должны будете по очереди называть последовательные числа натурального ряда, но вместо чисел кратных 3 и 7, говорить «хоп». Тот, кто сбивается, выбывает из игры. Выигрывает оставшийся участник, он приносит своей команде 100 верст. Задание всем понятно? Начали.

Для болельщиков. Игра в дартс, которую любил Борон Мюнхгаузен и говорил, что за три раза можно выбить 100 очков, сможете ли вы? По одному желающему из каждой команды.

А сейчас слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри. (объявление итогов конкурсов).

Немного отдохнули наши игроки, набрались сил для дальнейшего пути на нашем колесе математики.

И следующая задача такая (сценка), команды, внимание, прослушайте отрывок из басни Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей»

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело число поле,

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

На размышление одна минута, время пошло.

(Ответ: в течение суток Стрекоза ни часу не готовилась к зиме. В сутках 24 часа. Из них Стрекоза спала 24 : 2 = 12 (ч),

танцевала  24 : 3 = 8 (ч), пела  24 : 6 = 4 (ч). Всего она на эти дела тратила 12+8+4=24 (ч) в сутки. На подготовку к зиме не хватило времени).

И снова болельщики задание для вас. Выполните устно действия.

912 – 812       (191 – 81) х (91 +81) = 10 х 172 = 1720

982 – 962       (98 – 96) х (98 +96) = 2 х 204 = 408

1002 – 972     (100 – 97) х (100 +97) = 3 х 197 = 581

За правильный ответ вы приносите команде 50 верст.

Мешок сахарного песка весит на 50 кг больше, чем его половина. Сколько весит весь мешок? (100 кг).

Как 15 карандашей разложить в пять коробок так, чтобы в каждой коробке было разное число карандашей? (1, 2, 3, 4, 5).

Игроки, сдайте свои ответы жюри, ваше время вышло.

А сейчас, уважаемые игроки, для вас такие задания.

Каждой команде свое задание. Если команда затрудняется ответить, то могут ответить члены других команд.

За правильный ответ получаете 50 верст.

Задача для команды «зеленых»:

«У меня в одной коробке три жука,

А в другой имею я три паука.

В углу шуршат бумагой 2 ежа,

А в двух клетках распевают 2 чижа.

Кто сосчитать бы мне помог

Сколько вместе все они имеют ног?

(жук – 6, паук – 8, вместе 54 ноги)

На размышление 30 секунд.

Сейчас задача для команды «синих».

«Назовите пять дней подряд не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели.

(Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

На размышление вам 30 секунд.

Итак, команда «красных»,  задача для вас:

«Если Грушам дать по груше,

То одна в избытке груша.

Если дать по паре груш,

То не хватит пары груш.

Сколько Груш и сколько груш?

(Груш – 3, а груш – 4). На размышление 30 секунд.

- Ваш ответ!

А сейчас, команда «желтых», будьте внимательны, задача для вас:

«Настольная лампа, зеленый диван.

Сидит на диване Матюшкин Иван.

Он пишет . . .

Не будем ему мы мешать,

А только тихонько заглянем в тетрадь.

В тетрадке записано все по порядку:

В 7-20 встаем, производим зарядку!

В 7-30 умывшись холодной водой,

Застелим постель и займемся едой,

Без четверти 8 дрова мы приносим.

Готовим по плану похлебку Полкану –

И в класс направляемся в 8-05.

Вопрос – Сколько времени проходит от подъема до выхода в школу? (45 минут). На размышление 30 секунд

- Ваш ответ!

Уважаемое жюри, попросим вас подсчитать количество верст, заработанное нашими игроками.

Мы продолжим игру в дартс. Нам нужно по два желающих болельщика от каждой команды, не забывайте, что вы можете принести своей команде дополнительные очки. Итак, начали.

Итак, уважаемые игроки, внимание! Слово жюри.

Продолжаем катить «колесо математики»!

«Красная Шапочка идет к бабушке».

Все помнят сказку про Красную Шапочку, которая несла 14 пирожков Бабушке: с мясом, грибами, капустой. Пирожков с капустой было наибольшее количество. Причем их вдвое больше, чем пирожков с мясом. А пирожков с мясом меньше, чем пирожков с грибами. Вопрос к вам, игроки, сколько пирожков с мясом?

Ответ: 5 пирожков с грибами.

Пусть пирожков с мясом 2, тогда с капустой 2 х 2 = 4 (пирожка). Значит, с грибами 14 – (2 +4) = 8. Но в этом случае пирожков с капустой не наибольшее количество.

Пусть пирожков с мясом 4, тогда с капустой 4 х 2 = 8, с грибами

14 – (4 +8) = 2. Получается, что пирожков с мясом больше, чем пирожков с грибами.

На размышление вам 1 минута, время пошло.

Пока наши игроки размышляют задание для вас, болельщики.

1. Число 12 надо разделить на две части так, чтобы одна часть была в три раза больше другой.

Ответ: 9 и 3.

2. Что больше, половина половины 20 или четверть четверти 80? (равны). Почему?  (20 : 2 : 2 = 5          80 : 4 : 4 = 5).

3. Произведение двух чисел больше одного из них в 10 раз и больше другого в 6 раз. Чему равны множители и произведение? (6 и 10, 60) 

С помощью карточек 9, 9, 2 и знаков сложения получите сумму, равную 14. (Ответ: перевернуть 9,9).

Ваше время вышло, уважаемые игроки, сдайте свои ответы жюри.

Последний наш конкурс пройдет в виде аукциона, пословиц и поговорок.

Итак, уважаемые игроки, вам 1 минута для того, чтобы вспомнить пословицы и поговорки, в которых встречаются числа, например:

Один в поле не воин.

Семеро одного не ждут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Итак, время пошло. Болельщики, вы так же можете помогать своей команде.

Ваше время вышло. Начинаем наш аукцион. (Команды по -очереди называют пословицы). Побеждает в аукционе та команда, которая последняя называет пословицу или поговорку и получает 100 верст. Итак, начали.

(Объявить победителей аукциона).

А сейчас, уважаемые жюри, просим вас подвести итоги нашей игры «Колесо математики».

Пока жюри подводит итоги в исполнении  группы первокурсников звучит песня «Арифметика». (слова песни на экране).

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука арифметика.

Почему корабли не садятся на мель?

А по курсу идут

Сквозь туман и метель.

Потому что, потому что

Вы заметьте-ка,

Капитанам помогает арифметика.

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Надо прежде всего арифметику знать!

И на свете нет профессии,

Вы заметьте-ка,

Где бы нам не пригодилась арифметика.

 

Итак, уважаемое жюри, мы с нетерпением ждем итогов игры.

Всем хочется узнать, кто же сегодня у нас стал победителем.

(Объявление итогов и распределение мест).

Наши команды награждаются дипломами  и  подарками.

Большое вам спасибо, уважаемые игроки, болельщики и наше жюри, за участие в игре «Колесо математики».

«До свидания!»

Звучит финальная песня (автор Протасов «Здравствуй 21!»):

Нам в 21 веке жить

Прощай, наш век 20!

Но так же будем дорожить

Мы всем, что в жизни свято!

 

Мы дорожим своей мечтой,

Своим путём, своей Землей,

И самой трудной ношей,

И песнею хорошей.

 

Нам в 21 веке жить

И все, о чем мечтаем,

С тобою сможем совершить –

Мы это твердо знаем.

 

                               

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010