Автор:
Фаткуллина Рамиля Рашитовна
Внеклассное мероприятие «Математика устами младенца»
Фаткуллина Р.Р., учитель математики и физики, МБОУ СОШ д. Чуртан Стерлитамакского района Республики Башкортостан.
Предложен сценарий вечера математики. Мероприятие похоже на популярную когда-то игру «Устами младенца». Только здесь будет проверяться умение решать задачи и отвечать на вопросы. В статье представлены правила игры и ее содержание. Игра состоит из четырех туров.
Статья:Математика устами младенца
ПОДГОТОВКА
Внеклассное мероприятие проходит по типу телевизионной игры «Устами младенца». В этой игре занят весь класс в течение урока. Она проходит в виде соревнования: две команды по восемь человек – четыре игры по два человека от группы в каждой игре. За неделю до игры класс получает домашнее задание подготовить рассказ, анекдот, веселый случай из школьной жизни, чтобы в заключение игры рассказать всем. В зале висит плакат для удобства подсчета баллов.
Таблица результатов
Команда |
Баллы |
Итог |
|||||
|
«Рассуждалки» |
«Загадалки» |
«Объяснялки» |
«Обгонялки» |
Домашнее задание |
Баллы |
Место |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
ИГРА 1
«РАССУЖДАЛКИ»
(Если игроки отгадывают слово с первого раза, то получают 15 баллов; со второго – 10 баллов; с третьего – 5 баллов).
Задание
Для команды 1
- Эта цифра – нечто и ничто.
- В счете он не нужен, но без него не обойдется никакое исчисление.
- Делить на эту цифру запрещено.
Ответ: 0 (Ноль).
Для команды 2
- Рисовал я эту цифру,
Получилось – ну и ну!
Настоящая ракета
Для полета на Луну.
- Она, как стрела…
- Она – первое натуральное число.
Ответ: 1.
Для команды 1
- Это такая штука с неизвестными…
- Иногда задачи решаются только с их помощью, но я их не люблю…
- Не знаю, у него корни есть, может и есть…
Ответ: уравнение.
Для команды 2
- Прямой, ровный.
- Бывает длинный и короткий.
- Имеет начало и конец.
Ответ: отрезок.
«ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ПАУЗА»
СЦЕНКА 1
УЧИТЕЛЬ: В доме десять этажей. На каждый этаж ведут двадцать четыре ступеньки. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы подняться на верхний этаж?
ВОВА: Все до одной.
СЦЕНКА 2
УЧИТЕЛЬ: Запишите условие. На заборе сидело восемь рыб…
УЧЕНИК: А разве рыбы сидят на заборах?!
УЧИТЕЛЬ: Ну…это были сумасшедшие рыбы.
ИГРА 2
«ЗАГАДАЛКИ»
(В течение 30 секунд игроки от команды по очереди отгадывают как можно больше слов. За каждое отгадывание команды получают 1 балл).
Вопросы
Для команды 1
- Отрезок, соединяющий две точки окружности. (Хорда.)
- Что используют при счете? (Цифры.)
- Ее никто не любит. (Двойка.)
- Развернутый угол равен… (180°.)
- Если 9*8, что будет? (72.)
- Сумма длин всех сторон. (Периметр.)
Для команды 2
- При сложении получается…(Сумма.)
- Есть у двузначного числа. (Цифры.)
- Ее все любят. (Пятерка.)
- У квадрата все углы…(Прямые.)
- Несчастливое число. (13.)
- Действие, обратное умножению. (Деление.)
«ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ПАУЗА»
СЦЕНКА 1
УЧИТЕЛЬ: Как разделить на шестерых пять картошек?
ВОВА: Надо сделать пюре?
СЦЕНКА 2
УЧИТЕЛЬ: Петя, сколько будет три и четыре?
Петя молчит.
УЧИТЕЛЬ: Ну, представь, что я подарю тебе три кролика. А потом еще четырех. Сколько у тебя будет кроликов?
ПЕТЯ: Восемь.
УЧИТЕЛЬ: Но почему же восемь?
ПЕТЯ: А у меня дома уже один есть.
ИГРА 3
«ОБЪЯСНЯЛКИ»
(Игроки от команд должны с двух попыток отгадать слово. Ответ, данный с первой попытки, оценивается в 10 баллов, со второй – 5 баллов).
Задание
Для команды 1
- Она – кривая…
- Она – замкнутая кривая…
- Часть плоскости заключает в круг она.
Ответ: окружность.
Для команды 2
- Чертежный инструмент.
- Сговорились две ноги, сговорились делать дуги…
- Балерина создавала
Точный круг в один момент.
Ответ: циркуль.
«ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ПАУЗА»
УЧИТЕЛЬ: Вова, что такое круг?
ВОВА: Это квадрат, у которого нет ни одного угла.
ИГРА 4
«ДОГОНЯЛКИ»
(Отгадывают одновременно. Правильный и быстрый ответ оценивается в 5 баллов.)
Задание
- Ограниченный промежуток времени, у начальных классов их бывает меньше, а у старшеклассников – 5-6. (Урок.)
- Есть у дерева, есть у водорослей, есть у уравнения. (Корень.)
- Она бывает очень короткой, ее ждут с нетерпением. (Перемена.)
- Этот предмет нужен ученикам, но старшеклассники не любят его носить, … «визитная карточка» ученика. (Дневник.)
«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
(Заслушиваются выступления учащихся. Затем следует подведение итогов и награждение победителей.)
Список литературы
1. Волина В.В. Занимательная математика для детей. «Дидактика», С.-Петербург, 1994 г., стр. 220