Автор:
Ахиджанова Людмила Кеварковна
Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых специалистах в той или иной сфере общественной, социальной и экономической деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально жилось в сложном и требовательном обществе. А быть грамотным в мире означает быть лучше образованным.
Статья:Необходимо готовить учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно-практического прогресса. На уроках, внеклассных мероприятиях постоянно предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения в жизни.
Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.
Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что мы учителя реализуем чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую – развивающую. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «УСВОЕНИЕ = ПОНИМАНИЕ + ЗАПОМИНАНИЕ».
«Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможности самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения.» И. Лернер.
В основу должна быть положена следующая формула: «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ», которая в полном объёме реализуется в процессе модульного обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы с модулем самостоятельно, с определенной помощью учителя решает конкретные цели учебно-познавательной деятельности. Основное время ученик работает самостоятельно, учится ставить перед собой конкретные цели, планировать их достижение, организовывать свою работу в соответствии с составленным планом, контролировать достигнутые результаты, оценивать свою работу. Все это позволяет самостоятельно определить уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, глубоко осознать учебное содержание.
Средство модульного обучения – модуль. В модуль входят:
План действий с указанием конкретных целей;
Банк информации;
Методическое руководство по достижению целей.
1)Для составления плана действий, необходимо:
выделить основные идеи предмета на данном этапе его изучения;
объединить учебное содержание в определенные блоки;
сформулировать общую цель обучения;
выделить из общей цели объединенные частные цели обучения и сформировать модуль;
разделить каждую объединенную частную цель на частные цели обучения и выделить в модуле учебные элементы.
2)Банк информации – это учебное содержание. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.
3) Методическое руководство по усвоению учебного содержания – это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.п.
Приведу пример урока по теме:
Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.(9 класс)
Цель:
Усвоить определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена.
Научиться:1) находить разность арифметической прогрессии, если известны любые два последовательных ее члена; 2) применять формулу n-го члена для решения задач; 3) выяснить, является ли указанное число членом арифметической прогрессии, если известны ее первый член и разность.
Освоение данного модуля способствует развитию вашего логического мышления.
Учебный элемент №1
Цель: усвоить
определение арифметической прогрессии
и научиться находить члены арифметической
прогрессии, пользуясь определением.
Запишите дату и тему урока в тетрадь.
Прочитайте по учебнику определение арифметической прогрессии и разности арифметической прогрессии (с.83-84, п.16)
Выполнить задание из учебника №343(а)
Учебный
элемент – 2
Цель: усвоить
вывод формулы n-го
члена арифметической прогрессии и
научиться решать задачи, используя эту
формулу.
2.1 установить связь между а4, а1 и d.
Запишите зависимость а4 от а1 и d.
Сделайте предположительный вывод. Выразите а12, а21 и аn через а1 и d. В случае затруднения прочитайте вывод в учебнике (с. 84).
Запишите формулу в тетрадь.
2.2 выполите задание из учебника № 345(а)
2.3 решите из учебника:
1) №352(б), №353(б)
2) №359(а).
осуществите взаимную проверку с соседом.
2.4 Вопросы для самоконтроля
1. Какая последовательность наз. арифметической прогрессией? Привести примеры.
2. Какое число называется разностью? Как найти разность арифметической прогрессии?
3. Как задать арифметическую прогрессию?
4. Чему равен n-й член арифметической прогрессии?
5. Можно ли, зная а8 и а1 , найти разность. Запишите формулу.
Учебный
элемент – 3
Цель: установить
уровень усвоения темы.
Выходной контроль ( самостоятельная работа)
Осуществите самопроверку по эталону. Самостоятельно оцените свою работу.
Ответьте на вопрос: достиг ли ты цели урока? Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.
Задание на дом: п.16 (вывод формулы), №348(а), №352(а), №360(б)
Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика – напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.