Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Самостоятельная деятельность учащихся – основа модульного обучения

Автор:
Ахиджанова Людмила Кеварковна

Аннотация:

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых специалистах в той или иной сфере общественной, социальной и экономической деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально жилось в сложном и требовательном обществе. А быть грамотным в мире означает быть лучше образованным.

Статья:

Необходимо готовить учеников к испытаниям в мире, изобилующем открытиями научно-практического прогресса. На уроках, внеклассных мероприятиях постоянно предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения. Способность размышлять, анализировать, строить планы, создавать проекты – очень важные умения, которые в дальнейшем смогут помочь самостоятельно принимать решения в жизни.

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.

Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что мы учителя реализуем чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую – развивающую. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле: «УСВОЕНИЕ = ПОНИМАНИЕ + ЗАПОМИНАНИЕ».

«Замечено, чем больше учитель учит своих учеников и чем меньше предоставляет им возможности самостоятельно приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее энергичным и плодотворным становится процесс обучения.» И. Лернер.

В основу должна быть положена следующая формула: «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ», которая в полном объёме реализуется в процессе модульного обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы с модулем самостоятельно, с определенной помощью учителя решает конкретные цели учебно-познавательной деятельности. Основное время ученик работает самостоятельно, учится ставить перед собой конкретные цели, планировать их достижение, организовывать свою работу в соответствии с составленным планом, контролировать достигнутые результаты, оценивать свою работу. Все это позволяет самостоятельно определить уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, глубоко осознать учебное содержание.

Средство модульного обучения – модуль. В модуль входят:

  • План действий с указанием конкретных целей;

  • Банк информации;

  • Методическое руководство по достижению целей.

1)Для составления плана действий, необходимо:

    1. выделить основные идеи предмета на данном этапе его изучения;

    2. объединить учебное содержание в определенные блоки;

    3. сформулировать общую цель обучения;

    4. выделить из общей цели объединенные частные цели обучения и сформировать модуль;

    5. разделить каждую объединенную частную цель на частные цели обучения и выделить в модуле учебные элементы.

2)Банк информации – это учебное содержание. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал.

3) Методическое руководство по усвоению учебного содержания – это письменные советы учителя ученику: как лучше выполнить задание, где найти нужный материал, как выполнить проверку и т.п.

Приведу пример урока по теме:

Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.(9 класс)

Цель:

  1. Усвоить определение арифметической прогрессии и формулу n-го члена.

  2. Научиться:1) находить разность арифметической прогрессии, если известны любые два последовательных ее члена; 2) применять формулу n-го члена для решения задач; 3) выяснить, является ли указанное число членом арифметической прогрессии, если известны ее первый член и разность.

  3. Освоение данного модуля способствует развитию вашего логического мышления.

Учебный элемент №1
Цель: усвоить определение арифметической прогрессии и научиться находить члены арифметической прогрессии, пользуясь определением.

  1. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

  2. Прочитайте по учебнику определение арифметической прогрессии и разности арифметической прогрессии (с.83-84, п.16)

  3. Выполнить задание из учебника №343(а)

Учебный элемент – 2
Цель: усвоить вывод формулы
n-го члена арифметической прогрессии и научиться решать задачи, используя эту формулу.

2.1 установить связь между а4, а1 и d.

Запишите зависимость а4 от а1 и d.

Сделайте предположительный вывод. Выразите а12, а21 и аn через а1 и d. В случае затруднения прочитайте вывод в учебнике (с. 84).

Запишите формулу в тетрадь.

2.2 выполите задание из учебника № 345(а)

2.3 решите из учебника:

1) №352(б), №353(б)

2) №359(а).

осуществите взаимную проверку с соседом.

2.4 Вопросы для самоконтроля

1. Какая последовательность наз. арифметической прогрессией? Привести примеры.

2. Какое число называется разностью? Как найти разность арифметической прогрессии?

3. Как задать арифметическую прогрессию?

4. Чему равен n-й член арифметической прогрессии?

5. Можно ли, зная а8 и а1 , найти разность. Запишите формулу.

Учебный элемент – 3
Цель: установить уровень усвоения темы.

  • Выходной контроль ( самостоятельная работа)

  • Осуществите самопроверку по эталону. Самостоятельно оцените свою работу.

  • Ответьте на вопрос: достиг ли ты цели урока? Для этого вернитесь к началу модуля и прочтите, какие перед вами стояли цели.

  • Задание на дом: п.16 (вывод формулы), №348(а), №352(а), №360(б)


Эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, от ученика – напряженного труда. Но она приносит хорошие результаты, мотивируя образовательные потребности школьника, обеспечивая их и учитывая при этом индивидуальные возможности.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010