Автор:
Митяева Татьяна Александровна
Урок геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники» с применением ИКТ технологии.
Автор: Митяева Татьяна Александровна
Урок дает возможность учащимся расширить свои знания о так называемых правильных многогранниках. Правильные многогранники – самые выгодные фигуры. Они встречаются в живой и не живой природе. Изучение нового материала проходит с привлечением презентации, содержащей материал о правильных многогранниках, их особенностях, свойствах, сведения из истории, примеры правильных многогранников из окружающего мира.
Статья:Урок геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники» с применением ИКТ технологии.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Технологии урока: ИКТ технологии.
1. Повторить и обобщить теоретический материал по теме «Многогранники».
2. Ввести понятие правильного многогранника, рассмотреть все пять видов правильных многогранников.
3. Способствовать развитию пространственного воображения и графической грамотности.
4. Показать связь геометрии и природы
Межпредметные связи: информатика, химия, биология, история.
Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, комьютеры, презентация «Правильные многогранники», модели правильных многогранников, заготовки для выполнения моделей правильного многогранника.
Применяемые формы и методы: работа в парах, самоконтроль, фронтальный опрос, демонстрация, творческая работа, тест.
Ход урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Слайд №1
- Проверка домашнего задания. Проверить решение домашних задач. Дать задание двум учащимся подготовить на доске краткое решение задач, ход решения заслушать.
1.Диагональ куба равна 3. Найдите площадь поверхности куба.
Слайд№2 Проверка Слайд №3
2.Стороны основания правильной четырёхугольной пирамиды равны 6, боковые рёбра равны 5. Найдите площадь поверхности пирамиды.
Слайд№4 Проверка Слайд №5
3. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы проводим урок по теме «Правильные многогранники». Нам предстоит повторить и обобщить ранее изученный материал, закрепить его при решении задач и узнать что-то новое, ещё не сказанное по данной теме.
Начнём наш урок с традиционного повторения. Первое задание
- Фронтальный опрос: ответить на вопросы по рисункам, спроектированным на экран.
Слайд № 6.
- · Дать характеристику многогранника.
- · Дайте все возможные названия этого многогранника.
- · Можно ли в качестве высоты этой призмы принять боковое ребро?
Слайд №7
- · Дайте характеристику многогранника.
- · При каких условиях эта пирамида будет правильной?
• Как в этом случае можно назвать высоту боковой грани?
В следующем задании я предлагаю вам проверить себя на знание формул по темам «Призма» и «Пирамида». Пропущенными могут быть как компоненты формулы, так и её название.
2). Работа в тетрадях: заполнить пропуски (задание спроектировано на экран), выполнить самопроверку (эталон ответов выведен на экран)
Слайд №8
Заполните пропуски
S=Pосн h -------------------------------------------------------------
----------- - площадь полной поверхности пирамиды
S=1/2Pосн d - --------------------------------------------------------
S=Sб + 2Sо - ------------------------------------------------------
S=1/2(P1 + Р2)d - -------------------------------------
Слайд №9
Эталоны ответов
S = Pосн h – площадь боковой поверхности призмы
S = Sб + Sосн – площадь полной поверхности пирамиды
S = ½ Pосн d – площадь боковой поверхности правильной пирамиды
S = Sб + 2 Sосн – площадь полной поверхности призмы
S=1/2(P1 + Р2)d – площадь боковой поверхности правильной усечённой пирамиды
- Изучение нового материала.
1). Вступительное слово учителя.
Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности – от двухлетнего ребенка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книг о многогранниках.
В геометрии 10 класса мы с вами изучили разные виды многогранников: тетраэдр, параллелепипед, пирамиды, призмы. Но ни одно геометрическое тело не обладает такой красотой, как правильные многогранники, с которыми мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
«Правильных многогранников вызывающе мало, но весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук» (Л.Кэрролл.) Слайд №10
Существует всего пять правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.
- Исторические сведения.
С древнейших времен наши представления о красоте связаны с симметрией. Наверное, этим объясняется интерес человека к многогранникам - удивительным символам симметрии, привлекавшим внимание выдающихся мыслителей.
История правильных многогранников уходит в глубокую древность. Изучением правильных многогранников занимались Пифагор и его ученики. Их поражала красота, совершенство, гармония этих фигур. Пифагорейцы считали правильные многогранники божественными фигурами и использовали в своих философских сочинениях.
Одно из древнейших упоминаний о правильных многогранниках находится в трактате Платона (427-347 до н. э.) "Тимаус"; XVI-XVII вв. немецкий астроном Кеплер построил модель Солнечной системы как ряд последовательно вписанных и описанных правильных многогранников и сфер.
3). Ввод понятия правильного многогранника.
Нами уже использовались словосочетания “правильные призмы” и “правильные пирамиды”. Оказывается, новая комбинация знакомых понятий образует совершенно новое с геометрической точки зрения понятие. Какие же выпуклые многогранники будем называть правильными? Послушайте внимательно определение.
- Выпуклый многогранник называется правильным, если все его грани – равные правильные многоугольники и в каждой вершине сходится одно и то же число рёбер.(Геометрия 10-11, Л.С. Атанасян и др.)
- Многогранник называется правильным, если: 1) он выпуклый; 2) все его грани – равные друг другу правильные многоугольники; 3) в каждой его вершине сходится одинаковое число ребер; 4) все его двугранные углы равны(Геометрия 11 класс, Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич)
Вывод. Многогранник называется правильным, если:
- он выпуклый
- все его грани являются равными правильными многоугольниками
- в каждой его вершине сходится одинаковое число рёбер (http//ru.wikipedia)
4) Знакомство с видами правильных многогранников.
ТЕТРАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из четырех правильных треугольников.
Слайд №11
ГЕКСАЭДР (КУБ) – правильный многогранник, поверхность которого состоит из шести правильных четырехугольников (квадратов).
Слайд №12
ОКТАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из восьми правильных треугольников.
Слайд №13
ИКОСАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из двадцати правильных треугольников.
Слайд №14
ДОДЕКАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из двенадцати правильных пятиугольников.
Слайд №15
Слайд № 16 Некоторые свойства правильных многогранников.
Слайд № 17 Площади полной поверхности правильного многогранника.
Названия этих многогранников пришли из Древней Греции, и в них указывается число граней: «эдра» -грань, «тетра»-4, «гекса»-6, «окта»-8, «икоса» - 20, «додека» - 12
Слайд№18 Гранями правильного многогранника могут быть либо правильные треугольники, либо правильные четырехугольники, либо правильные пятиугольники. Не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные шестиугольники, семиугольники и вообще n-угольники
при n≥ 6.
Физкультминутка( упражнения для глаз: 1)вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.)
5). Математические свойства правильных многогранников.
Характеристика Эйлера :
Число граней плюс число вершин минус число рёбер в любом многограннике равно 2.
Слайд №29
Изучая любые многогранники, естественнее всего подсчитать, сколько у них граней, сколько рёбер и вершин. Подсчитаем и мы число указанных элементов правильных многогранников и занесём результаты в таблицу (раздаточный материал).Работа на карточках . Проверим результаты заполнения таблицы
Правильный многогранник |
Число граней |
Число вершин |
Число ребер |
Г+В-Р |
Тетраэдр |
4 |
4 |
6 |
|
Куб |
6 |
8 |
12 |
|
Октаэдр |
8 |
6 |
12 |
|
Додекаэдр |
12 |
20 |
30 |
|
Икосаэдр |
20 |
12 |
30 |
|
Слайд №28
Задача. Определите количество граней, вершин и рёбер многогранника, изображённого на рисунке. Проверьте выполнимость формулы Эйлера для данного многогранника.
Слайд №30 Решение : Г=12, В=10, Р=20, Г+В-Р=12+10-20=2
6). Правильные многогранники в философской картине мира Платона.
Слад №22-23
Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку они занимают видное место в философской картине мира, разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (ок. 428 – ок. 348 до н.э.).
Платон считал, что мир строится из четырёх «стихий» – огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих «стихий» имеют форму четырёх правильных многогранников.
Тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени.
Икосаэдр – как самый обтекаемый – воду. Куб – самая устойчивая из фигур – землю. Октаэдр – воздух.
В наше время эту систему можно сравнить с четырьмя состояниями вещества – твёрдым, жидким, газообразным и пламенным. Пятый многогранник – додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим.
Это была одна из первых попыток ввести в науку идею систематизации.
Модель солнечной системы Иогана Кеплера «Космический кубок»
Слайд №24
7). Правильные многогранники и природа .
Например, скелет одноклеточного организма феодарии (Circjgjnia icosahtdra) по форме напоминает икосаэдр .
Слайд №19
Чем же вызвана такая природная геометризация Феодарии? По-видимому, тем, что из всех многогранников с тем же числом граней именно икосаэдр имеет наибольший объём при наименьшей площади поверхности. Это свойство помогает морскому организму преодолевать давление водной толщи.
Правильные многогранники – самые «выгодные» фигуры. И природа этим широко пользуется. Подтверждением тому служит форма некоторых кристаллов.
Слайд №20
Взять хотя бы поваренную соль, без которой мы не можем обойтись. Известно, что она растворима в воде, служит проводником электрического тока. А кристаллы поваренной соли (NaCl) имеют форму куба.
При производстве алюминия пользуются алюминиево-калиевыми кварцами (K[Al(SO4)2] ⋅ 12H2O), монокристалл которых имеет форму правильного октаэдра.
Получение серной кислоты, железа, особых сортов цемента не обходится без сернистого колчедана (FeS). Кристаллы этого химического вещества имеют форму додекаэдра.
В разных химических реакциях применяется сурьменистый сернокислый натрий (Na5(SbO4(SO4)) – вещество, синтезированное учёными. Кристалл сурьменистого сернокислого натрия имеет форму тетраэдра.
Последний правильный многогранник – икосаэдр передаёт форму кристаллов бора (В). В своё время бор использовался для создания полупроводников первого поколения.
8). Правильные многогранники в искусстве.
Большой интерес к формам правильных многогранников проявляли также скульпторы, архитекторы, художники. Их всех поражало совершенство, гармония многогранников. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) увлекался теорией многогранников и часто изображал их на своих полотнах.
Сальвадор Дали на картине “Тайная вечеря” изобразил И.Христа со своими учениками на фоне огромного прозрачного додекаэдра.
Слайд №21
9).Подведение итогов урока.
Подходит к концу урок, подведём итоги.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дома: Домашнее задание будет творческим на ваш выбор
№ 271 – 275 склеить модели правильных многогранников на выбор.
Слайд № 29 Слайд № 30
Список используемой литературы:
- Л.С. Атанасян и др., Геометрия 10-11. Москва «Просвещение», 2011.
- Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич, Геометрия 11. Москва «Дрофа», 2009.
- Л.И. Горохова, Г.И. Григорьева и др, Уроки математики 5-10 классы с применением информационных технологий. Москва Издательство «Глобус», 2009.
- И.В. Ященко, 3300 задач. Математика. Профильный уровень. Москва «Экзамен»,2015.
- В.А. Яровенко, Поурочные разработки по геометрии 10 класс. Москва «Вако», 2010.