Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники»

Автор:
Митяева Татьяна Александровна

Аннотация:

Урок геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники» с применением ИКТ технологии.

Автор: Митяева Татьяна Александровна

Урок   дает возможность учащимся расширить свои знания о так называемых правильных многогранниках. Правильные многогранники – самые выгодные фигуры. Они встречаются в живой и не живой природе. Изучение нового материала проходит с привлечением презентации, содержащей материал о правильных многогранниках, их особенностях, свойствах, сведения из истории, примеры правильных многогранников из окружающего мира.

Статья:

Урок геометрии в 10 классе по теме «Правильные многогранники» с применением ИКТ технологии.

Тип урока: Усвоение новых знаний. 

Технологии урока: ИКТ технологии.

1. Повторить и обобщить теоретический материал по теме «Многогранники».

2. Ввести понятие правильного многогранника, рассмотреть все пять видов правильных многогранников.

3. Способствовать развитию пространственного воображения и графической грамотности.

4. Показать связь геометрии и природы

Межпредметные связи:  информатика, химия, биология, история.

Оснащение урока: мультимедийный проектор, экран, комьютеры, презентация «Правильные многогранники», модели правильных многогранников, заготовки для выполнения моделей правильного многогранника.

Применяемые формы и методы: работа в парах, самоконтроль, фронтальный опрос, демонстрация, творческая  работа, тест.

                                                                                                                                          

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

 Слайд №1

  1. Проверка домашнего задания. Проверить решение домашних задач. Дать задание двум учащимся подготовить на доске краткое решение задач, ход решения заслушать.

1.Диагональ куба равна 3. Найдите площадь поверхности куба.

Слайд№2  Проверка                 Слайд №3

2.Стороны основания правильной четырёхугольной пирамиды равны 6, боковые рёбра равны 5. Найдите площадь поверхности пирамиды.  

Слайд№4  Проверка                   Слайд №5

 

 

 

3. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы проводим  урок по теме «Правильные многогранники». Нам предстоит повторить и обобщить ранее изученный материал, закрепить его при решении задач и узнать что-то новое, ещё не сказанное по данной теме.

Начнём наш урок с традиционного повторения. Первое задание

  1. Фронтальный опрос: ответить на вопросы по рисункам, спроектированным на экран.

Слайд № 6.

 

  • · Дать характеристику многогранника.
  • · Дайте все возможные названия этого многогранника.
  • · Можно ли в качестве высоты этой призмы принять боковое ребро?

Слайд №7

  • · Дайте характеристику многогранника.
  • · При каких условиях эта пирамида  будет правильной?

        • Как в этом случае можно назвать высоту боковой грани?

 

В следующем задании я предлагаю вам проверить себя на знание формул по темам «Призма» и «Пирамида». Пропущенными могут быть как компоненты формулы, так и её название.

2)Работа в тетрадях: заполнить пропуски (задание спроектировано на экран), выполнить самопроверку (эталон ответов выведен на экран)

Слайд №8

Заполните пропуски

S=Pосн h -------------------------------------------------------------

 ----------- - площадь полной поверхности пирамиды

 S=1/2Pосн d - --------------------------------------------------------

 S=Sб + 2Sо - ------------------------------------------------------

S=1/2(P1 + Р2)d - -------------------------------------

Слайд №9

 

 Эталоны ответов

S = Pосн  h – площадь боковой поверхности призмы

 S = Sб + Sосн – площадь полной поверхности пирамиды

 S = ½ Pосн d – площадь боковой поверхности  правильной  пирамиды

 S = Sб + 2 Sосн – площадь полной поверхности призмы

S=1/2(P1 + Р2)d – площадь боковой поверхности правильной  усечённой пирамиды

  1. Изучение нового материала.

 1). Вступительное слово учителя.

 Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности – от двухлетнего ребенка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книг о многогранниках.

В геометрии 10 класса мы с вами изучили разные виды многогранников: тетраэдр, параллелепипед, пирамиды, призмы. Но ни одно геометрическое тело не обладает такой красотой, как правильные многогранники, с которыми мы познакомимся на сегодняшнем уроке.
«Правильных многогранников вызывающе мало, но весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук» (Л.Кэрролл.) Слайд №10

 

Существует всего пять правильных многогранников: тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр.

  1. Исторические сведения.  

      С древнейших времен наши представления о красоте связаны с симметрией. Наверное, этим объясняется интерес человека к многогранникам - удивительным символам симметрии, привлекавшим внимание выдающихся мыслителей.

      История правильных многогранников уходит в глубокую древность. Изучением правильных многогранников занимались  Пифагор и его ученики. Их поражала красота, совершенство, гармония этих фигур. Пифагорейцы считали правильные многогранники божественными фигурами и использовали в своих философских сочинениях.

      Одно из древнейших упоминаний о правильных многогранниках находится в трактате Платона (427-347 до н. э.) "Тимаус"; XVI-XVII вв. немецкий астроном Кеплер построил модель Солнечной системы как ряд последовательно вписанных и описанных правильных многогранников и сфер.

 

3).  Ввод понятия правильного многогранника. 

     Нами уже использовались словосочетания “правильные призмы” и “правильные пирамиды”. Оказывается, новая комбинация знакомых понятий образует совершенно новое с геометрической точки зрения понятие. Какие же выпуклые многогранники будем называть правильными? Послушайте внимательно определение.

 

  • Выпуклый многогранник называется правильным, если все его грани – равные правильные многоугольники и в каждой вершине сходится одно и то же число рёбер.(Геометрия 10-11, Л.С. Атанасян и др.)
  • Многогранник называется правильным, если: 1) он выпуклый; 2) все его грани – равные друг другу правильные многоугольники; 3) в каждой его вершине сходится одинаковое число ребер; 4) все его двугранные углы равны(Геометрия 11 класс, Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич)

 

Вывод. Многогранник  называется  правильным,  если:

  • он выпуклый
  • все его грани являются равными правильными многоугольниками
  • в каждой его вершине сходится одинаковое число рёбер (http//ru.wikipedia)

4)  Знакомство с видами правильных многогранников.

 

 

ТЕТРАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из четырех правильных треугольников.

Слайд №11


ГЕКСАЭДР (КУБ) – правильный многогранник, поверхность которого состоит из шести правильных четырехугольников (квадратов).

Слайд №12

 

 

 

 

ОКТАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из восьми правильных треугольников.

 

 

Слайд №13

 

 

 

ИКОСАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из двадцати правильных треугольников.

Слайд №14

 

 

ДОДЕКАЭДР – правильный многогранник, поверхность которого состоит из двенадцати правильных пятиугольников.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №15

 

 Слайд № 16 Некоторые свойства правильных многогранников.

 

 Слайд № 17 Площади полной поверхности правильного многогранника.
     Названия этих многогранников пришли из Древней Греции, и в них указывается число граней:  «эдра» -грань, «тетра»-4, «гекса»-6, «окта»-8, «икоса» - 20, «додека» - 12

   Слайд№18            Гранями правильного многогранника могут быть либо правильные треугольники, либо правильные четырехугольники, либо правильные пятиугольники. Не существует правильного многогранника, гранями которого являются правильные шестиугольники, семиугольники и вообще n-угольники

при n≥ 6.

Физкультминутка( упражнения для глаз: 1)вертикальные движения глаз вверх-вниз; 2) горизонтальное вправо-влево; 
3) вращение глазами по часовой стрелке и против; 
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее; 
5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.)

5). Математические свойства правильных многогранников.

Характеристика Эйлера :

Число граней плюс число вершин минус число рёбер в любом многограннике равно 2.

Слайд №29

    Изучая любые многогранники, естественнее всего подсчитать, сколько у них граней, сколько рёбер и вершин. Подсчитаем и мы число указанных элементов правильных многогранников и занесём результаты в таблицу (раздаточный материал).Работа на карточках . Проверим результаты заполнения таблицы

Правильный многогранник

Число граней

Число вершин

Число ребер

Г+В-Р

Тетраэдр

4

4

6

 

Куб

6

8

12

 

Октаэдр

8

6

12

 

Додекаэдр

12

20

30

 

Икосаэдр

20

12

30

 

Слайд №28

 

 

 Задача.  Определите количество граней, вершин и рёбер многогранника, изображённого на рисунке. Проверьте  выполнимость формулы Эйлера для данного многогранника.

Слайд №30     Решение :    Г=12,    В=10,    Р=20,    Г+В-Р=12+10-20=2

6).  Правильные многогранники в философской картине мира Платона.

Слад №22-23

       Правильные многогранники иногда называют Платоновыми телами, поскольку они занимают видное место в философской картине мира, разработанной великим мыслителем Древней Греции Платоном (ок. 428 – ок. 348 до н.э.).

       Платон считал, что мир строится из четырёх «стихий» – огня, земли, воздуха и воды, а атомы этих «стихий» имеют форму четырёх правильных многогранников.

       Тетраэдр олицетворял огонь, поскольку его вершина устремлена вверх, как у разгоревшегося пламени.

       Икосаэдр – как самый обтекаемый – воду.  Куб – самая устойчивая из фигур – землю. Октаэдр – воздух.

       В наше время эту систему можно сравнить с четырьмя состояниями вещества – твёрдым, жидким, газообразным и пламенным. Пятый многогранник – додекаэдр символизировал весь мир и почитался главнейшим.

       

 

 

 

Это была одна из первых попыток ввести в науку идею систематизации.

Модель солнечной системы  Иогана Кеплера «Космический кубок»

Слайд №24

7).  Правильные многогранники и природа . 

 Например, скелет одноклеточного организма феодарии (Circjgjnia icosahtdra) по форме напоминает икосаэдр .

 

Слайд №19

       Чем же вызвана такая природная геометризация Феодарии? По-видимому, тем, что из всех многогранников с тем же числом граней именно икосаэдр имеет наибольший объём при наименьшей площади поверхности. Это свойство помогает морскому организму преодолевать давление водной толщи.

       Правильные многогранники – самые «выгодные» фигуры.  И  природа этим широко пользуется. Подтверждением  тому  служит  форма  некоторых кристаллов.

 

 

 

 

Слайд №20

       Взять хотя бы поваренную соль, без которой мы  не  можем обойтись. Известно, что она растворима в воде, служит проводником электрического тока. А кристаллы поваренной соли (NaCl) имеют форму куба.

       При производстве алюминия пользуются алюминиево-калиевыми кварцами  (K[Al(SO4)2] ⋅ 12H2O), монокристалл которых имеет форму правильного октаэдра.

       Получение серной кислоты, железа, особых сортов цемента не обходится без сернистого колчедана (FeS). Кристаллы этого химического вещества имеют форму додекаэдра.

       В разных химических реакциях применяется сурьменистый  сернокислый натрий (Na5(SbO4(SO4)) – вещество, синтезированное учёными. Кристалл сурьменистого сернокислого натрия имеет форму тетраэдра.

       Последний правильный многогранник  –  икосаэдр  передаёт  форму  кристаллов  бора (В). В своё время бор использовался для создания полупроводников первого поколения.

 

8). Правильные многогранники в искусстве. 

Большой интерес к формам правильных многогранников проявляли также скульпторы, архитекторы, художники. Их всех поражало совершенство, гармония многогранников. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) увлекался теорией многогранников и часто изображал их на своих полотнах.

Сальвадор Дали на картине “Тайная вечеря” изобразил И.Христа со своими учениками на фоне огромного прозрачного додекаэдра.

Слайд №21

 

 

 

 

9).Подведение итогов урока.

Подходит к концу урок, подведём итоги.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

 

 

Дома: Домашнее задание будет  творческим на ваш выбор

№ 271 – 275 склеить модели правильных многогранников на выбор.

 

 Слайд № 29     Слайд № 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

  1. Л.С. Атанасян и др., Геометрия 10-11. Москва «Просвещение», 2011.
  2. Е.В. Потоскуев, Л.И. Звавич, Геометрия 11. Москва «Дрофа», 2009.
  3. Л.И. Горохова, Г.И. Григорьева и др, Уроки математики 5-10 классы с применением информационных технологий. Москва Издательство «Глобус», 2009.
  4. И.В. Ященко, 3300 задач. Математика. Профильный уровень. Москва «Экзамен»,2015.
  5. В.А. Яровенко, Поурочные разработки по геометрии 10 класс. Москва «Вако», 2010.

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010