Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Конспект открытого урока по математике «Математический калейдоскоп»

Автор:
Захарова Любовь Вячеславовна

Аннотация:

Данный урок подготовлен и проведен учителем математики высшей категории Захаровой Л.В. в марте 2011 года в День открытых дверей в ГОУ СОШ «Школа здоровья» №1084.

Урок проводится после изучения темы: «Деление десятичных дробей на натуральные числа» по учебнику Н.Я.Виленкина-5. Цели урока – показать родителям разные формы и методы математической подготовки учащихся на уроках математики, привить учащимся интерес к изучению математики. Особенно полезен конспект урока может быть молодым специалистам.

Статья:

Конспект открытого урока по математике

«Математический калейдоскоп» в 5-м классе

в рамках городского Дня открытых дверей

в ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1084.

 

 

Тема урока: Математический калейдоскоп

 (проводится после изучения темы: « Деление десятичных дробей на натуральные числа»)

Класс: 5.Б

Учебник: Н.Я.Виленкин и др. Математика 5 класс  2 части

Учитель: Захарова Л.В.

Цели урока: показать родительской общественности разнообразие форм и методов     математической подготовки учащихся на уроках математики, привить учащимся интерес к изучению математики.

Ход урока:

1.      Организационный момент.

Приветствие гостей и участников, обоснование цели урока.

  1. Устный счет по учебнику № 1416.

           Выполните деление: а) 55,5:5  б) 5,55:5  в) 4:5 г)   д)   е)   ж) 0,64:4

                                             з) 0,28:7  и) 46,2:10  к)    л) 23:100  м) 19,2:1000

           Ответы: 11,1; 1,11; 0,8; 0,6; 0,9; 0,16; 0,04; 4,62; 0,38; 0,23; 0,0192.

3.      Математический диктант на два варианта с последующей мгновенной проверкой по теме «Деление десятичных дробей на натуральные числа», для чего к доске (в закрытую) приглашаются два хорошо успевающих ученика.

 

Вариант 1

Разделите на десять число: 1) Две целых пять десятых

                                                       2) Ноль целых две десятых

      Найдите частное:                 3) Четырех целых пяти десятых и трех

                                                       4)  Шести и пяти

     5) Запишите в виде десятичной дроби обыкновенную дробь три вторых.

     6) Собрали тридцать шесть целых три десятых килограмма вишни и из трети  этой  вишни сварили варенье. Сколько килограммов вишни пошло на варенье?

     Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

     7) При делении десятичной дроби на тысячу запятая в записи дроби переносится влево через три цифры.

     8) Корень данного уравнения  у:100=0,62 – число шесть целых две десятых.

 

Вариант 2

Разделите на сто число:       1) Шестнадцать целых семь десятых

                                                       2) Ноль целых восемь десятых

      Найдите частное:                 3) Семи целых пяти десятых и трех

                                                       4)  Шести и четырех

     5) Запишите в виде десятичной дроби обыкновенную дробь две пятых.

     6) Собрали сорок восемь целых четыре десятых килограмма огурцов и четверть этих огурцов законсервировали. Сколько килограммов огурцов законсервировали?

     Верно ли высказывание (ответьте «да» или «нет»):

     7) При делении десятичной дроби на сто запятая в записи дроби переносится влево через две цифры.

     8) Корень данного уравнения  x:1000=0,4 – число сорок.

      

Ответы для проверки  и  самопроверки:

   № задания

Вариант 1

Вариант 2

1

0,25

0,167

2

0,02

0,008

3

1,5

2,5

4

1,2

1,5

5

1,5

0,4

6

12,1 кг

12,1 кг

7

да

да

8

нет

нет

 

Критерии оценки: «5» -8 верно выполненных заданий

                                «4» -7 верно выполненных заданий

                                «3» - 6 или 5 верно выполненных заданий

                                «2»- 4 и менее верно выполненных заданий.

  1. Пример на порядок действий из учебника №  1374(1)  - 1 вариант,

                                                                                             1374(2)  - 2 вариант.

       Выполняется на скорость. Первые три ученика, верно выполнившие задание, получают оценку «отлично».

        Проверка осуществляется самостоятельно по действиям.

1 вариант                                                              2 вариант

(1070-104040:2312)∙74+6489= 82 339.           (38529+205∙87):427-119=13.

1)      104040:2312=45                                        1) 205∙87=17835

2)      1070-45=1025                                            2) 3 529+17835=56 364

3)      1025∙74=75850                                          3) 56364:427=132

4)      75850+6489=82339.                                 4) 132-119= 13.

 

  1. Фронтальная работа по учебнику.

     Решение уравнений, задач на составление уравнения, вычисление значений выражения с предварительным упрощением.

  • Решение уравнений:

№ 1373.

(а) - выполняет учащийся на доске с проговариванием правил для нахождения неизвестных: слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.

Учитель (или кто-либо из учащихся) обращает внимание на другой способ решения уравнения – с помощью применения свойств вычитания и последующим упрощением выражения.

(б) – самостоятельно (проверка по ответу).

 Все вычисления выполняются письменно  рядом с уравнением.

№ 1373. Решите уравнение:

а) 16,1 – (x – 3,8) = 11,3                      б) 25,34 – (2,7 + y) = 15,34

    x – 3,8 = 16,1 – 11,3                             2,7 + y = 25,34 – 15,34

    x – 3,8 =  4,8                                         2,7 + y = 10

    x  =  4,8 +3,8                                         y =  10 – 2,7

    x = 8,6.                                                  y  = 7,3

 Ответ: 8,6.                                             Ответ : 7,3.

  • Решение задачи  с помощью составления уравнения:

№ 1351.

Для приготовления компота составили смесь из 8 частей (по массе) сухих яблок, 4 частей урюка и 3 частей изюма. Сколько килограммов каждого из сухофруктов понадобилось для  2,7 кг такой смеси?

После чтения условия задачи вслух ученик проводит запись краткого условия с введением неизвестного x.

Пусть x – одна часть. Тогда в смеси массой 2,7 кг:

? Яблок – 8x

? Урюка – 4x

? Изюма – 3x.

8x + 4x +3x =2,7

15x = 2,7

x = 2,7:15

x = 0,18.

2)  0,18∙8 = 1,44 (кг) – сухих яблок

3) 0,18∙4 = 0,72 (кг) – урюка

4) 0,18∙3 = 0,54 (кг) – изюма

Ответ: 1,44  кг сухих яблок, 0,72 кг  урюка, 0,54 кг  изюма.

  1. Физкультминутка :

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире, развернули на «четыре»,

Силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

 

Продолжаем работать:

№ 1372(б).

Упростите выражение и найдите его значение:

16,4 + k + 3,8, если k = 2,7.

16,4 + k + 3,8 = (16,4 + 3,8) + k = 20,2 + k.

Если k = 2,7 , то  20,2 + k = 20,2 + 2,7 = 22,9.

Какие свойства сложения были использованы при упрощении данного выражения?

( Ответ: переместительное и сочетательное свойства сложения).

  1. Самостоятельная работа по учебнику:

1 вариант

№ 1366(а) – пример на порядок действий

№ 1389(а) – уравнение

№1386 – задача ( для подготовленных учащихся )

2 вариант

№ 1366(б) – пример на порядок действий

№ 1389(б) – уравнение

№1383 – задача ( для подготовленных учащихся)

На магнитной доске показано решение и ответы к самостоятельной работе.

Учащиеся могут выполнить самостоятельную проверку.

 

Решение самостоятельной работы:

Вариант 1

№ 1366(а) Выполните действия: (37,8 – 19,1) ∙4 = 18,7∙4 =74,8.

№ 1389(а) Решите уравнение: 26∙( x + 427) = 15 756

                                                    x + 427 = 15756 : 26

                                                    x + 427 = 606

                                                    x = 606 – 427

                                                    x = 179.

                                                Ответ: 179.

№ 1386.

Из города выехал велосипедист со скоростью 13,4 км/ч. Через 2 часа вслед за ним выехал другой велосипедист, скорость которого 17,4 км/ч. Через сколько часов после своего выезда второй велосипедист догонит первого?

1)      13,4∙2 = 26,8 (км) – расстояние, которое проехал первый велосипедист до выезда второго из города – разница в пройденном расстоянии между велосипедистами.

2)      17,4 – 13,4 = 4 (км/ч) – разница в скорости между велосипедистами.

3)       26,8:4 = 6,7 (ч) – после своего выезда второй велосипедист догонит первого.

Ответ: 6,7 ч.

Вариант 2

№ 1366(б) Выполните действия: (14,23 + 13,97) ∙31 = 28,2∙31 = 874,2.

№ 1389(б) Решите уравнение: 101∙( 351 + y) = 65 549

                                                    351 + y = 65 549 : 101

                                                    351 + y = 649

                                                    y = 649 – 351

                                                    y = 298.

                                                Ответ: 298.

№1383.

Машина прошла первый участок пути за 3 ч, а второй участок  -  за 2 ч. Длина обоих участков вместе 267 км. С какой скоростью шла машина на каждом участке, если скорость на втором участке была на 8,5 км/ч больше, чем на первом?

Пусть скорость машины на первом участке x км/ч, тогда на втором – x +8,5.

Составим уравнение, пользуясь основной формулой пути:

3x + 2( x + 8,5) = 267

3x + 2x +17 = 267

5x = 267 – 17

5x = 250

x = 250:5

x = 50.                     50 км/ч – скорость машины на первом участке

50 +8,5 = 58,5 (км/ч) – скорость машины на втором участке.

Ответ: 50 км/ч и 58,5 км/ч

      

  1. Домашнее задание: № 1424 – занимательное задание для развития памяти и внимания, можно выполнять вместе с родителями.

На рисунке попугаи, мартышки, удавы. Сосчитайте их, считая всех подряд по порядку: первый попугай, первый удав, второй попугай, первая мартышка, третий попугай и т.д. Если не удастся сосчитать с первого раза, возвращайтесь к этому заданию несколько раз.

 

Рисунок 1

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010