Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Действия с положительными и отрицательными числами

Автор:
Соловьёва Мария Семёновна

Аннотация:

Урок проводится для слабослышащих и глухих учащихся. Вся работа на уроке имеет, наряду с общеобразовательной, ещё одну, не менее (если не более) важную направленность - коррекционную: развитие слухового восприятия, развитие самостоятельной связной речи, развитие навыка использования коммуникативных умений в практической деятельности. У таких детей в первую очередь страдает речь. Это и дефекты их произношения,  и ограниченность словаря,  и трудности понимания текстов, и нарушение логики и формы  речевых высказываний и многое другое. Поэтому работа по развитию речи учащихся с нарушениями слуха реализуется и на уроках математики.    Разработка урока составлена для учеников, которые требуют большего времени на усвоение материала, алгоритмов  его решения. Приходится продумывать доступную   форму подачи материала,  работу по его запоминанию и формированию определённых навыков.

Статья:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК  «МАТЕМАТИКА + ЭКОЛОГИЯ»

 

для детей с нарушениями слуха

учителя математики

ГС(К) ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната №27 г.Пятигорска

Соловьёвой Марии Семёновны

 

ТЕМА: «Действия с положительными и отрицательными числами»

ТИП УРОКА: повторительно-обобщающий.

ВИД УРОКА:путешествие.

ЦЕЛЬ УРОКА : систематизировать и обобщить знания учащихся по изученной теме, проверить уровень усвоения изученного материала,  сформировать представление о состоянии экологии на Земле, познакомить с мерами по охране природы. формировать познавательную активность.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная: повторение  основных  понятий, правил по теме: «Положительные и отрицательные числа», использование    теоретических знаний в практической деятельности.

Развивающая: развитие эмоциональной сферы, наблюдательности,  ассоциативного и  логического мышления, воображения, внимания, памяти, понимание познания окружающего мира.

Воспитательная: воспитание интереса к математике, к общению, умение слушать, представлять и доказывать свою точку зрения, воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и  неудачам своих товарищей, ответственного отношения  к делу охраны природы.

Коррекционная: развитие слухового восприятия, развитие самостоятельной связной, устной и письменной математической речи,  развитие навыка комментирования своего решения, использование коммуникативных умений в практической деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ: экран, проектор, ноутбук, диск CD с презентацией по теме урока, карточки с заданиями, учебник математики: 6 класс, Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие – М: Мнемозима, 2008

 

ХОД  УРОКА.

1.      Организационный момент.

2.      Сообщение темы и цели урока. (слайд №1)

На сегодняшнем уроке в ходе решения устных и письменных упражнений , мы повторим всё , что выучено про положительные и отрицательные числа. Урок обычный по содержанию , но необычный по форме. Мы посвятим этот час охране окружающей нас среды.  Заниматься делом на уроке математики будет вместе с нами дождевая капля. Мы проследим, какой путь совершает дождевая капля на Земле. Чтобы отправиться в путь, соберём  «багаж знаний» (слайд№2)

3.      Речевая  разминка:

а) Числа со знаком  «+» называют … (положительными).

б ) Числа со знаком « - « называют … (отрицательными).

      в)Число … не является ни положительным, ни отрицательным .

      г)   У координатной прямой есть … , … , и    .

      д)    числа отличаются друг от друга только  знаками.

      е ) Нуль     любого    числа, но    любого    числа . 

     ж) Любое    число меньше любого    числа .

      з) Из двух    чисел    то,    которого больше …

       4.  Активизация опорных знаний

Гимнастика ума

Каждому ученику выдаётся карточка. Ученик должен сложить числа из  строки выданной таблицы. Суммой чисел каждой строки является натуральное число. Затем ученик находит в алфавите букву, стоящую под номером, равным этому числу. В результате получается слово:

П Р И Р О Д А. (слайд № 3)

 

 

КАРТОЧКА

Ответы

Сумма

Буква

-3,1

9

9

-0,9

8

22

П

-0,8

0,04

0,8

-0,04

3

3

Р

1,2

-3

2,8

5

0

6

И

-6

2

8,4

14

-0,4

18

Р

0

-13

15

10,1

14,9

27

О

2,07

12

-6

-3,07

6

11

Д

16

-9,1

0

12,1

-5

14

А

    

Загадка  (слайд № 4)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан .                              

 Я летаю и бегу ,и стеклянной быть могу.

(Отгадка: вода , водяные капли.)

-Ребята! Что происходит с водой после дождя?

(Вода  просачивается в землю.)

- Правильно! Наша дождевая капеля тоже просочилась в землю и скоро выйдет на поверхность.

-Ребята! Как называется место, откуда выходит подземная вода?

Р О Д Н И К (слайд №5)

-Сделаем привал около родника. Но родник обложен камнями, и наша капеля не может выйти на поверхность. Надо быстро родник очистить. (работа в тетерадях и у доски)

 (слайд №6)

Задание 1: Сравните числа :а)-5;3 и 5;2 б) – 7;6 и -7;7 в) – 1 и 0;01

                                               г) 0 и -1000.

Задание 2: Вычислите :а) │-3,6│:│-18│

                                       б) │-10│+│10│

                                       в) │-4,5│-│-5,5│

                                       г) │-0,25│*│0,4│.

- Работа выполнена. Наша капелька вышла наружу. Почему она стала светлой, чистой ? (Дождевая вода мутная. Просочившись через почву и песок она очищается. Вода в родниках чистая и её можно пить)

(Дети пьют воду)

-Из родника показался ручей,  его тоже надо охранять, ведь ему предстоит дальний , длинный путь. (слайд №7) Если правильно выполнить задание, то наш ручеёк станет сильным и не пересохнет.

-Получилось слово: Ч Е Л О В Е К)

(слайд №8)

Ч         -30  

Е            -6

Л            0

О             100

В             -20

Е              -6

К             10

-Ручеёк привёл нас на водоём. Там плавают рыбки.(слайд №9)

Музыкальная разминка     Рыбки весело плескались

                                              В тёплой чистенькой воде.

                                              То сожмутся, разожмутся,

                                              То зароются в песке.

-Почему в нашем водоёме рыбкам живётся весело?

(Вода там чистая )

-Чтобы хорошо жилось рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей, океанов, нужно охранять их от загрязнения. Нельзя бросать туда мусор , отходы.

(слайд№10)

«Покорми рыбок»

Найдите значение выражения , используя свойства  действий с натуральными числами: а)20*(-7)*(-9)*5;

б)-8*7*11*(-0,125);   

в)0,9*(-0,2) - 0.6*(-0,2);   

г) -0,3*0,8 – (-0,3)*(0,6); 

Решение:а)(100*63=6300;

                 б)77*1=77;

                 в)-0,2*0.3=-0,06;

                 г)-0,3*0,2= -0.06).

-Пришло время возвращаться капельке домой. Что нужно сделать капельке,  чтобы  снова попасть на тучу? ( Капелька должна испариться) Но тучи закрыли всё небо. Пасмурно. Нет солнца. Капелька испариться не может. (слайд №11)

 Решите уравнения на тучах.

-Верные ответы разгонят тучи и пропустят солнышко. Из правильных ответов составляем слово.

а)  x-15=-21,8;

б)  у + (-10)=6,7;

в) -1,5 : х =  2;

г) у : (-4,2) = -0,7

д) -5,1а =0,153;

(слайд №13)

Получилось слово:  «Е Д И Н Ы».

Е                      х = -6, 8 ;

Д                      у = 16 ,7 ;

И                       х = -0,75 ;

Н                       у = 2,94 ;

Ы                       а = - 0,03;

-Составляем из полученных слов высказывание:

(Слайд №14)

«П Р И Р О Д А  И  Ч Е Л О В Е К  Е Д И Н Ы 

-Что означают эти слова ?

(Человек и природа взаимосвязаны. Без природы человек не может жить. Надо беречь и охранять природу. Это должны делать мы –люди)

-А вот и солнышко  появилось, капелька возвращается домой. Солнце так греет, что даже некоторые цифры и знаки испарились (слайд №15).

Назвать цифры и знаки,  которые испарились.

а) -15 + *** =0 ;

б) – 15 +*** = - 6;

в)*** - 8 = -8 ;

г) – 1.3 - ( -о ,3) =***

д) *** : ( -5 ) = 12 ;

е) – 1,5 *** (- 0,7) = - 2,2 ;

ж) – 1.3 *** ( -2.3 ) = 1 ;

з) 1000 *** ( -0,01 ) = -100000 ;

Ответы : а) 15; б) 9 ;в) 0; г) -1; д) – 60 ;е) + ;ж) - ; з ) : ;

-Дадим слово ВОДЯНОЙ КАПЛЕ (рассказ учащегося)

(слайд №16-20)

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что можно бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга, Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских реках появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья  и человека, и животных… А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без чистого воздуха, чистой воды, пения птиц, ароматов цветов и многого другого человек не сможет выжить .Всё это нам щедро даёт природа, а взамен просит только бережного,  доброго отношения. Давайте пофантазируем и примем решение.

     5.  Рефлексия

Дети закрепляют зеленые листочки   на «Дерево знаний» свои пожелания,советы…

Наше решение – пусть человек исправит то, что пока можно исправить. .Иначе он не сможет выжить. Человек сам подпишет себе смертный приговор. (слайд№21)

 

        6.  Итог урока

-На уроке  все работали хорошо, старались. МОЛОДЦЫ!

-Путешествие наше было нелёгким.Я надеюсь, что вы, ребята, настощие друзья природы. (Обязательно  отмечаю самого внимательного , самого сообразительного и самого активного ученика на сегодняшнем уроке).

        7.  Домашнее задание 

- Урок окончен. Спасибо за урок!              

 

 

                                                            

 

                                                                   

 

 

 

 

                          

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

                                                                                                          

                                                                                                                                 

 

 

                                            

                                           

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010