Автор:
Соловьёва Мария Семёновна
Урок проводится для
слабослышащих и глухих учащихся. Вся работа на уроке имеет, наряду с общеобразовательной,
ещё одну, не менее (если не более) важную направленность - коррекционную:
развитие слухового восприятия, развитие самостоятельной связной речи, развитие
навыка использования коммуникативных умений в практической деятельности. У
таких детей в первую очередь страдает речь. Это и дефекты их произношения, и ограниченность словаря, и трудности понимания текстов, и нарушение
логики и формы речевых высказываний и
многое другое. Поэтому работа по развитию речи учащихся с нарушениями слуха реализуется
и на уроках математики. Разработка
урока составлена для учеников, которые требуют большего времени на усвоение
материала, алгоритмов его решения.
Приходится продумывать доступную форму
подачи материала, работу по его
запоминанию и формированию определённых навыков.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «МАТЕМАТИКА
+ ЭКОЛОГИЯ»
для
детей с нарушениями слуха
учителя
математики
ГС(К)
ОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната
№27 г.Пятигорска
Соловьёвой
Марии Семёновны
ТЕМА: «Действия с
положительными и отрицательными числами»
ТИП УРОКА:
повторительно-обобщающий.
ВИД УРОКА:путешествие.
ЦЕЛЬ УРОКА : систематизировать
и обобщить знания учащихся по изученной теме, проверить уровень усвоения
изученного материала, сформировать
представление о состоянии экологии на Земле, познакомить с мерами по охране
природы. формировать познавательную активность.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
повторение основных понятий, правил по теме: «Положительные и
отрицательные числа», использование
теоретических знаний в практической деятельности.
Развивающая:
развитие эмоциональной сферы, наблюдательности,
ассоциативного и логического
мышления, воображения, внимания, памяти, понимание познания окружающего мира.
Воспитательная:
воспитание интереса к математике, к общению, умение слушать, представлять и
доказывать свою точку зрения, воспитание чувства коллективизма и сопереживания
успехам и неудачам своих товарищей,
ответственного отношения к делу охраны
природы.
Коррекционная:
развитие слухового восприятия, развитие самостоятельной связной, устной и
письменной математической речи, развитие
навыка комментирования своего решения, использование коммуникативных умений в
практической деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: экран,
проектор, ноутбук, диск CD
с
презентацией по теме урока, карточки с заданиями, учебник математики: 6 класс,
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов и другие – М: Мнемозима, 2008
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока. (слайд
№1)
На
сегодняшнем уроке в ходе решения устных и письменных упражнений , мы повторим
всё , что выучено про положительные и отрицательные числа. Урок обычный по
содержанию , но необычный по форме. Мы посвятим этот час охране окружающей нас
среды. Заниматься делом на уроке
математики будет вместе с нами дождевая капля. Мы проследим, какой путь
совершает дождевая капля на Земле. Чтобы отправиться в путь, соберём «багаж знаний» (слайд№2)
3. Речевая разминка:
а)
Числа со знаком «+» называют …
(положительными).
б
) Числа со знаком « - « называют … (отрицательными).
в)Число
… не является ни положительным, ни отрицательным .
г) У координатной прямой есть … , … , и … .
д)
… числа отличаются друг от друга
только знаками.
е ) Нуль
… любого …
числа, но … любого … числа
.
ж) Любое
… число меньше любого …
числа .
з) Из двух …
чисел … то,
… которого больше …
4. Активизация опорных знаний
Гимнастика
ума
Каждому ученику
выдаётся карточка. Ученик должен сложить числа из строки выданной таблицы. Суммой чисел каждой
строки является натуральное число. Затем ученик находит в алфавите букву,
стоящую под номером, равным этому числу. В результате получается слово:
П Р И Р О Д А. (слайд № 3)
КАРТОЧКА |
Ответы |
|||||
Сумма |
Буква |
|||||
-3,1 |
9 |
9 |
-0,9 |
8 |
22 |
П |
-0,8 |
0,04 |
0,8 |
-0,04 |
3 |
3 |
Р |
1,2 |
-3 |
2,8 |
5 |
0 |
6 |
И |
-6 |
2 |
8,4 |
14 |
-0,4 |
18 |
Р |
0 |
-13 |
15 |
10,1 |
14,9 |
27 |
О |
2,07 |
12 |
-6 |
-3,07 |
6 |
11 |
Д |
16 |
-9,1 |
0 |
12,1 |
-5 |
14 |
А |
Загадка
(слайд
№ 4)
Я и туча, и туман, и
ручей, и океан .
Я летаю и бегу ,и стеклянной быть могу.
(Отгадка: вода ,
водяные капли.)
-Ребята! Что происходит
с водой после дождя?
(Вода просачивается в землю.)
- Правильно! Наша
дождевая капеля тоже просочилась в землю и скоро выйдет на поверхность.
-Ребята! Как называется
место, откуда выходит подземная вода?
Р О Д Н И К (слайд №5)
-Сделаем привал около
родника. Но родник обложен камнями, и наша капеля не может выйти на поверхность.
Надо быстро родник очистить. (работа в тетерадях и у доски)
(слайд №6)
Задание
1:
Сравните числа :а)-5;3 и 5;2 б) – 7;6 и -7;7 в) – 1 и 0;01
г)
0 и -1000.
Задание
2:
Вычислите :а) │-3,6│:│-18│
б) │-10│+│10│
в) │-4,5│-│-5,5│
г) │-0,25│*│0,4│.
- Работа выполнена.
Наша капелька вышла наружу. Почему она стала светлой, чистой ? (Дождевая вода
мутная. Просочившись через почву и песок она очищается. Вода в родниках чистая
и её можно пить)
(Дети пьют воду)
-Из родника показался
ручей, его тоже надо охранять, ведь ему
предстоит дальний , длинный путь. (слайд
№7) Если правильно выполнить задание, то наш ручеёк станет сильным и не
пересохнет.
-Получилось слово: Ч Е
Л О В Е К)
(слайд
№8)
Ч -30
Е -6
Л 0
О 100
В -20
Е -6
К 10
-Ручеёк привёл нас на
водоём. Там плавают рыбки.(слайд №9)
Музыкальная разминка Рыбки весело плескались
В
тёплой чистенькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
-Почему в нашем водоёме
рыбкам живётся весело?
(Вода там чистая )
-Чтобы хорошо жилось
рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей, океанов, нужно охранять их от
загрязнения. Нельзя бросать туда мусор , отходы.
(слайд№10)
«Покорми
рыбок»
Найдите значение
выражения , используя свойства действий
с натуральными числами: а)20*(-7)*(-9)*5;
б)-8*7*11*(-0,125);
в)0,9*(-0,2) - 0.6*(-0,2);
г) -0,3*0,8 –
(-0,3)*(0,6);
Решение:а)(100*63=6300;
б)77*1=77;
в)-0,2*0.3=-0,06;
г)-0,3*0,2= -0.06).
-Пришло время
возвращаться капельке домой. Что нужно сделать капельке, чтобы
снова попасть на тучу? ( Капелька должна испариться) Но тучи закрыли всё
небо. Пасмурно. Нет солнца. Капелька испариться не может. (слайд №11)
Решите
уравнения на тучах.
-Верные ответы разгонят
тучи и пропустят солнышко. Из правильных ответов составляем слово.
а) x-15=-21,8;
б) у + (-10)=6,7;
в) -1,5 : х = 2;
г) у : (-4,2) = -0,7
д) -5,1а =0,153;
(слайд
№13)
Получилось слово: «Е Д И Н Ы».
Е х = -6, 8 ;
Д у = 16 ,7 ;
И х = -0,75 ;
Н у = 2,94 ;
Ы а = - 0,03;
-Составляем из
полученных слов высказывание:
(Слайд
№14)
«П Р И Р О Д А И Ч Е
Л О В Е К Е Д И Н Ы !»
-Что означают эти слова
?
(Человек и природа
взаимосвязаны. Без природы человек не может жить. Надо беречь и охранять
природу. Это должны делать мы –люди)
-А вот и солнышко появилось, капелька возвращается домой. Солнце
так греет, что даже некоторые цифры и знаки испарились (слайд №15).
Назвать
цифры и знаки, которые испарились.
а) -15 + *** =0 ;
б) – 15 +*** = - 6;
в)*** - 8 = -8 ;
г) – 1.3 - ( -о ,3)
=***
д) *** : ( -5 ) = 12 ;
е) – 1,5 *** (- 0,7) =
- 2,2 ;
ж) – 1.3 *** ( -2.3 ) =
1 ;
з) 1000 *** ( -0,01 ) =
-100000 ;
Ответы : а) 15; б) 9
;в) 0; г) -1; д) – 60 ;е) + ;ж) - ; з ) : ;
-Дадим слово ВОДЯНОЙ
КАПЛЕ (рассказ учащегося)
(слайд
№16-20)
Учёные подсчитали, что
каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что можно
бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли
стиральный порошок. В результате «деятельности» человека в реках Сена, Волга,
Дунай, Рейн купаться вообще нельзя. В сибирских реках появились микроорганизмы,
очень вредные для здоровья и человека, и
животных… А кто человек без природы? Представить себе это невозможно… Без
чистого воздуха, чистой воды, пения птиц, ароматов цветов и многого другого
человек не сможет выжить .Всё это нам щедро даёт природа, а взамен просит
только бережного, доброго отношения.
Давайте пофантазируем и примем решение.
5. Рефлексия
Дети закрепляют зеленые
листочки на «Дерево знаний» свои
пожелания,советы…
Наше решение – пусть
человек исправит то, что пока можно исправить. .Иначе он не сможет выжить.
Человек сам подпишет себе смертный приговор. (слайд№21)
6.
Итог урока
-На уроке все работали хорошо, старались. МОЛОДЦЫ!
-Путешествие наше было
нелёгким.Я надеюсь, что вы, ребята, настощие друзья природы. (Обязательно отмечаю самого внимательного , самого
сообразительного и самого активного ученика на сегодняшнем уроке).
7.
Домашнее задание
- Урок окончен. Спасибо
за урок!