Автор:
Пащенина Людмила Владимировна
Данный
урок рекомендуется проводить после изучения тем о построении графика квадратичной
функции. С учениками рассматриваются способы построения параболы как
геометрического места точек. У учащихся расширятся представление о получении
эскиза графика данной функции. Представлены способы построения через множество точек касания, из которых
вырисовывается парабола, и множества точек (построенных с помощью инструментов),
удовлетворяющих определенному правилу.
Урок
« Парабола как геометрическое место точек».
Цель
урока: Расширить представление о способах построения
графика квадратичной функции – параболы. Научить учащихся изображать параболу
ранее не изученными способами.
Задачи:
- Дать
представление, что парабола – это кривая второго порядка, которая является
геометрическим местом точек равноудаленным от прямой d и точки F.
- Дать
понятие касательной к параболе.
- Научить
учащихся строить параболу при заданном фокусе и директрисе, а также с
помощью касательных параболы.
- Подготовить
учащихся к восприятию понятий аналитической геометрии в высшей школе.
Оборудование:
лист бумаги А4 – 2 шт., фломастер, линейка, треугольник, кнопки, нить длиной
равной большему катету треугольника, эскиз графика функции у = ах2.
План
урока:
- Вступление.
- Лабораторная
работа «Построение параболы при заданном фокусе и директрисе d».
- Лабораторная
работа «Построение параболы с помощью касательных».
- Итог
урока.
- Домашнее
задание.
Парабола
относится к семейству кривых второго порядка. Кривые с древних времен
привлекали к себе внимание ученых и использовались для описания различных
природных явлений от траектории брошенного камня до орбит космических тел.
Появлением
параболы человечество обязано древнегреческим геометрам. Парабола была получена в результате
конических сечений. Наиболее интересные результаты о конических сечениях
получил математик и астроном Аполлоний Пергский (III век до н.э.), живший в
малоазиатском городе Пергаме.
В
жизни встречаются предметы и явления, характеризующиеся квадратичной функцией,
графиком которой является парабола. Это
телескоп с рефрактором, параболическая антенна, форма жидкости при
вращении ее в сосуде, параболические
формы крыш и куполов – устойчивых к землетрясениям, ветрам и
времени.
На
предыдущих уроках мы уже познакомились с параболой, как графиком квадратичной
функции. Научились строить параболу через расчет вершины и некоторых точек,
принадлежащих графику функции у=ах2 + bх + с. Сегодня, мы рассмотрим два
других способа построения параболы, которые не требуют математических
вычислений, то есть рассмотрим способы построение параболы при помощи линейки, треугольника,
нити, кнопок, а также с помощью построения
касательных к параболе.
Итак,
построим параболу при помощи линейки, треугольника, нити, кнопок.
Лабораторная
работа№1. «Построение параболы при заданном
фокусе и директрисе d».
Цель
работы: Построить параболу, при заданном фокусе
и директрисе d.
Оборудование:
лист бумаги А4, линейка, треугольник, нить длиной равной большему катету треугольника
и кнопки.
Ход
работы:
Определение: Параболой называется геометрическое место точек,
равноудаленных от прямой d
и точки F.
Где прямая d
называется директрисой, а точка F
– фокус параболы.
1. Зададим
прямую d
и точку F,
не принадлежащую этой прямой.
2. Прикрепим
один конец нити к фокусу, а другой – к вершине меньшего угла треугольника.
3. Приложим
линейку к директрисе и поставим на нее меньший
катет треугольника.
4. Карандашом
натянем нить так, чтобы его острие касалось бумаги и прижималось к большему
катету.
5. Будем
перемещать треугольник и прижимать карандаш к катету так, чтобы нить оставалась
натянутой. Карандаш будет вычерчивать параболу. < Рисунок
1а,1б
>
6. Сделаем
вывод.
Вывод:
Парабола является геометрическим местом точек равноудаленных от F фокуса параболы и прямой d.
Переходим
к построению параболы, путем задания касательных.
Определение:
Прямая, имеющая с параболой только одну
общую точку, и не перпендикулярна ее директрисе называется касательной.
(Подготовлен раздаточный материал.
Эскиз графика функции у = ах2.)
-
К графику функции у = ах2 необходимо построить касательные.
-
Можно ли при помощи касательных задать параболу?
Проведем
лабораторную работу.
Лабораторная работа №2. «Построение
параболы с помощью касательных».
Цель работы:
Построить параболу путем задания ее касательных.
Оборудование:
Лист бумаги А-4, фломастер, линейка.
Ход работы:
1. Возьмем
лист бумаги прямоугольной формы и отложим около большей его стороны точку F.
2. Сложим
лист так, чтобы точка F
совмещалась с любой точкой на этой большей стороне.
3. Зафиксируем
сгиб.
4. Разогнем
бумагу и по сгибу прочертим прямую линию.
5. Согнем
бумагу, и снова совместим точку F
с другой точкой на большей стороне.
Зафиксируем сгиб.
6. Прочертим
линию в месте сгиба.
7. Эту
процедуру повторим несколько раз. В результате должна получиться похожая картинка
<Рисунок 2>.
8. Сделаем
вывод.
Вывод: В результате
сгибов листа мы получили множество прямых, которые являются касательными к
параболе. Граница участков этих сгибов будут иметь форму параболы.
Обобщим способы построения параболы
с помощью таблицы.
|
График
квадратичной функции у=ах2
+b
х + с. |
Парабола
как геометрическое место точек. |
Построение параболы |
Построение параболы по точкам через
расчет координат точек, принадлежащих графику функции у=ах2 +b х + с. |
Построение параболы с помощью линейки
и треугольника, как кривой. |
Понятие вершины параболы |
Вершина параболы это точка, в которой
функция меняет свое поведение, т.е. возрастание меняется на убывание и наоборот. Вершина параболы рассчитывается
по формуле: х0 = -b/2a; у0 = (4ас – b2)/4а. |
Вершина параболы это точка, принадлежащая
самой параболе и её оси. |
Понятие оси параболы |
Ось параболы – это прямая параллельная
оси ОУ и проходящая через вершину параболы. |
Ось параболы – это прямая проходящая
через фокус и перпендикулярная директрисе. |
Итог урока:
Итак, параболу можно задать не только как множество точек, удовлетворяющих
графику квадратичной функции, но и как результат геометрического места точек равноудаленных от
F-фокуса
параболы и прямой d,
а также с помощью множества касательных к параболе.
Домашнее
задание:
Вопрос:
Что будет происходить с параболой, если фокус:
А)
приближается к директрисе;
б) удаляется от директрисы.
Ответ
на данное задание может быть получен с помощью выполнения лабораторной
работы №1, 2.