Автор:
Юдина Ирина Геннадьевна
к уроку «Главные политические центры Руси. Новгородская Боярская республика».(2 урок).
При переходе на ФГОС второго поколения учитель на уроке становится консультантом, руководителем познавательной деятельности обучающихся, формирования УУД, системно-деятельностного , компетентностного подходов.
План урока составлен с учетом требований ФГОС. Большую часть времени на уроке обучающиеся после предварительного инструктожа работают самостоятельно; это происходит во всех частях урока: во вводной при повторении на разминке причин феодальной раздробленности; при изучении нового материала: анализ отрывка поэмы «Василий Буслаев. Новгород»,заполнение таблицы в тетради на печатной основе с использованием нескольких источников (учебник «История России с древнейших времен до конца 16 века» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, учебник «История России 8-17 веков» Т.В. Черниковой, отрывок из текста Д. Балашова «господин Великий Новгород».); во время рефлексии, выражая согласие или несогласие с утверждениями.
Урок нового типа не обходится без использования компьютерных технологий, поэтому по ходу урока используется подготовленная по теме презентация с видами Новгорода, картами, эпиграфом, текстами для самостоятельной работы, текстами заданий.
Развитие умений и навыков обучающихся делать выводы, видеть причинно-следственные связи, коллективной, индивидуальной, самостоятельной работы, формирование навыков работы с научным текстом, таблицами, дополнительной литературой, навыков поиска ошибок, самопроверки, -одни из основных задач урока.
Конечно же, на уроках истории не возможно не воспитывать любовь к родине, уважение к ее прошлому, достижениям ума народного. Недаром эпиграфом к уроку взяты слова Н.М.Карамзина «…Россия нам отечество, ее судьба и в славе , и в уничижении равно для нас достопамятна…В темной картине междоусобия, неустройств, бедствий являются также яркие черты ума народного, свойства нравов, драгоценные своею древностию. Одним словом, история предков всегда любопытна для того , кто достоин иметь отечество…».
Статья:
Тема урока: «Главные политические центры Руси. Новгородская Боярская республика». (2 урок).
Цель: продолжать знакомить обучающихся с главными политическими центрами Руси, их особенностями, способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти, а так же между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств;
Развивать умения и навыки обучающихся6 делать выводы, видеть причинно-следственные связи, развивать навыки коллективной, индивидуальной , самостоятельной работы, формировать навыки работы с научным текстом, таблицами, дополнительной литературой, навыки поиска ошибок, самопроверки;
Воспитывать любовь к родине, познавательный интерес к ее истории, уважение к ее прошлому, достижениям ума народного.
Оборудование: компьютер, проектор, настенные карты «Киевская Русь в 9-12 в.в.», «Русские княжества в 12-13 в.в.», раздаточный материал: таблицы, отрывки научных текстов, рабочие тетради на печатной основе.
Понятия: феодальная раздробленность, боярская республика, вече, архиепископ, совет господ, посадник, тысяцкий, бояре, магнаты, шляхта.
ЭПИГРАФ: «…Россия нам отечество, ее судьба и в славе, и в уничижении равно для нас достопамятна…В темной картине междоусобия, неустройств, бедствий являются так же яркие черты ума народного, свойства нравов, драгоценные своею древностию. Одним словом, история предков всегда любопытна для того , кто достоин иметь отечество…»
Н.М.Карамзин
ХОД УРОКА
1 Организация класса на работу (приветствие, сообщение об очередной встрече).
2. Разминка
А) сообщение темы блока,
Б) сравнение карт: «Древнерусское государство в 9-12 в.в.», «Русские княжества в 12-13 в.в.»
Вопросы учителя:
-Найдите общее и отличное.
- Когда произошло деление единого государства на отдельные княжества?
-как называется этот период? Дайте определение ( акцент на закономерности, связь с Западной Европой) .
В) Повторение по цепочке причин раздробленности (мотивировать сложностью темы)
Г) игра «Найди 7 ошибок в тексте»
Причины феодальной раздробленности .
По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские смерды все чаще стали оставаться в своих владениях и заниматься хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного хозяйства управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т.д.
3. Активизация познавательной деятельности.
Учитель:
-Как звучит наша тема? О каких феодальных центрах мы с вами говорим7 Почему? Были ли сложности при работе по Владимиро-Суздальскому княжеству? (изображение на слайде).
4.Новгородская боярская республика.
А)анализ эпиграфа. (слайд 2 ).
Б) отрывок из текста «Новгородское вече». Зорин Э. «Огненное порубежье».
«На правом, низменном, и на левом, всхолмленном, берегах Волхова раскинулся Новгород. Словно белорыбица, пошевеливается подо льдом в глубоком ложе могучая река, а город полнится разноголосицей. Движется по деревянному настилу Великого моста народ, задирают люди головы, щурясь от весеннего солнышка, поглядывают на откос, где за крепкими городнями детинца глядится на север и на юг, на восток и на запад одетыми в свинец куполами Софийский собор; любуются- не налюбуются , вдыхают, разинув рты, налетающий с ильменя мартовский, тающий снегами воздух; исполненные гордости , радуются: чай не рязанские, не смоленские, мы- новгородские!» (слайды 3-4 с видами старого Новгорода).
-Итак, сегодня мы отправляемся в Господин Великий Новгород! Почему его так называли, мы постараемся ответить в конце урока.
В)- Я предлагаю вам прослушать отрывок из поэмы «Василий Буслаев. Новгород». С. Наровчатова и ответить на вопрос: что вы узнали о Новгороде? (читает подготовленный ученик).
НОВГОРОД
…Туча низко над бором нависла,
На ветру разметалась волглом.
Не расцвеченное коромысло-
Радуга черпала Волхов.
И под радугой многоцветовой
Прямо в небо крестами вколот,
Старовечный и вечно новый
Над рекой поднимается город.
Словно волны, толпятся кровли,
И, как птиц, красноперых стаи,
Цвета ярой и бурой крови
Рвутся в небо червленые стяги.
А по стенам ходят дозором
Больше сотни сильных и рослых.
Иноземец пытливым взором
Не сочтет их кафтанов пестрых.
Не ветра овевают, но ветры.
Не снега заносят, но снеги.
Этот город, грозный и светлый,
На высоком срубленный бреге.
А вокруг яснеют озера,
Темный бор переходит в рощи
Нету в мире такого узора,
Нет красивей и нету проще.
Иглы сосен зимой полыхают,
А когда зеленеть березе,
Парни суженым посылают
Письма, писанные на бересте.
Тяжко дышат в престольный праздник
Деревянные мостовые,
Всех встречает- дельных и праздных-
Белокаменная София…
…горд он колоколом недремным,
Медь гремит его гулко и веще,
Часто скопищем светлым и темным,
Вкруг него собирается вече.
Здесь порой прощенья у голи
Просит набольший и богатый.
Вековой новгородской воли
Грозный колокол, громкий глашатай.
Горд торговыми город рядами.
Ой, богато живут новгородцы!
Завалили лавки дарами
Иноверцы да инородцы…
( Можно использовать последнюю часть стихотворения перед работой с блоком «Политическая особенность»).
Г) Работа с тетрадью на печатной основе (заполнение таблицы «Главные политические центры Руси»), используя материал учебников»История России с древнейших времен до конца 16 века» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, « История России 8-17 веков» Т.В. Черниковой, отрывок из текста Д. Балашова «Господин Великий Новгород» ( слайд 5-карта Новгорода, слайд 6-отрывок из текста Д. Балашова «Господин Великий Новгород»).
|
Владимиро-Суздальское княжество |
Новгородская боярская республика |
Галицко- Волынское княжество |
Природно-климатические условия |
|
|
|
Города |
|
|
|
Занятия населения |
|
|
|
Политическая особенность |
|
|
|
Отношения с другими странами |
|
|
|
Проверка по блокам:
1- сделать акцент на размеры земли, северное положение, невыгодные условия земледелия;
2- - выяснить, почему основными занятиями были промыслы и торговля, с какими землями торговали;
3-прослушать еще рез последний отрывок стихотворения, проанализировать его ,
проработать понятия: владыка, вече, посадник, тысяцкий, Совет господ; прочесть пункт в учебнике, попытаться составить схему управления Новгородской землей (один ученик у доски, другие -в тетрадях), проверка, сравнение со слайдом 7.
-Учитель : Как называется такая форма правления? Можно ли назвать Новгородскую республику демократической? Какие еще формы правления вам известны?
Д) Галицко-Волынское княжество ( анализ карты: географическое положение, климатические условия, занятия населения) (карта на слайде 8).
5. РЕФЛЕКСИЯ. Выразить свое согласие или несогласие с данными утверждениями словами «да» или «нет».)
-Феодальная раздробленность- закономерный процесс в истории.
-Княжеские усобицы явились причиной раздробленности единого Русского государства.
-Новгородская земля была одной из самых менее развитых русских земель.
- Климатические условия внесли вою особенность в занятия новгородцев.
-Новгородская Боярская республика была демократической.(утверждения высвечиваются на слайде 9).
6. Домашнее задание.
Доделать таблицу, подготовиться к проверочной работе, желающие могут составить кроссворд).
7.ИТОГ УРОКА.
Возвращение к эпиграфу, сравнение с темой и наполнением урока.