Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Главные политические центры Руси. Новгородская Боярская республика

Автор:
Юдина Ирина Геннадьевна

Аннотация:

к уроку «Главные политические центры Руси. Новгородская Боярская республика».(2 урок).

         При переходе на ФГОС второго поколения учитель на уроке становится  консультантом, руководителем познавательной деятельности обучающихся, формирования УУД, системно-деятельностного , компетентностного  подходов.

         План урока  составлен с учетом требований ФГОС. Большую часть времени на уроке обучающиеся после предварительного инструктожа работают самостоятельно; это происходит во всех частях урока: во вводной при повторении на разминке причин феодальной раздробленности; при изучении нового материала: анализ отрывка  поэмы «Василий Буслаев. Новгород»,заполнение таблицы в тетради на печатной основе с использованием нескольких источников (учебник «История России с древнейших времен до конца 16 века» А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, учебник «История России 8-17 веков» Т.В. Черниковой, отрывок из текста Д. Балашова «господин Великий Новгород».); во время рефлексии, выражая согласие или несогласие  с утверждениями.

         Урок нового типа не обходится без использования компьютерных технологий, поэтому по ходу урока используется подготовленная по теме презентация с видами Новгорода, картами, эпиграфом, текстами для самостоятельной работы, текстами заданий.

        Развитие умений и навыков обучающихся делать выводы, видеть причинно-следственные связи, коллективной, индивидуальной, самостоятельной работы, формирование навыков работы с научным текстом, таблицами, дополнительной литературой, навыков поиска ошибок, самопроверки, -одни из основных задач урока.

        Конечно же, на уроках истории не возможно не воспитывать  любовь к родине, уважение к ее прошлому, достижениям ума народного. Недаром эпиграфом к уроку взяты слова Н.М.Карамзина «…Россия нам отечество, ее судьба и в славе , и в уничижении равно для нас достопамятна…В темной картине междоусобия, неустройств, бедствий являются также яркие черты ума народного, свойства нравов, драгоценные своею древностию. Одним словом, история предков всегда любопытна для того , кто достоин иметь  отечество…».

 

 

Статья:

Тема урока: «Главные политические центры Руси. Новгородская Боярская республика». (2 урок).

      Цель: продолжать знакомить обучающихся с главными политическими центрами  Руси, их особенностями, способствовать усвоению учащимися связи между ростом крупного землевладения и присвоением князьями функций государственной власти,  а так же между натуральным хозяйством и самостоятельностью княжеств;

            Развивать умения и навыки обучающихся6 делать выводы, видеть причинно-следственные связи, развивать навыки коллективной, индивидуальной , самостоятельной работы, формировать навыки работы с научным текстом, таблицами, дополнительной литературой, навыки поиска ошибок, самопроверки;

           Воспитывать любовь к родине, познавательный интерес к ее истории, уважение к ее прошлому, достижениям ума народного.

Оборудование: компьютер, проектор, настенные карты «Киевская Русь в 9-12 в.в.», «Русские княжества в 12-13 в.в.», раздаточный материал: таблицы, отрывки научных текстов, рабочие тетради на печатной основе.

Понятия: феодальная раздробленность, боярская республика, вече, архиепископ, совет господ, посадник, тысяцкий, бояре, магнаты, шляхта.

ЭПИГРАФ: «…Россия нам отечество, ее судьба и в славе, и в уничижении равно для нас достопамятна…В темной картине междоусобия, неустройств, бедствий являются так же яркие черты ума народного, свойства нравов, драгоценные своею древностию. Одним словом, история предков всегда любопытна для того , кто достоин иметь отечество…»

                                                                                                         Н.М.Карамзин

 

ХОД УРОКА

1 Организация класса на работу (приветствие, сообщение об очередной встрече).

2. Разминка

                    А) сообщение темы блока,

                     Б) сравнение карт: «Древнерусское государство в 9-12 в.в.», «Русские княжества в 12-13 в.в.»

Вопросы учителя:

                          -Найдите общее и отличное.

                          - Когда произошло деление единого государства на отдельные княжества?

                          -как называется этот период? Дайте определение ( акцент на закономерности, связь с Западной Европой) .

В) Повторение по цепочке причин раздробленности  (мотивировать  сложностью темы)

Г) игра «Найди 7 ошибок в тексте»

                          Причины феодальной раздробленности .

По мере упадка хозяйства вчерашние княжеские смерды все чаще стали  оставаться в своих владениях  и заниматься хозяйственными делами. При тесных экономических связях и господстве рыночного  хозяйства  управлять большой страной стало сложно. Крупные города, разоряясь, стремились обособиться от власти великого князя. Это укрепляло Русь в военном отношении, но княжеством меньших размеров труднее управлять, следить там за порядком и т.д.

3. Активизация познавательной деятельности.

Учитель:

-Как звучит наша тема? О каких феодальных центрах мы с вами говорим7 Почему? Были ли сложности при работе по Владимиро-Суздальскому княжеству? (изображение на слайде).

4.Новгородская боярская республика.

             А)анализ эпиграфа. (слайд 2 ).

             Б) отрывок из текста «Новгородское вече». Зорин Э. «Огненное  порубежье».

        «На правом,  низменном, и на левом, всхолмленном, берегах Волхова раскинулся Новгород. Словно белорыбица,  пошевеливается подо льдом в глубоком ложе могучая река, а город полнится разноголосицей. Движется по деревянному настилу Великого моста народ, задирают люди головы, щурясь от весеннего солнышка, поглядывают на откос, где за крепкими городнями детинца глядится на север и на юг, на восток и на запад одетыми в свинец куполами Софийский собор; любуются- не налюбуются , вдыхают, разинув рты, налетающий с ильменя мартовский, тающий снегами воздух; исполненные гордости , радуются: чай не рязанские, не смоленские, мы- новгородские!» (слайды 3-4 с видами старого Новгорода).

       -Итак, сегодня мы отправляемся в Господин  Великий Новгород! Почему его так называли, мы постараемся ответить в конце урока.

       В)- Я предлагаю вам прослушать  отрывок из поэмы «Василий Буслаев. Новгород». С. Наровчатова и ответить на вопрос: что вы узнали о Новгороде? (читает подготовленный ученик).

                                                       НОВГОРОД

…Туча низко над бором нависла,

На ветру разметалась волглом.

Не расцвеченное коромысло-

Радуга черпала Волхов.

                              И под радугой многоцветовой

                              Прямо в небо крестами вколот,

                              Старовечный и вечно новый

                               Над рекой поднимается город.

Словно волны, толпятся кровли,

И, как птиц, красноперых стаи,

Цвета ярой и бурой крови

Рвутся в небо червленые стяги.

                                 А по стенам ходят дозором

                                 Больше сотни сильных и рослых.

                                  Иноземец пытливым взором

                                 Не сочтет их кафтанов пестрых.

Не ветра овевают, но ветры.

Не снега заносят, но снеги.

Этот город, грозный и светлый,

На высоком срубленный бреге.

                                    А вокруг яснеют озера,

                                    Темный бор переходит в рощи

                                      Нету в мире такого узора,

                                      Нет красивей и нету проще.

Иглы сосен зимой полыхают,

А когда зеленеть березе,

Парни суженым посылают

Письма, писанные на бересте.

                                        Тяжко дышат в престольный праздник

                                         Деревянные мостовые,

                                         Всех встречает- дельных и праздных-

                                          Белокаменная София…

…горд он колоколом недремным,

Медь гремит его гулко и веще,

Часто скопищем светлым и темным,

Вкруг него собирается вече.

                                             Здесь порой прощенья у голи

                                              Просит набольший и богатый.

                                               Вековой новгородской воли

                                               Грозный колокол, громкий глашатай.

Горд торговыми город рядами.

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки  дарами

Иноверцы да инородцы…

( Можно использовать последнюю часть стихотворения перед работой с блоком «Политическая особенность»).

Г) Работа с тетрадью на печатной основе (заполнение таблицы «Главные политические центры Руси»), используя материал учебников»История России с древнейших  времен до конца 16 века» А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, « История России 8-17 веков» Т.В. Черниковой, отрывок из текста Д. Балашова «Господин Великий Новгород» ( слайд 5-карта Новгорода, слайд 6-отрывок из текста Д. Балашова «Господин Великий Новгород»).

 

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская боярская республика

Галицко- Волынское княжество

Природно-климатические условия

 

 

 

Города

 

 

 

Занятия населения

 

 

 

Политическая особенность

 

 

 

Отношения с другими странами

 

 

 

                     

Проверка по блокам:

1-     сделать акцент на размеры земли, северное положение, невыгодные условия земледелия;

2-     - выяснить, почему основными занятиями были промыслы и торговля, с какими землями торговали;

        3-прослушать еще рез последний отрывок стихотворения, проанализировать его , 

        проработать понятия: владыка, вече, посадник, тысяцкий, Совет господ; прочесть  пункт в учебнике, попытаться составить схему управления Новгородской землей (один ученик у доски, другие -в тетрадях), проверка, сравнение  со слайдом 7.

       -Учитель : Как называется такая форма правления? Можно ли назвать Новгородскую республику демократической? Какие еще формы правления вам известны?

                  Д) Галицко-Волынское княжество ( анализ карты: географическое положение, климатические условия, занятия населения) (карта на слайде 8).

5. РЕФЛЕКСИЯ. Выразить свое согласие или несогласие с данными утверждениями словами «да» или «нет».)

-Феодальная раздробленность- закономерный процесс в истории.

-Княжеские усобицы явились причиной раздробленности единого Русского государства.

-Новгородская земля была одной из самых менее развитых русских земель.

-  Климатические условия внесли вою особенность  в занятия новгородцев.

-Новгородская Боярская республика была демократической.(утверждения высвечиваются на слайде 9).

6. Домашнее задание.

Доделать таблицу, подготовиться к проверочной работе, желающие могут составить кроссворд).

7.ИТОГ УРОКА.

 Возвращение к эпиграфу, сравнение с темой и наполнением урока.

                                        

      

 

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010