Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок-исследование. Систематизация изученного по морфологии в 5-6 классах.

Автор:
Ильина Рита Тимофеевна

Аннотация:

 

В статье показано:

1)    Как ученики в игровой форме могут провести собственные лингвистические исследования, с интересом систематизируя изученные сведения о частях речи на основе необычного текста.

2)    Как ученики укрепляют навыки лингвистической речи в процессе построения сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.

На уроке используется текст сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые», написанной на выдуманном языке.

Ильина Р.Т.

Статья:

Урок-исследование.

Систематизация изученного по морфологии в 5-6 классах.

 

            Использование текста играет огромную роль в коммуникативно ориентированном обучении, так как позволяет осуществлять развитие языковой личности учащегося через интеграцию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции.

            Текст используется на уроке и в качестве иллюстрации, и для организации наблюдения, осмысления, и для анализа языковых единиц, их функционирования и развития в системе языка.

            Такая комплексная работа позволяет актуализировать знания учащихся в двух направлениях: грамматическом и речевом, делая необходимым связное изложение своих знаний в виде лингвистического текста, что имеет большое значение для подготовки заданий С 2, 1 – написание сочинений на лингвистическую тему в 9 классе на ГИА.

Очень важно проводить работу с текстом при повторении или систематизации изученного. Но организовать ее необходимо как полноценную личностно ориентированную коммуникативную деятельность, ни в коем случае не допуская длинных и неинтересных уроков.

Поэтому я использую, например, игровые приемы организации деятельности в обучении, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

Приведу пример игровой формы учебного исследования лингвистической сказке Л.Петрушевской «Пуськи бятые» на уроке «Систематизация изученного по морфологии в 5-6 классах».

 

Цель урока:

1) Систематизировать знания по морфологии, полученные в 5-6 классах.

2) Совершенствовать лингвистическую речь учащихся на основе учебного исследования сказки.

Достаточно убедительна следующая мотивация: 1) перевод на русский язык сказки с неизвестного языка; 2) построение устного и письменного высказывания на лингвистическую тему, в соответствии с требованиями ГИА в 9 классе.

 

Задачи урока:

1. Опознать в тексте части речи по их морфологическим, грамматическим признакам и синтаксической роли в предложении, тексте.

2. Описать доказательство правоты своего утверждения.

3. Установить, как морфемное строение слова помогает определить часть речи.

4. Определить, какие способы словобразования использованы в тексте.

5. Объяснить связь слов в словосочетании и предложении, знаки препинания в тексте.

Сказка «Пуськи бятые» Л.Петрушевская.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутпявку. И волит:

- Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезднуласъ, сопритюкнулась и усяпала с  напушки. А Калуша волит:

-  Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмю некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

- Калушата падудонились!! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые. Пуськи бятые!

 

I. Общее знакомство со сказкой, ее проблематикой, обсуждение актуальных вопросов по содержанию:

1. На каком языке написана сказка? (На выдуманном языке)

2. Кто герои сказки? ( Калуша – живое взрослое существо женского пола, калушата – дети калуши)

3. Как Калуша относится к своим детям? (Любит их, заботится о них)

4. Докажите это, используя текст. (Предупреждает, чтобы не «трямкали» бутявок, потому что они «некузявые» - несъедобные)

5. Как вам удалось понять смысл сказки, ведь в ней употреблены такие слова, которых нет ни в одном языке мира, они придуманы Л. Петрушевской? (Многие слова по своим формам совпадают с теми, что используются в русском языке).

 

II. Делю класс на группы. Предлагаю учащимся задания учебного исследования.

 

Задания для учебного исследования.

1. Найти и исследовать слова, похожие на существительное в единственном числе.

2. Найти и исследовать слова, похожие на существительное во множественном числе.

3. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в настоящем времени.

4. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем времени в единственном числе.

5. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем  времени во множественном числе.

6. Найти и исследовать слова, похожие на прилагательные.

7. Найти и исследовать слова, похожие на наречия.

8. Найти слова, соответствующие по строению следующим схемам:

 1) ∩□а, 2) ¬∩^^□а, 3) ∩^

 4) ∩^^□и, 5) ∩□ые, 6) ¬∩^^□^

9. Какие способы словобразования использованы в тексте?

10. Исследуйте постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

 

III. Обсуждаем действия, необходимые для выполнения работы.

- Что нужно знать, чтобы определить, кокой частью речи является данное слово.

Рисунок № 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое общее грамматическое значение имеет слово?

- На какой вопрос отвечает?

- Какие морфологические признаки имеет, как изменяется?

- Какую синтаксическую роль в предложении выполняет?

 

Общее грамматическое значение частей речи - это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи.

Морфологические признаки   частей   речи - это род,  число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов.

Каждая часть речи  имеет свои морфологические признаки,  например существительные имеют род, число, падеж, склонение и др., глаголы - время, лицо, спряжение и др.

Синтаксические признаки частей речи - это роль слов в словосочетании и предложении.

 

В классе развешиваются таблицы, опорные конспекты, опорные сигналы.

Таблица 1. Классификация частей речи.

IV. По истечении времени, отведенного на исследование, проводим обсуждение полученных результатов.

Контроль осуществляется не только учителем, но и учениками по оговоренным заранее критериям.

Итог подводится в доброжелательной обстановке.

Слушаем отчет.

Задания для учебного исследования

Отчет

1. Найти и исследовать слова, похожие на существительное в единственном числе.

 

Отчет группы № 1

Все части речи делятся на две группы - самостоя­тельные и служебные.

Самостоятельные части речи включают слова, называю­щие предметы, их действия и самые различные признаки. Из самостоятельных слов строятся словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами пред­ложения.

Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только, отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом.

Мы исследовали слова из сказки, похожие своими формами на имена существительные в единственном числе.

Калуша  (Кто?) ж.р., им.п. 1 скл, подлежащее.

С напушки (С чего?)ж.р., р.п. 1 скл, дополнение.

По напушке (По чему?) ж.р., д.п. 1 скл, дополнение.

Бутявку (Кого?) ж.р., в.п. 1 скл, дополнение.

За напушкой (За чем?) ж.р., т.п. 1 скл, дополнение.

Мы докажем это:

Во – первых, все эти слова обозначают предмет, отвечают на вопросы: Кто? С чего? По чему? Кого? За чем? Это вопросы имени существительного.

Во – вторых, имеют следующие морфологические признаки: относятся к женскому роду, употреблены в единственном числе.

В – третьих, все склоняются, имеют окончания разных падежей: им.п., р.п., д.п., в.п., т.п.

Можно определить их склонение: все относятся к 1 склонению, т.к. в и.п. имеют окончание а.

В – четвертых: в предложении являются подлежащим или дополнением.

Таким образом, эти слова обладают всеми признаками, которые имеют имена существительные, следовательно, мы доказали, что эти слова – существительные.

По определению,  имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? (Кого? Чего? Кому? Чему? и др.).

Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: это кто? или это что?

Морфологические признаки существительных – род, число, падеж, склонение.

Синтаксические признаки имен существительных – в предложении существительное является чаще всего подлежащим или дополнением.

 

2. Найти и исследовать слова, похожие на существительное во множественном числе.

 

Отчет группы № 2

По такому же образцу, как группа 1,  отчитывается группа № 2.

Об именах существительных множественного числа.

Чтобы определить склонение, дети образуют форму единственного числа.

Привожу краткую запись:

Калушата  (Кто?) мн.ч., и.п., (калушонок), 2 скл.

Калушаточки (Кто?) мн.ч., и.п., (калушоночек), 2 скл.

Бутявок (Кого?) мн.ч., р.п., (бутявка), 1 скл.

Бутявки (Кто?) мн.ч., и.п., (бутявка), 1 скл.

От бутявок (От кого?) мн.ч., р.п., (бутявка), 1 скл.

Пуски (Кто?) мн.ч., и.п., (пуська), 1 скл.

Вывод такой же,  как у группы № 1

3. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в настоящем времени.

 

Отчет группы № 3

Мы исследовали слова из сказки, похожие своими формами на глаголы в настоящем времени. Это оказались следующие слова:

Волит (Что делает?) наст вр., 3 л., ед. ч, II спр.

Не трямкают (Что не делают?) наст вр., 3 л., мн. ч, I спр.

Дудонят (Что делают?) наст вр., 3 л., мн. ч, II спр.

Во-первых, эти слова обозначают действия, отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Во – вторых, мы установили следующие грамматические признаки: слова относятся к настоящему времени, к 3 лицу, единственному и множественному числу, мы установили I спр. и II спряжение.

В – третьих, в предложении слова являются сказуемыми.

 

Таким образом, эти 3 слова обладают всеми признаками, которые присущи глаголу, следовательно, мы доказали, что эти слова – глаголы. Потому что, глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? и т.д.)

Общее грамматическое значение глагола – это действие. Глаголы называют различные действия.

Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

 

4. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем времени в единственном числе.

 

Отчет группы № 4

По такому же образцу, как группа № 3, отчитывается группа № 4 о глаголах прошедшего времени в единственном числе:

 

Сяпала (Что делала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр.

Увазила (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., II спр.

Вздребезднулась (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр.

Сопритюкнулась (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр.

Усяпала (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр.

            Чтобы определить спряжение, дети образовывали форму инфинитива (сяпать, увазить, вздребезднуться, сопритюкнуться, усяпать)

5. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем  времени во множественном числе.

 

Отчет группы № 5

О глаголах прошедшего времени во множественном числе.

Присяпали

Стрямкали

Подудонились

Вычучили

 

Как у группы № 3,4

6. Найти и исследовать слова, похожие на прилагательные.

 

Отчет группы № 6

Мы исследовали слова из сказки, похожие на имена прилагательные. Их оказалось – 3.

Некузявая (какая?) ж.р., ед.ч., и.п.

Дюбые (какие?) мн.ч., и.п.

Бятые (какие?) мн.ч., и.п.

Докажем, что эти слова являются именами прилагательными.

Во-первых, эти слова обозначают признак предмета, отвечают на вопрос: Какая? Какие? Это вопросы имени прилагательного.

Во-вторых, мы установили следующие морфологические признаки: употреблены в форме ж.р. в ед. и мн. числа.

Употреблены в именительном падеже.

В-третьих, относятся к существительному и являются определениями.

Таким образом, эти слова обладают признаками имени прилагательного.

Следовательно, мы доказали, что это имена прилагательные.

По определению, имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? или Чей?

Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета.

Морфологические признаки прилагательного – род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

7. Найти и исследовать слова, похожие на наречия.

 

Отчет группы № 7

Мы исследовали слова, похожие на наречия.

Зюмо

Зюмо – зюмо

Во-первых, они относятся к прилагательному, обозначают признак признака и отвечают на вопрос (в какой степени?)

Во-вторых, эти слова не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

В-третьих, в предложении являются обстоятельством степени.

Таким образом, эти слова обладают всеми признаками наречия. Следовательно, мы доказали, что это наречие. По определению, наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: Как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?

Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость. Они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.

Синтаксические признаки наречий – в предложении наречия являются обстоятельствами.

8. Найти слова, соответствующие по строению следующим схемам:

 1) ∩□а,

2) ¬∩^^□а,

3) ∩^

4) ∩^^□и,

5) ∩□ые,

6) ¬∩^^□^

Отчет группы № 8

Мы нашли в тексте слова, которые соответствуют заданному строению слова и определили, к какой части речи они относятся.

1) калуша – это существительное

2) увазила – глагол

3) зюмо – наречие

4) калушаточки – существительное

5) дюбые – прилагательное

6) вздребезднулась – глагол

9. Какие способы словообразования использованы в тексте?

 

Отчет группы № 9

В тексте мы определили несколько способов словообразования.

1) калушаточки – калушата (суффиксальный)

2) калушата – калуша (суффиксальный)

3) усяпала – сяпала (приставочный)

4) зюмо – зюмо (сложение слов)

10. Исследуйте постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

 

Отчет группы № 10

Мы исследовали знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1) сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

[О и О].

2) Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

[О и О].

3) Бутявка вздребезднулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

[О, О и О].

 

В 1 и 2 предложениях нет запятой между однородными сказуемыми, потому что они соединяются одиночным сочинительным союзом И.

В 3 предложении есть запятая между первым и вторым сказуемым, потому что они соединяются перечислительной интонацией. Между вторым и третьим сказуемым нет запятой, так как они соединяются одиночным союзом И.

 

Итак, отчитались все группы.

- Ребята, какие самостоятельные части речи вы исследовали в тексте? (имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия)

- Какие самостоятельные части речи не встретились в тексте? (числительные, местоимения)

- Как вы думаете, почему?

- Найдите служебные части речи в тексте.

   (союзы: и, а

   Частицы: не, - то

   Предлоги: по, с, от, за)

- А чем являются слова: - Оее, Оее! (междометие)

 

V. Рефлексия.

- Что помогло выполнить задания?

Понять сказку помогла грамматика. Слов таких ни в русском языке, ни в каком-нибудь другом языке нет, они придуманы автором, но смысл сказки вполне ясен, благодаря хорошо знакомым формам существительных, прилагательных, глаголов, морфологическому составу слов, синтаксической роли частей речи.

В течение урока были систематизированы знания по морфологии, рассмотрены лингвистические понятия, звучала лингвистическая речь на основе текста. Ученики доказывали, решали проблемные задачи.

Урок прошел быстро, интересно, очень весело!

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010