Автор:
Ильина Рита Тимофеевна
В статье показано:
1) Как ученики в игровой форме могут провести собственные лингвистические исследования, с интересом систематизируя изученные сведения о частях речи на основе необычного текста.
2) Как ученики укрепляют навыки лингвистической речи в процессе построения сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.
На уроке используется текст сказки Л.Петрушевской «Пуськи бятые», написанной на выдуманном языке.
Ильина Р.Т.
Статья:Урок-исследование.
Систематизация изученного по морфологии в 5-6 классах.
Использование текста играет огромную роль в коммуникативно ориентированном обучении, так как позволяет осуществлять развитие языковой личности учащегося через интеграцию лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции.
Текст используется на уроке и в качестве иллюстрации, и для организации наблюдения, осмысления, и для анализа языковых единиц, их функционирования и развития в системе языка.
Такая комплексная работа позволяет актуализировать знания учащихся в двух направлениях: грамматическом и речевом, делая необходимым связное изложение своих знаний в виде лингвистического текста, что имеет большое значение для подготовки заданий С 2, 1 – написание сочинений на лингвистическую тему в 9 классе на ГИА.
Очень важно проводить работу с текстом при повторении или систематизации изученного. Но организовать ее необходимо как полноценную личностно ориентированную коммуникативную деятельность, ни в коем случае не допуская длинных и неинтересных уроков.
Поэтому я использую, например, игровые приемы организации деятельности в обучении, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.
Приведу пример игровой формы учебного исследования лингвистической сказке Л.Петрушевской «Пуськи бятые» на уроке «Систематизация изученного по морфологии в 5-6 классах».
Цель урока:
1) Систематизировать знания по морфологии, полученные в 5-6 классах.
2) Совершенствовать лингвистическую речь учащихся на основе учебного исследования сказки.
Достаточно убедительна следующая мотивация: 1) перевод на русский язык сказки с неизвестного языка; 2) построение устного и письменного высказывания на лингвистическую тему, в соответствии с требованиями ГИА в 9 классе.
Задачи урока:
1. Опознать в тексте части речи по их морфологическим, грамматическим признакам и синтаксической роли в предложении, тексте.
2. Описать доказательство правоты своего утверждения.
3. Установить, как морфемное строение слова помогает определить часть речи.
4. Определить, какие способы словобразования использованы в тексте.
5. Объяснить связь слов в словосочетании и предложении, знаки препинания в тексте.
Сказка «Пуськи бятые» Л.Петрушевская.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутпявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезднуласъ, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:
- Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмю некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
- Калушата падудонились!! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые. Пуськи бятые!
I. Общее знакомство со сказкой, ее проблематикой, обсуждение актуальных вопросов по содержанию:
1. На каком языке написана сказка? (На выдуманном языке)
2. Кто герои сказки? ( Калуша – живое взрослое существо женского пола, калушата – дети калуши)
3. Как Калуша относится к своим детям? (Любит их, заботится о них)
4. Докажите это, используя текст. (Предупреждает, чтобы не «трямкали» бутявок, потому что они «некузявые» - несъедобные)
5. Как вам удалось понять смысл сказки, ведь в ней употреблены такие слова, которых нет ни в одном языке мира, они придуманы Л. Петрушевской? (Многие слова по своим формам совпадают с теми, что используются в русском языке).
II. Делю класс на группы. Предлагаю учащимся задания учебного исследования.
Задания для учебного исследования.
1. Найти и исследовать слова, похожие на существительное в единственном числе.
2. Найти и исследовать слова, похожие на существительное во множественном числе.
3. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в настоящем времени.
4. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем времени в единственном числе.
5. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем времени во множественном числе.
6. Найти и исследовать слова, похожие на прилагательные.
7. Найти и исследовать слова, похожие на наречия.
8. Найти слова, соответствующие по строению следующим схемам:
1) ∩□а, 2) ¬∩^^□а, 3) ∩^
4) ∩^^□и, 5) ∩□ые, 6) ¬∩^^□^
9. Какие способы словобразования использованы в тексте?
10. Исследуйте постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
III. Обсуждаем действия, необходимые для выполнения работы.
- Что нужно знать, чтобы определить, кокой частью речи является данное слово.
Рисунок № 1.
- Какое общее грамматическое значение имеет слово?
- На какой вопрос отвечает?
- Какие морфологические признаки имеет, как изменяется?
- Какую синтаксическую роль в предложении выполняет?
Общее грамматическое значение частей речи - это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи.
Морфологические признаки частей речи - это род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слов.
Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки, например существительные имеют род, число, падеж, склонение и др., глаголы - время, лицо, спряжение и др.
Синтаксические признаки частей речи - это роль слов в словосочетании и предложении.
В классе развешиваются таблицы, опорные конспекты, опорные сигналы.
Таблица 1. Классификация частей речи.
IV. По истечении времени, отведенного на исследование, проводим обсуждение полученных результатов.
Контроль осуществляется не только учителем, но и учениками по оговоренным заранее критериям.
Итог подводится в доброжелательной обстановке.
Слушаем отчет.
Задания для учебного исследования |
Отчет |
1. Найти и исследовать слова, похожие на существительное в единственном числе.
|
Отчет группы № 1 Все части речи делятся на две группы - самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи включают слова, называющие предметы, их действия и самые различные признаки. Из самостоятельных слов строятся словосочетания и предложения. В предложении самостоятельные слова являются членами предложения. Служебные части речи включают слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только, отношения между ними. Они обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом. Мы исследовали слова из сказки, похожие своими формами на имена существительные в единственном числе. Калуша (Кто?) ж.р., им.п. 1 скл, подлежащее. С напушки (С чего?)ж.р., р.п. 1 скл, дополнение. По напушке (По чему?) ж.р., д.п. 1 скл, дополнение. Бутявку (Кого?) ж.р., в.п. 1 скл, дополнение. За напушкой (За чем?) ж.р., т.п. 1 скл, дополнение. Мы докажем это: Во – первых, все эти слова обозначают предмет, отвечают на вопросы: Кто? С чего? По чему? Кого? За чем? Это вопросы имени существительного. Во – вторых, имеют следующие морфологические признаки: относятся к женскому роду, употреблены в единственном числе. В – третьих, все склоняются, имеют окончания разных падежей: им.п., р.п., д.п., в.п., т.п. Можно определить их склонение: все относятся к 1 склонению, т.к. в и.п. имеют окончание а. В – четвертых: в предложении являются подлежащим или дополнением. Таким образом, эти слова обладают всеми признаками, которые имеют имена существительные, следовательно, мы доказали, что эти слова – существительные. По определению, имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что? (Кого? Чего? Кому? Чему? и др.). Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: это кто? или это что? Морфологические признаки существительных – род, число, падеж, склонение. Синтаксические признаки имен существительных – в предложении существительное является чаще всего подлежащим или дополнением.
|
2. Найти и исследовать слова, похожие на существительное во множественном числе.
|
Отчет группы № 2 По такому же образцу, как группа 1, отчитывается группа № 2. Об именах существительных множественного числа. Чтобы определить склонение, дети образуют форму единственного числа. Привожу краткую запись: Калушата (Кто?) мн.ч., и.п., (калушонок), 2 скл. Калушаточки (Кто?) мн.ч., и.п., (калушоночек), 2 скл. Бутявок (Кого?) мн.ч., р.п., (бутявка), 1 скл. Бутявки (Кто?) мн.ч., и.п., (бутявка), 1 скл. От бутявок (От кого?) мн.ч., р.п., (бутявка), 1 скл. Пуски (Кто?) мн.ч., и.п., (пуська), 1 скл. Вывод такой же, как у группы № 1 |
3. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в настоящем времени.
|
Отчет группы № 3 Мы исследовали слова из сказки, похожие своими формами на глаголы в настоящем времени. Это оказались следующие слова: Волит (Что делает?) наст вр., 3 л., ед. ч, II спр. Не трямкают (Что не делают?) наст вр., 3 л., мн. ч, I спр. Дудонят (Что делают?) наст вр., 3 л., мн. ч, II спр. Во-первых, эти слова обозначают действия, отвечают на вопросы: что делает? Что делают? Во – вторых, мы установили следующие грамматические признаки: слова относятся к настоящему времени, к 3 лицу, единственному и множественному числу, мы установили I спр. и II спряжение. В – третьих, в предложении слова являются сказуемыми.
Таким образом, эти 3 слова обладают всеми признаками, которые присущи глаголу, следовательно, мы доказали, что эти слова – глаголы. Потому что, глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? (Что делает? Что сделает? Что делал? Что сделал? и т.д.) Общее грамматическое значение глагола – это действие. Глаголы называют различные действия. Морфологические признаки глагола – изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др. Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.
|
4. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем времени в единственном числе.
|
Отчет группы № 4 По такому же образцу, как группа № 3, отчитывается группа № 4 о глаголах прошедшего времени в единственном числе:
Сяпала (Что делала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр. Увазила (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., II спр. Вздребезднулась (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр. Сопритюкнулась (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр. Усяпала (Что сделала?) прош. вр., ж.р., ед.ч., I спр. Чтобы определить спряжение, дети образовывали форму инфинитива (сяпать, увазить, вздребезднуться, сопритюкнуться, усяпать) |
5. Найти и исследовать слова, похожие на глаголы в прошедшем времени во множественном числе.
|
Отчет группы № 5 О глаголах прошедшего времени во множественном числе. Присяпали Стрямкали Подудонились Вычучили
Как у группы № 3,4 |
6. Найти и исследовать слова, похожие на прилагательные.
|
Отчет группы № 6 Мы исследовали слова из сказки, похожие на имена прилагательные. Их оказалось – 3. Некузявая (какая?) ж.р., ед.ч., и.п. Дюбые (какие?) мн.ч., и.п. Бятые (какие?) мн.ч., и.п. Докажем, что эти слова являются именами прилагательными. Во-первых, эти слова обозначают признак предмета, отвечают на вопрос: Какая? Какие? Это вопросы имени прилагательного. Во-вторых, мы установили следующие морфологические признаки: употреблены в форме ж.р. в ед. и мн. числа. Употреблены в именительном падеже. В-третьих, относятся к существительному и являются определениями. Таким образом, эти слова обладают признаками имени прилагательного. Следовательно, мы доказали, что это имена прилагательные. По определению, имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? или Чей? Общее грамматическое значение прилагательного – признак предмета. Морфологические признаки прилагательного – род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. |
7. Найти и исследовать слова, похожие на наречия.
|
Отчет группы № 7 Мы исследовали слова, похожие на наречия. Зюмо Зюмо – зюмо Во-первых, они относятся к прилагательному, обозначают признак признака и отвечают на вопрос (в какой степени?) Во-вторых, эти слова не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются. В-третьих, в предложении являются обстоятельством степени. Таким образом, эти слова обладают всеми признаками наречия. Следовательно, мы доказали, что это наречие. По определению, наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: Как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени? Морфологическим признаком наречий является их неизменяемость. Они не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются. Синтаксические признаки наречий – в предложении наречия являются обстоятельствами. |
8. Найти слова, соответствующие по строению следующим схемам: 1) ∩□а, 2) ¬∩^^□а, 3) ∩^ 4) ∩^^□и, 5) ∩□ые, 6) ¬∩^^□^ |
Отчет группы № 8 Мы нашли в тексте слова, которые соответствуют заданному строению слова и определили, к какой части речи они относятся. 1) калуша – это существительное 2) увазила – глагол 3) зюмо – наречие 4) калушаточки – существительное 5) дюбые – прилагательное 6) вздребезднулась – глагол |
9. Какие способы словообразования использованы в тексте?
|
Отчет группы № 9 В тексте мы определили несколько способов словообразования. 1) калушаточки – калушата (суффиксальный) 2) калушата – калуша (суффиксальный) 3) усяпала – сяпала (приставочный) 4) зюмо – зюмо (сложение слов) |
10. Исследуйте постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
|
Отчет группы № 10 Мы исследовали знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1) сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. [О и О]. 2) Калушата присяпали и бутявку стрямкали. [О и О]. 3) Бутявка вздребезднулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. [О, О и О].
В 1 и 2 предложениях нет запятой между однородными сказуемыми, потому что они соединяются одиночным сочинительным союзом И. В 3 предложении есть запятая между первым и вторым сказуемым, потому что они соединяются перечислительной интонацией. Между вторым и третьим сказуемым нет запятой, так как они соединяются одиночным союзом И. |
Итак, отчитались все группы.
- Ребята, какие самостоятельные части речи вы исследовали в тексте? (имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия)
- Какие самостоятельные части речи не встретились в тексте? (числительные, местоимения)
- Как вы думаете, почему?
- Найдите служебные части речи в тексте.
(союзы: и, а
Частицы: не, - то
Предлоги: по, с, от, за)
- А чем являются слова: - Оее, Оее! (междометие)
V. Рефлексия.
- Что помогло выполнить задания?
Понять сказку помогла грамматика. Слов таких ни в русском языке, ни в каком-нибудь другом языке нет, они придуманы автором, но смысл сказки вполне ясен, благодаря хорошо знакомым формам существительных, прилагательных, глаголов, морфологическому составу слов, синтаксической роли частей речи.
В течение урока были систематизированы знания по морфологии, рассмотрены лингвистические понятия, звучала лингвистическая речь на основе текста. Ученики доказывали, решали проблемные задачи.
Урок прошел быстро, интересно, очень весело!