Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия

Автор:
Бардик Юлия Владимировна

Аннотация:

Аннотация

Нетрадиционные формы методического сопровождения подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия

 

Статья поднимает вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Представленная система может решить проблему кадрового потенциала в регионе и задачи повышения качества подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию. Возникающие при этом проблемы не может решить только один педагог или одна школа необходимо сетевое взаимодействие и объединение всех общеобразовательных учреждений, которые заинтересованы в повышении качества уровня подготовки учащихся к итоговой аттестации.

Статья:

Бардик Юлия Владимировна

методист МКУО РИМЦ

учитель истории МБОУ СОШ №10

ст. Павловской Краснодарского края

код: SC-4461

 

Нетрадиционные формы методического сопровождения  подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию в рамках сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов. При традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи минимальны, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы.

Сетевое взаимодействие при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию должно представлять собой динамическую систему, работа которой направлена на сотрудничество отдельных представителей профессионального образовательного сообщества.   При такой организации по подготовке к ЕГЭ круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. Таким образом, сетевое взаимодействие - это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, управления системой образования и образовательной [1].

             С переходом в штатный режим проведения итоговой аттестации в форме и по материалам ЕГЭ возникла необходимость в муниципальном образовании организовать мероприятия, которые создали бы благоприятные условия для учащихся и педагогов по подготовке к ЕГЭ.

Малокомплектная школа, как правило, не обладает соответствующими кадровыми, материальными ресурсами, учебно-методическим обеспечением и не в состоянии в полной мере реализовать качественную подготовку в ЕГЭ по истории и обществознанию в традиционных формах организации учебного процесса, следовательно, возник вопрос о сетевом взаимодействии различных образовательных учреждений, педагогов, объединении, их ресурсов и образовательного потенциала. 

На протяжении всего эксперимента проведение отдельных мероприятий дало возможность сформировать в муниципалитете особую систему работы по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.

В рамках сетевого взаимодействия в муниципалитете организованы следующие мероприятия:

1. Проведение открытых уроков победителей ПНПО;

2. Проведение методической недели истории и обществознания:

2.1. Конференция для учителей истории и обществознания;

2.2. Предметная неделя в общеобразовательных учреждениях;

2.3. Круглый стол для учителей истории и обществознания;

3. Дистанционные курсы по истории и обществознанию.

4. Проведение пробных ЕГЭ по истории и обществознанию;

5. Анализ результатов и прогнозирование;

6. Работа консультационных пунктов истории и обществознанию для учащихся;

Проведение комплекса таких мероприятий дают положительные результаты, и наиболее интересным из них на наш взгляд является проведение предметной методической недели по истории и обществознанию.

            Такие нетрадиционные формы методического сопровождения в рамках сетевого взаимодействия позволяет систематизировать лучший опыт профессиональной подготовки и самоопределения учащихся, способствует реализации модели открытой  системы подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, является одной из форм повышения квалификации.

            Одной из самых массовых нетрадиционных форм организации творческой деятельности педагогов и учащихся является методическая предметная неделя. Она предоставляет возможность для применения на практике знаний и умений в различных областях, способствует  формированию творческих способностей учащихся, раскрытию их индивидуальных способностей. Одновременно методическая неделя истории и обществознания  способствует повышению профессиональной компетентности учителей и организуется согласно плану работы управления образованием муниципального образования Павловский район Краснодарского края.

Цели методической недели:

- совершенствование  профессионального мастерства педагогов в процессе организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий;

- обеспечение индивидуального похода в развитии компетенций педагогов;

- создание условий для реализации творческого потенциала педагогов.

Основными задачами недели  являются:

- оптимизация процесса обучения в условиях подготовки школьников к ЕГЭ по истории и обществознанию;

- диссеминация опыта работы учителей, учащиеся которых добились наивысших результатов на ЕГЭ по истории и обществознанию;

- изучение опыта внеурочной подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию.

Подготовительный этап

1. Создание проблемной группы:

- методист районного информационно-методического центра,

- тьюторы по истории и обществознанию,

- учителя – предметники, систематически работающие в выпускных классах,

-педагоги, учащиеся которых показывают наивысший результат на ЕГЭ по предмету,

-заместители директора, руководители пункта проведения единого государственного экзамена, имеющие опыт работы.

2. Разработка плана мероприятий методической недели истории и обществознания.

Срок проведения методической предметной недели (первое полугодие) был определен следующими факторами:

1. Активная подготовка учащихся к итоговой аттестации начинается со второго полугодия,

2. Проведение консультации по предметам с середины III четверти,

3. Выбор учащимися предметов для сдачи в форме и по материалам ЕГЭ проходит до 1 марта.

Первым этапом методической недели является проведение конференции для учителей истории и обществознания «ЕГЭ по истории и обществознанию: педагогический опыт подготовки учащихся».

План.

1.               Оптимизация процесса обучения в условиях подготовки школьников к ЕГЭ по истории.

2.               Из опыта работы учителей, учащиеся которых добились наивысших результатов

3.               Презентация элективного курса  «Введение в ЕГЭ. История».

4.               Содержание и изменения КИМов 2011 по истории и обществознанию.

5.               Особенности процедуры проведения экзамена по материалам ЕГЭ и текстам Рособрнадзора.

6.               Психологическая готовность к ЕГЭ.

Вторым этапом проведения методической недели заключается в проведении мероприятий на базе образовательных учреждений. В ходе организации и проведении предметной недели в ОУ методистом, руководителем РМО, тьюторами истории и обществознания постоянно ведется информационно - разъяснительная работа. Кроме того, в помощь  всем педагогам на каждое ОУ были подготовлены раздаточные материалы, где содержатся: 

-  КИМы  по истории и обществознанию прошлых лет,

- буклеты для учащихся 9,11 классах, которые содержат разъяснительную информацию.

- тематические презентации в помощь учителю для использования на уроках истории и обществознания,

- материалы по процедуре проведения ГИА-9,11,

- памятки,

- правила заполнения бланков ответов и фильм по данному вопросу,

- электронная учебная и практическая литература для использования при подготовки к Г(и)А,

- памятки психолога для учителей и учащихся.

 Весь представленный материал облегчит подготовку и проведение методической недели в отдельно взятом общеобразовательном учреждении.

Примерный план

проведения недели истории и обществознания

 в общеобразовательных учреждениях

1. Заседание ШМО  учителей истории и обществознания (гуманитарного цикла) «Нормативно-правовая база по проведению ЕГЭ и Г(и)А».

2. Круглый стол «Мониторинг знаний учащихся с целью повышения качества образования по обществоведческим дисциплинам».

3. Обновление уголков по итоговой аттестации согласно методическим рекомендациям.

4. Взаимопосещение уроков, факультативов, консультаций, элективных курсов с элементами подготовки учащихся к ЕГЭ, Г(и)А с последующим анализом.

5. Внеклассные мероприятия на обществоведческую тематику.

6. Библиотечный урок на историческую тематику.

7. Оформление в библиотеке выставки имеющейся литературы, мультимедийных материалов, Интернет-ресурсов, видеоматериалов в помощь учащихся для подготовки к ЕГЭ.

8. Проведение обучающих лекториев для учащихся по структуре заданий    КИМов и процедуре заполнения бланков ответов.

9. Составление памяток для учащихся по процедуре проведения ЕГЭ и Г(и)А, психологических рекомендаций.

10. Проведение беседы учащихся и родителей с психологом.

11. Проведение родительских собраний с включением вопросов подготовки к итоговой аттестации выпускников.

12. Выставление на сайт ОУ материалов по итогам проведения методической недели.

13. Оформление отчетной документации по итогам методической недели.

Согласно указанному плану предметной методической недели во всех школах Павловского района проходили однотипные мероприятия для того, чтобы учащиеся и родители всего района могли своевременно получить одинаковую достоверную информацию.

Проведение предметной методической недели сопровождалось разнообразной наглядной информацией, которая располагалась на стендах в рекреациях школы. По итогам предметной недели в ОУ проводился анализ результатов. Основной упор в подготовке и проведении методической недели истории и обществознания был направлен на вовлечение максимума педагогов и учащихся, родителей в различные мероприятия недели.

При формировании сетевого взаимодействия на уровне муниципалитета  организовано проведение открытых уроков победителей ПНПО в рамках сетевого взаимодействия. Здесь педагоги показывают уроки мастерства в классах 3 ступени для молодых специалистов, учителей, которые первый раз работают в выпускных классах, всех желающих.

Это уроки обобщающего повторения по ключевым темам, включающие  выполнение заданий на основе изученных материалов, уроки обобщающего повторения по ключевым разделам курса, уроки предэкзаменационного повторения, прямое использование  заданий экзаменационной работы на текущих уроках. Все занятия носили обучающий характер. Одновременно выявлялись пробелы в знаниях учащихся 9,11 классов для своевременной корректировки системы их подготовки к ЕГЭ.

            Заключительным этапом предметной недели стало проведение круглого стола для учителей истории и обществознания «Современные методы, технологии и формы обучения в преподавании истории и обществознания», где учителя представляли опыт работы с использованием современных  педагогических технологий.

План круглого стола

«Современные методы, технологии и формы обучения в преподавании истории и обществознания»

1. Блочно-модульное повторение на уроках истории при подготовке учащихся к ЕГЭ.

2. Личностно-ориентированный подход на уроках истории при подготовке учащихся к ЕГЭ и Г(и)А.

3. Эффективность применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания.

4. Деятельностный метод обучения при подготовке к ЕГЭ.

5. Эффективность использования блочно-модульной системы обучения путем концентрации на уроках истории в выпускных классах.

6. Рефлексия.

Каждое выступление преследует цель  познакомить с отдельно взятой технологией  и представить ее на практике на различных этапах урока.

Таким образом, круглый стол дает возможность раскрыть использование современных педагогических технологии на практике при изучении истории и обществознания и более подробно покажет опыт и систему работы учителей, имеющих на протяжении нескольких лет высокие результаты на ЕГЭ и Г(и)А по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

 На этапе рефлексии педагоги районного методического объединения, работая в группах, составляют отзывы о выступлениях и проведении методической недели истории и обществознания в целом, рекомендуют использовать элементы технологий на уроках истории и обществознания, формировать систему работы у отдельно взятого учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации по примеру выступающих.  Ясно, что использование на практике элементов современных педагогических технологий, разнообразных методов и форм обучения  в комплексе приводит к формированию необходимых компетенций учащихся, более высокому и качественному образованию и подготовке к итоговой аттестации каждого выпускника. Данные технологии ориентированы в равной степени, как на одаренных учащихся, так и на слабоуспевающих  школьников.

Для сплочения коллектива, последующего  благоприятного взаимодействия и привлечения на другие методические мероприятия педагогов районного методического объединения, завершение методической недели истории и обществознания сопровождается приглашением творческих личностей Павловского района, которые читали стихи и прозу, пели кубанские  казачьи песни.

В конце первого полугодия учебного года начинают работать дистанционные курсы по истории и обществознанию. Творческая группа учителей истории и обществознания готовят подборку материалов по отдельным темам, где содержаться:

- по обществознанию: лекция, презентация, основные термины и понятия, анализ типичных ошибок, подборка тестов части А и В, варианты сложных планов, эссе.

- по истории: лекция, даты и понятия по отдельному хронологическому периоду, исторические деятели, подборка тестов части А и В, презентация по теме.

Одним из традиционных мероприятий в рамках сетевого взаимодействия является проведение тренировочных   диагностических работ по истории и обществознанию.  Их  целью является формирование  у учащихся опыта работы в той атмосфере, которая будет на ЕГЭ, умений и навыков заполнения бланков ЕГЭ и работы с КИМами, выявление пробелов в знаниях с последующей работой по их ликвидации.

  После анализа и прогнозирования результатов организуется работа консультационных пунктов для учащихся, которые выбрали ЕГЭ по истории и обществознанию. Здесь педагоги высшей категории читают лекции 1 раз в неделю по отдельным модулям, с целью обобщения знаний по отдельным историческим периодам, разделам курса обществознания. Учащиеся 11 классов смогут отработать отдельные задания части В и С и обобщить все знания по предметам истории и обществознания.

Таким образом, делая выводы, необходимо отметить, что проведение методической недели истории и обществознания может стать одним из начальных звеньев сетевого взаимодействия по подготовке учащихся к итоговой аттестации по истории и обществознанию. Подобные мероприятия  обычно проходят в отдельно взятом образовательном учреждении, но технологии по проведению предметных недель разнообразны, они разрознены и организуются в хаотичном порядке. При соединении методов и мероприятий в рамках сетевого взаимодействия появляется возможность сформировать систему работы, ориентировать все образовательные учреждения муниципалитета на единые требования и рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Результатами работы деятельности сетевой организации может стать:

1. Систематизация методического материала по подготовке учащихся к  ЕГЭ;

2. Формирование пакета дидактических материалов по подготовке к итоговой аттестации;

3. Формирование равных условий для учащихся муниципалитета по подготовке к итоговой аттестации без привлечения репетиторов.

4. Привлечение внимание родителей к проблемам качественной сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.

Необходимо отметить, что данный опыт может быть ориентирован не только на гуманитарный цикл предметов, но и для организации целостной учебно-методической сети по подготовке учащихся к итоговой аттестации по всем учебным циклам, предметы которых выходят на ЕГЭ.

 

Список, используемой литературы:

1. Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ/ под редакцией Л.Н. Чегановой. - Екатеринбург, 8 декабря, 2010г. - Окружная научно-практическая конференция «наука - образованию»: Материалы инновационной лаборатории – 104 с.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010