Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Из опыта работы с одаренными детьми по технологии в лицее № 142 г. Челябинска

Автор:
Жиличкина Ольга Александровна

Аннотация:

Ольга Александровна Жиличкина,

руководитель кафедры технологии, учитель технологии лицея № 142 г. Челябинска

Код автора: SC-4770

Из опыта работы с одаренными детьми по технологии

в лицее № 142 г. Челябинска

В статье раскрываются понятия одаренности, интеллекта, мотивации, творческих способностей учащихся. Рассматриваются принципы работы с одаренными детьми, цели и задачи работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей. Представлен педагогический опыт работы учителей технологии лицея с детьми, которые выступают на различных конкурсах и олимпиадах с проектными работами по технологии. Рассматриваются возникающие трудности во время работы и пути их решения через совместную работу учителя технологии, педагога-психолога, учеников и их родителей.

 

 

Статья:

Ольга Александровна Жиличкина,

руководитель кафедры технологии, учитель технологии лицея № 142 г. Челябинска

Код автора: SC-4770

Из опыта работы с одаренными детьми по технологии

в лицее № 142 г. Челябинска

 

 

 «В душе каждого ребенка

 есть невидимые струны.

Если тронуть их умелой рукой,

они красиво зазвучат»

В. А. Сухомлинский

            Одной из приоритетных задач современной школы, является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.

            Что же такое одаренность? Одаренность — 1. Качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. 2. Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.  Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – одарённостью к одному виду деятельности, и общей – одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. То есть, человек, который одарен, например способностями к созданию коллекций одежды, может писать стихи, музыку и т. д. В массовой школе чаще всего речь вести можно о детях с высоким уровнем интеллектуальных (творческих) способностей [2, 3].

Одарённость складывается из нескольких слагаемых: интеллекта учащихся, мотивации и творческих способностей.

            Интеллект (от лат. intellectus— понимание, познание) — это способность, которая объединяет все познавательные способности индивида: ощущение,  восприятие, память, представление, мышление, воображение [2].

            Мотивация (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведениемчеловека, определяющий его направленность, организованность; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [2].

            Творческие способности - это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос в разных ракурсах [1].

            Появление таких учащихся в классе, обладающих качествами одарённых детей – большая удача и большая ответственность учителя. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от организации этой работы.

            В настоящее время существует множество принципов работы с такими детьми, мы для себя выделили следующие:

1.     Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

2.     Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

3.     Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

4.     Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

5.     Принцип добровольности.

            Целью работы с одарёнными детьми является:

1.     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на развитие их творческого потенциала.

2.     Развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

3.     Адаптация и предпрофильная подготовка выпускников, а также их профессиональное самоопределение.

            Можно выделить следующие задачи работы с учащимися высоких интеллектуальных способностей:

·     знакомство педагогов с психологическими особенностями и методическими приемами работы с одаренными детьми;

·     накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

·     знакомство с приемами педагогического наблюдения, диагностики;

·     проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад;

·     отбор методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности и творчества;

·     предоставление возможности учащимся совершенствовать способности через самостоятельную работу.

            В процессе учебной деятельности выявляются учащиеся, которые:

·     имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·     имеют доминирующую активную познавательную потребность;

·     испытывают радость от добывания знаний, от умственного и общественно-полезного труда.

            Работа с одаренными детьми имеет свою специфику на каждой ступени обучения. В начальной школе учащиеся охотно сотрудничают с учителем. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в различных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

            В нашем лицее работает психологическая служба, которая оказывает действенную помощь учителям технологии, представляя нам карты развития личности и другие материалы диагностических исследований.

            Начиная с начальной школы, ребята посещают такие кружки, как: «Наши руки не для скуки», «Чудо-тесто», с удовольствием работают в лицейском театре мод.

            Цель работы  с учащимися 5-9 классов: создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявилась. Способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачек в развитии их творческих и интеллектуальных способностей, а также результатов деятельности. На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеурочную.

            Учащиеся среднего звена с высоким уровнем интеллектуальных способностей посещают элективные курсы, такие как:

·       «Украшения и сувениры из бисера» 5 класс.

·       «Мой друг компьютер» 5 класс.

·       «Семья в уютном доме» 7 класс.

·       «Работа с кожей» 7 класс.

·       «Мой выбор» 8 класс.

·       «Художественное проектирование» 9 класс.

·       «Подготовка к НОУ».

            В старшей школе проходит этап формирования, углубления и развития способностей учащихся, а также их профессиональное самоопределение. Формируются новые принципы организации образовательного пространства:

·     индивидуализированные формы учебной деятельности:  работа по профильным  программам;

·     выработка проектно-исследовательских навыков (использование проектных технологий);

·     самоопределение старшеклассников в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

            Работа с одаренными учащимися предоставляет им возможность проявить свои способности на предметных олимпиадах различных уровней,  выставках, конференциях, конкурсах.

            Работа с такими детьми трудна и многогранна, каждый педагог кафедры выстраивает работу с учащимися по индивидуальной траектории во время учебных занятий и кружковой работы. Определяющую роль в успешности индивидуальной работы играет метод проектов, который используется в лицее на протяжении многих лет.

            Сегодня каждый преподаватель должен понять, что включая детей в подготовку проектных работ, учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Уже на старшей ступени обучения они смогут определиться со своей будущей профессией. Не столкнутся с трудностью представить себя и свою работу на публике, смогут ставить цели и задачи, находить пути их решения, а также делать выводы и отстаивать свою точку зрения.

            Для мотивации и повышения интереса к урокам технологии на кафедре проводятся экскурсии на предприятия города, традиционно каждый год проходит неделя технологии.

            Опираясь на свои личные наблюдения во время уроков и внеурочной деятельности, представленные диагностические данные, учителя определяют  круг перспективных учащихся.

            В процессе привлечения учащихся с высоким уровнем интеллектуальных способностей (причем не в каждой образовательной области тот или иной ученик одарён, один успешен в точных науках, второй в гуманитарных, третий в техническом творчестве и т. д.) нам встречаются противоречия различного характера:

- по диагностическим данным учащийся обладает необходимым набором качеств и способностей, однако он ощущает неуверенность в себе, боязнь за конечный результат: «а справлюсь ли я, получится ли?»;

                        - часто при хороших задатках отсутствует желание к выполнению творческих работ. В этом случае также необходима совместная работа психолога, классного руководителя, учителя технологии и родителей;

- часто волнение и тревогу вызывает будущая защита работы. «Как справиться с волнением? Как вести себя во время защиты работы? Как отвечать на поставленные вопросы?» и т. д. - в этих и других вопросах также нужна психолого-педагогическая помощь.

            Для устранения этих противоречий нами проводится разъяснительная работа с учащимися, направленная на укрепление их уверенности в себе, в свои силы и возможности. Не менее важна и работа с родителями этих учащихся — о преимуществах совместной работы педагогов и ребят, о помощи родителей детям в планировании их времени, так как школьники занимаются в различных кружках и секциях. Важным является и разъяснение родителям и выпускникам необходимости участия в олимпиадах по технологии и интеллектуальной программе  «Шаг в будущее». На протяжении многих лет педагоги кафедры занимаются подготовкой учащихся к различным конкурсам и олимпиадам. Ребята становятся победителями и призёрами олимпиады по технологии, интеллектуальной программы «Шаг в будущее» различного уровня, от муниципального до Всероссийского. По результатам этих конкурсов можно поступить на бюджетное обучение в ВУЗы Российской Федерации. Так по результатам участия во Всероссийской олимпиаде по технологии поступили на бюджетное обучение в ВУЗы Челябинска и Санкт-Петербурга выпускники лицея: Мещеряков Артём-2006 г., Ануприева Мария-2007 г., Олефир Яна-2010 г., Гудкова Наталья-2011 г.

            Учащиеся представляли свои проектные работы на районно-городской, региональной и Всероссийской олимпиаде по технологии, также показывали при выполнении практической части олимпиады знание технологического процесса, умение использовать технологическую карту и правила техники безопасности, а также и знания теоретической подготовки по всем разделам программы по технологии.

            При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития, и одаренного в частности. Программа развития нашего лицея предусматривает целенаправленную работу с учащимися высокого интеллектуального уровня, начиная с начальной школы.

 Использованная литература:

1. Савенков А. И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 232 с.

2. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин — Минск: Харвест, 1997. - 800 с.

3. Столяренко Л. Д. Психология. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/ Д: «Феникс, 2003. - 448 с.»

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010