Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Бинарный урок технология + ИЗО по теме «Цветная мозаика»

Авторы:
Лебедева Елена Деонисьевна
Скороварова Любовь Валентиновна

Аннотация:

Урок приобщает детей к декоративно- прикладному творчеству, пониманию его истоков.  Позволяет расширить и углубить знания обучающихся по данным предметам. Знакомит  с историей лоскутного шитья, с технологией выполнения узора  из ткани и цветной бумаги. Формирует художественный вкус, эстетические чувства, цветовую гармонию. Развивает трудовые навыки, творчество и фантазию. 

Статья:

Цветная мозаика

Бинарный урок по технологии и изобразительному искусству

Цель:

-Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков.

Задачи:

-формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии;

-развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности,        фантазии, творчества;

-воспитание познавательного интереса и положительной мотивации к изучению

технологии и изобразительного искусства;

Ожидаемый результат:

-Знать историю лоскутного шитья;

-знать технологию выполнения лоскутной мозаики;

-уметь выполнять элементы лоскутной мозаики из ткани;

-уметь составлять узоры из подручного материала: бумаги и ткани

Оснащение урока:

-  компьютерная презентация (Приложение 1);

-Стенд «Лоскутная мозаика»  (Рисунок 1);

-выставка изделий декоративно- прикладного творчества;

-выставка книг по лоскутному шитью (Рисунок 2);

-  Цветовой круг (Рисунок3), лоскуты ткани, технологическая карта (Рисунок 4), шаблоны (Рисунок 5),иголки, нитки, ножницы, образцы прихваток, выполненных в лоскутной технике, цветная бумага, клей, образцы узоров из бумаги (Рисунок 6);

-  ПК, видеопроектор;

-  швейные машины,
Подготовительный этап:

-  Перед уроком оформляется стенд «Лоскутная мозаика», выставка изделий декоративно-прикладного искусства, выставка книг по лоскутному шитью;

-  Учителя технологии и ИЗО надевают  костюмы крестьянского быта (Рисунок 7).

Ход урока:

Звучит музыка. Входят учителя технологии и ИЗО. Садятся (учитель Изо за прялку, учитель технологии за стол, где разложены лоскутки).

  Учитель ИЗО: Представьте себе, как долгими  зимними вечерами в уютном деревенском домике (Слайд 1), под неторопливые разговоры женщин, собравшихся вместе после тяжелых хлопот дня, рождались прекрасные творения их рук, служившие годами и передававшиеся из поколения в поколение.

Учитель технологии:

Все в доме спят, а я поворожу,

Пасьянс лоскутный тихо разложу,

Что есть в душе - о том и расскажу,

Про жизнь свою иголкой напишу.

Лоскутный ворох, разноцветный край

С моей фантазией ты снова поиграй.

И пусть она порхает так легко.

В волшебном  мире пестрых лоскутков.

Раскрою веер, сказочный ковер

Сошью, сумею, выстелю узор,

Поймав рукой перо из лоскутка,

Жар-птицей унесусь под облака. [3]

 Учитель ИЗО: Сегодня наш урок посвящен одному из старинных видов рукоделия - лоскутному шитью, или лоскутной мозаике, где вы познакомитесь с историей лоскутного шитья и научитесь составлять  узоры из подручного материала: бумаги и лоскутков (Слайд 2). Это очень древний вид творчества. Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется 980 г. до нашей эры и было найдено в Египте. Фрагменты  мозаичных изделий были обнаружены при раскопках скифских курганов (Слайд 3,4). В Европе лоскутная мозаика появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называли также «лоскутная мозаика» (Слайд 5).

Учитель технологии:  Принято считать, что лоскутное шитье первоначально возникло в Англии, где в середине XVIII  бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца  одежду, стали использовать его остатки для создания других изделий. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны (Слайд 6).

            В России шить из лоскутков стали во второй половине ХIХ в., в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные  заплаты, которые обыкновенно ставились на ещё крепкие, но слегка потертые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.

Учитель ИЗО:  С появлением фабричного производства тканей в крестьянском  северном быту получила развитие техника лоскутного шитья. Лоскутками украшали костюмы и предметы праздничного  убранства изб. Когда лоскутки накапливались, из них шили одеяла и коврики. Лоскутное одеяло стало обязательной частью приданого, оберегом для будущей семьи (Слайд 7,8). В каждом регионе была своя мозаика (Слайд 9). У нас на Севере лоскуток назывался «лептих» или «лепишок», отсюда название «лептиховая мозаика» или «ляпачиха», что означает «жизненная», ее особенностью  являлась лохматая поверхность. Лоскутное шитьё на севере не прекращалось никогда, а в последнее десятилетие ХХ в это традиционное женское рукоделие стало возрождаться во всем мире, но уже под названием «пэчворк» (Слайд 10).

Учитель технологии: Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундуки, создавая знаменитые «бабушкины» яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную. Если не хватало ткани - собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков.

          Готовые изделия можно было рассматривать, как калейдоскоп. По выполненной работе можно было судить о вкусе, настроении, а если хорошо присмотреться, то даже узнать, о чем думала работница, создавая новое изделие (Слайд 11, 12).

Учитель ИЗО: Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. (Слайд 13, 14, 15, 16, 17). Очень часто на страницах журналов можно увидеть изделия, выполненные в лоскутной технике.

          Создавать из лоскутков что-то новое и необычное - занятие увлекательное и, в отличие от других видов декоративно- прикладного искусства, таких как: вышивание, вязание, плетение и др, не требует особых навыков. Надо немного уметь шить и быть в работе очень аккуратным. Это рукоделие развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Учитель технологии: Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани. Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины.

       Почти все ткани можно использовать для лоскутного шитья, но начинающей мастерице лучше всего работать  с хлопчатобумажными тканями. Они хорошо стираются и прекрасно утюжатся. Это прежде всего сатин, ситец и лен. Шьют также из шелка, атласа, сукна, драпа, из плотного вязаного полотна, тканей других видов, лишь бы они не плавились под утюгом .

Учитель ИЗО: Геометрические узоры в лоскутной мозаике носят красивые названия: мельница, колодец, вертушка, елочка, пила, звезда, окно и другие (Слайд 18, 19). Элементами этой мозаики могут служить квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, шести- и восьмиугольники и так далее (Слайд 20). Узоры обычно складываются из повторяющихся элементов, поэтому для удобства раскроя материала применяют шаблоны.

Учитель технологии:  Особое внимание в этой технике уделяется цвету материалов. Быстро, а главное, со вкусом подобрать материал для выполнения изделий из лоскутков поможет цветовой круг (Слайд 21). Если провести диаметр круга через желтый цвет, то он пересечет фиолетовый. Эти цвета будут дополнительными друг для друга. Так, например, дополнительным зеленому будет красный, у синего- оранжевый и наоборот. Основной цвет, расположенный рядом со своим дополни­тельным, кажется более интенсивным и насыщенным. Два допол­нительных цвета, расположенные рядом, становятся ярче.

Учитель ИЗО: Чтобы подчеркнуть раз­ную тональность элементов, нужно применять контрасты: в из­делии всегда должны сочетаться темные и светлые части. Рас­полагая светлые элементы рядом с темными, художник уси­ливает звучность их цвета.

Характеризуя различные цвета, часто употребляют сло­ва «теплый» и «холодный». К первым относят красный, оранжевый и желтый, ко вторым: голубой, синий, фиоле­товый. Теплые цвета кажутся расположенны­ми ближе (выступающими), а холодные - дальше своего фактического расположения на плоскости (то есть отсту­пающими). Это явление можно использовать в своем узоре.[3]

Учитель технологии: В процессе работы над лоскутным изделием лоскутки, вначале как бы случайно расположенные, должны сложиться в опреде­ленный задуманный узор, в котором отдельные элементы, взаи­модействуя друг с другом, образуют композиционное единство изделия.

Девочки будут в течение трех уроков выполнять прихватку в технике лоскутного шитья, используя мотив «колодец». Для этого мотива используют шаблоны в виде прямоугольников (полосок) и квадрата.

Для работы понадобятся разноцвет­ные лоскутки: светлые и темные, например, в одну сторону располагаются синие, коричневые, темно-зеленые, бордовые, в другую — желтые, оранжевые, салатовые, голубые и так далее. Или, используя цветовой круг, придумайте сочетание лоскутков самостоятельно.

 При сборке «колодца» вы будете нашивать  полоски согласно нашей схеме (показать схему). Не спешите разрезать материал, посмотрите внимательнее на все  подобранное разноцветье, сложите кусочки в условные полоски рядом друг с другом. Ес­ли что-то не нравится, поменяйте местами. И только потом приступайте к крою.

Все элементы узора выкройте по шаблонам. Размеры даны с учетом припусков на швы (кроить необходимо на изнаночной стороне ткани, используя свойство долевой нити). Далее работайте, используя технологическую карту.

Соблюдайте правила по технике безопасности:

1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего

2.Иголки должны находиться в игольнице, а не на столе

3.Ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями

4.Следите за тем, чтобы булавки не попали под иглу машины

5.Утюг должен всегда лежать на подставке

При сборке изделия следите, чтобы полоски были строго перпендикулярны, в этом помогут проведенные диагонали. Получившийся «колодец» 18 х 18 см используйте по вашему желанию. Если вам нужен другой раз­мер, то увеличьте или уменьшите количество полосок. Использовать такой «колодец» можно и как самостоятельное изделие, и как составную часть какой-либо композиции, а можно даже отделать с его помощью одежду. Удачи вам всем!

Учитель ИЗО:

Сегодня с мальчиками мы будем делать эскиз коврика, в технике аппликации из цветной бумаги. Работа рассчитана на 2 часа.

На первом уроке для своей работы вам надо выбрать один из элементов узора: колодец, пила, елочка. мельница ( лежат на столах в конвертах). Работу можно сделать в теплых, холодных или контрастных тонах. Используя цветовой круг, подберите необходимые цвета. Применяя трафареты,  вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры составляющие узор.

На втором уроке из вырезанных геометрических фигур соберите эскиз коврика и, наклеив его на основу, закончите работу.

Четкость и аккуратность главное условие в работе.

Выполнение практической работы. Подведение итогов.

Заключение.

Учитель технологии.

Лоскутная техника - самый популярный вид рукоделия на сегодняшний день, не требует больших материальных затрат, предполагая использование «бабушкиных сундуков» и остатков ткани, которые найдутся в каждом доме. Вещи, выполненные в технике «пэчворк», разнообразны, оригинальны, неповторимы. Их можно использовать и для украшения интерьера и как аксессуары. К тому же фольклорный стиль всегда в моде. Этот вид рукоделия развивает художественный вкус, воспитывает терпение, усидчивость, приучает к аккуратности. Испытав радость творчества от выполненной работы, мы оставляем в наших вещах тепло своих рук и частичку души. Готовые работы вы можете увидеть на стенде. (Рисунок 8)

Спасибо за внимание, все свободны.

Литература

1.      Лоскутная мозаика. Москва, Эксмо», 2006 г

2.      Лоскуток к лоскутку. Москва, «Знание», 1999 г.

3.      Обучение мастерству рукоделия, Волгоград, «Учитель», 2007 г.

4.      Фантазия и ваших рук творение. Петрозаводск, «Карелия», 1997г.

5.      Чудо – аппликация. Москва, «Эксмо», 2006 г.

 

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010