Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Проектная деятельность по физической культуре в школе № 1010 города Москвы

Авторы:
Климова Татьяна Владимировна
Петрова Наталия Валентиновна

Аннотация:

Характеристика темы: распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании. Цель работы: Освещение опыта педагогов школы № 1010 г. Москвы в области проекта по физкультуре. Задачи: Рассмотреть общеучебные и предметные компетенции, приобретаемые учащимися, образовательные, воспитательные и развивающие аспекты в рамках проектов по физкультуре.  Проект в области физкультуры, и в частности создание тематических экспозиций по предмету, актуализируют знания учащихся, требуют от ребят умения видеть изучаемый объект с разных точек зрения, искать возможности практического решения существующих проблем.

Статья:

                            Климова Татьяна Владимировна, учитель физкультуры, ГБОУ СОШ № 1010, г. Москва

                                 Петрова Наталья Валентиновна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ № 1010

 

Проектная деятельность по физической культуре в школе № 1010 города Москвы

 

Опыт работы показывает, что крайне важно поддерживать интерес ребят к теоретическим знаниям по физической культуре. Это важно не только потому, что учащиеся начинают лучше понимать себя, свой организм, происходящие с ними перемены, но и утверждаются в правильности своего отношения к физическим упражнениям. Эти знания помогают им сделать свой выбор в направлении здорового образа жизни, осознанно заниматься выбранным видом спорта. Постепенно ребята понимают, что активный образ жизни - норма жизни.

К сожалению, теоретические сведения, получаемые на уроках физкультуры, крайне недостаточны, и предполагают самостоятельную работу по изучению предложенного курса. Не всем это под силу. Мы решили привлечь наших учащихся к изучению и раскрытию интересующих их тем. Попробовали, понравилось. А в результате родились несколько проектных работ, которые запомнились всей школе.

2006 год стал отправным, поэтому сейчас, можем смело говорить о том, что, в нашей школе проектная деятельность по физической культуре давно завоевала свое почетное место среди других предметов.

            Проектные работы для нас – маленькие открытия, которые совершают наши учащиеся. Ребята приобретают массу новых знаний и умений, учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения и решать их. В ходе реализации проектов приобретаются навыки самостоятельной и коллективной работы, большой опыт поиска информации в разных источниках, умение пользоваться различными компьютерными продуктами, сетью Интернет и многое другое.

Трудно переоценить положительные факторы в развитии учащихся, работающих над проектами в области физкультуры. Информация о спорте, примеры спортивных достижений и побед спортсменов привлекают многих учащихся к занятиям физкультурой, воспитывают чувство гордости за своих соотечественников. Ребята по новому смотрят на занятия спортом и приобретают интерес к изучению истории спорта. Проектные работы могут выполнять учащиеся, относящиеся к любой группе здоровья, освобожденные от уроков физической культуры, чтобы не просто получить оценку, но, прежде всего, почувствовать свою причастность к спорту, к коллективу, более активно использовать в своей жизни физические упражнения.

Перспективность этой работы еще и в том, что она привлекает к спорту в той или иной степени не только авторов проектов, но и все школьное сообщество. Кто-то прочитал публикации о спорте в школьной газете <рис.1, 2>, кто-то побывал на экскурсиях по школьным тематическим экспозициям <рис.3>, большинство побывали на представлении тематической «Живой газеты» <рис 4>.

Приблизительная схема выполнения проектной работы в области спорта аналогична проекту в других областях знаний, и сроки работы над проектом могут выглядеть следующим образом:

  1. Определение проблемы и темы будущей проектной работы (апрель, май);
  2. Сбор и обработка материалов (сентябрь, октябрь);
  3. Работа над продуктом проекта, продумывание формы защиты (ноябрь, декабрь, январь);
  4. Создание описания проекта (папки, паспорта проекта и др.), подготовка презентации проекта (январь, февраль);
  5. Подготовка к защите проекта (март);
  6. Защита работы на научной конференции проектных и исследовательских работ учащихся  (апрель).

Серьезным этапом работы над проектом является его «защита». Представляя свой проект, учащиеся осознают, что стало результатом их работы. Важно, чтобы ребенок, готовясь к «защите» учился анализировать свои действия, и на основе этого принимать новые решения.

Чуть подробнее хочется рассказать о проектах, в рамках которых были оформлены экспозиции. Их подготовка  увлекла авторов. Эти проекты особенно запомнились в школе.

Проект « Москва – спортивная» был выполнен 11-классницами Чернегой Марией и Морозовой Маргаритой. Исследовалась история развития спорта в городе Москве с древних времен до 2000 года. В рамках этого проекта в школе была оформлена одноименная экспозиция. Авторы проекта выделили  5 исторических периодов, раскрыв этапы развития спорта в Москве. Визуально каждый из этапов в экспозиции был выделен своим цветом <рис.5>. В этой же цветовой гамме были  выдержаны условные обозначения объектов спорта на карте Москвы, что помогало ориентироваться в экспозиции ее посетителям. В свою очередь с картой соотносились все материалы информационных стендов.

В ходе работы сначала были выбраны события, даты, сооружения, имена спортсменов и исторических деятелей о которых хотелось, и было важным рассказывать. Далее собирались информационные материалы изобразительного характера <рис 6>: детские рисунки, фотографии, репродукции произведений живописи, фрагменты книжных иллюстраций. 

Текстовые материалы экспозиции составлялись участниками проекта на основе собранной информации из различных источников с использованием фрагментов газетных публикаций, литературных произведений, выдержек из писем и воспоминаний. Авторы проекта стремились действовать по правилам классической экскурсии: рассказать о том, что можно показать.

Активное участие в работе приняли родители. Они помогали отбирать фотографии в семейных архивах, на которых были изображены они сами и их родственники во время занятий спортом. Нашлись фотографии занятий послевоенных спортивных секций и снимки московских спартакиад, в которых принимали участие родственники наших учащихся.

Хронологическими акцентами в экспозиции стали изображения значимых для каждого исторического периода московских спортивных сооружений. Авторы проекта выполнили их самостоятельно в графическом черно-белом стиле. Связующим элементом экспозиции стало изображение беговой дорожки и бегущих атлетов, выполненных на основе античных рисунков.

Экспозиция была сделана так, чтобы по ней можно было провести экскурсию или ознакомиться с материалами экспозиции самостоятельно. Текст экскурсии был частью проектной работы.

Необходимо отметить, что экспозиция была расположена в лестничных пролетах с 1го этажа на 3й. Авторы учли эту особенность при компоновке материалов каждого исторического этапа. 

Очень интересно, с выдумкой прошло и открытие экспозиции «Москва – спортивная». На него были приглашены ученики и учителя школы. Основой открытия стала экскурсия авторов проекта, в которую были включены спортивные костюмированные миниатюры, приготовленные заранее с учениками 4-6 классов <рис.7,8> Так рассказ о древних и старинных состязаниях москвичей был дополнен русской народной песней и имитацией кулачного боя и состязания силачей.  Далее соответственно рассказу о каждом историческом периоде в инсценировках были представлены первые спортивные парады и спартакиады, отрывок футбольного матча, закрытие Олимпийских Игр в Москве, современные виды спорта.

Авторы проекта заняли 1 место на школьной конференции проектных и исследовательских работ учащихся. 

Авторами проекта «Олимпийские игры древности» стала группа семиклассников <рис.9>. В этой работе ребята стремились показать, каким выдающимся творением человеческого гения  были древние Олимпийские игры, как  бескорыстие, честность и мужество возродили их в 19 веке для всего человечества.

Экспозицию построили так: часть «Древние игры» включала в себя разделы: Олимпийские легенды, Олимпия, Программа и правила игр, Виды спорта, Другие игры (игры в других полисах Греции); в часть «Возрождение» вошли разделы: Начало Олимпийского движения, Первые игры, Россия в Олимпийском движении.

Основная идея экспозиции заключалась в том, чтобы рассказать об Олимпийских играх древности с помощью изображений знаменитых шедевров древнего искусства. Например, древние олимпийские виды спорта в экспозиции представлены изображениями атлетов на керамике <рис.10>.

В процессе работы авторы проекта поняли, что для древних греков понятия физической красоты, силы и ума были равнозначными, Игры являлись предметом гордости греков, особым уважением в обществе пользовались победители Игр. Важным выводом стало и понимание того, что возрождение Олимпийского движения требовало огромных усилий подвижников конца 19 – начала 20 веков в деле осознания мировым сообществом необходимости развития спорта для человечества.

Работа ребят была увлеченной и, как часто это случается, захватила не только непосредственных участников проекта, но и их одноклассников, родителей, учителей.

Наш опыт проектной деятельности по физической культуре показал, что:

- ребятам интересно заниматься поиском информации в области спорта;

- материалы проектов могут использоваться для проведения Олимпийских уроков, создания стендов, подготовки различных мероприятий;

- в процессе работы над проектами рождаются новые идеи, ребята становятся настоящей командой, им интересно вместе проводить время, заниматься спортом;

- родители и учащиеся находят общие точки соприкосновения в жизни, старшие вспоминают спортивную молодость, младшие гордятся за них, и стараются не отставать.

В рамках проектной деятельности в школе мы пытаемся решать основные задачи физического воспитания, опираясь на колоссальный исторический материал и опыт, на интерес к спорту наших учеников.

 

 

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010