Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В КУРСЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ.

Автор:
Осипова Валентина Васильевна

Аннотация:

Эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. Знания и умения по рисунку, истории народного творчества, конструированию,  техническому рисунку,  художественному труду,  черчению,  которыми дети овладевают на уроках декоративно-прикладного искусства – это обязательный компонент становления их общей культуры, все это будет востребовано в жизни.

Статья:

Школа как общественный институт призвана целенаправленно и последовательно передавать новому поколению исторически развитые формы культуры.. применительно к школьным предметам художественного цикла это значит развивать эстетическое сознание детей, эстетическое отношение к действительности, способность к ее освоению по «законам красоты».

Образцы эстетического отношения к действительности исторически закреплены в овеществленной художественной культуре человечества.  В нее  входят не только картины, гравюры, скульптуры, но и огромный пласт предметов быта и жизнедеятельности людей, где в простой и ясной форме реализованы исходные, основополагающие и универсальные принципы строения красоты: мера, ритм, симметрия, равновесие, а также другие структурные характеристики гармонии и дисгармонии художественной формы.

Ритм, метр, симметрия, пропорция, грация – не что иное, как способы достижения соразмерности, совместимости, согласованности, уравновешенности и т. п., т.е. наилучшего отношения чего-то целого к своим частям. Пользуясь этими способами в своей изобразительной деятельности с формой, цветом, линией, дети приобретают способность художественного выражения своего отношения к миру – овладевают «языком» искусства. Школьники тем успешнее осваивают  специфику художественной формы, тем ярче воспринимают и полнее понимают произведения искусства, чем активнее пользуются этим «языком» в своей собственной художественной практике.

Для развития эстетического сознания детей очень важно то, что способность воображения формирует у человека умение видеть мир не только со своей точки зрения, но и сточки зрения других людей (живущих рядом, и тех, которые создали богатство культуры) и, следовательно, принимать близко к сердцу интересы другого человека, его запросы к действительности, его потребности, т.е. делать их личной нравственной потребностью своей индивидуальности. Именно в таком умении лежат корни и эстетического созерцания, и творческого преобразования действительности.

Школьный курс изобразительного искусства ставит своей задачей:

1.    Помочь детям познавать окружающий мир. Развивать наблюдательность, умение логически мыслить, осознавать виденное. Развить пространственное мышление, образные представления и воображение. Раскрыть практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно-полезной работе.

2.     Способствовать эстетическому воспитанию учащихся. Развить творческие способности детей, воспитывать художественный вкус. Ознакомить с основными явлениями русского и мирового изобразительного искусства. Прививать любовь и интерес к искусству.

3.    Обучить школьников элементарным основам реалистического рисунка. Прививать навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы. Воспитывать трудолюбие, аккуратность и настойчивость в работе.

Прежде всего – общеобразовательные цели. Основная задача – расширить общий кругозор учащихся, способствовать воспитанию всесторонне развитых членов общества, систематически повышать культурный уровень учащихся. От культурного роста населения в огромной мере зависит подъем производительных сил, прогресс техники и организации производства, повышение общественной активности трудящихся.

Занятия изобразительным искусством в школе создают богатые возможности для развития человека. Рисование как никакой другой учебный предмет содействует всестороннему развитию учащихся: оно развивает и умственно и эстетически. Рисование помогает познавать окружающий мир, развивает зрительную память, пространственное мышление и образное представление. Оно учит производить точные расчеты и познавать красоту природы – учит мыслить и чувствовать.

Рисуя, дети глубже познают окружающий мир. Они внимательно изучают форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовые соотношения и тем самым приучают к более эффективному, многостороннему, углубленному и точному их восприятию.

Под развитием зрительного восприятия понимается воспитание у школьников умения целенаправленно наблюдать: сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать сходство и различие, классифицировать предметы по форме. Рисование развивает творческое мышление детей, углубляет и обобщает их представления об окружающей действительности, способствуя, таким образом, развитию у учащихся материалистического мировоззрения.

Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир человека. Чтобы развить у детей эстетически вкус, учитель должен, прежде всего, обращать внимание школьников на красивое в жизни, научить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться е. вкус – не прирожденное качество человека, и развивать его в школе призван в первую очередь учитель изобразительного искусства. Он должен научить детей  видеть и чувствовать гармонию цвета, линий, форм.

Рабочий и конструктор, архитектор и врач, агроном и военный могут с успехом использовать рисунок в своей работе.

Чтобы подготовить школьников к жизни, нужно не только дать им разностороннее образование и воспитание, но и развить их индивидуальные способности, научить творить и создавать новое, воспитать постоянную потребность созидания. Стремление сделать жизнь прекраснее облагораживает человека, превращая его ежедневный труд в источник эстетического наслаждения и радости.

Разные виды работы школьной программы по изобразительному искусству дают ученику более широкий кругозор, дают возможность проявить себя в каком-либо виде деятельности.

В общеобразовательных школах учащихся знакомят с различными видами изобразительного искусства, дают им знания элементарных основ изобразительной деятельности в рисовании, лепке, живописи и т.д.

Эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. Знания и умения, которыми дети овладевают на уроках декоративно-прикладного искусства – это обязательный компонент становления их общей культуры, все это будет востребовано в жизни.



 

 

 

 

 

 

 

 

 


Процесс выполнения рисунка является целенаправленным трудом. Рисуя, ученик имеет перед собой определенную цель и стремится достичь ее. Он старается преодолеть вставшие перед ним трудности и добивается успеха. Умение сосредотачивать свои силы для достижения определенной цели имеет огромное значение для практической деятельности человека. Развивая у школьников целеустремленность в работе, мы тем самым вырабатываем у них качества, очень важные для дальнейшей жизни. Раскрыть основы рисунка, научить детей основным приемам рисования, вооружить элементарными навыками – тоже важная задача обучения изобразительному искусству.

Не только дворцы созидали и украшали трудовые люди. Их душевная теплота, лиричность отражались в убранстве крестьянских изб. Да и как иначе, если родная земля, хлеб золотистый, реки и поля просторные так и выплескивались на ковры, кружева, расписную керамику, резные узоры, наполняя дом шелестом берез, запахом сосновых лесов и лугов. Потому так неисчерпаемо народное творчество. Художники и сегодня обращаются к опыту гениальных мастеров.

Продолжить давние традиции – это не значит копировать причудливые, замысловатые узоры, их многоцветье. Истоками подлинного мастерства, новаторства сегодняшних художников является изучение народного творчества, бережное отношение к нему.

В содержании раздела «декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства передают детям представление народа о красоте, добре.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства, с его правилами и законами: соблюдение ритма, симметрии, гармоническое сочетание красок.

Существенным элементом в декоративном рисовании является элемент художественности, т.е. то, насколько ученик сумеет уловить красивое в природе и использовать в своей композиции. Познавать окружающий мир, развивать зрительную память, знакомство с понятиями «стилизация», «лаконичность», «основной цвет», «обобщение» и применение их на практике: внимательно изучать  форму предметов, их строение, пропорции, расположение в пространстве, цветовое соотношение.  В связи с этим большое воспитательное значение на уроках  декоративного рисования имеет показ образцов народного творчества. В ДПИ есть прекрасная возможность, с одной стороны –

познакомить учащихся с подлинными шедеврами народных мастеров в различных областях искусства, с другой стороны – практически познакомить их с основными приемами и способами выполнения каждого вида работы. Рассматривая и изучая изделия народного творчества, ученик начинает понимать красоту сочетания различных форм и красок, гармоническое единство формы и цвета. Его восхищает, как художник простыми и лаконичными средствами добивается необыкновенной выразительности. У ребенка возникает стремление испробовать свои силы, желание самому создать красивое и нужное. Все это способствует развитию художественного вкуса и эстетических чувств учащихся. Часть заданий по декоративному рисованию дается с расчетом на их практическое применение, что может быть тесно связано с занятиями по художественному труду.

Художественный труд, опредмечиваемый в произведениях народного и профессионального (дизайн) декоративного искусства, в наибольшей мере отвечает потребностям, способностям и возможностям детей школьного возраста. В процессе его освоения у детей активно развиваются зрительное восприятие (формы, цвета, фактуры и т.д.), координация между зрительной и двигательной системами, точность и совершенство ручных действий. Знакомство с образцами художественного труда разных народов в сочетании с практическими пробами создают благоприятные условия для развития органов чувств (сенсорных способностей), а также дают каждому ученику более широкие возможности найти тот вид изобразительной деятельности, который соответствует его способностям и интересам. Для обучения важно, что истоки выразительности художественной формы, исторически сложившиеся в народном творчестве, передают принцип красоты построения образов в достаточно простом , доступном детям виде. В школе большие возможности заключают в себе задания, соединяющие специфические, изобразительные материалы и инструменты (карандаш, кисти, краски и др.) с простыми природными и промышленными материалами (обрезки бумаги, картона, дерева, пластмасс, фарфора, керамики, стекла и т.д.) и соответствующими им инструментами.

Художники-прикладники широко используют технический рисунок. Работа начинается с технического рисунка и при создании изделия широкого потребления (мебель, посуда и др.), и при разработке художественного оформления интерьера или экстерьера.

Технический рисунок художника-прикладника имеет много условностей и характерных особенностей, которые зависят от объекта оформления, от материала, из которого предполагается изготовить предмет, от назначения данного изображения и от требований к его художественной трактовке на изделии. Так, например, некоторые произведения декоративно-прикладного искусства требуют введения художественных образов реальной действительности (растений, птиц, зверей, людей). В то же время эти изображения должны подчиняться форме и характеру проектируемого ими объекта, т.е. быть предельно обобщены и соответствующим образом стилизованы. Такую стилизацию можно увидеть в вышивке, в росписях по дереву, на стеклянных изделиях и др.

Проектируемые предметы декоративно-прикладного искусства изображаются как плоскостные рисунки. Даже и тогда, когда один предмет загораживает другой, плоскостной принцип их композиционной организации в техническом рисунке сохраняется.

Технический рисунок на уроках и вне урока чаще выступает как начальный этап обучения учащихся проектной деятельности. Подготовка к работе, поиск материала оформляется в таком виде, что находит в дальнейшем свое продолжение на уроках технологии.

Пространственное мышление у подростков наиболее активно развивается на занятиях конструированием. Темы уроков конструкторского направления помогают вовлечь в творческую деятельность основную массу подростков, не обладающих ярко выраженными способностями к ней.

 В основе школьного практикума конструирования как части декоративного искусства – работа с бумагой – материалом, обладающим конструктивными и пластическими свойствами, знакомыми каждому подростку.

Занятия бумажной пластикой предполагают наличие суммы сведений из различных областей искусств: умение читать простейшие схемы чертежи, что необходимо для выполнения выкроек различной сложности; умение владеть основными способами изображения на листе и иметь хотя бы начальные практические навыки в конструировании. В свою очередь, недостающие навыки могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании отдельных изделий и несложных композиций. В любом случае конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует нестандартное мышление. Использование минимума средств при максимальной выразительности  приучает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой учеником, так и  проблемы вообще. А также занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие незаменимые человеческие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, способность самостоятельно мыслить. В работе необходимо избегать крайностей: нельзя сводить обучение ДПИ к приему «делай как я», но и нельзя чрезмерно увлекаться теоретической информацией.

Выставки творческих работ – это дополнительный стимул для творческой работы учащихся. Ведь любому юному мастеру нужен выход на публику.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010