Автор:
Артемкина Ольга Александровна
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе
Автор: Артемкина Ольга Александровна.
Всегда интересно и полезно обратьться к прошлому своего народа. В 5 классе по программе Б.М.Неменского на уроках раздела "Древние корни народного искусства" я решила конструировать. Моя цель заключается в том, чтобы изготовить с учащимися конструкцию русской избы. Практическое значение работы заключается в том, чтобы на наглядном примере изучать в будущем с учащимися убранство русской избы и ее внутреннее устройство.
Статья:
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе.
Тема: Декор русской избы.
Тип урока: урок конструирования.
Цель: расширить знания о народном искусстве; познакомиться с особенностями строения и украшения русской избы.
Задачи: раскрыть красоту древнего жилища и его назначение, познакомить с представлениями славян об окружающем мире; рассказать о символике украшений, внутреннем убранстве; развивать воображение, чувство композиции, творчество; воспитание любви и уважения к традициям русского народа, научить конструировать из бумаги избу, формировать коммуникативные качества.
Творческие способности: воображение, чувство композиции, чувство перспективы.
Наглядный материал: репродукции-рисунки: “о земном устроении”, варианты изображения символа солнца, священные изображения у печей в русских избах, символы на предметах быта, схема устройства дома, оформление наличников, вид внешнего убранства русской доски; слайды с изображением народной архитектуры, проектор.
Оборудование учителя: Есенинские строки, стихи Б. Дубровина, картонная коробка (одна на всех) с прорезанными отверстиями (окнами) и с прорезанным отверстием (дверью), шаблоны окон, наличников, причелин и т.п.
Оборудование учащихся: цветная бумага, ножницы, линейка, карандаш, клей, двусторонний скотч.
План урока:
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Объяснение вводного материала
- Практическая работа
- Анализ работы
- Подведение итогов
Ход урока
I. Учитель: Здравствуйте. Сегодня, как и на прошлых уроках, мы обратимся к изучению древних корней народного искусства. Народное искусство представляет собой мостик, соединяющий современную художественную культуры с истоками человеческой цивилизации.
Тему урока вы, ребята, сейчас отгадаете сами. Я буду загадывать загадки, кто первый поднимет руку и даст правильный ответ, выйдет к доске и на листе бумаги нарисует нам этот ответ. Все остальные ребята будут дополнять рисунок первого ученика своими рисунками-ответами на загадки. Потом посмотрим, что ж у нас получится.
Загадки:
- На поле на Романове стоят кони отобранные, пьют воду дождевую, едят траву болотную.
(Бревна и мох)
2. Сорок пол — один подол (Крыша)
3. Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет. все на небо глядит- (Труба на крыше)
4. Нет пути передо мной — Я и дома, и не дома, между небом и землей. Отгадайте-ка, друзья, Кто же я? (Крыльцо)
5. Много соседей рядом век живут, а не видятся. (Окна)
6. Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает. (Дверь в избе)
7. Сто один брат. Все в один ряд, Вместе связаны стоят. (Забор)
Учитель: Посмотрите, ребята, что у нас получилось
Курица — на курице,
А хохол — на улице.
(Изба)
II. Учитель: Итак, сегодня мы будем говорить о русской избе. У нас с вами получился простой дом, а мы будем говорить о декоре русской избы. Мы раскроем новые грани восприятия русского традиционного жилища. Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном виде, в этой космической безбрежности пространства, как вы думаете?
Ученик: ответы учащихся
Учитель: А что такое «декор»?
Ученик: ответы учащихся
Учитель: Декор – это совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. Вот мы сегодня будем говорить о том, как украшена и оформлена русская изба.
Человек, чувствуя себя незащищенным от стихий, космических сил стремится создать свой мир, свой дом – добрый и уютный.
(Учитель показывает слайды русских изб)
Дом – мельчайшая частица, неделимый атом древнего общества, был весь пронизан магическо-заклинательной символикой, с помощью которой семья каждого славянина стремилась обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. Внешний вид славянского жилища почти в полной неприкосновенности сохранился до наших дней. И сейчас основные символы заклинания мы можем наблюдать в деревянных домах, но сейчас они только служат украшением изб.
Рубленая изба является соединением трех космических стихий – неба, земли и подземного государства.
Внизу была священная земля предков, освященная магическими обрядами. Следующий ярус мира – наземный, тот в котором живут люди, был в изобилии украшен магическими охранительными знаками. Выше это жилого яруса воспроизводились небеса, два неба. Среднее, обликающие землю, небо светил и воздуха. Верхнее небо – обиталище Рода, верховного повелителя вселенной.
Древние славяне очень любили и дорожили своими хоромами. Обратите внимание, какие ласковые названия давали люди элементам избы. Фронтон избы – чело, передняя часть – лицо, окна – глаза.
С какой любовью, творчеством украшены избы. Эти узоры отражают мировоззрение древних людей. В них тщательной резьбой изображались “верхнее небо” и солнце, восходящее над землей, и знаки земного плодородия, и символ Рода – Юпитера – Солнечное кольцо с шестью птицами.
Что же было самым главным для человека в создании своего уютного мира, как вы думаете?
Ученик: Главным являлось беречь свой дом, оградить его от ночной вредоносной нечисти.
Учитель: Обратите внимание на крышу избы, которую венчает гордый силуэт коня – бревно – охлупень.
А для чего сажал русский человек конька на крышу дома? Только ли ради украшения?
Ученик: ответы учащихся
Учитель: Вообще здесь нужно смотреть из того, как и в каком месте строились избы.
Под полом каждой древнеславянской избы покоился принесенный в жертву конь или бык. Так что “коньки” на крышах русских изб не случайны, и первоначально ставились вовсе не “для красоты”. В старину в задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся “телом”, четыре угла четырьмя “ногами”. Вместо деревянного конька иногда укрепляли лошадиный череп – отсюда же и обычай – укреплять на фронтоне дома оленьи рога.
Кони ценились дорого. При строительстве дома могли использовать череп давно умершего коня. Люди полагали, что в них сохранялась священная жизненная сила павших животных. Считалось, что черепа на заборе отгоняли от деревни “скотьи хворобы”, да и вообще всякое зло. Еще излюбленным животным жертвенным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить “петушков” как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха. Петухам приписывали способность “видеть” болезнь, которая во время эпидемии, согласно поверьям, ходила из дома в дом в женском обличье.
Вернемся к коньку. В чем же его ценность?
Ученик: ответы учащихся
Учитель: Образ коня на крыше олицетворял солнце, под защитой которого находится дом, семья. Конь – символ устремления, жизни, движения вперед. Посмотрите на наличники, причелины, полотенца русских изб. Какие еще знаки использовали люди для украшения домов?
Дети: ответы детей
Учитель: Правильно, ребята, круги, волны, зверей и т.д.
Это не просто круги, а солнечные знаки. Эти изображения были связаны с мечтой о солнце, добром небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина.
Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем.
Б. Дубровин
Учитель: Посмотрите, что это за знак? (знак воды)
Ученик: ответы учащихся
Учитель: Это изображение небесной воды, которая еще не пролилась на землю. Самым частым является волнистый орнамент или узор из городков, который на расстоянии воспринимаются, как волны. Вода и солнце очень важны для земледельцев. Посеянный хлеб надо не только согреть, но и полить.
Русский человек жил в мире с природой, в соприкосновении с ней. Выражал свои представления об окружающем мире в символических образах, как бы призывая в союзники могущественные силы природы.
III. Учитель: Сегодня, ребята, мы будем работать в парах и в группах. Каждая пара или группа получит отдельно свое задание, а в конце урока мы вместе соединим все, что сделали. А займемся мы с вами конструированием русской избы. Кто из вас знает, что такое конструирование?
Ученик: ответы учащихся.
Учитель: Конструировать, это значит создать конструкцию чего-либо. Вот сегодня мы создадим конструкцию русской избы.
Для работы вам потребуются ножницы. Давайте проведет инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
Ученик: учащиеся отвечают, как нужно правильно пользоваться ножницами.
IV. Учитель: Работать вы будете в парах, как сидите. Или в группах, в зависимости от задания.
Вот перед нами обычная картонная коробка, в ней прорезаны отверстия, это окна и дверь. Сегодня мы должны будем преобразовать эту коробку в избу. А если не успеем доделать работу сегодня, то продолжим на следующем уроке.
(Учитель раздает учащимся различные задания, кто-то из учащихся сворачивает и склеивает трубочки определенной длинны, кто-то наклеивает на коробку двусторонний скотч, кто-то вырезает крышу (по шаблону), кто-то вырезает наличники (по шаблону) и рисует на них узоры, кто то вырезает причелины (по шаблону) и украшает их орнаментом и т.п.) <Рисунок 1>, <Рисунок 2>.
Учитель: Не забудьте о символах, как элементах защиты и украшения.
(В течение самостоятельной работы учитель помогает ученикам.
В конце урока учащиеся, которые склеивали трубочки, приклеивают их к коробке, учащиеся, которые вырезали и рисовали наличники, приклеивают их и т.п. Крыша на дом просто кладется для того, чтобы её ожно было убрать, чтобы на следующих уроках выполнить из бумаги, например, мебель, печь, из глины-посуду и, чтобы все это можно было поставить в избу)
V. Учитель: Итак, ребята, вот такая изба у нас с вами получилась. (Если не доделали работу, продолжение на следующем уроке). <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, <Рисунок 6>. Что вы можете сказать о нашей избе. Что у нас получилось? Что не получилось?
Ученик: ответы учащихся.
Учитель: Крышу мы не приклеили, потому, что на следующих уроках мы будем выполнять интерьер нашей избы.
VI. Учитель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Кому что понравилось на уроке? Что вам показалось трудным? А что легким?
Ученик: ответы учащихся.
Учитель: Сейчас, ребята, оцените свою работу по шкале самооценки. (У учащихся листочки с начерченной вертикальной линией и проставленными цифрами (оценками). Учащиеся сами оценивают свою работу, ставя точку там, где считают это нужным).
Учитель: Все молодцы. На этом урок окончен. До свидания.