Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Командная игра "Лабиринт"

Автор:
Федоров Аркадий Алексеевич

Аннотация:

         Командная игра «Лабиринт»

        Автор: Федоров Аркадий Алексеевич                                             

       Аннотация:

                                               «Лабиринт»

 

Игру «Лабиринт» можно проводить как на уроках, как итоговое занятие в конце четверти, года и как общешкольное мероприятие. Можно организовать как соревнование между классами на знание изобразительного искусства и изучение учебного материала с различных позиций (литература, музыка).

При планировании урока были учтены особенности учащихся в потребности создании своего собственного мира, в стремлении к розыгрышу, бурное развитие воображения, фантазии, появлении стихийных групповых игр.

Главная задача игровых приемов и ситуации урока – это приобщение учащихся к искусству, активизация их к учебной деятельности.

       Образовательная задача: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности.

Воспитательная задача: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.

Развивающая задача: развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческих способностей; умение сравнивать, сопоставлять, находить аналоги воображения. 

 

На игровом сюжете и для решения этих задач урок был построен четко, время использовано рационально, так как идеи проведения урока направлена на участие всего класса. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.

Применение меж предметных связей (литература, музыка) на данном уроке-игре дает высокий результат при формировании знаний, общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал и с различных позиций.

Когда каждый ученик может принимать участие, сам контролирует знание «знатока», помогает при этом от всей души, происходит хорошая психологическая атмосфера общения, высокая работоспособность и высокий учебно-познавательный результат. Учитель на данном уроке исполняет роль организатора, помощника и соучастника общего действия.

Статья:

                                            Тема: «Пейзаж, портрет, скульптура эпохи    Возрождения и                                                                                                                                   современности»

 

Урок-игра «Лабиринт» (внеклассное мероприятие)

Изобразительное искусство – 7 – 8 класс.

 

Цель: расширение кругозора, познавательные деятельности развития общеучебных навыков и умений учащихся.

 

Дидактические: воспитание самостоятельности и воли; формирование определенных представлений и знаний в искусстве (ИЗО, литература, музыка)

 

Воспитывающие: развитие внимания памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей;

 

Развивающие; умение сравнивать; находить аналогии

 

Тип урока:      система малых групп

Форма урока: индивидуальное, групповое, коллективное.

Метод урока:  развивающее, творческое

Зрительный ряд: произведения живописи И.И.Левитан, А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин и т.д.;

                                 скульптура – Александр, Фидий, Мирон, Пракситель;

                                 портреты – Леонардо да Винчи, Рафаэль, К.П.Брюллов, В.Серов, И.Аргунов.

Литература: Н.И.Платонов. «Этюды об изобразительном искусстве». Москва. Просвещение.

                          Нариман, Кушаев. «Изобразительное искусство в школе» Москва. «Роспечать» 2004г.

 

Ход урока-игры, мероприятия:

    Класс делится на несколько групп (3). Каждая группа выбирает знатока для поисков выхода из лабиринта. Лабиринт состоит из этапов и тупиков.

Задача. Знаток должен отвечать на вопросы, которые включены в тупик. Если он не сможет ответить на вопросы по изобразительному искусству, то есть выход - группа поддержки. Она должна поддержать своего знатока знанием литературы или музыки. Группа должна исполнить песню или прочитать стихотворение на тему картины. В случае если знаток угадал название и автора картины делает 2 шага. Цель: кто больше и быстрее наберет баллы – тот и победитель.

     За 1 место оценка – «5», за второе – «4»  и так далее. Кто больше всех выступает и дает правильные ответы, читают стихи, исполняют песни, тому дополнительный балл и оценка.

 

Этап проведения

Ведущий в роли старика

Ведущий (учитель). Здравствуйте, ребята! Я очень старым стал, предо мной длинный лабиринт с множеством тупиков, из которого мне выйти очень трудно. Помогите старику, ведь с вашими знаниями, упорством, стремлением всегда идти вперед, мне уже не сравниться. А сейчас мы с вами вступим на первую ступень лабиринта.

 

1 ступень (этап)

Знатоки (по одному ученику от команды)

 

 

Пейзаж.

     На стене или доске висят картины известных художников (автор и название картины прикрыты). Задача угадать автора и название картин. И вы преодолеете тот тупик, который мешает вам идти вперед.

Пример: картины Исаака Ильича Левитана (1886-1900) «Золотая осень», «Весна», «Большая вода», «Март».

                Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», «Весна».

Для группы поддержки: стихи, посвященные осени или весне.

Осень

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

                            Ф.И.Тютчев

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно…

                              А.А.Фет

 

       Весна

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

                               Ф.И.Тютчев

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла кругом…

                                А.А.Фет

 

Песни, посвященные осени или весне.

Примчатся вьюги зимние, минуют дни суровые,

И все кругом запомнится  веселого весной

И стройная берёзонька листву наденет новую

И запоет соловушка над синею рекой

              (Слова Г.Акулова. Музыка Н.Будашкина)

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит –

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист дрожит.

                         (Слова С. Стромилова)

Картины: Архип Иванович Куинджи (1841-1910)

                                «Березовая роща»

                 Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

  

              «Дубовая роща»

Где тучный дуб растет над тучной нивой,

Где пахнет коноплёю да крапивой…

Где рожь, куда ни киньте взглядом

Струится тихо легкими вожжами.

                                          И.С.Тургенев

 

                  «Рожь»

     (Стихи, посвященные теме)

Уродится рожь густая;

А весною – благодать,

Как начнет она по зорькам

Желтый колос наливать.

                                   С.А.Дрожжин

 

Все рожь кругом, как степь живое

Ни замков, ни морей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

                                   Н.А.Некрасов

 

Средь избранных дерев береза

Не поэтически глядит:

Но в ней – душе родная проза

Живым наречьем говорит.

                                    П.А.Вяземский

 

 Музыка или песня, посвященная теме:

 

Ой ты, рожь, хорошо поешь!

Ты о чем поешь, золотая рожь?

Счастье повстречается, мимо не пройдешь!

Ой ты, рожь!

    (Слова А.Пришельца.

     Музыка А.Долуханяна)

 

                  Травы – травы

Месяц свои блестки

По лугам рассыпал

Стройные березки

Что-то шепчут липам.

   (Слова И.Юшина. Музыка В.Шаинского)

 

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком,

И журавли печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком.

             (Слова С.Есенина)

 

 

 

 


 

 

II ступень

Портрет

Ведущий. Назовите плакат автора и название этого всемирно известного полотно, которое вдохновляет поэтов и музыкантов. Красотой этой женщины восхищались, и будут восхищаться еще много поколения человечества.

                          (Леонардо да Винчи «Мона Лиза»)

                 Ох-ох-ох, видно мне придется здесь заночевать, о Боги… (группа поддержки) помогите этому прекрасному молодцу (или девице), зарядите его своим знанием и умением!

Пример: Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» (Мадонна Лита)

                «Джоконда» (Мона Лиза)

                Рафаэль Санти. «Мадонна Конестабиле»

                К.П.Брюллов. «Всадница. Портрет Джованни Пачини»

                В. Серов. «Девочка с персиками»

                И. Аргунов. «Портрет неизвестной в русском костюме».

 

Для группы поддержки:

О какой картине сказано: живопись этой картины кажется нерукотворной, ее рот «казался не красками, а живой плотью»  (Мона Лиза)

Стихи, посвященные женским портретам:

 

Эти гордые лбы фенианских мадонн

Я встречал не однажды у русских крестьянок,

У рязанских молодок, согбенных трудом,

На току молотящих снопы спозаранок.

                                                 А.Б.Кедрин.

Есть женщины в русских селеньях

Красивою ласкою лиц.

                                                  Некрасов

 

Песни, посвященные женщинам

 

Ты заслышь мой голосочек;             

Разлюбезная моя,

За твои за глазки голубые

Всю вселенную отдам!

              (Русская народная песня)

 

«Вот мчится тройка удалая»

Вы очи, очи голубые,

Вы сокрушили молодца!

Зачем, зачем о люди злые,

Вы их разрознили сердца?

            (Слова Ф. Глинки. Русская народная песня)

 

 

                                     III ступень

Ведущий: Вот мы дошли до заветной мечты, последний шаг и мы на свободе творческой пути! Но для этого нам надо разгадать еще одну загадку, чтобы  открыть тупик.

 

 

                                           Скульптура

 

Авторы работ.

                   Александр        «Венера Милосская»

Фидий               «Афина»

Мирон               «Дискобол»

Пракситель     «Афродита»

Тутмос             «Царица Нефертити»

Ведущий. А теперь послушайте меня: Скажите, о какой из этих скульптур воспевал поэт А. Фет.

И целомудренно и смело,

До чресл стоя наготой,

Цветёт божественное тело

Неувядающей красой.

                     Скульптура (Венера Милосская)

 

Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:

Горе мне, где же нагой видел Пракситель Меня?

                                           (Неизвестный поэт)

                       Скульптура    (Афродита)

 

 В ее славу и был воздвигнут Акрополь.

Она вышла в полном вооружении

Из головы отца богов.

                          Скульптура (Афина)

 

Напряжение исказило бы черты,

Нарушило бы светлую красоту

Идеального образа уверенного в своей силе, атлета.

                                                (Дискобол)

 

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,

Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.

                                                  (Нефертити)

                           (выгравировано на гробнице)

 

Ведущий: Вот наконец-то мы сообща справились с этим «Лабиринтом». Мы поздравляем победителей и желаем  дальнейших успехов в учебе.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010