Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Образное мышление как основа творчества

Автор:
Бурцева Марина Ивановна

Аннотация:

 

 «Образное мышление как основа творчества»

 

       В своей статье Бурцева Марина Ивановна предлагает краткий обзор научных исследований известных ученых, психологов о формировании образного мышления у человека, о его этапах становления в детском и школьном возрастных периодах. Автор отмечет сложную взаимосвязь и взаимозависимость всех психических процессов в формировании смыслового образа и рассматривает возможность активизации формирования образного мышления в подростковый период через искусство. Изобразительное искусство благодаря художественно-образной форме отражения  действительности глубоко волнуют детей, вызывают сопереживание, учат эстетически воспринимать окружающий мир.

     Данный материал является актуальным для практической деятельности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ, так как объясняет значимость использования образов окружающего мира, несущих в себе идейное содержание и эмоционально-нравственную окраску, что способствуют возникновению жизненных идеалов в сознании школьников, которые позволяют корректировать их модель поведения и обеспечивают развитие творческого потенциала личности.

 

 

 

 

 Автор статьи: преподаватель дисциплин изобразительного цикла ГБОУ СПО «Старооскольский педагогический колледж»_______________ М.И. Бурцева.

 

 

 

Статья:

Образное мышление как основа творчества

Бурцева Марина Ивановна,

преподаватель дисциплин изобразительного цикла,

Старооскольский педагогический колледж,

                                                                                                           г. Старый Оскол

E- mail: ngc74@yandex.ru                                                                                                          

8-961-164-86-22, (4725)43-64-19(дом).

      В настоящее время в науке нет единого подхода к пониманию природы, структуры, классификации, механизмов возникновения образов, научно обоснованных технологий создания образов, оперирования ими, управления образными явлениями.

     Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.

     Важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер.

И.С. Якиманская отмечала, что  образное  мышление,  формируемое  на  неоднородной наглядной основе (реальные предметы, их условнографические изображения, символически знаковые интерпретации и т. п.), есть сложное, многомерное, полифункциональное образование, имеющее огромное значение для психического развития человека на всех этапах его онтогенеза [1, c.71].

     Первое знакомство человека с окружающим миром происходит через ощущения. Благодаря органам чувств он получает свои начальные знания, которые формируют чувственные образы. Ощущение является первичным звеном сенсомоторного (ощущение + движение) акта. Ощущаем мы не только действия, но и свои потребности (голод, жажду, свои эмоции ит.д.). Ощущения отражают свойства внешнего – физического и внутреннего – физиологического мира.

     «Отражение действительности начинается с ощущений», которые в свою очередь «являются источником всех наших знаний о реальной действительности» [3, с.78].

      «…знания, мышление, не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности [4, с.260].

      Со времен Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Но на самом деле их значительно больше, так как каждый из нас способен, кроме того, ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение в пространстве частей своего тела.

      Немаловажную роль в нашей жизни играют ощущения, которые поступают от рецепторов, расположенных во внутренних органах. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

     Неповторимые ощущения надолго остаются в сознании человека и закрепляются в некоторых словесных выражениях, которые очень точно передают содержание чувственных образов. «Сочный цвет», «звонкая линия», «теплый звук», «колоритный портрет» и т.д. У каждого человека анализаторные системы имеют свои особенности, поэтому мы по-разному ощущаем качества предметов и явлений. Некоторые умеют необычайно тонко дифференцировать запахи, различать оттенки цвета, другие имеют абсолютный слух. Повышенная способность человека реагировать на те или иные раздражители нередко предопределяет его профессиональный выбор.

      Восприятие, также как и ощущение, представляет собой процесс непосредственного отражения объектов реальности. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретенном опыте. Восприятие создает целостные образы, тогда как ощущение отражает определенные качества объектов. Два этих процесса взаимосвязаны между собой: для построения образа объекта необходимо получить информацию о его качествах, а отражение отдельных качеств объектов  без целостного образа бессмысленно.

    «Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений действительности в многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств» [3, с.103]. 

     В процессе восприятия ощущения суммируются, и происходит сравнение на основе прошлого опыта, мышления воспринимающего, его чувств и эмоций. «Отражая объективную реальность, восприятие делает это не пассивно, не мертвенно зеркально, потому что в нем присутствуют и знания, и психологический опыт конкретной личности воспринимающего» [8, с.36].     

     Восприятие сопряжено с узнаванием, поэтому воспринять то, с чем уже приходилось сталкиваться, легче,  чем новые сведения. Воспринимая неизвестное, мы обычно сравниваем его с уже усвоенным, стремимся найти черты знакомого в незнакомом. Чем больше свойств предмета удается ощутить, тем он легче воспринимается. Если объект нам был ранее не знаком, а полученная о нем информация неполная, то возможны ошибки в восприятии его целостного образа.

     Восприятие зависит от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (апперцепция). Решая определенные жизненные задачи, человек переходит от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения, т.е. к преднамеренному восприятию. Систематическое преднамеренное восприятие способствует развитию внимания, наблюдательности, что помогает осуществлению познавательного процесса и накоплению знаний. Наблюдение включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Быть наблюдательным – значит уметь систематически, целенаправленно проявлять внимание к тому, что происходит вокруг, фиксировать в памяти образы и факты. Восприятие в форме наблюдения переходит в деятельность мышления и приобретает новые специфические черты. Развиваясь в другом направлении, восприятие действительности переходит в связанное с творческой деятельностью создание художественного образа и эстетического созерцания мира.

      «Проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. Что, иначе говоря, психология образа (восприятия) есть конкретнонаучное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают: это – знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно-реальном мире» [4, с.254]

      «Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда не только смотрит, но и рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается, он активно выбирает способ восприятия объекта, который обеспечит построение адекватного своим задачам образа»[8,с.36]. Такая тесная взаимосвязь восприятия с деятельностью особенно характерна для творчества. Например, художник, чтобы изобразить портрет, старается найти существенные самые важные черты лица, соотносит их между собой, улавливает характер, мысли, чувства и их выражение на лице, определяет составляющие образа.

    «Восприятие – это не только психический процесс отражения, это форма познания действительности через построение образов. Сопоставление, сличение, сверка образов является существенной характеристикой восприятия как познавательной, так и мыслительной деятельности»[8, с.37].

      «…не восприятие полагает себя в предмете, а предмет – через деятельность – полагает себя в образе. Восприятие и есть его «субъективное полагание» [4, с.260].

      «Образ не представляет некоторого моментального снимка предмета. Его формирование – это сложный развертывающийся во времени процесс. При этом на каждой фазе процесса выявляются все новые свойства предмета и уточняются те, которые уже определены. В процессе отражения  непрестанно происходит реконструкция образа в направлении повышения уровня его адекватности предмету (и в зависимости целей, которые человек ставит перед собой)» [8, с.37].    

     «Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно «вычерпывая» его из объективной реальности. Процесс восприятия и есть процесс, средство этого «вычерпывания», причем главное состоит не в том, как, с помощью каких средств протекает этот процесс, а в том, что получается в результате этого процесса…Образ более адекватный или менее адекватный, более полный или менее полный… иногда даже ложный» [4, с.255].

     Образ предмета, явления – это не просто картинка, но и еще ее содержание, которое зависит от личностных ощущений, восприятий, наблюдений, сравнений, логических выводов. « В образ, картину мира входит не изображение, а изображенное» [4, с.261].

     «Являясь отражением предметов (и явлений) объективной, т.е. существующей вне и независимо от сознания человека действительности, образ вместе с тем субъективен» [8, с.38].

     Субъективность образа проявляется в различных взаимосвязях человека с миром на разных уровнях психического отражения. Проявление субъективности обуславливают особенности жизнедеятельности, индивидуальная позиция человека, которую он занимает в этом мире.     «Образ является одной из основных категорий психологии, единицей психологического отражения. Само отражение предполагает три уровня: уровень восприятия, уровень представления и уровень мышления» [8, с.39].

     Восприятие тесно связано с мышлением. Эта связь выражается в том, что образы, формирующиеся в процессе восприятия, осмысливаются, конкретизируются и обобщаются посредством понятий. Восприятие, занимая промежуточное положение между ощущением и мышлением в едином процессе познания, представляет собой сравнительно более высокий по отношению к ощущению уровень чувственного познания.

     Ощущения и восприятия складываются в сознании человека в определенные представления. «Представления – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения» [6, с.170]. «Представления – это образы предметов, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее» [3, с.140].

      Представления базируются на реальном опыте, на сведениях почерпнутых из книг, телевидения и других источниках информации. В его формировании большую роль играют также воображение и фантазия. В основе представлений нередко оказывается причудливая комбинация реальных и вымышленных элементов и деталей.

     «Представление нельзя рассматривать как раз навсегда данное. Представление – это процесс. Всякое новое восприятие предмета ведет к изменению (дополнению и уяснению) представления этого предмета…Образ представления этого предмета не возникает обычно сразу в окончательной форме, а постепенно, по мере включения все новых и новых следов, временных связей растет, дополняется, изменяется и постепенно «проясняется» [3, с.140,].

      «В отличие от восприятия представления носят более обобщенный характер. Они могут отражать не только настоящее, но также прошедшее и будущее» [5, с.19].

     Хорошо развитая способность представлять помогает человеку во всех видах учебной и профессиональной деятельности. Человек, как правило, никогда не действует наугад. Он более или менее, всегда представляет, что хочет и какой результат должен получить.

     Особой формой представления является фантазия. «Фантазия или воображение – психический процесс оперирования образами (представлениями) и система новых образов» [6, с.59].

     Воображение – особая форма психики, присущая исключительно людям. Ни в чем другом, кроме воображения не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей.

     Способность к фантазии особенно свойственна детям. Без фантазии не обходятся представители всех творческих профессий.

      «Представления можно рассматривать как высшую форму чувственного отражения в процессе наглядно-образного познания. Они могут быть сопряжены с какой-либо чувствительной системой, но чаще основываются на синтезе, обобщении пережитых ранее различных по своему характеру ощущений и восприятий» [5, с.21].

      Ощущения, восприятия, представления ведут к накоплению информации, жизненного опыта и обеспечивают возможность наглядно-образного, чувственного познания мира. Осмысление информации, ее анализ и синтез ведут к формированию обобщений, которые свойственны процессу словесно-логического мышления, с помощью которого формируются понятия.

     «Понятие – одна из  логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического» [6, с.169]. Понятия формируются спонтанно или целенаправленно. Формированием понятий можно управлять в процессе обучения и воспитания. Путь формирования понятий долгий, последовательный и постепенный. Существуют житейские (бытовые) понятия и научные. Научные понятия больше связаны с абстрактным мышлением. Понятия в свою очередь тоже имеют определенные образы в сознании человека. Даже абстрактные понятия не могут существовать в чистом виде. Согласно Радикальной теории образов даже теоретическое научное, абстрактное знание и значения абстрактных слов в той или иной степени имеют образные и эмоциональные компоненты, формирующиеся в опыте каждого человека. В сфере психологии человека не существует чистых абстракций, оторванных от образной репрезентации [7, с.345].

      Говоря о процессе возникновения образа в сознании человека, нельзя не коснуться памяти. Все, что человек воспринимает в процессе познания окружающего мира, запечатлевает его память. Образы, сформированные различными органами чувств, которые запомнил человек, дополняют друг друга, создавая белее полный образ предмета или явления, делают богаче образное мышление.

    «Память – процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование в деятельности или возвращение  в сферу познания» [6, с.160]. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

     Память человека представляет собой сложное и многоуровневое явление. Памятью обладают все живые организмы на земле. Но в отличие от других представителей животного мира у человека есть память на мысли, понятия, и образная память, становясь частью воображения, развивается больше. Кроме биологической и элементарной психологической у человека развита произвольная память – память сознания. Наличие произвольной памяти изменяет все другие ее формы.

     «Память способна не только к запечатлению, хранению и воспроизведению информации о внешних воздействиях на носителя психической реальности, но и обладает способностью к запечатлению, хранению и воспроизведению собственных внутренних состояний» [8, с.53].

     «Память – это передача информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем. Сохраняя образы наших действий, восприятий, мыслей, чувств, память как бы движется в обратную сторону от направления движения времени. В настоящее и возможное будущее мы привносим образы прошлого» [8, с.154].

     Основные процессы памяти – это запоминание, воспроизведение и узнавание. «Запоминание – это процесс закрепления и сохранения в памяти, полученных от объектов и явлений действительности впечатлений» [3, с. 135]. Запоминание может быть  непроизвольным (без определенной цели) и произвольным (поставлена специальная цель). Непроизвольное запоминание обычно связано с деятельностью человека (учеба, работа). В процессе какой-либо деятельности человека накапливается опыт (образы) без особых усилий. 

     «Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее произведенного содержания из долговременной памяти и перевода его в кратковременную память (оперативную)» [7, с. 62].  

     «Для воспроизведения характерным является то, что образы памяти оживляются без опоры на повторное восприятие того или иного предмета» [3, с.138].

      «Узнавание – это установление сходства между предметом, воспринимаемым в данный момент, и тем образом, который закрепился в нашей памяти от предшествующего восприятия этого или похожего на него предмета»[3, с.138].

     «Забывание – один из процессов памяти, проявляющийся в неспособности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании» [7, с.115].      

     Существуют различные классификации памяти. Среди видов памяти по времени запоминания выделяют мгновенную, кратковременную, долговременную и промежуточную память. По типу запоминаемого материала психологи выделяют следующие виды памяти: двигательная, образная, словесно-логическая, эмоциональная. «В зависимости от содержания запоминаемого материала, от степени участия тех или иных анализаторов в процессе запоминания и воспроизведения различают следующие виды памяти: зрительный, слуховой, двигательный и смешанный(зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухо-двигательный и т.д.)» [3, с.139].

      «Учитывая специфику формирования художественного образа, необходимость яркого впечатления непосредственных наблюдений действительности и прочного закрепления изобразительных умений и навыков, указанные виды памяти приобретают чрезвычайно важное значение в художественном творчестве» [3, с. 139].

     Таким образом, можно сделать вывод, что в формировании образов в сознании человека участвуют все процессы, протекающие в коре головного мозга в течение становления человека как личности. Образы формируются в процессе восприятия окружающего мира, проходя через все ступени познания, начиная с чувственного познания, заканчивая логическими обобщениями. Образы можно классифицировать на следующие группы:

  • Чувственные (все, что человек воспринимает с помощью различных органов чувств): обонятельные, осязательные, тактильные, вкусовые, зрительные, слуховые, вибрационные, а также смешанные, основанные на взаимодействии различных органов чувств.
  • Смысловые (основанные на осмыслении чувственных образов, позволяющие определить степень позитивности или негативности полученного восприятием образа).
  • Эстетические (образы, которые несут положительные эмоции, вызывают чувство равновесия и гармонии с окружающим миром).
  • Духовно-нравственные (которые основываются на словесной характеристике, принятой моральными общественными нормами, значения содержания представления или понятия).
  • Познавательно-обобщающие (образы, которые формируются в процессе обучения, воспитания, саморазвития и становления личности путем совершенствования собственных знаний и представлений о мире).

     Жизнедеятельность человека основана на приобретении, запечатлении новых интересных, эмоционально-привлекательных образов. Если у человека нет впереди влекущих к себе целей, или происходит ожидание образов с негативной эмоциональной окраской, то все жизненно важные процессы в организме человека, в том числе и психологические,  угнетаются. Здесь как раз большую роль играет словесный образ, который помогает преодолевать трудности  во всех жизненных процессах, в том числе и обучении. Человеческий мозг работает по трем рефлекторным сигналам по мере эволюционного развития: эмоция – образ – слово.

     Учитывая такую сложную взаимосвязь и взаимозависимость всех психических процессов в формировании смыслового образа важно активизировать формирование образного мышления именно в возрасте 11-13 лет, когда произошло накопление чувственных и эстетических образов, когда некоторые образы прошли корректировку и определились  ложные образы. Формирование образного мышления нужно направлять в познавательное русло и активное взаимодействие с духовно-нравственными позициями.

      Важнейшим средством формирования образного мышления является искусство. Произведения изобразительного искусства благодаря художественно-образной форме отражения действительности глубоко волнуют детей, вызывают сопереживание, учат эстетически воспринимать окружающий мир. Они учат детей образно мыслить и вносят элементы творчества в их изобразительную деятельность. Произведения искусства знакомят детей с многообразием человеческих отношений, чувствами людей, их характерами, укладом общественных отношений, обогащают представления учащихся о человеке.

     «Процесс образного мышления неразрывно связан с творческим мышлением и творческой деятельностью в целом и является неотъемлемой их частью. Он конкретизирует творческое или креативное мышление со стороны создания художественного образа при помощи изобразительных средств» [2, с.25].

     Структура образного мышления формируется во времени путем совершенствования и видоизменения. Основными составляющими компонентами образного мышления подростка являются:

  1. Образы, полученные в процессе приобретения жизненного опыта, познания окружающего мира, природы, общения с людьми,  соприкосновения и самостоятельного изучения произведений  искусства.
  2. Образы, получаемые в результате организованного педагогического  процесса и творческой деятельности учеников.
  3. Интегрированные образы, полученные в результате направленной деятельности педагога и самостоятельной исследовательской работы, ведущие к изменению и обогащению образного мышления.

     Процесс формирования образного мышления представляет собой спираль, включающую в себя все новые и новые знания об образах, которые дополняются, уточняются и наслаиваются один на другой. Основой образного мышления остаются самые ранние детские впечатления при возможном их дополнении и совершенствовании. Чем ярче и разнообразнее будут новые образы, тем эффектнее корректировка ранее полученных, возможно ложных образов окружающего мира. Образы несут в себе идейное содержание и носят эмоционально – нравственную окраску, что способствует возникновению жизненных идеалов в сознании школьников, которые позволяют корректировать их модель поведения и обеспечивают развитие творческого потенциала личности.

 

Литература

  1. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления / Под ред. Якиманской И.С. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
  2. Голуб А.А. Развитие художественно-образного мышления учащихся 5-6 классов на уроках тематического рисования. – М., 1997.
  3. Кузин В.С. Психология / Под ред. Ломова, Б.Ф. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1982. – 256 с.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с., ил.
  5. Никифоров А.С. Познание мира. – М.: Советская Россия, 1989. – 192 с.
  6. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005.
  7. Современный психологический словарь / Под. ред.Б.Г. Мещерякова, В.В. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ Владимир, 2006 – 490 [6]  с. – (Научный бестселлер).
  8. Яновская Л.В. Основы психологии. – М.: ООО ТД, Издательство Мир книги, 2007. - 192 с.: ил..

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010