Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Создание картин в технике ручного ткачества»

Автор:
Номаконова Александра Петровна

Аннотация:



Статья отнесена к гуманитарному направлению
Модуль: «Технология в школе»
Работа: «Создание картин в технике ручного ткачества»
Автор: Номаконова Александра Петровна – учитель технологии, высшая квалификацион-ная категория    
    Данное направление «Создание картин в технике ручного ткачества» представляет собой раздел «Рукоделие» в образовательной области «Технология» в 8 - 9 классах, время на  изготовления объектов 12 часов. Освоение содержания темы происходит в процессе проект-ной деятельности учащихся. Ученицы учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность. Изготавливают много интересных картин, их работы выставляются в школе, городе, области, олимпиадах и заслуживают большого внимания.

 

Статья:

            В настоящее время многие предметы быта не теряют своей прелести, прочности, изящества, если они сделаны вручную. И показательно то, что народное ткачество, связанное с самым глубинным слоем древних народных традиций в современных условиях жизни выполняет свою исконную функцию украшения жилища  и представляет искусство интерьера.

            Данное направление «Создание картин в технике ручного ткачества» представляет собой раздел «Рукоделие» в образовательной области «Технология» в 8 - 9 классах, время на  изготовления объектов 12 часов. Освоение содержания «Создание картин в технике ручного ткачества» происходит в процессе проектной деятельности учащихся. Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа. При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложнее, слабым – по их реальным возможностям.       Предусматривается поэтапное усложнение материала, когда в последующем классе происходит расширение специальных знаний и совершенствование необходимых умений и навыков ручного ткачества. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Работы могут быть изготовлены для дома (коврики, подушки-думки, накидки на кресла, картины), использованы для оформления интерьера школы или в коммерческих целях. Очень важно при этом подобрать высокохудожественные объекты труда, особое внимание уделять развитию художественно – эстетических, творческих, дизайнерских, изобретательских способностей.

             В конце прохождения раздела «Создание картин в технике ручного ткачества» учащиеся должны иметь элементарные знания об искусстве ручного, машинного ковроткачества, инструментах и материалах, последовательности выполнения стежков, оформлении законченных изделий, иметь представление о пропорции, цветовом сочетании. Должны уметь работать ткацкой иглой, последовательно выполнять петлистые стежки, устранять ошибки, оформлять законченные изделия, в процессе работы ориентироваться на качество изделий и создавать высокохудожественные произведения.

 

Тематическое планирование «Создание картин в технике ручного ткачества»

 

№ п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

Теор.

Прак.

1.       

Вводное занятие.

1

1

 

2.       

Нетрадиционные способы получения ковровых изделий.

1

 

1

3.       

Использование картин в оформлении интерьера. Дизайн интерьера.

1

1

 

4.       

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

1

1

 

5.       

Выполнение картин в технике «Ручное ткачество ткацкой иглой». Творческий проект

7

2

15

6.       

Оформление изделий и уход за ними

1

 

1

 

Итого:

12

5

7

 

Вводное занятие.

Общие сведения о художественном ковроткачестве. Народные ремесла и промысла России. Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для ручного ковроткачества.

Нетрадиционные способы получения ковровых изделий.

Способы получения ворсового полотна нетрадиционным способом. Вышивка ковровой иглой. Использование вязального крючка, швейной машины, иглы при изготовлении ковровых изделий. Нетрадиционные приемы.

Использование картин в оформлении интерьера. Дизайн интерьера.

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Отделка интерьера жилища ковровыми изделиями. Выбор изделия для выполнения творческого проекта.

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

Понятие «Эскиз», «Рисунок», «Композиция». Основные и составные цвета, теплые и холодные, контраст. Подбор рисунка для изделия. Цветовое решение. Подбор материала, пряжи.

Выполнение картин в технике «Ручное ткачество ткацкой иглой». Творческий проект.

 Этапы работы  над проектом:1. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» автором проблемы. 2. Целеполагание: а) формулирование цели проекта;  б) создание образа ожидаемого результата – проектного продукта. 3. Планирование: а) постановка задач, исходящих из цели;  б) выбор способов работы (технологии);  в) определение последовательности предстоящих шагов; г) определение сроков работы. (Приложение 1)

  Оформление изделий и уход за ними

Виды и способы оформления и отделки изделий (бахрома, кисти, обметывание, рамка и др.).

Создание картин в технике ручного ткачества

Процесс изготовления картин строится по плану:

1.      Выбор материалов, приспособлений, инструментов;

2.      Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань;

3.      Крепление ткани;

4.      Освоение приёмов ткачества;

5.      Заполнение рисунка стежками;

6.      Оформление законченного изделия.

                        1. Выбор материалов, приспособлений (рис. 1): деревянные рамки разных размеров; пяльцы; плотные льняные, хлопчатобумажные ткани; пряжа разных цветов (смотреть и подбирать цвета в соответствии выбранной композиции). Инструменты (рис. 2): ножницы с хорошо отточенными лезвиями; ткацкая металлическая игла (сделана из медицинской полой иглы, на конце которой просверливается отверстие), игла плотно вставляется в отверстие трубки (для надёжности можно обмотать изоляционной лентой), длина ворса зависит от длины иглы; тонкая проволока для заправки пряжи в иглу.

                        2. Выбор рисунка и перевод рисунка на ткань: выбрать рисунок для своего изделия (детские книжки-раскраски, произведения художников, можно использовать кухонные льняные полотенца с готовым рисунком, гобелены); на светлую ткань рисунок перевести с помощью копирки, а на темную -  припорохом.

                        3. Крепление ткани (рис 3): если выбираются небольшие работы, то использовать пяльцы; на деревянную рамку ткань с рисунком крепится мелкими гвоздями или кнопками с обратной стороны (рисунок получается на лицевой стороне рамки).

                        4. Освоение приёмов ткачества:

1)      Заправить иглу пряжей: со стороны острия иглы вставить перегнутую проволоку, в петлю которой продеть нить (рис. 4); протянуть нить к острию иглы (рис. 5); вдеть нить в ушко иглы (рис 6);

2)      Заправленную иглу вкалываем в рисунок на ткани;

3)      Вытягиваем иглу назад. С изнаночной стороны должны получиться короткие стежки, схожие с машинными (рис. 7), а с лицевой стороны образуются вытянутые петли - ворс (рис. 8);

5. Заполнение рисунка стежками

Правила по выполнению петлистого стежка:

1)   иглу втыкать в ткань до упора, чтобы ворс на лицевой стороне был ровный, одинаковой высоты;

2)   иглу передвигать по принципу «Игла впереди – нить за ней»;

3)   стежки выполнять короткие, близко друг к другу;

4)   при смене направления стежка (снизу вверх, сверху вниз), иглу поворачивают;

5)   застилать узор можно: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, по кругу (выбрать одно направление, сочетание всех сразу не рекомендуется);

6)   застилать рисунок стежками следует так, чтобы сквозь петли на лицевой стороне не просвечивала ткань;

7)   нельзя вкалывать иглу близко от рамки, чтобы не сломать иглу или не притупить (тупая игла рвёт ткань);

8)   нитки, идущие от клубка, должны идти свободно (не натянуты).

6. Оформление законченного изделия: оформить законченное изделие в рамку. С изнаночной стороны проклеить клеем (ПВА или Бустилат). Изделие можно стирать в солёной воде с мылом и добавлением уксуса. После стирки снова оформляют в рамку и  проклеивают клеем.

  7. Защита проекта.   Творческий проект:  картина «Тигрёнок» в технике ручного ковроткачества,  разработала ученица 9 класса Таюрская Мария. (Приложение 2)

 

              Освоение содержания  «Создание картин в технике ручного ткачества» стимулирует познавательную деятельность обучающихся, помогает творчески использовать жизненный опыт, развивает навыки поисковой деятельности. Изготовление своими руками красивых и нужных изделий вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

 

Творческие работы в технике ручного ткачества

Авторские работы Номаконовой А.П.: «Астрология с улыбкой», «Попугаи» (рис.9), «Встреча» (рис. 10). Награждена почетной грамотой за высокий показатель в городской выставке «Мастер – золотые руки».

Творческие проекты учениц 9 класса (рис.11). Награждены грамотой за профессионализм и мастерство в городской выставке по декоративно - прикладному творчеству «Юные таланты Усолья».

 

       Приёмами ткачества может овладеть каждый, возможности ткачества безграничны, как неограничен и простор для фантазии. Вы берёте в руки ткацкую иглу, нитки, и творите на ткани чудо, тем более, что для создания таких работ затраты небольшие.

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение
  5. Приложение
  6. Приложение
  7. Приложение
  8. Приложение
  9. Приложение
  10. Приложение
  11. Приложение
  12. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010