Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Роль комнатных растений в жизни человека.

Автор:
Каменева Вера Владимировна

Аннотация:

Роль комнатных растений в жизни человека.

 

Автор: Каменева Вера Владимировна

 

Аннотация: Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища, святыни. В процессе данного урока школьники знакомятся с разнообразием комнатных растений, со средствами ухода за ними, способы размещения растений в интерьере дома. На уроках технологии учащиеся узнают мир растений с точки зрения разных наук с применением практических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   В.В. Каменева

Статья:

Роль комнатных растений в жизни человека.

 

 

Цель: Расширить представление учащихся о разнообразии комнатных растений, средствами ухода за ними и способы размещения растений в интерьере дома, межпредметная связь на уроках технологии.

 

Учитель: Жизнь человека связана с природой, а значит и с жизнью растений. Издавна люди украшали цветами и растениями себя и свои жилища святыни, выражали благодарность за мужество и храбрость (дарили букеты), награждали за заслуги перед Отечеством (надевали венки из лавра) и т.д.

Так, в Бирме, Индии и в некоторых других странах до наших дней сохранился обычай украшать гирляндами из цветов почетных гостей.

Обычай украшать жилище растениями, возможно, возник в стране с редко выраженной сменой времени года, чтобы задержать дома зеленый островок живой природы.

Давайте, мы с вами, отправимся в путешествие и узнаем все про комнатные растения и помогут нам в этом, ребята - консультанты (на доске висит карта с  названиями станций путешествия).(Рисунок 1)

1.     Историческая.

2.     Географическая.

3.     Биологическая

4.     Математическая.

5.     Промежуточная (Физ. минутка).

6.     Иностранная.

7.     Лекарственная.

8.     Уход за растениями.

9.     Практическая.

Ведущий:  И так, мы садимся с вами в поезд и начинаем путешествие. И первая наша остановка на стации «Историческая», где нас встречает консультант - историк (выступает первый консультант - историк).

Консультант - историк: Культура комнатных и кадочных растений была известна уже в Древнем Египте. На изображениях, которым более 3тыс. лет видно маленькие деревья и кустики в каменных вазах. В Древней Греции и Древнем Риме жители выращивали в домах кадочные растения, их так же использовали для украшения внутренних двориков. Но настоящий бум комнатных растений начался в эпоху Великих географических открытий в 15 в., когда путешественники среди других сокровищ доставляли в Старый Свет первые ботанические драгоценности. То, что выращивание растений в комнатах впервые началось в тех странах, где царит зима, вряд ли кто станет оспаривать. Но вот определить, когда люди начали украшать свое жилище живыми растениями, почти невозможно.

Ведущий:  Едим дальше, следующая остановка «Географическая» и здесь нас встречает консультант – географ.

Консультант – географ: В комнатной культуре выращивают преимущественно тропические и субтропические растения, рост и развитие которых происходит в условиях, близких к условиям жилых помещений. Поэтому создание ассортимента комнатных растений непрерывно связано с историей географических событий в тропиках и субтропиках, откуда местные теплолюбивые растения попали в наши северные страны. Одними из первых в европейских домах появились американские растения. После открытия Колумбом Америки в 1492г. вплоть до конца 16в. их было, по-видимому, всего три: американская агава, виргинская традесканция и опунция.  17в. начался усиленным освоением Голландией тропиков Старого Света.

            Ведущий: Продолжаем путешествие и подъезжаем к станции «Ботаническая», заслушаем, что нам расскажет консультант – ботаник.

Консультант – ботаник: Практически не один корабль не выходил из голландского порта, прежде чем его капитан не получал подробных инструкций по сбору семян и живых растений, которые затем поступали в ботанические сады страны. Большинство привозимых растений было неспособно переносить даже мягкие голландские зимы. Летом их выносили на открытое небо, а осенью возвращали назад в теплое помещение. Для этого растения высаживали в горшках или кадках.

            Первая отапливаемая оранжерея для выращивания декоративных растений была выстроена в 1599г. в Лейдене. В 1646г. оранжерея появилась в Генте и Амстердаме. Оранжерея при частных усадьбах нередко бывали местом светских развлечений. Растения здесь являлись лишь фоном, наряду со скульптурами, картинами, мебелью. Кое-где в оранжереях сооружались гроты, фонтаны и даже водопады. Некоторые из них были узкоспециализированными, так как предназначались для зимней выгонки цветов и выращивания экзотических фруктов - цитрусовых, ананасов. Так, в начале 19в.,  в подмосковном саду графа Разумовского, в субтропической оранжерее, выращивалось 500 цитрусовых, в ананасной – более 2000 растений.

Постепенно многие виды, выращиваемых ранее в оранжерейных коллекциях лишь специалистами – ботаниками, перекочевали в жилые комнаты и составили основу современных комнатных растений. Камелия японская, впервые попавшая в оранжереи Европы в 1739г., в 30-хгодах 19века перестала быть коллекционной редкостью и вошла в комнатную культуру. В середине прошлого столетия стала настоящим комнатным растением фуксия, хотя европейцы познакомились с ней почти 100 лет назад.

Ведущий: Чтобы понять, сколько растений появилось на карте распространения декоративных растений закрытого грунта, мы узнаем у консультанта – математика.

Консультант – математик: Из общего числа (около 3150 видов) больше всего 600 (это19%) – дали цветоводству тропики Южной Америки. Оттуда пришли к нам бегония вечноцветущая, монстера, маранта, цикломены.

Из Южной Африки происходит 590 (это 19%) видов. Это различные алоэ, аспарагус, калла, хлорофитум.

Центральная Америка, Мексика и Вест- Индия родина 430 видов (это 13%) комнатных растений, в том числе кактусов и различных суккулентов (эхеверии, очитков).

Немало растений 425 видов(13%) из Тропической Азии, прежде всего из Индии, Индокитая. Отсюда к нам пришли многие орхидеи (колеус, бегония королевская, фикус каучуковый).

Средиземноморье – родина 310 видов(10%). Среди них гранат, колокольчик разнолистный, лавр, олеандр, пальма.

Субтропики Южной Америки подарили сравнительно мало видов растений 182 вида(6%). Наиболее известна фуксия изящная. Среди тропических африканских растений чаще всего встречаются дращены, кофейное дерево.

 А вот растений восточноазиатского происхождения всего 3%. Однако, многие из них пользуются большой любовью цветоводов – это азалия, камелия, камнеломка плетеносная.

Кордилины, восковой хвощ (хойя) представляют в наших домах флору Австралии и Новой Зеландии. Всего этот континент дал цветоводам 99 видов растений.

            Центральная Азия и Канарские острова подарил нам соответственно 72 и 41 вид. О первом напоминает инжир, о втором – финик канарский.

Ведущий: А теперь нам нужно отдохнуть и заняться физ. минуткой. Поезд  пришел на станцию промежуточная. (показывается физ.минутка).

После отдыха продолжаем движение и прибываем на станцию «Иностранная» и нас встречает консультант по иностранным языкам.

            Консультант по иностранным языкам:  Ампельные растения получили свое название от немецкого «ампел» - висячая ваза. Этот декоративное растение с длинными свисающими побегами, выращиваемые в подвесных вазах – кашпо, горшках или корзинках. Как правило, это тропические многолетние травянистые растения. Одни из них способны образовывать стелющиеся по земле побеги (бегония, традесканция), способные укрепляться в листовых узлах.

            В качестве ампельных  используют лианы. Лианы и эпифиты – большая группа растений (около 2500 видов) использующая для своего роста любую опору. Это аспарагус, плющ, монстера.

            Название «эпифиты» (от греческого «эпи» - на и «фитос» - растение) говорят об образе их жизни. Они поселяются на стволах и ветвях деревьев, используя их как опору, но, не паразитируя на них. Помимо орхидей и бромелий эпифитный образ жизни ведут многие папоротники.

Многие эпифиты поселяются на камнях и скалах. В этом случае их называют эпилитами (от греческого «литос» - камень). В условиях культуры эпифиты можно выращивать в горшках в рыхлом, воздухо- и влагопроницающем субстракте, на корягах или на специальных блоках их коры дуба.

Ведущий: Отправляемся дальше и прибываем на станцию «Лекарственная». Где нас встречает консультант – травник.

 Консультант – травник: В медицинской практике лекарственные растения редко используются в натуральном виде. Обычно из них готовят лекарственные препараты и лекарственные формы. В домашних условиях из каждого растения и различных сборов можно приготовить настои, отвары и спиртовые (водочные) настойки. Настой приготавливают из мягких неодревесневелых частей (трава, листья, цветки), из которых легко извлекаются биологические активные вещества. Для получения указанных лекарственных форм растительное сырье необходимо измельчить: листья, цветки – до частиц размером не более 5-7 мм, кожистые листья размером не более 1мм, стебли , кору, корни и корневища  - не более 3мм, плоды и семена – не более 0,5мм.

Настои и отвары готовят следующим образом: измельченное лекарственное сырье помещают в эмалированный или фарфоровый сосуд и заливают необходимым количеством кипяченой воды и нагревают на водяной бане (при частом помешивании): настои – 15мин, отвары – 30мин. Затем сосуд снимают с водяной бани и охлаждают при комнатной температуре (настои не менее -  45мин., а отвары – 10мин). Настои охлажденные, а отвары в горячем состоянии процеживают и разбавляют кипяченой водой до указанного объема.

Настои готовят и на 70% или 40% спирте. Измельченное растительное сырье помещают в сосуд, заливают спиртом из расчета на одну весовую часть 5 объёмных частей настойки и выдерживают при комнатной температуре при перемешивании в течение 6-7 дней. Затем настойку сливают, остаток растений отжимают и полученную настойку фильтруют. Она должна быть прозрачной и иметь запах и вкус настаиваемого сырья.

Хранятся настойки в темном месте, в хорошо закрытых склянках при комнатной температуре.

Ведущий: Отправляемся дальше и прибываем на станцию «Уход за растениями», где нас встречает консультант по уходу за растениями.

Консультант по уходу за растениями: Каждому комнатному растению для нормального роста и развития требуется уход, который включает  соответствующий набор: почвенные смеси, поливку, подкормку, пересадку, перевалку, чистку.

1.Для каждого растения требуется своя почвенная смесь, состоящая из листовой (торфяной и перегнойной) и дернового песка. Различают тяжелые, средние и легкие смеси в зависимости от количества дерновой земли, входящей в состав той или иной смеси. Для растений со слабой корневой системой – легкая смесь (это папоротники). Для быстро растущих растений (аспарагус) – среднюю, а для старых с мощной корневой системой (цитрусовые) – тяжелую. Условия: питательная почва, хорошо пропускающая воздух и влагу.

2.Одним из важнейших мероприятий по уходу за растениями является полив. Чистота и количество зависит от многих факторов.

·       Виды растений:

·       Фаза развития (в период роста большая, чем в период покоя)

·       Время года (летом обильно, зимой меньше)

Поливают растения

·       Ежедневно (частый полив) (бегония, плющ)

·       Через день – два (умеренный) (пальмы, маранта)

·       Раз в несколько дней, месяцев (редкий) (кактусы, алоэ)

Поливают не в центр, а на край горшка. Воду берут отстоявшуюся (не менее суток) t на 2-3° С выше комнатной. Зимой, когда растение приостанавливается в росте, применяют «сухую поливку», их реже поливают, чаще рыхлят землю в горшках, чтобы воздух поступал к корням, опрыскивают.

3. Пересадка – замена почвы без сохранения кома земли. Для этого растение вынимают из горшка, перемещают в посуду с водой, осматривают корни. На дно горшка выкладывают черепок выпуклой стороной вверх, посыпают слой мелких камешков, а затем песок до 2-хсм – это дренаж.

4. Если растение не переносит пересадку, делают перевалку (растение переносят с сохранением кома). Горшок берут больше предыдущего.

Размножение: черенками, обрезками стеблей, делением куста, прививками.

5.Улучшить процесс фотосинтеза, предупредить заболевание растений и попадание на них вредителей помогает чистка, то есть промывание листьев растений, удаление сухих листьев.

Ведущий: Наше путешествие продолжается, отправляемся дальше и прибываем на станцию «Практическая», где мы с вами узнаем, как правильно провести один из этапов по уходу за растениями. Каждая бригада получит задание. 1 – пересадка растения, 2 – перевалка растения.

 

Карточка №1

Практическая работа «Пересадка растения»

Принадлежности и материалы: Горшок, совок, черепок, мелкие камешки, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета, емкость с водой.

Ход работы:

1.     Извлеките растение из горшка (выполните работу над специально расстеленной для этого газетой) (Рисунок 2)

2.     Промойте корни в емкости с водой.

3.     Сделайте дренаж дл нового горшка. На дно выкладывают черепок выпуклой стороной вверх, посыпают слой мелких камешков, затем песок до 2см.

4.     Растение вставляют в горшок и насыпают почвенную смесь, прижимают  (Рисунок 4)

5.     Производят полив

6.     Поместите растение в слабоосвещенное место класса.

7.     Уберите за собой рабочее место.

 

 

Карточка №2

Практическая работа «Перевалка растения»

Принадлежности и материалы: Горшок, совок, черепок, мелкие камешки, крупнозернистый песок, почвенная смесь, растение, газета.

Ход работы:

1.     Извлеките растение из горшка (выполните работу над специально расстеленной для этого газетой)

2.     Сделайте дренаж дл нового горшка. На дно выкладывают черепок выпуклой стороной вверх, посыпают слой мелких камешков, затем песок до 2см.

3.     Выполните перевалку ( Рисунок 3) Растение переносят с сохранением кома. Горшок больше чем предыдущий.

4.     Производят полив

5.     Поместите растение в слабоосвещенное место класса.

6.     Уберите за собой рабочее место.

              

Учитель: И так закончилось наше путешествие, мы с вами познакомились с ролью растений в жизни человека, узнали их с точки зрения различных наук: истории, географии, ботаники, математики, иностранного языка, а так же практически познакомились, как можно ухаживать за растениями.

 

Сколько растений в мире прекрасном,

Могут служить интерьером, лекарством.

Газом они насыщают наш воздух,

Без них обойтись мы не можем при вздохе.

Радость от них, на душе красота

Недаром трудилась природа – ура!

Итог урока: Оценка знаний учащихся.

   

      

 

 

 

 

Приложения

Приложение

  1. Приложение
  2. Приложение
  3. Приложение
  4. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010