Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Профориентационная работа

Автор:
Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Аннотация:

Аннотация.

Программами по технологии обучению учащихся V–VII классов сельских школ предусмотрено три варианта тематического плана. В первом варианте (для девочек и мальчиков) на сельскохозяйственные работы, элементы растениеводства и животноводства отводится по 18 час. Во втором варианте (для мальчиков) и третьем (для девочек).

Проводя профориентационную работу с сельскими школьниками учитель учитывает ряд особенностей сельскохозяйственного производства. Таковыми являются: близость и доступность предмета и объекта труда и возможность непрерывного с ним ознакомления и практической пробы сил, начиная с дошкольного возраста; разнообразие источников потребляемой энергии; положительное воздействие на личность предметов труда; возможность участия в распределении, обмене и потреблении продуктов труда и т.д.

Учитель учитывает происходящие ныне коренные преобразования в производстве, широкое внедрение индустриальных и интенсивных технологий, малоотходных технологий, внедрение новых форм организации труда — бригадный и семейных арендный подряды.

В процессе педагогической деятельности учитель вооружает учащихся знаниями, умениями, навыками, ведет воспитательную работу, в результате которой совершенствуется нравственные качества подростка, учит школьников планированию трудовых процессов, организации рабочего места, соблюдению точности в выполнении работы, экономичному расходованию времени и материалов, пользованию эскизами, рисунками, технологическими картами, учит самостоятельному конструированию и изготовлению изделий. В процессе занятий сообщает учащимся сведения об отраслях народного хозяйства страны, профессиях и требованиях.

Во время практических действий учащихся контролирует формирование умений и навыков, необходимым специалистам профессии «Столяр»

В процессе наблюдений изучает склонности и способности учащихся и развивает у детей техническое мышление, творческий подход к труду.

Умело ознакомил учащихся с устройством, назначением и правилами пользования шерхебелем и рубанком; научил строгать этими инструментами заготовки древесины; обучал приемам проверки линейкой и столярным угольником. Ознакомил учащихся с характером и содержанием труда столяра, с необходимыми для этой профессии знаниями и умениями.

Способствовал воспитанию у учащихся дисциплинированности, аккуратности, точности в работе, бережного отношения к инструментам и стройматериалам из древесины, воспитывая уважение к людям, работающим а деревообрабатывающей промышленности и строительстве.

 

   Зарманбетов Н.Т., учитель технологии и ИЗО

Статья:

Зарманбетов

Нурманбет Тангатарович

 

 

Технология, 7 класс

МКОУ «Нариманская СОШ им. Асанова А.Б.»

 

368857, Дагестан,

Ногайский район

С. Нариман

 

 

 

 

Название номинации:

Профориентационная работа

 

 Тема занятия: устройство и назначение шерхебеля и рубанка. Строгание шерхебелем и рубанком базовых поверхностей заготовки и проверка их линейкой и столярным угольником.

Учебная цель: ознакомить учащихся с устройством, назначением и правилами пользования шерхебелем и рубанком; научить строгать этими инструментами заготовки древесины; обучить приемам проверки линейкой и столярным угольником. Ознакомить школьников с характером и содержанием труда столяра, с необходимыми для этой профессии знаниями и умениями.

Развивающая цель: формировать профессионально важные качества личности: глазомер, мануальную ловкость, развивать техническое мышление, творчество.

Воспитательная цель: способствовать воспитанию у учащихся дисциплинированности, аккуратности, точности в работе, бережного отношения к инструменту и стройматериалам из древесины, воспитывать уважение к людям, работающим в деревообрабатывающей промышленности и строительстве.

Наглядные пособия: таблицы по труду, по правилам безопасности труда, стенд-профессиограмма «Столяр», столярные изделия.

 

Ход занятия.

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

 

II. Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала. Вопросы:

— С какой целью размечают заготовку?

— Для чего служат измерительная линейка, столярный угольник?

— Почему шаблон — это приспособление?

— Как устроен рейсмус?

— Чем отличается обычный рейсмус от рейсмуса с карандашом?

— Для чего служат рейсмус и разметочный циркуль?

— Что такое пиление:

— Какие пилы вы знаете?

— Как правильно выполнить запил?

— Какие приспособления используют при пилении?

— Что такое припуск?

—  Назовите правила безопасной работы при пилении и зачистке?

Изложение нового материала.

 

План рассказа учителя:

1. Профессия «Столяр»

2. Строгание древесины.

3. Зачистка поверхностей деталей из древесины.

 

1. Профессия «Столяр».

Профессия представляет собой род трудовой деятельности человека на основе его специальных знаний, практических умений и навыков, личного опыта.

Специальность — более узкая область трудовой деятельности человека.

В ее основе — более узкий, но углубленный уровень знаний, практических умений и навыков работника.

Ведущей профессией в промышленной деревообработке является столяр. Особая важность для столяра — это правильное выполнение приемов строгания древесины. Так как столяру приходится выполнять большой объем ручного труда, находясь при этом в различных позах, которые необходимо постоянно менять, то он должен обладать хорошей физической подготовкой, уметь правильно выбирать ритм работы. У столяра должно быть хорошее зрение и глазомер. Это помогает ему качественно контролировать обрабатываемые поверхности, используя при этом различные контрольно-измерительные инструменты. Для выполнения правильной разметки, распиливания, обработки заготовки, а затем и сборки изделия столяру необходимо обладать хорошим воображением, уметь рисовать и знать черчение в объеме школьной программы. Он должен обладать хорошей координацией движений и мануальной ловкостью.

Наиболее массовой профессией в деревообрабатывающем производстве является столяр-мебельщик. Она также подразделяется на несколько специальностей. Столяр — фанеровщик оклеивает мебель тонкими листами шпона, столяр — отделочник покрывает фанерованные детали и изделия лаком, столяр — сборщик собирает сложные изделия из отдельных деталей, столяр-шлифовщик шлифует фанерованные и нефанерованные детали на станках, комплектовщик мебели комплектует детали по размерам» качеству, текстуре, цвету, оттенкам.

 

2. Строгание древесины.

Строгание заключается в срезании с заготовки слоя древесины для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей. Строгание осуществляется с помощью различных стругов (строгательных материалов). Наиболее распространены шерхебели, рубанки и фуганки (приложение 1). Этими инструментами с деревянных заготовок сострагивают стружки.

Режущая кромка у ножа шерхебеля дугообразная, выпуклая, а у рубанка и фуганка — прямолинейная (приложение 2).

Шерхебелем с узким и закругленным ножом выполняют первичное, более грубое строгание поверхностей.

Рубанком осуществляют окончательное, чистовое строгание. Рубанок предназначен для сострагивания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также сострагивания заготовки в нужный размер.

Фуганки намного длиннее рубанков. Ими удобно получать ровные, плоские поверхности.

Рубанок (приложение 3) состоит из колодки 1, ножа 2, клина 3, ручки 4.

Качество строгания периодически проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности (приложение 4).

 

3. Зачистка поверхностей деталей из древесины.

Зачистить поверхность деревянной детали с целью придания ей большей гладкости можно с помощью напильника или наждачной бумаги (шлифовальной шкурки).

Напильник представляет собой металлический стержень с насаженной на него деревянной ручкой (приложение 5).

На стержне сделана насечка, которая образует зубья, срезающие частицы древесины. Напильники с крупной насечкой называется рашпилями.

Для того чтобы поверхность после обработки была прямолинейной и гладкой, ее обрабатывают в перекрестном направлении: несколько движений в одном направлении несколько — в другом, под углом 45 градусов.

Шлифовальная шкурка — гибкий режущий инструмент, представляющий собой бумажное или тонкое полотно с прикрепленными к нему острыми зернами специального абразивного материала (мелкими зернами стекла и твердых материалов), которые и срезают все мелкие неровности.(Приложение 6). Защищать следует всегда вдоль волокон древесины.

 

III. Практическая часть.

Практическая работа «Строгание древесины, зачистка поверхностей деталей из древесины».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание — каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовки, рубанки, шерхебели, фуганки, напильники, шлифовальная шкурка.

Вводный инструктаж.

 

Задания:

1. ознакомьтесь с конструкциями шерхебеля, рубанка и фуганка;

2. выберите базовую сторону выпиленной ранее заготовки, определите лучшую и худшую пласти и закрепите заготовку;

3. прострогайте пласти и кромки, проверьте качество строгания;

4. рассмотрите напильник и образцы шлифовальной шкуркой;

5. зачистите отструганные заготовки.

 

Правила техники безопасности:

1. Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только исправным и остро заточенным инструментом.

2. Следует надежно закреплять заготовку на верстаке.

3. Работать необходимо рубанком с остро заточенным ножом.

4. Нужно крепко удерживать рубанок при строгании.

5. При перемещении рубанка нельзя касаться пальцами заготовки.

6. Нельзя проверять качество строгания движением пальцев по отстроганной поверхности.

7. Класть рубанок на верстак следует лезвием от себя.

8. Зачищать изделие нужно напильником с исправной и прочно насаженной ручкой.

9. Нельзя захватывать носок напильника пальцами левой руки.

10. Следует экономно отрезать кусочки шкурки от большого листа.

11. Нельзя сдувать стружки и шлифовальную пыль и сметать их рукой, нужно пользоваться щеткой — сметкой.

 

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

 

Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, из вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

 

IV. Итоговая часть.

Установка на следующий урок. На следующем уроке продолжится знакомство с технологии обработки древесины. Учащиеся получат представление о процессе сверления отверстий в изделиях из древесины.

Домашнее задание:

1. Повторить пройденный материал.

2. Собрать данные о профессии «Столяр», подготовить сообщение Уборка рабочих мест.

 

 

 

 

 

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010