Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Родовые знаки ногайцев

Автор:
Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Аннотация:

           Возвращение забытых промыслов и их бережное сохранение в нашей стране связано с подготовкой кадров для предприятий народных художественных промыслов, развитием навыков изготовления изделий с применением родовых знаков ногайцев. Чтобы сохранились вековые традиции народа, следует, прежде всего, окружить внимание людей, умеющих выполнять художественные изделия, обучающих своему ремеслу других.

Изучение на уроке технологии и ИЗО родовых знаков ногайцев позволит нам приобщиться к истокам древней культуры, объяснение их происхождения и использование для художественного оформления изделий.

Обучение основных художественных промыслов актуально тем, что они забываются, а изделия могли бы широко использоваться в быту сельских жителей.

 

 

                                                                        Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Статья:

 

Родовые знаки ногайцев

 

 

 

 

 

модуль: технология и ИЗО код: SC-3661

 

 

 

 

 

368857, Дагестан, Ногайский район, с.Нариман

Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

  

 

                                                            2016 г.

 

 

Целью моей работы является возрождение народных художественных промыслов и введение его в учебный план дополнительного образования. Особый интерес для меня представляет изучение и использование родовых знаков, которые означают принадлежность членов общества к тем или другим крупным родам. Знание своего родового знака формирует у человека уважения к своему роду, предкам и сближение с родственниками.

Задолго до возникновения этнонима «Ногай» ногайский народ, как и многие другие народы, исторически складывался из различных древних племён и народов. Процесс образования ногайцев, как и многих других народов, шёл путем миграции, расселения, а также завоевания одних этнических групп другими.

Среди множества племён и родов, вокруг которых консолидировались другие, самыми распространенными были уйгуры, уйсуны, найманы, керейты, кипчаки, канглы, асы и другие, история которых уходит в древность.

Важную роль в этногенезе сыграли кипчаки. Вокруг них потом консолидировалась все остальные, вошедшие в состав ногайцев, племена. Кипчаки были «организующей политической основой новой общности». В формировании ногайцев участвовали самые различные племена: Найманы, керейты, асы и булгары. Некоторые из них известны и до нашей эры, многие имели свои государства.

Кочевое скотоводство, а вместе с тем и система объединения скота хозяевами для совместного выпаса, способствовали широкому развитию родовых знаков - тамга. Каждый род метил свой скот традиционной тамгой. Ногайцы имели более 40 родоплеменных знаков. Знаки имели различную конфигурацию и свои наименования. По словам А.Ш. Джанибекова, «тавро, когда - то служило не только знаком, но и гербом или знаменем рода.» (рис. 1)

Кроме 40 основных родовых знаков А.Ш.Джанибековым были найдены ещё 11 дополнительных, возникших с распадом крупных родовых объединений на небольшие локальные группы. Характерной особенностью древних родовых знаков является то, что они отражают то или иное занятие. Так, по таблице тамг, составленный А.Ш.Джанибековым, 1-й, 5-й, 20-й и 49-й знаки связаны со скотоводством, 12-й - с охотой, 13-й - с кузнечным ремеслом, 14-й - с земледелием, 17-й - с шитьем и рукоделием, 18-й - с ремеслом вообще, 19-й и 28-й - с военным делом, (рис.2)

Родовые знаки (тамги) выжигали также и на предметах домашнего обихода, представлявших ценность для семьи или же всего рода, а мастера по обработке металла и дерева ставили маленькие тамги на предметы, изготовленные для обмена или же для продажи на ярмарке. При покупке предметов ремесленного производства население стремилось приобретать вещи с тамгами известных мастеров.

По сведению ногайского пристава, найманов куб, состоявший из 14 аулов, в 1839г. размещался в караногай - едишкульском приставстве. Однако, например, аулы «найманов» находились среди териков, кипчаков, едишкулов и даже вне приставства, учрежденного над найманами в бештово - кумском народе. В таком положении находились все другие поколения и крупные рода. Родовая принадлежность того или иного члена общества вовсе не служила основным критерием отнесения его к той или иной административной единице.

Ф.И.Капелы ородский писал, что караногайцы делятся на 4 куба: найманов, минов, тереков и кипчаков. К найманам относятся: -мойнапа, шурша, келеаул; к минам: - тогыншы, ас, костамгалы; к терекам: - уьсин, канглы, каратаяк; кипчаки: - оьтекайлы, тизгиншекли, казанкулак. ( приложение №1).

Меня с первых лет работы в школе начал интересовать вопрос изучения народных художественных промыслов в школе, поэтому в ходе своей педагогической деятельности я разработал авторскую программу «Народные художественные промыслы ногайцев». С данной программой участвовал на Всероссийских конкурсах, где программа удостоилась диплома, а в республике Дагестан - диплома 2-й степени. В программе отводится 8ч.занятий на изучение родовых знаков в 8-11 кл. по технологии. Этих часов недостаточно, поэтому приходится заниматься на дополнительных занятиях. На каждом уроке по ИЗО в 5-7 кл. отводим 5-10 минут на изучение родовых знаков. В основном занимаемся в кружковых занятиях.

За время изучения курса «Родовые знаки» я узнал очень многое. Я понял, как у детей формируется эстетическое отношение к предметам и явлениям

окружающей действительности, научился сам чувствовать и понимать прекрасное, развивались интерес и любовь к искусству, художественный вкус. Именно на этих уроках я чувствую нашу связь с другими поколениями ногайцев, которые жили и занимались этими промыслами.Изучая родовые знаки, учащиеся немного подтянулись в учебе. Они стали понимать, что родственные отношения их сближают, объединяют в один тукум (род). Они узнали, что вместе с ними учатся их родственники, которые в любое время должны помогать друг другу.

Несомненно, знание объяснений родовых знаков для тех, кто интересуется и занимается возрождением народных промыслов, имеет немаловажное значение. В своей работе постараюсь объяснить используемые родовые знаки для художественного оформления изделий. Каждый ученик для своей работы составляет проект, где в основном ориентируется на свой именной родовой знак, варьируя их с орнаментальной композицией. Работу выполняют на войлоке и древесине (фото 1).

Для закрепления знаний учащиеся по родовым знакам использую составленный мною дидактический материал. Это - игра в шашки. Игрок, сделав ход вперёд, называет вслух родовой знак: Например «Кыпшак, тогыншы, ас и т.д. (Рисунок №3)

В конце учебного можно провести олимпиадную работу на проверку знаний учащихся по родовым знакам ногайцев. Система оценивания тестовых занятий такова:

За каждый правильно выполненный тест ученик получает один балл. Если тест выполнен правильно или только частично 0 баллов. Творческое задание выполняется под текстом задания №25 простым карандашом. За полностью выполненное творческое задание ставится три балла. Максимальное количество баллов - 27 баллов.

При проверке задания №25 учитывается:

скомпоновка предмета;

правильность выполнения родового знака;

четкость выполнения чертежа (рисунка) чертёжными инструментами. (Приложение №2)

Какие бы умные и красивые слова не говорили о пользе использования родовых знаков на уроке дополнительного образования, они останутся словами, если они не подкреплены результатами. Результаты у нас есть. Мы имеем кабинет народных художественных промыслов, комбинированную мастерскую, где выставлены изделия учащихся разных возрастов. Участвуем на Республиканских и Всероссийских выставках, где наши учащиеся завоевывают призовые места. Народные промыслы хотим возродить и в детском садике.

Приложения

Статья

  1. Статья

Приложение

  1. Приложение

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010