Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Программа по учебному предмету Технология 5 – 9 классы

Автор:
Семёнова Людмила Геннадьевна

Аннотация:

Аннотация. doc.

Программа по учебному предмету Технология 5 – 9 классы.

 Составлена:

1) на основе применения Федерального государственного образовательного стандарта  

    основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки

    Российской Федерации от 17.12.10г. № 1897; 

2) на основе применения примерной программы по учебным предметам. Технологии 5-9

  классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – ISBN 978-5-09-020557-3;

В программе:

1.  Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования.

2.   Общая характеристика учебного предмета «Технология».

3. Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане.

4.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного

      предмета, курса.

5. Содержание учебного предмета, курса.

6.  Примерное тематическое планирование.    Приложение №1

     Разработка тематического планирования для 5, 6 класса.    Приложение №2

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного

    предмета, курса.  Приложение №3

8.  Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Планируемые результаты

     для 5, 6, 7класса.   Приложение №4.

9.  Календарно-тематическое планирование для 5, 6класса.    Приложение №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

(Продолжение печатания тематического планирования  для 7, 8, 9класса следует в следующем году, если напечатают эту программу).

 

Людмила Геннадьевна Семёнова,

учитель технологии МБОУ «СОШ № 1», г. Верхний Уфалей, Чел. обл.

Статья:

 

Статья.doc.

Форум по второму направлению – гуманитарное – для учителей технологии.

Программа по учебному предмету Технология 5 – 9 классы.

 Составлена:

1) на основе применения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.10г. № 1897;  2) на основе применения примерной программы по учебным предметам. Технологии 5-9 классы. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2010. – ISBN 978-5-09-020557-3;  3) на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Москва, 2009г;  4) на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5;  5) на основе федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом  Минобразования  России от 05.03. 2004г № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;  6) на основе приказа Минобразования  России от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных  учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 7) на основе примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН  РФ от 07.06. 2005г №03 – 1263);  8) на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;   9) на основе приказа Министерства образования и науки Челябинской области от 06.05. 2009г №01 – 269 «О формировании областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год»;  Инструментарий оценивания для проверки уровня подготовки учащихся использовала сборник Казакевич В.М., Марченко А.В.  Оценка качества по технологии.– М.: Дрофа, 2000г; 10)  на основе письма Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Технология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013 – 2014 учебном году» от 24.07.13  № 03-02/5639;  11) на  основе  применения  постановления   Главного  государственного   санитарного врача Российской   Федерации от 29.12 10г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

1.  Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования

  Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространённых в нём технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространённой в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности знания, полученные при изучении основ наук. Примерная программа предмета «Технология» составлена с учётом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

2.   Общая характеристика учебного предмета «Технология»

  Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным  материалам  образовательным линиям: технологическая культура производства; распространённые технологии современного производства; культура, эргономика и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; знакомство с миром профессий, выбор жизненных и профессиональных планов учащимися; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; методы технической, творческой, проектной деятельности; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся:

 познакомятся: с предметами потребления, потребительской стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производ-ства; с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями; с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья,  энергии, труда; с производитель-ностью труда;  реализацией продукции; с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи; с экологичностью технологий производства; с экологическими требованиями к технологии производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий); с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных техно-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов); с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве.

овладеют: навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности; навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров и технологического процесса и продуктов труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера; основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды; умение распознавать и оценивать свойства конструкционных материалов; умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений; навыками подготовки, организации и планирования трудо-вой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда; навыками организации рабочего места; умением соотносить с личными потребностями и особенностями требова-ния, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека. Каждый  компонент примерной  программы  включает в себя основные  теоретиче-кие  сведения, практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необхо- димого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

  В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительской стоимости).

  Основным дидактическим средством  обучения технологии в основной школе  является учебно-практическая деятельность учащихся.   Приоритетными  методами  являются  упражнения,  лабораторно – практические,  практические  работы, выполнение проектов, которые направлены на освоение различных технологий.  Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность. Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

 3. Описание места учебного предмета «Технология» в учебном плане.

Предмет « Технология» входит в обязательную часть учебного плана реализуется с 5 по 8 класс. На этапе основного общего образования должен включать  204 учебных часа для обязательного изучения курса «Технология». В  том числе:  в 5 и 6 классах – по 68 ч,   из расчёта 2 ч в неделю;    в 7 и 8 классах – по 34 ч,   из расчёта 1 ч в неделю.       

4.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

 Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

  Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных  учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

                                              Результаты изучения предмета  «Технология»

 Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологичес-кого образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающих-ся к осознанному и ответственному  выбору  жизненного  и  профессионального  пути.   В  результате  обучающиеся  должны  научиться  самостоятельно  формулировать  цели  и  определять  пути  их достижения в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:  в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретённых школьниками соответст-вующих знаниях, умениях и способах деятельности; в приобретённом опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности; в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства; в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредмет-ных и предметных результатов.

Личностными  результатами  освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются: проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; выражения желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;  развитие трудо-любия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; самооценка умствен-ных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социали-зации и стратификации; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профес-сиональной деятельности; планирование образовательной профессиональной карьеры; осоз-нание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

 Метапредметными результатами  освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются: алгоритмизированное планирование процесса познавательно – трудовой деятельности; определение адекватных имеющимися организационным и материально – техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; самостоятельная органи-зация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по  обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письмен-ной форме результатов своей деятельности; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость; выбор для решения познаватель-

ных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии,

словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; использование дополнительной инфор-

мации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительскую стоимость; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно- трудовой деятельности в решение общих  задач коллектива; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателем; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий  в  выполняемых технологических процессах; обоснование путей и средств устранения ошибок или  разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;  соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

 Предметными  результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:

 В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной техничес-

кой и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; владение алгоритмами и методами решения организационных и технико – технологических задач;

классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответст-вующих технологий промышленного производства; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; применение общенаучных знаний по предметам естественно – математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; применение элементов приклад-ной экономики при обосновании технологий и проектов.

 В трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда;подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектирование объекта труда;подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально – энергетических ресурсов; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда; выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых  систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

 В мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности; оценивание своей способности и готовности к предприниматель-ской деятельности; выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учрежденияхначального профессионального или среднего специального обучения;выраженная готовность к труду в сфере материального производ-ства или сфере услуг; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями участников познавательно-трудовой деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

 В эстетической сфере: дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ; моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда; эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

 В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива; выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации; оформление коммуникационной и технологической документации с учётом требований действующих нормативов и стандартов; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта или услуги; разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов; потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

 В физиолого – психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнение операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

5. Содержание учебного предмета, курса.

 Изучение предметной области "Технология" должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способнос-

ти придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Основное содержание курса    Направление  «Технологии ведения дома»

   Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс – лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьёзных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ. В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства. При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приёмы труда. При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде. При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобмёточных машин с программным управлением. Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.

 В раздел «художественные ремёсла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе. При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.  Всё это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования. Содержание курса «Технология» определяется образователь-ным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспе-чения, а также использования следующих направлений и разделов курса:

                                                       Технологии ведения дома

Кулинария: Санитария и гигиена; Физиология питания; Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки; Блюда из овощей; Блюда из молока и кисломолочных продуктов; Блюда из рыбы и морепродуктов; Блюда из птицы; Блюда из мяса; Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий; Заправочные супы; Изделия из теста; Сервировка стола. Этикет. Приготовление обеда в походных условиях.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов: Свойства текстильных материалов; Элементы машиноведения; Конструирование швейных изделий; Моделирование швейных изделий; Технология изготовления швейных изделий; Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.

Художественные ремёсла: Декоративно-прикладное искусство; Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства; Лоскутное шитьё; Роспись ткани; Вязание крючком; Вязание на спицах.

6.  Примерное тематическое планирование. Приложение №1

     Разработка тематического планирования для 5, 6 класса. Приложение №2

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного

    предмета, курса.  Приложение №3

 

8.  Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

 

     II. Требования к результатам освоения   основной образовательной программы         

                                                   основного общего образования

 Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:    Технология

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

-активное  использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности;  формирование  представлений  о

социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

     Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

2) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;

3) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;

4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных  учебных задач;

5) развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

6) формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Технологии ведения дома.                    Кулинария.

  Выпускник научится: самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

Выпускник получит возможность научиться: составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма; выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

  Выпускник научится: изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией; выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

Выпускник получит возможность научиться: выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма; использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий; выполнять художественную отделку швейных изделий; изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов; определять основные стили в одежде и современные направления моды.

Планируемые результаты в 5 классе:

 Ученик научиться по кулинарии: Овладеть навыками личной гигиены при приготовлении пищи. Организовать рабочее место. Определять набор безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета. Анализировать требования к соблюдению технологических процессов приготовления пищи. Осваивать безопасные приёмы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказывать первую помощь при ожогах и порезах. Изучать  основы физиологии питания человека. Выполнять эскизы художественного оформления бутербродов, приготовлять и оформлять бутерброды. Подсушивать хлеб для канапе в жарочном шкафу или тостере. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах «ассорти на хлебе». Определять доброкачественность овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.  Выполнять сортировку, мойку, очистку, промывание овощей. Экономно расходовать продукты. Выполнять нарезку овощей соломкой, кубиками, кружочками, дольками, кольцами и др.  Выполнять фигурную нарезку овощей для салатов. Отрабатывать точность и координацию движений при выполнении приёмов нарезки. Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд по инструкционной карте. Готовить салат из сырых овощей.  Осваивать безопасные приёмы тепловой обработки овощей. Готовить гарниры и блюда из варёных овощей. Органолептически оценивать готовые блюда. Выполнять эскизы оформления салатов для салатниц различной формы. Рассчитывать калорийность приготовления блюд. Овладевать навыками деловых, уважительных, культурных отношений со всеми членами бригады. Изучать способы определения свежести яиц. Оформлять готовые блюда. Проводить сравнительный анализ видов сервировки стола. Подбирать бельё для сервировки стола. Подбирать посуду и приборы. Рассчитывать количество и стоимость продуктов для праздничного стола. Составлять меню. Выполнять сервировки стола к завтраку, обеду, ужину. Выполнять сервировку различных видов праздничного стола (по бригадам). Овладевать навыками эстетического оформления стола. Участвовать в ролевой игре «Хозяйка и гости за столом». Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая, кофе. Рассчитывать количество мяса и других продуктов для приготовления супа. Определять качество продуктов для приготовления супа. Готовить бульон для заправочного супа. Готовить бульон для заправочного супа. Выбирать оптимальный режим работы электронагревательных приборов. Готовить и оформлять заправочный суп. Определять консистенцию супа. Соблюдать приёмы труда с горячими жидкостями. Сервировать стол и дегустировать готовые блюда. Осваивать безопасные приёмы мытья посуды и кухонного инвентаря. Рассчитывать калорийность приготовления блюд. Анализировать рецептуру и кулинарное использование различных видов теста. Выполнять механическую кулинарную обработку муки. Готовить  пресное слоёное тесто. Выпекать кондитерские изделия из пресного слоёного теста. Готовить песочное тесто. Выпекать изделия из песочного теста. Выбирать безопасные приёмы труда с горячими жидкостями. Выбирать оптимальный режим работы электронагревательных приборов. Сервировать стол и дегустировать блюда. Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям. Исследовать свойства тканей из натуральных волокон. Находить информацию о новых свойствах современных тканей. Распознавать виды ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Исследовать свойства долевой и уточной нити в ткани. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять направление долевой нити в ткани. Проводить сравнительный анализ прочности окраски различных тканей. Оформлять результаты исследований. Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней. Изучать устройство современной бытовой машины. Включать и выключать маховое колесо. Заправлять верхнюю и нижнюю нити. Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины. Овладевать безопасными приёмами труда. Анализировать особенности фигуры человека различных типов. Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений.  Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или заданным размерам. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Рассчитывать количество ткани на изделие. Выполнять эскизные зарисовки национальных костюмов. Находить информацию о современных направлениях моды. Разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды. Моделировать выбранный фасон швейного изделия по чертежу его основы. Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

 Ученик научиться по созданию изделий из текстильных материалов: Изучать характеристики различных видов волокон и тканей по коллекциям. Исследовать свойства тканей из натуральных волокон. Находить информацию о новых свойствах современных тканей. Распознавать виды ткани. Определять виды переплетения нитей в ткани. Исследовать свойства долевой и уточной нити в ткани. Определять лицевую и изнаночную стороны ткани. Определять направление долевой нити в ткани. Проводить сравнительный анализ прочности окраски различных тканей. Оформлять результаты исследований. Находить информацию и проводить сравнительный анализ технических характеристик швейных машин от их создания до наших дней. Изучать устройство современной бытовой машины. Включать и выключать маховое колесо. Заправлять верхнюю и нижнюю нити. Выполнять машинные строчки с различной длиной стежка, закреплять строчку обратным ходом машины. Овладевать безопасными приёмами труда. Анализировать особенности фигуры человека различных типов. Снимать мерки с фигуры человека и записывать результаты измерений. Строить чертёж швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или заданным размерам. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Рассчитывать количество ткани на изделие. Выполнять эскизные зарисовки национальных костюмов. Находить информацию о современных направлениях моды. Разрабатывать эскизы различных моделей женской одежды. Моделировать выбранный фасон швейного изделия. по чертежу его основы. Выполнять подготовку выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять раскладку выкроек на различных тканях. Выполнять образцы ручных стежков, строчек. Переводить контурные и контрольные линии выкройки на парные детали кроя. Выполнять образцы машинных строчек. Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении швов. Выполнять обработку низа рукава. Планировать время и последовательность выполнения отдельных операций и работы в целом. Выполнять обработку горловины ночной сорочки подкройной обтачкой.Читать технологическую документацию и выполнять образцы поузловой обработки швейных изделий. Выполнять обработку горловины ночной сорочки. Подготавливать и проводить примерку, исправлять дефекты. Стачивать детали. Выполнять обработку боковых срезов сорочки двойным швом.Выполнять отделочные работы и  обработку низа ночной сорочки. Овладевать безопасными приёмами труда. Выбирать режим и выполнять влажно-тепловую обработку изделия. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки.

Ученик научиться по художественным ремёслам: Изучать лучшие работы мастеров на базе школьных музеев. Анализировать особенности декоративного искусства народов России. Зарисовывать и фотографировать наиболее интересные образцы рукоделия. Выполнять статичную, динамичную, симметричную и асимметричную композиции. Выполнять эскизы орнаментов для декоративных панно, салфеток, скатертей. Выполнять орнаменты с помощью компьютера. Изучать различные виды вышивки.

 Ученик научиться по оформлению  интерьера: Находить и представлять информацию по истории интерьера народов мира. Знакомиться с функциональными, эстетическими, санитарно-гигиеническими требованиями к интерьеру. Выполнять эскизы интерьера кухни, столовой, кухни-столовой.

 Ученик научиться по электротехнике: Осознавать роль электрической энергии в нашей жизни и необходимость её экономии. Находить информацию и анализировать технические характеристики энергосберегающих осветительных приборов.

 Ученик научиться по современному производству и профессиональному самоопределению: Анализировать типовые структуры предприятия и профессионального деления работников. Знакомиться с технологической культурой современного производства.

 Ученик научиться потехнологии  творческой  и  опытнической  деятельности:Изучать основы физиологии питания человека. Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Находить рецепты блюд, отвечающие принципам рационального питания. Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам. Собирать коллекцию образцов декоративно прикладного искусства края. Изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера. Выполнять эскизы элементов декоративного оформления столовой. Изучать различные виды техники лоскутного шитья. Составлять орнаменты на компьютере. Рационально использовать отходы. Подбирать лоскуты ткани, соответствующие по цвету, фактуре, качеству волокнистого состава. Обсуждать наиболее удачные работы.

Планируемые результаты для 5, 6, 7класса.       Приложение №4.

9.  Календарно-тематическое планирование для 5, 6класса.    Приложение №5.

 

 

(Продолжение печатания тематического планирования  для 7, 8, 9класса следует в следующем году, если напечатают эту программу).

                        Л.Г. Семёнова, учитель технологии МБОУ «СОШ № 1», г. В. Уфалей, Чел. обл.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010