Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Мягкое обаяние войлока

Авторы:
Леджанова Наталья Павловна
Любарская Софья Ильинична

Аннотация:

Автор, опираясь на историческую базу, общаясь со старожилами, современными исследователями калмыцкого прикладного искусства этнографического музея КИГИ РАН раскрывает приемы, технику валяния войлока и художественного декорирования. Анализируется различная техника традиционного и современного валяния войлока  и изготовления изделий воспитанниками гимназии. Свойства свойлачивания автор исследовала, опираясь на собранные сведения и выполняя практическую работу по валянию шерсти разных пород овец.

 

Автор: Любарская Софья

 

Место учебы: ученица 10 класса, МБОУ «Цаганаманская гимназия» , Юстинского района, Республики Калмыкия

 

Научный руководитель: Леджанова Н.П.

 

Место работы: МБОУ «Цаганаманская гимназия», учитель технологии.

 

Статья:

 

Научно – исследовательская работа 

Мягкое обаяние войлока

                                                                      

 

Введение

 

 

            Изделия из кожи и шерсти сопровождают человека на протяжении многих веков. Вначале использовали кожу и шерсть диких, затем одомашненных животных. У народов Азии можно встретить валяные украшения, предметы обихода, обувь и одежду,

         В прежние времена жилищами у калмыков служили войлочные кибитки. Хорошо свалянный войлок для кибитки не пропускал влагу, удерживал тепло зимой и прохладный воздух летом. Многие предметы быта - постельные принадлежности, подушки, кошмы для пола, сумки и др. изготавливали из шерсти. В кочевой жизни легкий и прочный войлок был удобен для транспортировки.

В нашей стране известна техника мокрого валяния. С Европы пошла техника сухого валяния. В сочетании техник сухого и традиционного валяния можно получить прекрасно декорированные изделия.

            На человека оказывает лечебное воздействие овечья шерсть, поэтому полезно носить носки, жилеты, одежду из натуральных волокон животного происхождения. 

       Валяние войлока – увлекательное занятие. Учащиеся нашей гимназии в объединении «Творческая лаборатория» изготавливают войлок и изделия из него, такие как чулки, сумки, ширдыки (стеганный войлочный тюфяк),  и др.    Калмыцкую кибитку мы пока не сможем свалять, т. к. это труд взрослых. Но сделать небольшие изделия, такие как украшения, игрушки, предметы интерьера и домашние тапочки, и даже сувенирную кибитку - нам вполне по силам.

Меня привлекло современное валяние, потому что из этого, скажем, невзрачного материала можно сделать модные и стильные вещи. В нашем объединении каждый желающий может попробовать сделать изделия своими руками.

 Своей красотой, необычностью и неординарностью меня привлекли  калмыцкие изделия. В традициях калмыков было обязательно любое изделие украшать лоскутной мозаикой, вышивкой «зег», обшивкой по краям цветной тканью. Первое изделие, которое я пробовала сделать в 2011 году, в 8 классе – сумка для мелочей, <Рисунок 1>.  К сожалению, войлок я тогда еще не пробовала валять, т.к. не было подходящей шерсти.

На занятиях кружка войлок валяют из разной шерсти – той, которую нашли на данный момент. Во время валяния войлока и тогда, когда  наблюдала, и когда сама участвовала в этом процессе, мною замечено, что шерсть разной породы овец сваливается по-разному во времени и плотности.

На данный момент тема валяния войлока актуальна. В республике возрождается технология валяния войлока, изготовление изделий из него. Многие заинтересованы в возрождении старинных технологий изготовления войлока и декорирования его. Изделия из войлока необходимо как сувениры,  изделия быта: теплое, легкое в уходе (подвергаются  стирке) и не деформируются, экологически чистые.

Изучением техники калмыцкого войлока занимался народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов. Из работы народного поэта Калмыкии К. Эрендженова «Золотой родник» нашла информацию о  прикладном искусстве калмыков – изготовлению серебряных изделий, посуды, войлока для кибиток, об искусстве вышивания. 

 Исследователь  И. А. Житецкий изучал процесс валяния войлока калмыками  для кибиток, описывал детали, их названия на калмыцком языке.   

Из современных исследователей данную тему изучает доктор искусствоведения Светлана Батырева. На странице 33 книги «Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX веков» С. Г. Батыревой я почерпнула ценные сведения о войлоке для своей работы – о жилье   калмыков в давние времена, о технологии изготовления войлока кочевниками, терминологии. Важные сведения по декорированию войлока: украшение кибитки снаружи, оформлений изделий из войлока – сумок, девскр (постельный тюфяк) и др., о войлоке народов Азии.

           И.Г. Ковалев «Калмыцкий народный орнамент». Описание художественной обработки различными материалами войлока, мужской и женской одежды, о национальной вышивке, декоративных украшениях, о назначении орнаментов, их мотивов. Изучив его работу, я узнала о национальной вышивке «зег», орнаментах и применении их на войлочных изделиях, а именно о декорировании девскр, ширдг стежками, геометрическим орнаментом. 

           Думаю, что по описаниям автора о назначениях орнаментов и их контурным рисункам можно перенести на свою войлочную работу эти мотивы и выполнить современные сувениры, подарки.

Процесс изготовления войлока, которым мы занимаемся, интересен и трудоемок. Это исконно традиционное занятие калмыцких предков. Европа считает это занятие увлекательным. Мы  сможем создавать современно-старинные войлочные изделия. И, наконец, эта тема актуальна - в республике возобновляется войлоковаляние, изготовление войлочных изделий.

Цель исследовательской работы:

        Определение войлокоспособности шерсти животных при валянии, декорирование изделий из войлока.

Задачи:

  1. Определить войлокоспособность шерсти различных пород овец, разводимых на территории Юстинского района республики.
  2. Определить временные затраты на изготовление войлока из шерсти  овец, а также верблюжьей шерсти.
  3. Изготовить изделия из шерсти традиционным и современным способами войлоковаляния,  художественно обработать их.
  4. Исследовать шерсть на готовых изделиях.
  5. Изготовить изделия с этническими мотивами.

Методы:

  • Изучение материала по литературным источникам;
  • Изучение материалов объединения «Творческая лаборатория»;
  • Консультация искусствоведов;
  • Беседа со старожилами села;
  • Работа в Интернете;
  • Исследование войлокоспособности шерсти путем практической работы – валяния и декорирования войлока.

 

 

Валяние войлока

 

 

Калмыки-кочевники в основном разводили овец, коров, лошадей и верблюдов. Эти животные давали людям транспортабельный материал для жилища, пищу, одежду, обувь, топливо.

«Технология изготовления войлока была отработана веками кочевнической жизни. Перед валянием чистую промытую и высушенную шерсть, отсортированную по цвету, подвергали тереблению. Шерсть пушили и очищали от сора: из шерсти выбирали грубый волос и свалявшиеся комки. Её били на сыромятных шкурах «оца» тонкими палками «сава» до тех пор, пока она полностью не очищалась. После битья, которым руководила опытная женщина, хозяева кибитки готовили работникам угощение. Распушенную и очищенную шерсть скручивали в свертки «мошкарин ноосн» в 1,5-2 метра длиной; их хранили и перевозили в больших кожаных сумах «тулм». [Житецкий И.А. «Очерки быта астраханских калмыков»]

Войлоковаляние - это древнейшее текстильное искусство, которое в наше время превращается из жизненно необходимого ремесла в форму художественного выражения.

История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков.  

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди и спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода.

Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину в зависимости от назначения. Наиболее тонкий войлок использовался, как головное покрывало, из самого толстого - делались доспехи, обувь, юрты.

Славянские народы кочевниками никогда не были и собственно войлок не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки – тканые и потом подвалянные материалы. Например - сукно, которое  использовалось для изготовления верхней одежды.

     Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. Войлок рождает новые  решения – так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.

На основе описаний валяния войлока разных народов, я поняла, что техника валяния войлока у многих народов одинакова. Плотный войлок для кибиток, лошадиных потников, ширдыков валялся двухслойным. Сначала слабо валяется один слой, затем второй. После этого два слоя укладываются друг на друга, обрызгивается горячей водой, скручивается вместе в рулон и валяется плотно, туго.

Калмыцкий   войлок украшается почти во всех изделиях - стежка, вышивка, подбивка к тканью. Монгольский войлок оформляется цветной шерстью. Узоры, рисунки, орнаменты выкладываются на неплотно свалянный  войлок, обрызгивается водой, скручивается в рулон и валяется до готовности. Казахский войлок: один слой неплотного войлока служит основой. На другом слое вырезается нужный орнамент, из третьего цветного войлока вырезается такой же орнамент. Эти вырезанные разного цвета орнаменты меняются местами, вставляются в вырезанные проемы. На первый слой укладывается второй (со вставленными узорами), обрызгивается водой, скручивается, плотно валяется <Рисунок 2>.

Калмыки разводили в основном только грубошерстных овец калмыцкой породы <Рисунок 3>, которая давала шерсть для валяния войлока и изготовления кибиток.

 В советские времена, в 60-е годы, повсеместно стали разводить мериносовых овец <Рисунок 4, 5> из-за высокой стоимости шерсти и спроса их на рынке. Но ученые пишут, что разведение этой породы овец нанесло большой урон пастбищным землям республики. Строение острых копыт у мериносовых овец и семенящая, шаркающая походка этих коротконожек выбивали и вытаптывали траву. А у овец калмыцкой породы ноги длинные, копытца не заостренные, на мягких подушечках, и при дальнем отгоне, и при выпасе не повреждали выпасные угодья.

В перестроечное время в 90-ых годах в степи резко снизилось поголовье овец. Это в свою очередь привело к размножению ядовитых насекомых- пауков и тарантулов, укус которых, при неоказании срочной медицинской помощи (старинный способ спасения людей от укусов тарантула давно забыт) человек погибал. Из моей беседы со старожилом села Колджаевой Х.Б., 1918 года рождения, я узнала, что в старину при укусе ядовитого паука человека отпаивали густым бульоном целой бараньей туши в течение 2-3 дней. Таким образом, яд нейтрализовался и вымывался из организма.

 

 

Практическая часть войлоковаляния

 

 

В наше время выращивают и другие породы, поэтому  хочу попробовать свалять и узнать о том,  шерсть какой породы овец быстрее и плотнее сваливается. Это позволит сэкономить время при подборе и валянии шерсти нам на занятиях кружка.

Провела подготовительную работу для валяния войлока: отсортировала и распушила мытую шерсть <Рисунок 6>.

Приступила к изготовлению войлока традиционным калмыцким способом. Шерсть я нашла овцы калмыцкой породы темно-коричневого цвета, каракулевой породы <Рисунок 7> и серо-коричневую шерсть овцы эдельбаевской породы <Рисунок 8>, верблюжью шерсть и светло-коричневую шерсть калмыцкой породы осеннего настрига. Процесс распушивания легче и быстрее осуществляется специальной ческой для пуха. Но, не имея такого приспособления, мы распушивали шерсть руками.

Далее:

Раскладывание шерсти <Рисунок 9>;

Обрызгивание теплой водой <Рисунок 10>;

Скручивание подстила с шерстью в рулон <Рисунок 11>;

Обвязывание веревкой <Рисунок 12>;

Валяние <Рисунок 13>.

(Материал о породах  овец и фото 3, 4, 5, 7,8 взяты из архива объединения «Творческая лаборатория» с XII Всероссийской выставки племенных овец. Город Элиста, май 2012 года.)

При одновременном валянии разной шерсти, я думаю, можно определить время войлокообразования.

Шерсть калмыцкой породы овец более грубая, обладает меньшей извитостью, но войлокоспособность большая из-за слоя кутикул в самом волосе. Он то и дает возможность хорошо сваливаться. Один недостаток – короткие волокна, которые оказались сверху войлока, осыпаются во время изготовления изделия. Готовые изделия необходимо отряхнуть, убрать свободные, не схваченные волокна. Шерсть свалялась за 15 минут.         

Сваливаемость шерсти каракулевой овцы – высокая, из-за большой извитости, тонины шерсти и чешуйчатого слоя волокон. Время сваливания – 26 минут.

   Шерсть эдельбайской породы овец свалялась хорошо. Время сваливания – 40 минут. Для пробы я взяла немного шерсти, и войлок получился не толстый. Так как размер войлока небольшой, решила его пустить под основу для панно. 

    Время сваливания верблюжьей шерсти 22 минуты. Свалянная шерсть - <Рисунок 14-17>.

            Волокна шерсти мериносовых тонкорунных овец очень извитистые и тонкие, они сливаются хорошо при мокром современном валянии, а при традиционном сваливается очень плохо. Осыпаемость во время изготовления изделия практически нулевая.

По времени только на процесс катания шерсти калмыцкой породы ушло 15 минут. На шерсть каракулевой овцы потратила 26 минут. На серую шерсть овцы эдельбаевской породы ушло больше времени - 40 минут.   Вывод: по времени войлокоспособность шерсти разных пород овец  различна. Это зависит от состава волокна, его свойства, думаю, что на войлокоспособность повлияли и подножные корма, подкормки – отруби, добавки. Поэтому шерсть разного вида свалялась хорошо, разнятся они только во времени. У верблюжьей шерсти  сваливаемость  хорошая. Для валяния войлока традиционным способом лучше подобрать шерсть калмыцкой породы овец, верблюжью и каракулевой овцы.

         Изготовленный войлок я задумала художественно оформить, нанести калмыцкие орнаменты из цветной шерсти – получить сувенир – панно. Что я и выполнила <Рисунок 18>.

 

 

Изготовление изделий из войлока

 

 

Просмотрев слайды с готовыми работами учащихся и иллюстрации в литературе, изучив ранее изготовленные учащимися полотна, изделия из войлока, опираясь на полученные знания из источников, пришла к тому, что декорировать войлочные изделия можно и в традициях калмыцкого народа, и современным способом. Техника выполнения сумочки для мелочей, изготовленная мною в приложении, Приложение №1, сумочка - <Рисунок 1> . Изделие декорировано калмыцкой вышивкой «зег», обработано тесьмой и окантовано  бархатом.

Панно–абстракция «Земля  во Вселенной» 2010 год, выполнили учащиеся гимназии.

Из войлока можно изготовить картины, панно. Для этой работы был свалян войлок из коричневой грубой шерсти калмыцкой породы. Войлок свалялся хорошо. Образец валяния мной выполнен. Затраты во времени по подготовке мытой, распушенной шерсти –  40минут, валяние – 30 минут. Это зависит от величины полотна. Необходимо раскрывать рулон, проверять степень войлокообразования, обрызгивать горячей водой, скатывать заново в рулон, повторно валять. Приваливание рисунка из цветной шерсти, не считая раскладки, - 15 минут. Ход работа по изготовлению панно <Рисунок 19-21>.

1) Свалять выложенный рисунок.

2) Скатать три больших (зеленый, розовый, оранжевый), три маленьких (светло-зеленый, зеленый, красный) шариков и три конусообразных белых фитиля и соединить детали.

3) Прикрепить свечки к зеленому фону – Земле.

4) Скатать цветные шарики, олицетворяющие множество планет

5) Расположить шарики: снизу – крупные, сверху – помельче, закрепить.

Готовое изделие в приложении <Рисунок 22>.                                                                                              

Камзал - войлочный жилет. 2010 г.

Исследовала жилет из войлока, выполненный Эрднеевой Арьей, Даваевой Алиной  с воспитанницами объединения.  

«Декор войлока состоял из поля, украшенного строчевыми швами (стежками), и внешней каймы. Узор, в основном, геометрический широко варьировался – это косые параллельные линии, полукружный, П-образный, Т-образный меандр.

Орнамент простегивался цветными шерстяными нитями или шнурами, контрастно отличающимися в цвете от войлока – основы» - писал И. Ковалев. [Ковалев И.Г. «Калмыцкий народный орнамент»]

И. Житецкий в своих исследованиях отмечал, что стежки были в цвет войлока, и он придавал необычный оттенок и красоту изделию.

Войлок по краю обрабатывался тканью одного или нескольких цветов, вкладывался узор «зег» цветными шнурками и украшались золотыми или серебряными нитями, что придавало яркость, нарядность той или иной вещи.

Данный жилет выполнен из шерсти каракулевой овцы, хорошо свалян, не осыпается, мягок, плотность сваливания подходит для одежды.

Процесс изготовления изделия и жилет в приложении, <Рисунок 23-27>.

Сувениры

Туфелька Золушки. 2010 г.

Работа выполнена из войлока грубошерстной овцы белого цвета калмыцкой пароды. Войлок мягок, удобен в обработке. Шерсть свалялась достаточно крепко, не осыпается. Детали туфельки соединены нитью, каблучок привалян к подошве фильцовочной иглой <Рисунок 28>.

Подвеска «өөмсн» (национальные чулки) 2012 г.

Так как целью моей работы стоит декорирование войлока, а задача – изготовление сувениров, то хотела бы предложить сувениры «өөмсн».

Эти сувенирчики  выполнила в 2012 году. Детали чулок скатала в ладонях колбаской, смачивая водой. Затем голенище с низом соединила фильцовочной иглой. По верху изделия тесьма. Применены два способа валяния: традиционный и современный способы валяния войлока. Подвески с <Рисунков 29 и 30> сваляны из грубой шерсти. Сваливаемость шерсти высокая.

Недостаток: осыпаемость волокон во время работы.

Ботхн – верблюжонок. 2011 г, Любарская Софья. Войлочная игрушка – сувенир.

Основой для туловища послужил драп. Покрытие из шерсти выполнено фильцовочной иглой. Также сваляны грива, горбы, передняя часть шеи и грудь. Отдельно скатан хвост и привалян к туловищу. Из войлока шерсти эдельбайской породы выполнена сумка даалинг на верблюжонке, <Рисунок 31>. По сумке можно выполнить вышивку вместо тесьмы.

Картины для интерьера «Тюльпаны». 2011 г, Муцаганова Эллина.

По тактильным ощущениям и с виду войлок изготовлен из шерсти  овцы эдельбаевской породы. Основой служит войлок традиционный. Рисунок выложен фабричной шерстью в цвете и свалян заново традиционным способом. Для этого необходимо обрызгать весь войлок горячей водой из пульверизатора или кисточкой. Намотать войлок на деревянный черенок вместе с плотной тканью – подкладкой. Обвязать веревкой и катать. Войлок сваливается хорошо и цветная мериносовая шерсть к грубой шерсти приваливается нормально  <Рисунок 32>.

Тюльпаны маме. 2011 г,Эрднеева Арья.

Данное панно, я думаю, тоже можно предложить как сувенир со степными  цветами.

Картина выполнена современным способом валяния. Основа – сукно молочного цвета. Рисунок выложен и свалян фильцовочной иглой в определенной последовательности и цветовом сочетании. Полотно получилось более красочным из-за того, что есть возможность разного подбора шерсти и последовательного валяния.  Процесс валяния зависит от величины, сложности рисунка. Этим и определяются временные затраты. Данный рисунок выполнен ученицей в течении 40 минут.

 Такую работу лучше выполнять людям, умеющим рисовать и подбирать цвета <Рисунок 33>.

 

 

Заключение

 

 

Мы, современники, можем продолжать традиции, занятия наших предков – вышивание, вязание, пошив одежды, изготовление игрушек и другие. Очень интересно, красочно оформляли войлочные изделия тканью, шерстяными крашеными нитями, шнурками, золотыми и серебряными нитями предки калмыков.

В ходе исследования я выявила войлокоспособность различных видов шерсти и уже могу применить те или иные волокна для изготовления какого-либо изделия. Наибольшей войлокоспособностью обладает при валянии шерсть калмыцкой породы овец, хотя извитость волокон наименьшая.

 Войлок получается более плотный и сваливается волокно по времени быстрее других волокон шерсти. На это большое влияние оказывает достаточный слой кутикул в самом волокне. Один недостаток – в начале работы верхние короткие волокна осыпаются. На войлоке от грубошерстной овцы хорошо сваливаются узоры, выложенные из фабричного волокна (меринос),  за 15-20 минут повторного валяния <Рисунок 22>.

Хорошей войлокоспособностью обладают волокна шерсти овец каракулевой и эдельбаевской пород. Временные затраты чуть больше, высокая плотность войлока достигается при тщательном валянии. Вывод: войлок рыхловат, но мягок, послушен при изготовлении мелких изделий. Больше подходит для изготовления сумок, игрушек, подвесок-чулок.

Войлок из тонкорунной фабричной шерсти. При валянии традиционным способом войлокоспособность- низкая, волокна между собой схватываются меньше, послушен при мокром и сухом современном валянии.

Шерсть тонкорунная после стрижки немытая  лучше сваливается за счет жира, пота самой овцы. Мытую шерсть очень сложно свалять старинным способом. Хорошо сваливается при помощи инструмента - фальцовочных игл, машин.

       При традиционном валянии  сваливаемость верблюжьей шерсти высокая. Изделия из нее теплые, полезные. Чулки уменьшают ломоту в костях.

О художественном оформлении войлока я постаралась почерпнуть материал из литературных источников и по описаниям старожилов. Традиционно калмыцкие изделия из войлока в музеях республики в основном в виде ширдыков. Старинные предметы одежды, быта, игрушки не смогли мне показать. В книгах исследователей есть иллюстрации. Свои изделия мы, воспитанники кружка, выполняем, следуя описаниям старожилов, литературным источникам, привнеся свое видение. Сейчас возобновляется искусство войлоковаляния и изготовления сувенирных изделий, подарков. В Калмыкию приезжает много гостей: экскурсантов из других регионов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Они интересуются национальными изделиями. Из традиционного материала - шерсти можно изготовить различную сувенирную войлочную продукцию. Совмещая современные и традиционные способы, можно и в наше время создать красивые, нужные вещи для подарков, а также выполнить для себя, семьи.

Большую помощь в работе мне оказали материалы  этнографического музея Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской Академии наук (КИГИ РАН) и беседа-консультация с его заведующим доктором искусствоведения Светланой Гарриевной Батыревой <Рисунок 34>.  В музее экспонируются калмыцкий традиционный войлок – белый ширдг <Рисунок 35>, темный войлок с орнаментом из цветной шерсти из села Бергин Юстинского района <Рисунок 36>, монгольский войлок и др.    

 

 

Литература

 

 

1.Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX-начало XX вв. Элиста, 2006.

2.Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. М., 1893.

3.Зайцева Анна. Подарки из войлока. Москва. 2010 г.

4. Ковалев И.Г. Калмыцкий народный орнамент. Элиста, 1970.

5. Хальмг γнн, 18 октября 2012 г.

6. Эрендженов Константин. Золотой родник. Элиста, 1990.

 

 

Глоссарий

 

 

1)      Ширдг - стеганный войлочный тюфяк;

2)      Девскр - постельный тюфяк;   

3)      Оца - сыромятная шкура;

4)      Сава - тонкая палка;

5)      Мошкарин ноосн – свертки из войлока в 1,5-2 метра длиной;

6)      Тулм - большая кожаная сума;

7)      Өөмсн - национальные чулки.

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010