Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

5 класс."Рукоделие. Вышивка"

Автор:
Мичкова Любовь Владимировна

Аннотация:

                                         Аннотация к уроку.

 Предмет: Технология

Класс: 5

Тема урока: Вышивка

Учитель: Мичкова Любовь Владимировна

Урок состоит из следующих этапов:

Организационно-подготовительного, стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии, практической работы, подведения итогов.

Цели урока:

Образовательный аспект:

-ознакомить с искусством ручной вышивки;

-сформировать навыки по выполнению ручных швов для вышивки; 

-продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.

Воспитательный аспект:

 -продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетические изделия.

Развивающий аспект:

-продолжить развитие художественного вкуса;

-совершенствовать навыки культуры труда, самоконтроля;

-развивать самостоятельность, моторику рук.

Методы обучения: беседа, демонстрация учебного материала.

Технологии обучения: технология критического мышления.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 Фронтальная деятельность под руководством учителя.

 Индивидуальная работа - самостоятельное выполнение заданий учеником на уровне его способностей и возможностей.

Межпредметные связи: география, история, изобразительное искусство.

 Данный урок является комбинированным.

 Задания направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся в необходимости изучения  ручной вышивки. Задания также дают возможность проявить учащимся коммуникативные качества, умение самостоятельно выполнять  вышивку простейшими швами. Практическая работа - творческое задание, отрабатываются навыки по выполнению  швов в  вышивке, а также формируется умение пользоваться технологической картой.

 Урок такого плана расширяет кругозор учащихся, прививает эстетический вкус.

 

 

 

 

 

Статья:

Предмет: Технология

Класс: 5

Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка

 

Типы уроков по форме проведения: приобретение новых знаний, их закрепление и применение; формирование умений.

Вид урока по форме проведения: комбинированный.

 

Цели изучения темы:

-    Развивающий аспект:

продолжить развитие художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, самоконтроля; развивать самостоятельность, моторику рук.

-    Образовательный аспект:

ознакомить с искусством ручной вышивки; сформировать навыки по выполнению ручных швов для вышивки; продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.

-    Воспитательный аспект:

продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетические изделия.

 

Интеграция: география, история, изобразительное искусство.

 

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ткань для вышивания, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки мулине, копировальная бумага, образцы швов.

 

Тема:  Вышивка  как  один из  видов  декоративно -         прикладного  искусства. Выполнение  простейших  ручных  швов.                                                     

                                        

Продолжительность: 2 часа

 

 

 

 

Цели:

-ознакомить  с  искусством  ручной  вышивки;

-сформировать навыки по выполнению простейших    ручных  швов  для  вышивки;

-продолжить  формирование  умения  пользоваться   технологической  картой;

-продолжить  воспитание  аккуратности;

-совершенствовать  навыки  культуры  труда, самоконтроля;

-развивать  самостоятельность, моторику рук.

 

Оборудование: учебник, рабочая  тетрадь, гладкокрашеная  хлопчатобумажная  ткань – 10*10 см, набор  инструментов и  приспособлений  для  вышивания, нитки  мулине, образцы  простейших ручных  швов.

                      

Приемы: кластер, синквейн.

 

Этапы

урока

Содержание

Примечания

 

 

Организационно-

подготовительный

   этап.

 

Стадия  вызова.

 

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку.

Определить  тему  занятия.

1. Старинный  и  самый  распространенный вид  декоративно- прикладного искусства. Широко распространено у всех  народов нашей  страны. Приемы вырабатывались многими  поколениями  мастеров,  бережно  сохранявших  все  ценное.

2. Ее  выполняли  льняными, шерстяными,  шелковыми  (чаще цветными),  металлическими 

( золотыми  и  серебряными) нитями в сочетании  с нашитыми  драгоценными  камнями,  монетами и т. п.

Сегодня на  уроке  мы начинаем  изучение  темы:

Вышивка как  один  видов  декоративно- прикладного  искусства.

Выполнение  простейших  ручных  швов.

 

Давайте  вспомним, что мы  знаем  о вышивке  и  заполним  кластер.

 

 

 

       

 

 

 

Зачитать  текст.

Если не догадались,  продолжить  текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулировать тему  и   записать  тему  на  доске,  цели урока.

 

 

 

Активизация  учащихся.

 

  Формирование

  новых  знаний

Вышивка -  увлекательный, творческий  труд, приносящий радость, заполняющий  досуг, вводящий в мир прекрасного.

 

Виды  вышивки:

1.Счетные - выполненные по счету нитей. (Крест, роспись…).

2.По  рисованному   контуру:  владимирские  швы, стебельчатый, тамбурный, петельный и  др.

                       

Теоретические сведения:

 

1. Из  истории  возникновения  ручной  вышивки.

2.Инструменты, материалы

и  приспособления.

3.Геометрический  орнамент.

4. Подготовка  рабочего  места  к вышиванию.

5. Технологическая  последовательность  вышивания.

6. Технология выполнения  простейших  ручных  швов:

- « вперед иголку»;

- « шнурок»;

-  « за иголку»;

- тамбурный.

(Приложение 1)

Постановка 

перед учащимися  учебной  задачи.

 

 

 

 

 

Показ  образцов  вышивки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стр.121-122

 

 

Стр. 123-127

 

Стр.122

 

Стр. 126-128

 

Стр. 127

 

 

Стр.137-141

 

Этапы показа          и объяснения  приемов  вышивки :

1.Объяснение учителя.

2.Показ.

3.Проба.

4.Выполнение работы.

5. Контроль.

Применения знаний,  формирования  умений.

1. Подготовить рабочее  место  к  вышиванию.

2. Подготовить к  работе ткань, нитки, инструменты  и  приспособления.

3. Закрепить  рабочую  нить.

4. Выполнение швов  по  технологической  карте

- « Вперед иголку»;

- « За иголку»;

- « Шнурок»;

-  Тамбурный;

- Стебельчатый.

5. Контроль  качества  работы.

(Критерии  оценки:

Качество и  аккуратность выполнения;

бережное  отношение  к времени, материалам, скорость и  правильность выполнения  задания, организация  рабочего  места,

 соблюдение правил  Т.Б.).

                 

           

              

                  

                   

 Стр.134-135              

Текущий  инструктаж:

1.организация

рабочего  места;

2.повторение правил Т. Б.;

3.критерии  оценки работы.

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

                                                                     

Контроля и  рефлексии

Анализ ошибок и  недочетов. 

Самооценка  учащихся.

Составить  синквейн  о  вышивке (работа в парах)

 

Подведение итогов

Определение  уровня формирования  знаний и умений.

Демонстрация лучших работ.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

 

 

 

Тема:  Подбор  и  перевод  рисунка на  ткань. 

Окончательная  обработка  изделия. Отделка  изделия  вышивкой.

 

Продолжительность: 4 часа

                   

        

Цели:

-ознакомить  со  способами  перевода рисунка на  ткань, окончательной обработки изделия;

-сформировать  навыки  по  выполнению  простейших  ручных  швов  для  вышивки;

-продолжить  формирование  умения  пользоваться  технологической  картой;

-продолжить воспитание  аккуратности;

-совершенствовать  навыки  культуры  труда, самоконтроля;

-развивать  самостоятельность, моторику  рук.

 

Оборудование:  учебник, рабочая  тетрадь, гладкоокрашенная  х/б ткань – 30 *30 см, набор инструментов  и  приспособлений  для  вышивания,  нитки  мулине, копировальная  бумага,  карандаш, рисунки  для  вышивания.

Приемы: кластер

 

Этапы урока

 

Содержание

Примечания

Организационно-подготовительный этап

 

 

 

 

 

 

 

Стадия Вызова

Приветствие. Проверка  явки учащихся  на  занятие, их  готовности  к  уроку.

Активизация  учащихся.

Сегодня  на  уроке  продолжим изучение  темы: Вышивка как  один  из  видов декоративно- прикладного искусства. Выполнение  простейших  ручных  швов.

Давайте  вспомним, что вы  знаете о вышивке, запишем, используя  кластер.

 

               

                

               

               

                     

                   

              

              

           

           

 

 

Дополнение  кластера, составленного на  прошлом  уроке.

Формирование  новых  знаний

Сегодня  уроке  вы  познакомитесь со  способами перевода  рисунка на  ткань,  увеличения и уменьшения рисунка, научитесь заправлять  ткань в  пяльцы, а также выполнять отделку вышивкой  изделия.

И  самое главное – научитесь применять полученные  знания на  практике.

Перед  каждой  из  вас  стоит задача: сделать  красивое изделие, продемонстрировать  его  друг  другу.

         

Теоретические  сведения:

1.Способы  перевода  рисунка  на  ткань;

2.Увеличение и уменьшение  рисунка;

3. Заправка  ткани  в пяльцы;

4.Окончательная  обработка  вышитых  изделий.                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                    

Постановка  перед  учащимися  учебной  задачи.

 

 

     

             

            

                 

                 

        

                

               

                

               

                  

                      

Стр.130-131

          

Стр.132

              

Стр.132

Стр.132-133                                  

Применения  знаний , формирования  умений.

Индивидуальная  работа  учащихся.

Выполнение   практического задания по  отделке вышивкой  изделия  по  технологической  карте.

1. Подготовить  свое  рабочее  место.

2.Подготовить  ткань  к  работе, нитки, инструменты  и  приспособления.

3. Перевести  рисунок  на ткань с помощью  копировальной  бумаги.

4. Заправить  ткань  в  пяльцы.

5.Выполнить  закрепление  нитки   в начале  работы.

6.Выполнить вышивку  простейшими  швами, подбирая  цвета.

7. Закрепить  нитку  в  конце  работы с изнаночной  стороны  вышивки.

8.Окончательная  обработка  вышитого  изделия.

9.Контроль качества  работы.  

          

               

                 

                      

                       

 

Текущий  инструктаж:

1. организация рабочего  места;

2. повторение правил  ТБ;

3. обговорить  с учащимися  критерии  оценки  работы.

       

Физкультминутка

Контроля и  рефлексии

Анализ ошибок  и недочетов. 

Рассмотреть рисунки, выбрать  для них  приемы  вышивания  и  записать  их  названия: карточка  №1 и №2

( Приложение 2).

Самооценка  учащихся.

 

Подведение  итогов

Определение уровня  формирования   знаний  и  умений.

Демонстрация лучших  работ.

Выставление  оценок.

Домашнее  задание:

1.Выполнить  увеличение  рисунка  с  помощью  растровой  сетки;

2. Составить  кроссворд. 

                     

Кроссворд (Приложение 3)

 

 

Список литературы:

Арефьев И.П.

Занимательные уроки технологии для девочек.5 класс: Пособие для учителей. -М.: Школьная Пресса,2005.-80с.,ил.- («Школа и производство.  Библиотека  журнала»; Вып.22).

Крапивина Н.Ю.

Технология.5 класс. Вариант для девочек: В 2 ч.- Саратов: Лицей,2005.-Ч.2.-64 с.

Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений( вариант для девочек).- 2-е изд., перераб./ Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф,2005.-192с.:ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Технологическая   карта:

«Выполнения простейших ручных швов»

 

Последовательность  операций

Графическое  изображение

 

Шов « вперед  иголку»

1. Выбрать  материал.

2. Разметить (нанести  рисунок).

3. Прошить  по  рисунку. Стежки  и расстояния  между  ними  стараться  выполнять  одинаковыми  по  размеру.

4.Контроль  качества  работы.

 

 

Тамбурный  шов

1. Выбрать  материал.

2. Разметить (нанести  рисунок).

3. Прошить по рисунку: из исходной точки  иголку  переместить  под  тканью  по  линии  рисунка  на  расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде  петли  остается  под иглой. Делая  последующие  стежки, иголку  вкалывайте в образованную  предыдущим стежком  петлю.

4. Контроль  качества  работы.

 

Шов « за  иголку»

1. Выбрать  материал.

2. Разметить (нанести  рисунок).

3. Прошить  по  рисунку: движением иглы  справа налево сделать  первый стежок и пропуск   в  ткани  такой  же  длины. Для выполнения  второго  стежка  нитку  укладывают  слева  направо. Иглу  вводят в ту же  точку, где  кончается  первый  стежок, а выводят  на  лицевую сторону  на  четыре  нити  ткани  левее  второго  стежка. Таким  образом, изнаночный  стежок  будет в  два раза  длиннее  лицевого.

4. Контроль  качества  работы.

 

Шов  « шнурок».

 

1. Выбрать  материал.

2. Разметить (нанести  рисунок).

3. Прошить  по рисунку: контур  рисунка прометать  швом  « вперед  иголку». Затем  иглу  с ниткой

( чаще  другого  цвета) подводят  под  каждый  стежок сверху  вниз, не  прокалывая  ткань.

4. Контроль  качества  работы.

 

 

Стебельчатый   шов.

 

1. Выбрать  материал.

2. Разметить (нанести  рисунок).

3. Прошить по рисунку: от  исходной  точки  нитку  сначала  продвинуть  вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей  ниткой  провести по изнаночной  стороне назад, выводя у середины  предыдущего  стежка (рабочая  нитка  всегда  выводится  с одной  стороны  стежка).

4. Контроль  качества  работы.

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Рассмотрите рисунки, выберите для них приемы вышивания и напишите их названия.

                                    

 

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Кроссворд «Лесенка»

  •  Слова, которые надо отгадать, относятся к теме «Вышивание».

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010