Автор:
Мичкова Любовь Владимировна
Аннотация к уроку.
Предмет: Технология
Класс: 5
Тема урока: Вышивка
Учитель: Мичкова Любовь Владимировна
Урок состоит из следующих этапов:
Организационно-подготовительного, стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефлексии, практической работы, подведения итогов.
Цели урока:
Образовательный аспект:
-ознакомить с искусством ручной вышивки;
-сформировать навыки по выполнению ручных швов для вышивки;
-продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.
Воспитательный аспект:
-продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетические изделия.
Развивающий аспект:
-продолжить развитие художественного вкуса;
-совершенствовать навыки культуры труда, самоконтроля;
-развивать самостоятельность, моторику рук.
Методы обучения: беседа, демонстрация учебного материала.
Технологии обучения: технология критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Фронтальная деятельность под руководством учителя.
Индивидуальная работа - самостоятельное выполнение заданий учеником на уровне его способностей и возможностей.
Межпредметные связи: география, история, изобразительное искусство.
Данный урок является комбинированным.
Задания направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся в необходимости изучения ручной вышивки. Задания также дают возможность проявить учащимся коммуникативные качества, умение самостоятельно выполнять вышивку простейшими швами. Практическая работа - творческое задание, отрабатываются навыки по выполнению швов в вышивке, а также формируется умение пользоваться технологической картой.
Урок такого плана расширяет кругозор учащихся, прививает эстетический вкус.
Статья:
Предмет: Технология
Класс: 5
Раздел: Рукоделие
Тема: Вышивка
Типы уроков по форме проведения: приобретение новых знаний, их закрепление и применение; формирование умений.
Вид урока по форме проведения: комбинированный.
Цели изучения темы:
- Развивающий аспект:
продолжить развитие художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, самоконтроля; развивать самостоятельность, моторику рук.
- Образовательный аспект:
ознакомить с искусством ручной вышивки; сформировать навыки по выполнению ручных швов для вышивки; продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.
- Воспитательный аспект:
продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетические изделия.
Интеграция: география, история, изобразительное искусство.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ткань для вышивания, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки мулине, копировальная бумага, образцы швов.
Тема: Вышивка как один из видов декоративно - прикладного искусства. Выполнение простейших ручных швов.
Продолжительность: 2 часа
Цели:
-ознакомить с искусством ручной вышивки;
-сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;
-продолжить формирование умения пользоваться технологической картой;
-продолжить воспитание аккуратности;
-совершенствовать навыки культуры труда, самоконтроля;
-развивать самостоятельность, моторику рук.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань – 10*10 см, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки мулине, образцы простейших ручных швов.
Приемы: кластер, синквейн.
Этапы урока |
Содержание |
Примечания
|
Организационно- подготовительный этап.
Стадия вызова.
|
Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Определить тему занятия. 1. Старинный и самый распространенный вид декоративно- прикладного искусства. Широко распространено у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное. 2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими ( золотыми и серебряными) нитями в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т. п. Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы: Вышивка как один видов декоративно- прикладного искусства. Выполнение простейших ручных швов.
Давайте вспомним, что мы знаем о вышивке и заполним кластер.
|
Зачитать текст. Если не догадались, продолжить текст.
Сформулировать тему и записать тему на доске, цели урока.
Активизация учащихся.
|
Формирование новых знаний. |
Вышивка - увлекательный, творческий труд, приносящий радость, заполняющий досуг, вводящий в мир прекрасного.
Виды вышивки: 1.Счетные - выполненные по счету нитей. (Крест, роспись…). 2.По рисованному контуру: владимирские швы, стебельчатый, тамбурный, петельный и др.
Теоретические сведения:
1. Из истории возникновения ручной вышивки. 2.Инструменты, материалы и приспособления. 3.Геометрический орнамент. 4. Подготовка рабочего места к вышиванию. 5. Технологическая последовательность вышивания. 6. Технология выполнения простейших ручных швов: - « вперед иголку»; - « шнурок»; - « за иголку»; - тамбурный. (Приложение 1) |
Постановка перед учащимися учебной задачи.
Показ образцов вышивки.
Стр.121-122
Стр. 123-127
Стр.122
Стр. 126-128
Стр. 127
Стр.137-141
Этапы показа и объяснения приемов вышивки : 1.Объяснение учителя. 2.Показ. 3.Проба. 4.Выполнение работы. 5. Контроль. |
Применения знаний, формирования умений. |
1. Подготовить рабочее место к вышиванию. 2. Подготовить к работе ткань, нитки, инструменты и приспособления. 3. Закрепить рабочую нить. 4. Выполнение швов по технологической карте - « Вперед иголку»; - « За иголку»; - « Шнурок»; - Тамбурный; - Стебельчатый. 5. Контроль качества работы. (Критерии оценки: Качество и аккуратность выполнения; бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильность выполнения задания, организация рабочего места, соблюдение правил Т.Б.). |
Стр.134-135 Текущий инструктаж: 1.организация рабочего места; 2.повторение правил Т. Б.; 3.критерии оценки работы.
Физкультминутка
|
Контроля и рефлексии |
Анализ ошибок и недочетов. Самооценка учащихся. Составить синквейн о вышивке (работа в парах) |
|
Подведение итогов |
Определение уровня формирования знаний и умений. Демонстрация лучших работ. Выставление оценок. Домашнее задание. |
|
Тема: Подбор и перевод рисунка на ткань.
Окончательная обработка изделия. Отделка изделия вышивкой.
Продолжительность: 4 часа
Цели:
-ознакомить со способами перевода рисунка на ткань, окончательной обработки изделия;
-сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;
-продолжить формирование умения пользоваться технологической картой;
-продолжить воспитание аккуратности;
-совершенствовать навыки культуры труда, самоконтроля;
-развивать самостоятельность, моторику рук.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гладкоокрашенная х/б ткань – 30 *30 см, набор инструментов и приспособлений для вышивания, нитки мулине, копировальная бумага, карандаш, рисунки для вышивания.
Приемы: кластер
Этапы урока
|
Содержание |
Примечания |
Организационно-подготовительный этап
Стадия Вызова |
Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Активизация учащихся. Сегодня на уроке продолжим изучение темы: Вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства. Выполнение простейших ручных швов. Давайте вспомним, что вы знаете о вышивке, запишем, используя кластер.
|
Дополнение кластера, составленного на прошлом уроке. |
Формирование новых знаний |
Сегодня уроке вы познакомитесь со способами перевода рисунка на ткань, увеличения и уменьшения рисунка, научитесь заправлять ткань в пяльцы, а также выполнять отделку вышивкой изделия. И самое главное – научитесь применять полученные знания на практике. Перед каждой из вас стоит задача: сделать красивое изделие, продемонстрировать его друг другу.
Теоретические сведения: 1.Способы перевода рисунка на ткань; 2.Увеличение и уменьшение рисунка; 3. Заправка ткани в пяльцы; 4.Окончательная обработка вышитых изделий.
|
Постановка перед учащимися учебной задачи.
Стр.130-131
Стр.132
Стр.132 Стр.132-133 |
Применения знаний , формирования умений. |
Индивидуальная работа учащихся. Выполнение практического задания по отделке вышивкой изделия по технологической карте. 1. Подготовить свое рабочее место. 2.Подготовить ткань к работе, нитки, инструменты и приспособления. 3. Перевести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги. 4. Заправить ткань в пяльцы. 5.Выполнить закрепление нитки в начале работы. 6.Выполнить вышивку простейшими швами, подбирая цвета. 7. Закрепить нитку в конце работы с изнаночной стороны вышивки. 8.Окончательная обработка вышитого изделия. 9.Контроль качества работы. |
Текущий инструктаж: 1. организация рабочего места; 2. повторение правил ТБ; 3. обговорить с учащимися критерии оценки работы.
Физкультминутка |
Контроля и рефлексии |
Анализ ошибок и недочетов. Рассмотреть рисунки, выбрать для них приемы вышивания и записать их названия: карточка №1 и №2 ( Приложение 2). Самооценка учащихся. |
|
Подведение итогов |
Определение уровня формирования знаний и умений. Демонстрация лучших работ. Выставление оценок. Домашнее задание: 1.Выполнить увеличение рисунка с помощью растровой сетки; 2. Составить кроссворд. |
Кроссворд (Приложение 3) |
Список литературы:
Арефьев И.П.
Занимательные уроки технологии для девочек.5 класс: Пособие для учителей. -М.: Школьная Пресса,2005.-80с.,ил.- («Школа и производство. Библиотека журнала»; Вып.22).
Крапивина Н.Ю.
Технология.5 класс. Вариант для девочек: В 2 ч.- Саратов: Лицей,2005.-Ч.2.-64 с.
Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений( вариант для девочек).- 2-е изд., перераб./ Под ред. В. Д. Симоненко.- М.: Вентана-Граф,2005.-192с.:ил.
Приложение 1.
Технологическая карта:
«Выполнения простейших ручных швов»
Последовательность операций |
Графическое изображение
|
Шов « вперед иголку» 1. Выбрать материал. 2. Разметить (нанести рисунок). 3. Прошить по рисунку. Стежки и расстояния между ними стараться выполнять одинаковыми по размеру. 4.Контроль качества работы.
|
|
Тамбурный шов 1. Выбрать материал. 2. Разметить (нанести рисунок). 3. Прошить по рисунку: из исходной точки иголку переместить под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку; рабочая нить в виде петли остается под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывайте в образованную предыдущим стежком петлю. 4. Контроль качества работы. |
|
Шов « за иголку» 1. Выбрать материал. 2. Разметить (нанести рисунок). 3. Прошить по рисунку: движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск в ткани такой же длины. Для выполнения второго стежка нитку укладывают слева направо. Иглу вводят в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводят на лицевую сторону на четыре нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. 4. Контроль качества работы. |
|
Шов « шнурок».
1. Выбрать материал. 2. Разметить (нанести рисунок). 3. Прошить по рисунку: контур рисунка прометать швом « вперед иголку». Затем иглу с ниткой ( чаще другого цвета) подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. 4. Контроль качества работы.
|
|
Стебельчатый шов.
1. Выбрать материал. 2. Разметить (нанести рисунок). 3. Прошить по рисунку: от исходной точки нитку сначала продвинуть вперед, а затем, проколов ткань, иголку с рабочей ниткой провести по изнаночной стороне назад, выводя у середины предыдущего стежка (рабочая нитка всегда выводится с одной стороны стежка). 4. Контроль качества работы. |
Приложение 2.
Рассмотрите рисунки, выберите для них приемы вышивания и напишите их названия.
Приложение 3.
Кроссворд «Лесенка»
- Слова, которые надо отгадать, относятся к теме «Вышивание».