Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Авторская программа "Народные художественные промыслы нагайцев" - технология 8-9 класс.

Автор:
Зарманбетов Нурманбет Тангатарович

Аннотация:

Аннотация

Народные художественные промыслы относятся к особому виду материального производства, их особенность состоит в том, что художественные изделия изготовляются ручным квалифицированным трудом. Увеличение выпуска продукции, расширение производства возможно лишь за счет привлечения дополнительной рабочей силы, главным источником которой является средняя общеобразовательная школа. Перед школами Дагестана стоит сложная  и ответственная задача – привить учащимся устойчивый интерес к народному искусству, развить склонности и способности к этапу специфическому  виду производительного труда, вооружить учащихся необходимыми знаниями и умениями. В этой связи авторская программа «Народные художественные промыслы ногайцев» является весьма актуальной и представляет определенную практическую значимость.

В программе «Народные художественные промыслы ногайцев» убедительно формируется актуальность темы, четко определены цель и задачи, раскрываются методы исследования и практическая значимость.

В главе «Основы ногайского войлочного производства» дана довольно полная характеристика изделиям войлочного производства, технологии изделий из войлока и видов ногайского орнамента.

Представленная авторская программа «Народные художественные промыслы ногайцев» - обработка войлока в школе, в которой содержится пояснительная записка, тематические планы для VIII-IX и X-XI классов, а также требования к знаниям и умениям учащихся по данному курсу.

Авторская программа имеет заключение, список использованной литературы и приложение. Работа написана на материале многолетнего труда самого автора, в работе используются данные ряда смежных наук и поэтому она интересна и в теоретическом и в практическом отношении.

Авторская программа посильна учащимся и учителю, который заинтересован в получении результатов, как от учащихся, так и от своей деятельности. Требуется неустанный труд, чтоб добиться результатов, хорошая практическая подготовка учителя и художественные способности, творческий подход к работе, анализ своей деятельности.

Программа составлена с учетом национальных особенностей культуры и прикладного искусства родного народа. Она востребована, так как доказана временем. Навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в практической деятельности учащихся. Данная программа отражает сущность этнокультурного образования и воспитания учащихся.

 

Статья:

 

 

Авторская программа

 

 

по  технологии VIII-XI кл.

 

 

 

 

 

 

368857.Дагестан, Ногайский район,

МБОУ «Нариманская СОш им.Асанова А.Б.»

с.Нариман

Зарманбетов Нурманбет Тангатарович – учитель технологии

 

 

 

 

Аннотация

Народные художественные промыслы относятся к особому виду материального производства, их особенность состоит в том, что художественные изделия изготовляются ручным квалифицированным трудом. Увеличение выпуска продукции, расширение производства возможно лишь за счет привлечения дополнительной рабочей силы, главным источником которой является средняя общеобразовательная школа. Перед школами Дагестана стоит сложная  и ответственная задача – привить учащимся устойчивый интерес к народному искусству, развить склонности и способности к этапу специфическому  виду производительного труда, вооружить учащихся необходимыми знаниями и умениями. В этой связи авторская программа «Народные художественные промыслы ногайцев» является весьма актуальной и представляет определенную практическую значимость.

В программе «Народные художественные промыслы ногайцев» убедительно формируется актуальность темы, четко определены цель и задачи, раскрываются методы исследования и практическая значимость.

В главе «Основы ногайского войлочного производства» дана довольно полная характеристика изделиям войлочного производства, технологии изделий из войлока и видов ногайского орнамента.

Представленная авторская программа «Народные художественные промыслы ногайцев» - обработка войлока в школе, в которой содержится пояснительная записка, тематические планы для VIII-IX и X-XI классов, а также требования к знаниям и умениям учащихся по данному курсу.

Авторская программа имеет заключение, список использованной литературы и приложение. Работа написана на материале многолетнего труда самого автора, в работе используются данные ряда смежных наук и поэтому она интересна и в теоретическом и в практическом отношении.

Авторская программа посильна учащимся и учителю, который заинтересован в получении результатов, как от учащихся, так и от своей деятельности. Требуется неустанный труд, чтоб добиться результатов, хорошая практическая подготовка учителя и художественные способности, творческий подход к работе, анализ своей деятельности.

Программа составлена с учетом национальных особенностей культуры и прикладного искусства родного народа. Она востребована, так как доказана временем. Навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в практической деятельности учащихся. Данная программа отражает сущность этнокультурного образования и воспитания учащихся.

 

 

 

 

Зарманбетов Нурманбет Тангатарович – учитель технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка шерсти.

№ п/п

Приемы работы

Средства труда

1.

Сортировка шерсти по цветам /белые-черные, грубые – меренос.

Вручную на сетке.

2.

 

Стряхивание шерсти от сорных примесей.

На сетке, поворачивая то в одну, то в другую сторону.

3.

Очистка шерсти от сорных примесей.

Самодельный гребень, можно вручную с двумя руками перебирая с одной руки на другую. Металлический гребень с деревянной ручкой.

4.

Подготовить пряди длиной 40-30 см, с толщиной 8-10 мм.

Вручную перебирая пряди на руках.

5.

Прядение нитей из пряди.

Электрическая прялка, самодельное веретено.

5.

Снятие нитей из веретена, перекручивание их на клубок.

Веретено. Электрическая прялка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы труда.

№ п/п

Готовый продукт 

Приемы труда

1.

Шерсть

а) очистка от сорных примесей;

б)расчесывание

2.

 

Войлок

а) раскладка шерсти;

б)взбрызгивание водой;

в)перевязывание;

г)поднимание и удар об пол;

д)раскрывание;

е)сбрызгивание горячей водой;

ж)обкатывание предплечья;

з)раскрывание;

к)перетягивание;

л)обкатывание;

м)мытье водой;

н)сушка

3.

Готовый войлок

а) подрезание краев;

б)обшивание нитями орнаментов;

в)обшивание тесьмой края войлока

4.

Нитки

а) пряди;

б)прядение на веретене;

в)сборка нитей в клубок;

г)соединение двух нитей с помощью веретена;

д)сборка из в клубок

5.

Изделия

Войлочная сумка, молельный ковер/намазлык/, войлок /кийиз/, уюкъ на ногу, журапы, шляпа войлочная, флаг войлочный и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Программа по профилю «Народные художественные промыслы ногайцев в школе» определяет содержание профессионального обучения на первом этапе вVIII – IX классах, затем X – XI классах с четырехгодичным обучением. Первоначально предусмотрено ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, связанными с войлоком, основанной на шерсти. Программа рассчитана для работы с девушками. Целями обучения по данному профилю являются формирование у учащихся первоначальных умений и навыков работы с шерстью, а также обеспечение всестороннего, в частности, нравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой самостоятельной  трудовой деятельности в условиях современного производства и для получения образования. Профессиональное обучение по профилю «Народные художественные промыслы в школе» предлагает решение таких задач:

-привитие любви к традиционному народному промыслу;

-воспитание активного эстетического отношения к действительности народным художественным традициям;

-развитие художественно-творческих способностей /умение создавать собственные композиции в традициях местного художественного промысла/;

-обучение практическим традиционным навыкам и приемам изготовления изделий из шерсти, войлока.

Программа включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний и умений, перечень изготовляемых изделий, формируемых по годам обучения, содержание теоретического и практического обучения, а также список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами работы в войлочном производстве, выделкой войлока и их узорами, орнаментами, технологией изготовления войлока из шерсти.  Усвоению теоретического материала будет способствовать проведение практических работ с целью создания собственных изделий в традициях местного промысла. На этих занятиях учащимся не рекомендуется копировать образцы народного искусства в своих работах, а творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, цвета, варьируя и компанируя их по-своему, опираясь на общее образное содержание, настроение, эмоциональный характер народного искусства местного промысла.

На уроках практического обучения учащиеся выполняют художественные изделия из шерсти, войлока. В процессе практических занятий должное внимание следует уделять вопросам технологии изготовления и декорирования изделий, формированию у учащихся общих умений и навыков по художественной обработке  войлока на основе выполнения несложных художественных изделий. На каждом занятии рекомендуется проводить беседы, инструктажи/вводный, текущий, заключительный/, направленные на осмысление учащимися объектов труда, формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже отводится санитарно-гигиеническим вопросам работы с шерстью, бережному отношению к материалу, эффективному использованию учебного времени.

Теоретическое и практическое обучение проводится одновременно. Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить воспитательный характер, а выполнение изделия иметь яркий национальный колорит, назначение, высокое качество исполнения, отвечать эстетическим требованиям и быть общественно полезным. Для усиления профориентационной работы, ознакомления учащихся с разными специальностями, структурой предприятий художественных промыслов в программу включены экскурсии на предприятия народных  художественных промыслов республики. Содержание программы предусматривает подготовку учащихся к сознательному выбору по окончании средней школы одной из рабочих профессий, использование знаний и умений в жизни и в быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

№п/п

Разделы и темы

Количество часов

1

2

3

 

VIII-IX кл.

 

I

 

Обучение по профилю «Народные художественные промыслы»

 

70ч

 

II

1

Теоретическое обучение

Народные художественные промыслы Дагестана.

30ч

2

2

Народные художественные промыслы ногайцев.

2

3

Основы гигиены труда и производственной санитарии.

2

4

Ткачество.

2

5

Прядение нитей.

2

6

Изготовление веревок.

2

7

Художественное тканье и вышивание.

2

8

Инструменты и оборудование.

2

9

Изучение орнаментов.

6

10

Композиция.

4

11

Изучение родовых знаков.

6

III

1

Практическое обучение

Экскурсия на художественные комбинаты, в музеи художественных промыслов.

40

2

2

Оборудование рабочего места в кабинете народных промыслов.

2

3

4

Ознакомление с инструментами. Изготовление инструментов. Гребень, веретено.

Расчесывание шерсти на гребне, вручную на пальцах.

4

4

 

5

Прядение нитей на веретене.

4

6

Изготовление веревок из шерсти.

4

7

Художественное тканье и вышивание золотом/ «Нагыс ока»/

4

8

Выполнение геометрических, растительных и зооморфных орнаментов.

 

9

Композиция, выполнение рисунка будущей вышивки.

4

10

Способ нашивания орнамента на приготовленное изделие.

4

11

Использование в орнаменте родовых знаков.

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа VIII-IX класс

  1. I.            Теоретическое обучение  - 30 ч.

1.Народные художественные промыслы Дагестана – 2ч.

Возникновение народного художественного промысла, его развитие. Роль художественной традиции в современных художественных промыслах. Значение творческих коллективов на предприятиях художественных промыслов. Перспективы развития предприятий народных художественных промыслов. Кубачинское и гоцатлинское ювелирное искусство, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка металлом по дереву.

2.Народные художественные промыслы ногайцев – 2ч.

Художественные традиции и своеобразие местного промысла. Ассортимент изделий, ведущие мастера. Основные сведения о  видах народных художественных промыслов, их характерные особенности. Войлочное производство ногайцев.

3.Основы гигиены труда и производственной санитарии.

Охрана труда. Конституция о правах трудящихся на труд и отдых. Законодательство об охране труда подростков. Требования безопасности труда в УПК, учебных мастерских или на  рабочих местах участков базовых предприятий. Основные правила и инструкции по безопасности труда, их выполнение. Основные правила электробезопасности. Гигиена труда и производственная санитария. Значение качественной вентиляции и правильного освещения учебно-производственных помещений. Санитарный уход и температурный  режим в помещении для работающих.

4.Ткачество – 2ч.

Дагестанский ткацкий станок. Ногайский ткацкий станок – шепкен – агаш. Материалы, идущие на пошив одежды. Ногайское сукно. Шерсть – основной материал ткачества. Отбор шерсти на сукно. Материалы для мытья шерсти. Расчесывание шерсти на гребне. Растрепывание свалявшейся шерсти клочками.

5.Прядение нитей – 2ч.

Назначение и применение инструментов для прядения нитей. Основные части веретена и устройство их. Основные правила и техника прядения нитей.

 

6.Изготовление веревок – 2ч.

Материалы, идущие на изготовление веревок. Подготовка пряди. Правила сучивания пряди между ладонями. Сучивание в три пряда. Плетение «Шалма-шараз», «шыйыртпа», «эки кабат шыйыртпа», «шалув».

7.Художественное тканье и вышивание – 2ч.

Способы вышивания и основные приемы. Ногайская вышивка /биелей/ - ногай тигис. Шитье в прикреп /базар тигис – базарная вышивка/. Шитье гладью. Шитье «уьшкил ший тигис», «дорьткил ший тигис», 2карга тырнак», «ока тигис».

8.Инструменты и оборудование – 2ч.

Организация рабочего места. Оборудование рабочего места для работы. Значение рационального размещения инструмента, приспособлений и вспомогательных материалов на рабочем месте. Инструменты: ногайский ткацкий станок –шепкен – агаш, веретено, прялка.

9.Изучение орнаментов – 6ч.

Ногайские орнаменты и узоры. Алфавит – вид ногайского орнамента. Правила построения орнаментов и узоров. Геометрический орнамент. Космогонический орнамент. Зооморфный орнамент. Растительный орнамент. Орнаменты бытового обихода.

10.Композиция – 4ч.

Основные понятия о композиции и ее закономерностях в народном декоративно-прикладном искусстве. Композиция как средство выражения идеи произведения. Понятие о пропорции  и равновесии, симметрии, ассимметрии. Раппорт – бесконечно повторяющийся узор. Замкнутая композиция и ее виды – круг, квадрат, овал, прямоугольники, ромб и т.д. упражнения по составлению ряда простейших композиций декоративного оформления заданного пространства.

11. Изучение родовых знаков – 6ч.

4 племени/куьп/ ногайцев. Кыпшак. Найман. Мынъ куьп. Терк куьп. Тогыншы, казан кулак кыпшак, ак суьек кыпшак, оьтекей кыпшак, шоьмишли ас, костамгалы, мойнапа, шурша, кобаншы, элгазы, уьйсин кыпшак, казаяклы, буьйребас, бакай, каратаяк, туьркмен, аш мойлы, явлан, найман, керей, кара курсак, Эдиге, баете, шавжели кобаншы, доьрткил ас, шарман, конъырат, кара кесек, таук тырнак, карналык, тараклы, серпели.

II Практическое обучение – 40ч.

1.Экскурсия на художественные комбинаты, в музеи художественных промыслов – 2ч.

Инструктаж по безопасности труда во время проведения экскурсии. Ознакомление со структурой предприятий, основным оборудованием и рабочими местами, продукцией, выпускаемой предприятием. Ознакомление с технологическими процессами изготовления и декорирования изделий, организацией труда народных мастеров, художников – прикладников. Посещение музея или комнаты образцов базового предприятия народных промыслов. Отчет об экскурсии.

2.Оборудование рабочего места в кабинете народных художественных промыслов – 2ч.

Инструктаж по организации рабочего места, безопасности труда, бережному отношению к инструментам, материалам и содержанию занятий. Ознакомление с учебным кабинетом народных  промыслов, режимом работы, формами организации труда, порядком получения и сдачи инструментов, правилами внутреннего распорядка.

3.Изготовление инструментов: гребень, веретено – 4ч.

Инструктаж по организации рабочего места, безопасности труда и содержанию занятий /проводится на каждом уроке/. Бережное отношение к инструменту. Экономия материалов. Назначение и основные части инструментов. Чертеж, эскиз и рисунок инструментов. Составление технологической карты. Шлифование и нанесение олифы.

4.Расчесывание шерсти на гребне – 4ч.

Сортировка шерсти. Вычесывание длинной шерсти, которая шла на основу – бой. Вычесывание коротких волокон, употребляемых на уток – аркъав. Вычесывание коротких волокон, которые идут на войлок.

5.Прядение нитей на веретене – 4ч.

Веретено – уршук. Подготовка прядей на веретене. Прядение в несколько раз. Сборка нитей в клубок. Соединение двух клубок на веретене. Снятие нитей с веретена.

6.Изготовление веревок из шерсти – 4ч.

Сортировка шерсти/овечья, верблюжья, конская/. Подбор прядей. Заматывание на большой палец ноги. Сучивание пряди между ладонями слева – направо. Складывание концов прядей, сучивание справа - налево. Наматывание двойной пряди вокруг ступни.

7.Художественное тканье и вышивание / «нагыс ока»/ - 4ч.

Работа с ногайским ткацким станком. Способ вышивания /ногай тигис/. Вырезать узор из бумаги, закрепить его на белую бязь. Обшивание ниткой, обведение мелом. Вышивание. Протирание раствором столярного клея /окъа елим/, подсушивание, вырезание вышитого узора. Нашивание на украшаемый предмет. Обшивание края тонкой тесемкой.

8.Выполнение геометрических, зооморфных, растительных орнаментов – 4 ч.

Рисование сопрягающих или узловых элементов растительного орнамента. Рисование конечных или завершающих элементов растительного орнамента. Использование в орнаментике племенных и родовых знаков «тамги», крест-свастика – племенной знак керейтов, форма тарак /гребень/, столб /багана/,ковш /шоьмиш/  и т.д.  животные орнаменты: кошкар муьйиз – бараний рог, бузав тис – телячий зуб, туье мойын – верблюжья шея, туье оьркеш – верблюжий горб, туье табан – верблюжье копыто, коян кулак – заячье ухо, терекшин муьйиз – олений рог, тавык тырнак – куриный коготь, кус – птица и т.д.

9.Композиция. Выполнение рисунка будущей вышивки – 4ч.

Понятие о простом и сложном ритмах, статике и динамике в произведениях народного декоративного искусства. Виды чередования элементов орнамента. Принципы построения композиции орнамента: полосы по горизонтали, вертикали, кругу. Построение угла. Приемы построения замкнутых композиций. Упражнения по составлению композиции орнаментальной полосы, угла и розеткис подчинением всех ее элементов. Практическая работа. Составление эскиза изделия на основе местных народных флом /сумка, куржун, кап, дорба, широкие ленты и т.д./

10.Нашивание орнамента на приготовленное изделие – 4ч.

Способ нашивания из ниток разного цвета определенного орнамента. Мозаичный способ. Обшивание тонкой тесьмой.

11.Использование в орнаменте родовых знаков -4ч.

Четырех племен/куьп/. Кыпшак. Найман. Мынъ куьп. Терк куьп. Родовые знаки: Тогыншы, шоьмишли ас, костамгалы, мойнапа, шурша, келаул, ак суьек кыпшак, бай ата кобаншы, уьйсин кыпшак, элгазы, буьйрабас, бакай, кара таяк, туркмен, кыпшак, казан кулак кыпшак, кобаншы, казаяклы, канглы, тараклы, Эдиге, орманшы кыпшак,тавык тырнак, карналык, серпели.

Учащиеся должны знать:

Основные сведения о видах художественных промыслов родного края, их характерные особенности; основы композиции; составление композиций с геометрическим, растительным, зооморфным и бытовым орнаментами; технологический процесс прядения нитей; виды и свойства материалов; инструменты, оборудование и приспособление; виды ткачества; сведения о расчесывании шерсти вручную; историю возникновения родовых знаков и их применение; правила безопасности труда и личной гигиены.

 

Учащиеся должны уметь:

Различать по характерным особенностям изделия разных видов художественных промыслов родного края; делать зарисовки с образцов изделий; выполнять элементы и мотивы геометрических, растительных, зооморфных и бытовых орнаментов; разрабатывать самостоятельно композиции составления несложных эскизов войлочного ковра; изготовлять инструменты и приспособления; выполнять национальные швы и шитье; уметь чесать и прясть шерсть на веретене; применять родовые знаки при изготовлении изделий; соблюдать требования безопасности труда и личной гигиены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X-XI классы.

Знания и умения, которые должны получить учащиеся в процессе профессионального обучения.

Учащиеся должны знать:

Сведения о народных художественных промыслах разных стран, народов России, соблюдать правила гигиены труда, знать о технологии изготовления войлоков, об их типах, знать основные приемы чесания шерсти, различать основные узоры и орнаменты, иметь понятие об аппликации и композиции, углубить знание об орнаментах и узорах, знать художественное национальное шитье и вышивание.

Учащиеся должны уметь:

Соблюдать правила безопасности труда при обработке и валянии шерсти, соблюдать гигиенические требования, уметь работать и использовать рабочие инструменты: /веретено, гребень, бечевка, циновка/, подготовить рабочее место для выделки войлока; выполнять технологические процессы изготовления войлока; валяние двуцветных/мозаичных/, многоцветных, с контурным орнаментом войлоков; составлять композицию войлочных ковров; уметь вышивать орнаменты и узоры на войлоке; изготовлять изделия из войлока и шерсти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

№п/п

Разделы и темы

Количество часов

1

2

3

 

X-XI кл

 

I

Обучение по профилю «Народные художественные промыслы»

70ч

II

Теоретическое обучение

24ч

1

Народные художественные промыслы государств СНГ

2

2

Народные художественные промыслы России

2

3

Основы гигиены труда и производственной санитарии

2

4

Оборудование и инструменты

2

5

Войлочное производство ногайцев.

2

6

Двуцветный /мозаичный/ войлок.

2

7

Многоцветный валяный войлок.

2

8

Войлок с контурным орнаментом.

2

9

Аппликация.

2

10

Изучение орнаментов и узоров.

2

11

Композиция.

2

12

Художественное национальное шитье и вышивание.

2

III

1

Практическое обучение

46ч

2

Экскурсия в дома, где имеются хорошие войлоки

2

Оборудование рабочего места в кабинете народных промыслов.

2

3

Изготовление рабочих инструментов: циновка/шипта/.

4

4

Расчесывание шерсти и очистка от сорных примесей и мусора.

4

5

Валяние двуцветных /мозаичных/ войлоков.

4

6

Валяние многоцветных войлоков.

4

7

Войлок с контурным орнаментом.

4

    8

Валяние аппликационных войлочных ковров.

4

9

Составление и выполнение орнаментов /шаблон/ из бумаги.

4

10

Композиция. Составление эскиза будущих войлочных ковров.

4

11

Вышивание орнаментов на войлок.

4

12

Вышивание национальной вышивки на войлок.

3

13

Выполнение проекта. Защита проекта.

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа X-XI кл.

I.Теоретическое обучение – 24ч.

1.Народные художественные промыслы государств СНГ – 2ч.

Узорные войлоки казахов, киргизов, туркмен и узбеков. В Закавказье – грузин и армян. Народное декоративное искусство, его виды. Процесс изготовления войлока. Ассортимент изделий, изготовляемых из шерсти. Современные художественные промыслы.

2.Народные художественные промыслы России-2ч.

Виды и жанры национального искусства./ Народные обычаи, обряды, прикладное искусство/. Взаимосвязь различных видов искусства. Искусство художественной обработки шерсти и кожи как один из видов народного творчества. Народные художественные промыслы Карачаево-Черкесии, Астраханской  области, Ставропольского края, Республики Татарстан, чеченцев, ингушей, башкир и калмыков.

3.Основы гигиены труда и производственной санитарии – 2ч.

Освещение, противопожарные мероприятия, производственная санитария. Личная гигиена учащихся. Спецзащита: спецодежда и индивидуальные средства защиты от пыли. Санитарный уход и температурный режим в помещении для работающих.

4.Оборудование и инструменты – 2ч.

Правила  пользования инструментами, демонстрация их учащимся. Инструменты, используемые при обработке шерсти: полка- колотушка, инструмент для разрыхления шерсти, гребень для расчесывания, веретено, циновка, прялка.

5.Войлочное производство ногайцев – 2ч.

Сырье, качество сырья. Выборка шерсти. Раскладывание шерсти на циновке. Обрызгивание шерсти кипятком. Свертывание шерсти вместе с циновкой в трубку. Перевязывание трубки веревкой. Утрамбование в течение 30-40 минут. Разворачивание войлока, обрызгивание горячей водой, валяние основательно без циновки. Валяние войлока предплечьями обеих рук. Отталкивание от себя ногами свернутый в трубку войлок (1,5ч). Разворачивание войлока. Сложить вдвое, сшить концы – катание. Растягивание войлока, держа за концы. Сворачивание в трубку, перевязывание веревкой, обливание водой. Сушка в тени.

6. Двухцветный/ мозаичный/ войлок – 2ч.

Свалять описанным способом два однотонных, без рисунка, пласта войлока – например, один белый, другой черный. Наложите один пласт на другой и, нанеся тонкую линию мелом узор, острым ножом прорежьте одновременно оба пласта. Разъединив их, получим узорные куски войлока. Разложите эти куски так, чтобы получить два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Один будет белым фоном и черным узором, другой – с черным фоном и белым узором. Части войлока сшить крепкой ниткой, затем аккуратно пришить к швам цветную однотонную тесьму. Ровно подрезать края ковра и обшить тесьмой.

7.Многоцветный валяный войлок – 2ч.

Раскладывание узора. Взять брезент. Нанесение на брезент рисунка. Готовка узких длинных прядей. Укладывание по контуру рисунка, вкладывание шерсти между контурами на шаблоне. Покрывание его равномерным слоем чесаного одноцветного шерстяного волокна. Обрызгивание всего ковра очень горячей водой. Скатывание на круглую свалку. Перевязывание тесьмой. Перекатывание, валяние ночами в течение 40-50 минут. Раскрывание рулона, обрызгивание горячей водой, выравнивание, вытягивание. Свертывание войлока в рулон без скалки. Катание рулонв вперед и назад от кистей рук к локтям и обратно(1ч.). сушка готового войлока. Подрезание ножницами края и обшивание тесьмой.

8.Войлок с контурным орнаментом – 2ч.

Свалять описанным способом войлок. Бумажный орнамент. По контуру бумажного орнамента из ниток (шыйыртпа) нашивается.

9.Аппликация – 2ч.

Технология выполнения аппликации с различным приклепом. Ткани и нитки, применяемые для аппликации. Особенности выполнения аппликации на различных материалах. Требования к вышивке с аппликацией, аккуратность вырезки деталей, точное наложение их на соответствующее  место орнамента.

10.Изучение орнаментов и узоров – 2ч.

Традиционные виды орнаментов. Художественная образность орнаментов. Растительный, геометрический, зооморфный и бытовой орнамент. Звездообразные узоры. Космогонические узоры.

11.Композиция – 2ч.

Основные понятия о композиции и ее закономерностях в народном декоративно-прикладном искусстве. Композиция как средство выражения идеи произведения. Единство содержания и формы. Средства художественной выразительности композиции. Понятие  о пропорции и равновесии, симметрии и ассиметрии. Раппорт – повторяющийся узор. Замкнутая композиция и ее виды: круг, квадрат, овал, прямоугольник и др.

12.Художественное национальное шитье и вышивание – 2ч.

   Народная вышивка, выполняемая по рисункам. Тамбур, гладь, аппликация, их декоративные качества, особенности орнамента, цвета, фактуры. Применение вышивки в оформление  национального костюма и предметов быта.

Ознакомление с изделиями, которые выпускает местное предприятие народных художественных промыслов.

III Практическое обучение – 46ч.

1.Экскурсия в дома, где имеются  хорошие войлоки – 2ч.

Ознакомление школьников с процессом выделки войлока в домашних условиях. Первоначальные сведения об организации и экономике производства. Понятие о себестоимости продукции. Основные сведения о трудовом законодательстве. Безопасность труда при выделке войлока.

2.Оборудование рабочего места в кабинете народных промыслов – 2ч.

Назначение  и устройство рабочих инструментов для выделки шерсти. Расположение их на рабочем месте. Инструктаж по безопасности труда, бережному отношению к инструментам, материалам и содержанию занятий. Ознакомление с рабочим местом школьника, режимом работы, формами организации труда, освещение и вентиляция.

3.Изготовление рабочих инструментов: циновка/шипта/ - 4ч.

Применение и назначение циновок. Техника плетения циновок. Вбивается две стойки высотой 1,5метра и на них укрепляется перекладина. Через перекладину натягивается в трех местах шерстяная пряжа, на концы которой прикрепляются грузики. Для плетения циновок берется камыш и по одному прикрепляется к перекладине, концами висящей пряжи перекидывая их каждый раз с одной стороны на другую и т.д. затем брали другую камышину как и правую, клали ее на перекладину и концы пряжи перебрасывали в противоположные стороны и т.д. По мере образования циновки, сплетенная часть спускалась в одну сторону, а с другой ее уравновешивали камнем или тяжестью. После того, как циновка достигла нужной длины, концы пряжи /шнурков/ туго завязывались узлами, а края камыша или чаганки обрезали ножницами.

4.Расчесывание шерсти и очистка от сорных примесей и мусора – 4ч.

Инструмент для расчесывания шерсти – гребень с металлическими зубьями. Для расчесывания на гребне брали клочок шерсти в обе руки и насаживали на зубья гребня. Для устойчивости основание гребня придавливали ступней ноги. Шерсть с гребня с обеих сторон начинали понемногу   выдергивать до тех пор, пока оставшаяся косица с зубьев не переходила в горсть, а короткий  и мягкий пухообразный подшерсток снимался, комкался вместе с косицей, насаживая снова на зубья и т.д.

5.Валяние многоцветных войлоков – 4ч.

Набирается основа. Раскладывание узора. Нанесение на брезент рисунка. Укладывание по контуру рисунка. Вкладывание шерсти между контурами на шаблоне. Покрывание равномерным слоем чесаного одноцветного шерстяного волокна. Обрызгивание очень горячей водой. Скатывание. Перевязывание тесьмой. Перекатывание. Катание рулона, вперед и назад от кистей рук к локтям и обратно. Сушка готового войлока.

6.Валяние двуцветных /мозаичных/ войлоков – 4ч.

Свалять два однотонных, без рисунка, пласта – войлока – один белый, другой черный. Нанести мелом тонкую линию узора. Прорезать одновременно оба пласта. Получить два одинаковых по рисунку ковра, но с разным цветовым решением фона и узора. Белый фон с черным узором, другой – с черным фоном и белым узором. Части войлока сшить крепкой ниткой. Обшить тесьмой.

7.Войлок с контурным орнаментом – 4ч.

Свалять описанным способом войлок. Подготовить из бумаги орнамент. Наложить орнамент на готовый войлок, соблюдая композицию будущего ковра. По контуру бумажного трафарета из ниток «шыйыртпа» нашивается узор.

8.Валяние аппликационных ковров -4ч.

На готовый  войлок накладываются узоры, вырезанные заранее из различных тканей/ бархат, сукно/ и сшивается ниткой «шыйыртпа».

9.Составление и выполнение орнаментов /шаблон/ из бумаги – 4ч.

Законы построения орнамента. Ознакомление школьников с экспозицией и фондами местного художественного музея, базового предприятия. Отбор образцов для копирования учащимися. Объяснение заданий по копированию. Складывание бумаги пополам. Нанесение карандашом  рисунка половины орнамента. Вырезание орнамента по контуру карандашной линией. Разгибание.

10.Композиция. Составление эскиза будущих войлочных ковров – 4ч.

Понятие о композиции /ритм, симметрия, выявление центра, пропорций, раппорта/. Выделка войлока. Основы композиционного построения. Копирование / зарисовка/ традиционных орнаментов с геометрическими, растительными, зооморфными, бытовыми узорами, изобразительными мотивами. Составление собственных композиций на основе ногайских орнаментов войлоков, молитвенных ковриков, кафтана, шерстяных одеял, накидной безрукавной верхней одежды.

11.Вышивание орнаментов на войлок – 4ч.

Ногайская вышивка, базарная вышивка, шитье гладью.

12.Вышивание национальной вышивки на  войлоке – 4ч.

Вышивание золотом / «нагыс –ока»/, ногайская вышивка / «биелей»/, «Базар тигис» - базарная вышивка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень выполняемых изделий

1.Валяние войлочных чулков – уюкъ.

2.Вязание гладких носков – джорап.

3.Войлочная шляпа – кийиз боьрк.

4.Бурка – накидная безрукавная верхняя одежда.

5.Кафтан.

6.Толстые и плотные кошмы.

7.Откидная дверь – кийиз эсик.

8.Молитвенные коврики.

9.Потники. /терлик/.

10.Шерстяное одеяло.

11.Войлок с контурным орнаментом.

12.Войлок мозаичный /двуцветный/.

13.Многоцветный войлок.

14.Войлок аппликационный.

15.Сувениры из войлока.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.Народные художественные промыслы Дагестана. М.Г.Газимагомедов.

2.Сборник приказов №25,1990г.

3.Материальная культура ногайцев  в XIX начале XX в. С.Ш.Гаджиева.

4.Ногайцы. И.Х.Калмыкова, Р.Х.Керейтов, А.А-М.Сикалиев.

5.Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества.

Б.Б.Кочекаев.

6.Узорные войлоки казахов. А.В.Коновалов.

7.Основы ковроделия. С.М.Гаджимурадов.

8.Войлочные ковры Дагестана. С.М.Гаджимурадов.

9.Основы художественного ремесла. В.А.Барадулин, Н.Т.Климова, Л.А.Кожевникова.

10.Народные художественные промыслы Северного Кавказа. А.Д.Магомедов,

М.Г.Газимагомедов.

11.Прекрасное своими руками. С.Газарян.

12.Народное декоративно-прикладное искусство. Л.Д.Рондели.

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010