Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Пряник – древнейшее народное лакомство»

Автор:
Митюкова Галина Юрьевна

Аннотация:

                                         Аннотация «Пряник – древнейшее народное лакомство»

            Тема интегрированного урока  объединила фактический материал разных

дисциплин: технологии, истории, русского языка и  литературы, ИЗО. Методическая

разработка содержит интересную информацию о пряниках, знакомит учащихся с

традициями  русской кухни, позволяет решать основную цель: развитие и духовно-

нравственное воспитание учащихся. Такой урок обеспечивает эмоционально-

нравственное воздействие на школьников.

                                              

                                                                      Митюкова Галина Юрьевна___________________

Статья:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шиткинская СОШ

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка интегрированного урока

технологии, истории, литературы, русского языка и ИЗО по теме:

 «Пряник – древнейшее народное лакомство».

 

 

 

Выполнила учитель технологии Митюкова Г.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шиткино 2010

 

Методическая разработка интегрированного урока

технологии, истории, литературы, русского языка и ИЗО

выполнила учитель технологии Митюкова Г.Ю.             (МКОУ  Шиткинская СОШ)

Тема урока: «Пряник – древнейшее народное лакомство».

 

Цели:

  1. формировать представление о народной художественной культуре; показать ее национальное своеобразие; научить приготовлению и оформлению пряников;
  2. развивать творческие способности детей, их ключевые компетенции в значимых делах для семьи и общества;
  3. воспитание на народных традициях.

 

 

Оформление:

Цветной плакат из журнала «Сибирячок» о многообразии изделий  из теста с картиной художника Тихона Муравьева «Спорительница хлебов», Сборник рецептов приготовления пряников, проекты учащихся на тему «Пряники», таблица «Условные знаки – символы» для оформления пряников глазурью, выставка готовых изделий – пряников, тексты пословиц и поговорок:

«Кнутом и пряником», «И пряником не заманишь», «Ничто не облегчает политику кнута, как пряник», «Ломается как пряник», «Без работы пряников не купишь»

 

 

Подготовительная работа:

  1. поиск исторического материала
  2. подготовка сборника рецептов
  3. выполнение на уроках ИЗО эскизов будущих пряников
  4. приготовление теста для пряников, выпечка и их оформление для выставки
  5. подготовка презентации «Русские пряники»
  6. сбор пословиц, поговорок, частушек о пряниках

Учитель технологии

Здравствуйте! Добро пожаловать!

Всех привечаем, душевно встречаем!

Мы рады гостям, как добрым вестям!

Тема нашего необыкновенного урока: «Пряник – древнейшее народное лакомство». А отличается урок от обычных тем, что является комплексным, объединяющим фактический материал разных дисциплин: технологии, истории, литературы и русского языка, изобразительного искусства.

Учитель  литературы

Девизом нашего урока являются слова поэта Вадима Шафнера:

 

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Учитель технологии

     Пряничные изделия известны человечеству с незапамятных времен. К примеру, изделия выпеченные из муки с медом, обнаружены  в египетских гробницах. Подробнее об истории пряников нам расскажет … ( из лучшего проекта)

    Каждый народ, каждая нация имеет свои привычки, традиции, вкусы. Наша страна многонациональная, она охватывает огромную территорию, поэтому обладает особой региональной разновидностью пряников. Предлагаем вашему вниманию презентацию  «Русские пряники», подготовленную Заливановой В.

Учитель русского языка

  • Этимология.  Пряник происходит от прилагательного пряный (др.-русск. пьпьрян), которое в свою очередь, образовано от слова перец (др.-русск. пьпьрь), обозначавшего пряности, приправы. (словарь Фасмера)         

-1-

  • Название. – Пряник – (пряжник, пряженик)-произошло из способа приготовления данного мучного изделия в печке – пряжение – один из этапов старого изготовления пряника, когда резную доску для печатных пряников обмазывали маслом. Пряник обмазывался в результате маслом практически вес, не пригорал и не прилипал. Всем известное выражение было практически утрачено – но встречается в сказках – самая известная из них о колобке:

Я  Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Да в масле пряжон,

На окошке стужон.

Но в большей части рецептов  (включая старинные) отсутствуют пряности – из-за дороговизны. Позднее под влиянием западной культуры пряник поменял корень на существующий.

Учитель технологии

        С пряниками на Руси связывались многие старинные обычаи, обряды и поверья. Без них не проходило ни одно событие – ни печальное, ни веселое. По народному  поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней. В таких случаях их украшали с особым старанием, а на обратной стороне вырезали буквы, соответствовавшие начальным  буквам имен архангелов. Употребляли пряники и в печальных обрядах, когда по умершим справляли поминки (иначе называемые тризной), трапеза заканчивалась угощением пряниками.

Учитель изобразительного искусства 

 Для детей же пекли специальные пряники – куклы с изображением птиц, рыб. А пряники с изображением букв служили своеобразной вкусной азбукой. Для оформления праздничных или обрядовых пряников , коврижек использовали даже сусальное золото, жемчуг, бусы.

         Интересна символика пряников. Так пряник – олень -символ мужской мощи, достоинства. Дарили такие пряники преимущественно юношам. Пряник – сердце – символ симпатии, расположения, привязанности, любви. Были пряники и более определенным выражением чувств, например, с такой надписью «Кого люблю, тому дарю». Обратимся к плакату.

«Точка» на крашеном прянике означала начало начал, семена будущей жизни.

«Круг» - это солнце, символ жизни.

«Елочка» - символ здоровья.

«Барашек» - символ благополучия.

Учитель технологии

Большой пряник (например, на вологодчине) дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям раздавали по кусочку пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонный» или «разгоняя». На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него клали подарки и деньги. Отсюда пошло выражение «Класть на пряник», т.е. делать подарки.

Учитель литературы

      Упоминание о пряниках можно найти в старинных былинах. Например, в одной из них говорится:

Учали добры молодцы есть пряники печатные,

                                        Запивать винами крепкими…

А в былине «Соловей Будимович» есть такие строки:

Приходил ко ласкову князю с подарками.

                                            Принес сукно смурое, да крашенину печатную…

Особым составом и вкусовыми качествами отличались знаменитые вяземские пряники. Вся Россия знала и любила вяземский пряник, говорили – «Вязьма в пряниках увязла». В середине XIX века в г. Вязьме действовали  8 пряничных фабрик. Вяземские пряники, как и тульские имели прослойку из цукатов, мармелада или пастилы, а сверху надпись «ВЯЗ».

В стихотворении «Масленица на чужой стороне» поэт Петр Вяземский так упоминает о пряниках:

                                       Мчатся вихрем, без помехи по полям и по рекам,

                                       Звонко щелкают орехи на веселие зубкам.

                                       Пряник, мой однофамилец, так же тут не позабыт.

                                      А наш пенник, наш кормилец, сердце любо веселит.

А.С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» тоже упоминает пряник:

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре, да дворяне,

Наливают ей заморские вины,

Запивает она пряником печатным…

А    М.В. Добужинский  в книге «Петербург моего детства» писал: «Румяные яблочки, мятные вяземские пряники, подвешенные на нитках… - до чего все это было вкусно именно на рождественской елке).

Выступление учащихся

Коляда – маляда,

Испекла пирожок,

Золотой гребешок.

Кто даст пирога,

Тому двор живота,

А кто даст рогушек –

Тому двор телушек!

 

Такую колядку – обрядовую с пожеланиями здоровья, благополучия можно было когда – то услышать под окнами крестьянской избы в канун Рождества. Пели ее обычно дети. В ответ их угощали пряниками.

 

Уж ты, тетушка подай!

Ты, лебедушка подай!

Подари нам пряник –

Будет детям праздник!

Подавай, не ломай

И цукаты не теряй!

 

Так колядовали дети на Святках. В некоторых областях (например, Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого их брали размером не более 20см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех, и. падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих такие ловкие, что за время ярмарки (она обычно длилась около недели) выигрывали до 15-20 пудов.

Вот еще одна игра «Накорми друга»

2 игрока берут в руки по нитке с подвешенным на ней пряником и кормят друг друга. Выигрывает тот, кто сумеет съесть пряник без помощи рук.

А еще для игр можно использовать такие считалки:

 

Раз, два – голова.

Три, четыре – как вы жили?

Пять, шесть – хочу есть.

Семь, восемь – кушать просим.

 

 Шел коток по лавочке

Всем давал он прянечки

Кому два, кому три

Выходи на букву «И»

Ахи – ахи –ахи –ах,

Едет Ваня на волах.

-Постой, Ваня, погоди,

Почем пряник расскажи-

В  Москве на лотке,

На железном листке?

-Они стоят пятачок,

А тебе водить дружок.

 

За высокими  горами

Мишка с пряником стоит.

-Здравствуй, Мишка – медведь,

Сколько стоит эта снедь?

- Пряник мой не продается.

Сам медовый в рот кладется.

 

Не забыт пряник в народных прибаутках, пословицах, поговорках:

 

«И пряником не заманишь»,

«Ломается, как пряник»,

«Под пиво и пряник покатит»,

«Кнутом и пряником»,

«Ничто не облегчает политику кнута, как пряник»,

«Ребенку дорог пряник, а старцу покой»,

«Даром, что неграмотный, а пряники ем писаные»,

«Мы люди простые, едим пряники толстые»,

«Запрем калачом, запечатаем пряником»

 

Учащиеся подходят к выставке пряников и говорят:

 

Пряники печатные

До того нарядные,

Мы не сразу съедим,

А сначала поглядим,

Да и вас развеселим.

 

Учащиеся исполняют частушки:

 

 Ставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно,

Пропоем мы вам частушки.

Очень замечательно.

 

Сахарный, мятный,

Пряник цукатный,

Пряный, печатный

Пряник ароматный.

 

Раз, два, три, четыре, пять

Испекли мы пряники,

Их полили мы глазурью, Стали очень сладеньки.

 

На прянике для красоты

Рисовала Таня цветы,

А теленок посмотрел

И цветы чуть – чуть не съел.

 

Мы всегда везде такие –

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

 

А мука бела как снег,

Добавляют в пряник.

Сахар. Пудру и орех.

Получился пряник.

 

Оттого жует подушку

Саша на кровати,

Что архангельски  козули

Снятся ночью Саше.

 

Я у Вани в коридоре

Каблучками топала.

Хоть я Ваню не любила, а козули слопала.

 

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

 

Учитель технологии

   Пришло время послушать Мастерицу и тех, кто приготовил сегодня эти чудесные пряники.

Мастерица  вспомним вместе процесс приготовления пряников.

 

Первым делом на доску

Насыпаем мы…(показывает)

 

Учащиеся…муку!

 

Мастерица  Добавляем масла, меду

                       И еще, конечно…

 

Учащиеся…воду!

 

Мастерица   Все в квашню.

                        Ведь это место,

                        Где замешивают…

Учащиеся…. тесто!

 

Мастерица  Посыпаем ванилин,

                       И раскатываем…

Учащиеся…блин!

 

Мастерица  Соблюдаем строго норму,

                      Тесто делим мы на…

Учащиеся…формы!

 

Мастерица    И, чтоб пряники испечь

                         Помещаем прямо в …

Учащиеся…печь!

Мастерица

  Молодцы ребята. Все правильно назвали! Значит и пряники у нас получатся замечательные.

А я не надолго вас оставлю. (Уходит за глазурью)

Учитель изобразительного искусства

Сяду рядышком на лавку,

Вместе с вами посижу,

Загадаю вам загадки,

 Кто смышленей погляжу.

Загадки

  • Может и разбиться, может и свариться,

              Если хочешь, в птицу может превратиться.

  • Одну меня не едят,

А без меня редко едят

  • Вкусное, сладкое, в глазури
  • Бел, как снег.

              В чести у всех,

              В рот попал-

              Там и пропал.

  • Точим скатерти бранные,

              Ставим яства сахарные

              Людям на потребу.

  • В небе радуга – дуга

              Замыкает берега,

              Расцветая все ясней

             Чудо краски светят в ней.

             Пусть ответит тот, кто знает

             Или может сосчитать,

             Сколько красок в ней играет,

             Озаряя моря гладь.

Молодцы! Все угадали! А сейчас мы с вами оформим глазурью праздничный пряник в зависимости от выбранного рисунка для пряника (возвращается Мастерица с глазурью для пряников)

Звучит музыка, дети заняты оформлением, а Мастерица с двумя девочками из 7 класса разливают чай, ставят пряники на стол)

Мастерица  

                               Мы гордимся стариною

                              Стала нам она родною.

1 девочка

                             Для вас готово угощенье,

                             Всем на удивленье!

2 девочка

                            Пряники печатные,

                            Конфеты сахарные!

1 девочка

                            Как куснешь, так уснешь,

                            Как вскочишь, еще захочешь!

Учитель технологии    

Угощайтесь, гости дорогие!

Учитель изобразительного искусства Обязательно посмотрите на работу девочек, на пряничную красоту писаную, определите самые замечательные, удивительные пряники на столе. Победительницы будут награждены сладким призом.

Учитель литературы все порадовали нас сегодня своей работой! Большое всем спасибо!

Отличная работа! (Объявляет и награждает победительниц)

Мы старались соответствовать таким народным пословицам и афоризмам:

 

                              «Гость доволен – хозяин рад»

                             «Умел в гости звать, умей и встречать»

                             «Гостю почет – хозяину честь»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

Приложения

Статья

  1. Статья

© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010