Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Приобщение школьников к миру народного искусства

Автор:
Тимофеева Галина Арсентьевна

Аннотация:

В статье описан опыт разработки и пути реализации школьного проекта «Диалог культур». Внедрение данного проекта  способствует  подготовке всесторонне развитой личности гражданина, с учетом его национально-культурных потребностей, способного к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору и предполагает изменение целей и задач  организации учебно-воспитательной работы, содержания учебных программ и планов, подчинение всей деятельности школы.

Статья:

Ключевые слова: школьный проект «Диалог культур»,  этнокультурный компонент, национальная культура

   На современном этапе образования проблема культуры общения является одним из актуальных в школе, да и в целом в обществе.

Цель:

     Обеспечить качественно новый уровень состояния школы, способствующий подготовке всесторонне развитой личности гражданина, с учетом его национально-культурных потребностей, способного к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.

 Задачи:

     1. Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и специфики образовательного учреждения, его национально-культурных, экологических, социальных и других особенностей.

     2. Совершенствование воспитательной системы школы как целостного социального организма.

     3. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

     4. Развитие школы с этнокультурным компонентом содержания образования как вариативной, диалогичной, толерантной, способной воспитать подлинную гражданственность и патриотизм.

     5. Привлечение родителей, общественности к решению задач по совершенствованию деятельности школы.

Указаны пути возрождения и сохранения народного декоративно-прикладного искусства на уроках технологии. В отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек. Чувашский край богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В настоящее время вышивка хотя и  потеряла свое первоначальное значение, но еще продолжают жить в народе, служит эталоном красоты,  также ук­рашением народного костюма.

                В Законе РФ «Об образовании» особо отмечено, что при составлении учебной программы дается возможность включить национально-региональный компонент. «Программа развития образования в ЧР» и Президентская программа «Новая школа» также призваны обеспечить активное и полноценное включение обучающихся в экосистему, социальную и культурную среду.

            Пользуясь такими возможностями, раскрыты пути решения поставленных задач. Их реализация помогает приобщать детей к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческое отношение к сохранению и возрождению традиций народных промыслов, так как народные промыслы в России – предмет национального престижа.

Приобщение школьников к миру народного искусства

Эпиграф:

"Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя...
но клянусь честью, что, ни за что
на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь
другую историю, кроме истории наших
предков, такой, какой нам Бог её дал".
А.С.Пушкин.

           

В нашей школе разработан проект «Диалог культур», что способствует  подготовке всесторонне развитой личности гражданина, с учетом его национально-культурных потребностей, способного к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.  Он  является самостоятельной формой  учебно-воспитательного процесса учреждения с этнокультурным компонентом. Его внедрение предполагает изменение целей и задач  организации учебно-воспитательной работы, содержания учебных программ и планов, подчинение всей деятельности школы.

 Миссия  школы заключается в следующем:

           «Школа - этнокультурный центр, обеспечивающий  условия самоидентификации учащихся в соответствии со своей этнической принадлежностью. Через погружение в свою национальную культуру, «познавая себя»,  ребенок формируется как личность, получая знания, выработанные человечеством («познавая мир»), он готовится к жизни в современном поликультурном обществе.

Введение этнокультурной составляющей в содержание образовательного процесса позволит познакомить учащихся с национальными особенностями культурного развития своего народа, дать представление о духовных ценностях традиционной культуры, рассказать о культурно-историческом наследии различных  этносов, решить задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания учащихся, развития творческого потенциала детей через приобщение к миру национальной культуры и искусства.

Содержание программы с этнокультурным компонентом строится на интеграции учебного и воспитательного процессов на основе богатств национально-культурного наследия, развития гражданско-патриотического сознания, формирования культуры межнациональных и межэтнических отношений.

В учебный план в соответствующие образовательные области введены ряд предметов, отражающих этнокультурный компонент. Все предметы тесно связаны своим содержанием друг с другом, дополняют друг друга в целостной системе. Этнокультурное образование реализуется через включение его элементов во все учебные программы.

Большое значение для развития этнокультурного образования в школе имеют развивающие часы, на которых реализуются разнообразные спецкурсы.

Важную роль занимает блок дополнительного образования, который работает по направлениям: художественно-эстетическому, культурологическому, физкультурно-спортивному, военно-патриотическому. Система  дополнительного образования работает в контексте этнокультурного образования школы.

В школе уделяется большое внимание воспитательной работе с этнокультурной направленностью. Цели и задачи воспитательной работы реализуются через годовой цикл общешкольных мероприятий, экскурсионную работу, проведение классных часов и тематических бесед.

Школа имеет богатый опыт в работе с этнокультурной направленностью. Долгие годы школа работала в условиях двуязычия, была единственной школой в городе, где функционировали классы с преподаванием на родном языке. В последние годы успешно действует программа развития толерантности «Мы – вместе».

Именно поэтому с 2007-08  учебного года году в школе началась реализация проекта развития школы с этнокультурным компонентом «Диалог культур». На данном этапе мы завершили  подготовительные мероприятия для внедрения  этнокомпонентов в образовательный и воспитательный процессы в школе. Мы в поиске решения проблемы сохранения и развития национальной культуры и родного языка путём  расширения пространства этнической культуры, использования многообразных форм учебной и внеклассной работы.

 

 Актуальность

          Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

          Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать зонами этнической нетерпимости.

 Объективные социально-экономические факторы развития сообщества привели к преобладанию общения на русском языке, отсутствию родного  языка практически во всех сферах общественной жизни и даже в семье.  Эти обстоятельства неизбежно приводят к потере родного языка, культуры, национальной самобытности, к возникновению субъективных ощущений неполноценности и социальной недостаточности, отсутствию у младшего поколения этнической идентичности.

Цель:

     Обеспечить качественно новый уровень состояния школы, способствующий подготовке всесторонне развитой личности гражданина, с учетом его национально-культурных потребностей, способного к адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.

 Задачи:

     1. Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и специфики образовательного учреждения, его национально-культурных, экологических, социальных и других особенностей.

     2. Совершенствование воспитательной системы школы как целостного социального организма.

     3. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

     4. Развитие школы с этнокультурным компонентом содержания образования как вариативной, диалогичной, толерантной, способной воспитать подлинную гражданственность и патриотизм.

     5. Привлечение родителей, общественности к решению задач по совершенствованию деятельности школы.

           Учебно-воспитательные задачи:

Формирование у ребенка:

            Гуманистического мировоззрения, включающего: убежденность в не­повторимости, уникальности каждой личности (вне зависимости от национальности и расы, религиозных убеждений и культурных тради­ций) и в том, что жизнь - высшая ценность бытия.

            Необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из чистого родни­ка народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей, так называемых «простых норм нравственно­сти», а также высших социально-нравственных качеств.

            Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поко­лений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.

             Социальной культуры, включающей культуру межличностных, меж­групповых и этнических отношений: толерантность к иному образу жизни и стилю мышления.

             Эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эсте­тики народного быта.

             Экологической культуры, включающей признание непреходящей цен­ности природы, убеждение в необходимости сосуществования челове­ка и природы в гармонии (на примере наших предков), сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственно­сти за судьбу природы.

             Образовательной культуры, включающей усвоение накопленных на­шими предками знаний, народного опыта и мудрости.

  Ведущие идеи:

             Культура - цель, а не средство. Все, что совершается в этой жизни, имеет целью развитие человеческой культуры.

             Во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое, непо­вторимое, а потому и особенно ценное. Как это ни странно, но именно непохожесть сближает. Схожесть, одинаковость, стандартность остав­ляют нас равнодушными. Своеобразие же манит, заинтересовывает, заставляет стремиться проникнуть в суть. Поэтому национальную культуру и традиции следует изучать и сохранять.

              Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их.

             Мы изучаем куль­туру другого народа, чтобы увидеть его индивидуальность, непохо­жесть.

              Культура создается сообща, она интернациональна, она принадлежит всему человечеству, имеет общие истоки, связана между странами и континентами; поэтому и цель, которая стоит перед культурой, состо­ит в том, чтобы служить объединению.

             Памятники культуры сильнее, чем что-либо другое, способствуют взаимопониманию между народа­ми.

  Ожидаемые результаты: 

       Обеспечение жизненной  направленности школьного образования, его   соответствия социально-экономическим потребностям развития страны, способность удовлетворить запросы личности, общества,  государства.

      Усиление стартовых возможностей выпускников школы, их конкурентоспособность на рынке труда и профессионального образования, содействие определению их жизненных планов.

      Обеспечение доступного современного качественного образования, сформированного на идеях компетентностного подхода в обучении, которое позволит ученику:

      - делать правильный жизненный выбор и принимать ответственные решения;

      - быть готовым к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству;

      - обладать чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны.

     Сохранение и развитие национальной культуры и родного языка путём           расширения пространства этнической культуры, использования многообразных форм учебной и внеклассной работы, а также интеграции общего и дополнительного образования

    Проектирование модели школы с этнокультурным компонентом содержания образования.

    Реализация идеи уважения к другим культурам, гармоничное сосуществование и диалог культур.

    Развитие школы как открытой государственно-общественной системы.

Образовательная часть:

 Специальные этнокультурные курсы;

 Специальные этнокультурные разделы, включаемые в учебные программы некоторых школьных курсов, в частности по предмету технология.

 

Учебные программы носят авторский, вариативный и модифицированный характер.  

 

Будем внимательно, добросовестно изучать старое,

 чтобы еще лучше познать новое.

 (К.С.Станиславский) 

Приобщить молодежь к культуре своего  народа через чувашскую традиционную вышивку - такая задача стоит передо мной. Ведь уроки технологии предоставляют большие возможности для воспитания любви к малой родине, пробуждения  познавательного интереса к истории родного края.

            Как учитель технологии я должна дать каждой девочке первоначальные умения и навыки определенного вида декоративно-прикладного искусства. В будущем девочка сама решит: заниматься этим ремеслом дальше или нет. Но приобретенный навык останется с ней на всю жизнь и обязательно пригодится.

Дети любой национальности с удовольствием занимаются вышивкой. От них требуется только желание и терпение, а от меня – профессионализм и мудрость.

          В Чувашской республике основными занятиями женщин всегда были ткачество и вышивание. Искусству вышивания чувашских девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Став мастерицами, они готовили себе приданое, а выйдя замуж, обязаны были обеспечивать семью всеми видами одежды. Женщины возделывали лен и коноплю, обрабатывали их, пряли и ткали, шили необходимые предметы, украшали многочисленными узорами.

Старинный орнамент – это чаще всего геометризированные узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, косых крестов, прямоугольников, зигзагов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, животных, древа жизни, которые имели бесконечно разнообразные формы и выполнялись на рубашках, свадебных платках, покрывалах невесты, жениховых платках и других изделиях.

            Чувашской вышивке характерно то, что в узорах угадывается своего рода письмена. В старину следили, чтобы каждый шов и узор применяли по назначению. Со временем смысловое значение орнамента утратилось, а для вышивальщиц главной стала декоративная сторона. Но кое-какие отзвуки старины дошли до наших дней.

С целью реализации поставленных задач общешкольного проекта «Диалог культур» в учебную программу предмета «Технология» я  включила  специальные  этнокультурные разделы:

5-й класс (девочки)

 Раздел «Материаловедение» 2 часа

Из истории. Прядильный и ткацкий инвентарь. 1 час

Раздел «Интерьер кухни» 2 часа

1.Из истории. Интерьер чувашского дома.1 час

Рукоделие. Чувашская вышивка. 10 часов.

1.Из истории чувашской национальной вышивки. Виды швов.

2.Простые швы

3.Орнаментальные швы.

4. Контурные швы.

5. Заполнение узора.

6. Выполнение эскиза салфетки.

7. Подготовка ткани.

8. Выполнение изделия.

9. Выполнение изделия.

10. Обработка края салфетки.

                 Результатом являются салфетки

6-й класс (девочки)

Раздел «Рукоделие» (Вышивание) 10 часов.

1.Национальный костюм – как народное понятие о красоте его функций.

Вышивание (тĕрĕ тĕрлени). Из истории. Роль вышивки в национальном костюме (одежда девочек, одежда незамужней девушки, одежда замужней  женщины).

2. Вязание. Использование вязаных кружев и прошв в национальном костюме.

3.Швы чувашской вышивки. Их применение.

4.Выполнение эскиза. Выполнение швов, используемых в поясных украшениях.

5.Вышивание поясных украшений.

6.Вышивание поясных украшений.

7.Пошив поясных украшений.

8.Пошив поясных украшений.

9.Пошив поясных украшений.

10.Отделочные работы.

7-й класс (девочки)

 Раздел «Технология обработки пищевых продуктов» .10 часов.

1.Физиология питания.

2.Блюда из мяса. Первичная обработка мяса.

3.Кисломолочные продукты и блюда из них.

4. Практическая работа.

5.Русская кухня. Обычаи стола.

6.Практическая работа.

7.Чувашская  кухня. Обычаи стола.

8.Практическая работа

9.Татарская кухня. Обычаи стола

10.Практическая работа

8 класс (девочки)

Раздел «Рукоделие. Чувашская вышивка». Проектная работа. 15 часов

1. Из истории чувашской вышивки. Необходимые материалы. Правила накладывания швов.

2. Простые швы.

3. Простые швы.

4. Орнаментальные швы.

5. Орнаментальные швы.

6. Контурные швы.

7. Контурные швы.

8. Сложные швы.

9. Сложные швы.

10. Зарисовка орнамента, композиционное решение изделия.

11. Заполнение узора стежками.

12. Выбор изделия. Составление эскиза.

13. Выполнение изделия.

14. Выполнение изделия.

15. Отделочные работы.

          Как реализуется проект? Проектная работа выполняется параллельно с практической работой. План составления проекта дается на первом уроке. В течение следующих уроков контролируется и ведется индивидуальная работа по проекту.

         Нужно отметить, что, в общем, девочкам нравится выполнять работы с использованием чувашской традиционной вышивки. Есть желающие заниматься вышивкой после уроков. С двумя девочками из 8-ых  классов мы вышиваем полотенце, т. е. рушник <рисунок1> и скатерть. Здесь «работает» личностно–ориентированный подход к учащимся, который помогает приобщить к миру народного декоративно-прикладного искусства, формировать творческий подход  к вопросу сохранения и возрождения традиций народных промыслов. <рисунок 2>

 

Результат

    Большую роль в возрождении культуры играет внеурочная работа, а именно: исследовательские проекты, с которыми  мои воспитанники участвуют на различных конкурсах.  Проект Михайловой Екатерины (11 класс) «Тухья хитре ахах куçпа …», <рисунок 3> Головиной Екатерины и Фаисовой Ферузы (8 класс) « В нем нитей блеск, росинок бисер, в нем звон монет и звезд игра…» <рисунок 4> по итогам городского конкурса отмечены дипломами 1 степени. В городской олимпиаде по технологии в 2010-11 учебном году Федорова Анастасия  (9 класс) с проектом «Заглянем в прошлое» заняла второе место. <рисунок 5>

   Изготовленные учащимися работы используются в проведении различных мероприятий. Головной убор – тухья, масмак, салфетки востребованы школе во время проведения классных часов, общешкольных праздников «Сарпике», «Алтынчеч», «Варвара краса – длинная коса», Дня открытых дверей и т.д. <рисунок 6>

     В 2010 году по инициативе Дома народного творчества в республике впервые был проведен конкурс «В краю ста тысяч вышивок», где участвовала  Азизова Дания (8б класс). Ее участие отмечено дипломом.

     Работы  детей ежегодно выставляются на выставке в городском конкурсе «Чувашия, мой край родной!» и неоднократно занимали призовые места. <рисунок 7>

Чтобы идти в ногу со временем и в то же время сохранить те этические нормы, которым следовали наши предки, нам нужно изменить свое  мышление, постоянно обновлять багаж знаний. С этой целью я работала на республиканских семинарах по традиционной вышивке в Доме народного творчества с участием автора иллюстрированного  пособия «Чувашская вышивка» Евгении Николаевны Жачевой. <рисунок 8>

Книга призвана помочь педагогам  освоить этот массовый вид художественного творчества. «Богатство вышивки чувашской» - так назвала свою персональную выставку национальной вышивки   педагог, исследователь традиционной чувашской вышивки, народный мастер России, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, народный академик Чувашской Республики, лауреат всероссийских и республиканских выставок Евгения Николаевна Жачева. Она проделала огромную работу по реконструкции и классификации швов народной вышивки. В повышении уровня изучения традиционной вышивки огромную роль сыграла участие в презентации выставки в Музейно-выставочном центре Чувашского национального музея.  <рисунок 9>

Возникла идея распространить ее опыт среди преподавателей общеобразовательных школ, школ дополнительного образования, студий, кружков, работников музеев, а также желающих освоить азы данного вида творчества. С этой целью группой учителей нашей школы был организован семинар-практикум с приглашением Е. Н.  Жачевой. Он был призван способствовать возрождению, сохранению и дальнейшему развитию традиционной чувашской вышивки, воспитанию бережного отношения к культурному наследию своего народа, повышению художественного уровня изделий вышивки и мастерства  их исполнения,  широкой пропаганде традиционной чувашской вышивки  на  современном этапе.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - убеждает А. Дистервег. Мне близки его мысли, но для того чтобы быть примером, необходимо постоянно повышать уровень своих знаний, что я и стараюсь делать.

Задавшись целью изучить историю вышивки с большим интересом ознакомилась с изделиями выставочного зала республиканского национального музея. <рисунок 10> Тесно сотрудничаю с Республиканским Домом народного творчества. <рисунок 11>

 Для повышения профессионального уровня ежегодно принимаю участие в городском конкурсе «Инновация в образовании». Так, в 2009 году выступила с мастер-классом на тему «Куклы из прошлого», 2010 -  «Формирование творческой личности» и стала лауреатом конкурса.

 В качестве члена гильдии ремесленников при городском  краеведческом музее мне посчастливилось участвовать в чествовании актера - нашего земляка Садальского С.Ю., мне выпала честь вышить  рубашку в национальном стиле и преподнести ее   качестве подарка актеру.  <рисунок 12>

Еще одна страница профессиональной деятельности – это участие в проведении Дня республики в нашем городе.

Заключение

 Наша школа – многонациональная, здесь  учатся дети чувашской, татарской, русской, азербайджанской, украинской, таджикской национальности. Не понимая родное искусство, человек вряд ли способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Я считаю, что вся моя работа направлена на решение этой проблемы.

В школе  накоплен  большой опыт в формировании идеи уважения к другим культурам. Очень высок потенциал педагогов и наших родителей. На данном этапе  завершаются  подготовительные мероприятия для внедрения  этнокомпонентов в образовательный и воспитательный процессы в школе. Уже сейчас элементы данной программы апробируются: проводятся народные праздники, встречи с родителями и другие мероприятия.

       Главное для нас - это реализация идеи уважения к другим национальностям, гармоничное сосуществование и диалог культур, а также развитие школы как открытой государственно-общественной системы. Б. М. Неменский в своей работе «Мудрость красоты» подчеркивал, что ребенка необходимо «…привязать всеми его чувствами к древу культуры его народа». Искусство родного края - тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому свое родное искусство должно быть им остро почувствовано.

      Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богаче, ответственнее за настоящее и будущее. Нам, педагога, следует осторожно и грамотно прививать детям любовь к национальной культуре, пробуждать в них любопытство: «А кто мои предки, как они жили раньше, каковы их обычаи, как они одевались?».

             Декоративно-прикладное искусство – самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип: воспитывать детей на близком, родном искусстве того края, где живет человек.  Чувашский край богат различными художественными промыслами, в том числе и вышивкой. В ней наиболее широ­ко и масштабно реализованы его таланты. Причина моего особого внимания к этой области народного творчества связана с тем, что она является одним из древних и распространенных способов орнаментации тканей. В настоящее время вышивка хотя и  потеряла свое первоначальное значение, но еще продолжает жить в народе, служит эталоном красоты,  а также ук­рашением народного костюма. Надо стараться передавать интерес к вышивке из поколения в поколение и гордиться ею как большой ценностью, созданной нашими предками.

Приложения

Изображение


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010