Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

«Этнические средства физической культуры в оздоровлении детей младшего школьного возраста»

Автор:
Дегесова Виктория Александровна

Аннотация:

                                                          

«Этнические средства физической культуры в оздоровлении детей младшего школьного возраста»

Автор: Дегесова В.А, учитель физической культуры.

   Данная работа включает в себя системное использование национальных средств физической культуры народа Саха, цель-выявление национальных форм оздоровительной работы с учащимися. Все национальные средства физкультурно-оздоровительного воспитания, учитывая особенности детей младшего школьного возраста, квалифицированы по разделам. Материал  можно  использовать в работе  педагогов в общеобразовательных школах.

                                                                                                                                      Дегесова В.А.

 

Статья:

Тезис доклада «Этнические средства физического воспитания в оздоровлении детей младшего школьного возраста»

Дегесовой Виктории Александровны, учителя физической культуры

 МОУ СОШ им. Е. Мыреева с. Беченча, Ленского района, Республики Саха (Якутия)

 

  Физическое воспитание, являясь одной из составных частей воспитания подрастающего поколения, решает основную задачу гармонического  развитие ребёнка. Комплексное решение его и правильное сочетание  с другими аспектами воспитания дает положительные результаты.

    Повсеместное прогрессирующее ухудшение показателей здоровья детского контингента населения республики,  ставят перед органами управления образованием, администрациями  школ, научными учреждениями проблему поиска новых, более совершенных, доступных и эффективных форм и методов работы, при которых образование будет способствовать формированию здоровья, а не его потере. В настоящее время основной причиной снижения уровня здоровья всего населения и, в особенности, детей являются утрата многих общечеловеческих культурных ценностей и приоритетов (в частности, ценности и уникальности национальной культуры). Кроме того, проблема здоровья подрастающего поколения связана с социально-экономической нестабильностью, разрушением межнациональных связей, хроническим стрессом и переутомлением.

   Новые медико- педагогические технологии управления здоровьем детей предусматривают наилучший подход к физкультурно-оздоровительной работе.

   В последнее время у якутов проявляется большой интерес к национальным традициям, культурному и идейному наследию своего народа. Стремление сохранить все наиболее ценное из традиционной культуры справедливо воспринимается не только как бережное отношение к истокам, но и как забота о настоящем и будущем подрастающего поколения.

  Актуальность и не достаточная разработанность данной проблемы послужили основанием выбора темы исследования: «Этнические средства физического воспитания в оздоровлении детей младшего школьного возраста».

   Цель исследования: выявление национальных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего школьного возраста

  Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе.

    Предмет исследования: педагогические условия организации национальных средств физического воспитания с детьми младшего школьного возраста.

    Гипотеза: Этнические средства физического воспитания будут эффективно влиять на укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, если:

·       Создать условия для двигательной активности и потребности с использованием этнических средств и форм физического воспитания.

·       В процесс физического оздоровления включить народные средства физического воспитания направленные на повышение двигательной активности и потребности.

·       Проводить систематическую диагностику физических качеств и состояния здоровья детей;

·       Подбирать закаливающие мероприятия с учетом здоровья детей;

Исходя из актуальности, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования сформированы задач:

·       проанализировать научную литературу по проблеме;

·       выявить педагогические условия применения национальных средств оздоровления детей;

·       проверить в экспериментальном обучении эффективность предлагаемой методической системы;

·       разработать методические рекомендации для родителей, преподавателей школ по использованию национальных форм физкультурно-оздоровительной работы.

         Методологической основой исследования являются важнейшие положения классиков педагогики, психологии и медицины: Виноградова Г.С., Волкова Г.Н., Кучегура Л.А., Антонова Ю.С., Айзмана Л.К. Добровольского В.К., Леви-Гориневской Е.Г., Анахиной А.В., Алаас Е.В., Афанасьева В.Ф.,Шамаева Н.К., Кочнева В.П.,  Васильева Н.К., Охлопкова М.К., Винокуровой У.А., Неустроева Н.Д.,  Неустроева Н.Д., Попова Б.Н.

    Для решения поставленных задач и поверки исходных положений был использован комплекс методов исследования:

- теоретический (анализ литературы по школьной педагогике, психологии, анатомии, физиологии, этнопедагогике);

- анализ программ, учебных пособий для преподавателей по физическому воспитанию детей:

- анализ и обобщение документальных материалов;

 - наблюдение педагогического процесса, с целью регистрации наблюдаемых факторов;

- опытно – экспериментальная работа (тестирование, обработка полученных данных)

   Научная новизна исследования, определяется тем, что сделана попытка разработать систему национальной формы организации физкультурно-оздоровительной работы на основе традиций народов по воспитанию детей младшего школьного возраста.

   Практическое значение исследования состоит в следующем:

- методические рекомендации по использованию национальных средств физического воспитания детей могут быть использованы в работе педагогов в общеобразовательных школах.

- результаты данного исследования могут быть учтены при совершенствовании разделов «Физическое воспитание в начальной школе».

 

 Использование этнических средств физического воспитания в оздоровлении  детей младшего школьного возраста

 

 

Учитывая то, что физическое здоровье ребенка является первосте­пенным условием нормального роста и развития детского организма,  сделан акцент на национальные формы оздоровления, поскольку они явля­ются важнейшими условиями и средствами общего развития ребенка в современных условиях жизни на Севере. Дви­жение, как основа физического развития, является фундаментом насто­ящего и будущего здоровья детей, их гармоничного роста, формирова­ния психики, качества проявления духовных способностей, жизненной активности. Именно правильное физическое развитие ребенка, привитие норм здорового образа жизни является гарантом будущего умствен­ного, нравственного, эстетического и трудового воспитания,  хо­чется, чтобы это осознали не только родители, учителя, но и дети.

         В предлагаемой  системе все национальные средства физкультурно-оздоровительного воспитания, учитывая анатомо-морфологические особенности детей младшего школьного возраста, были модернизированы, унифицированы и квалифицированы по 8 разделам:

1.  Общеразвивающие упражнения;

2.  Национальные виды спорта;

3.  Национальные подвижные игры;

4.  Национальные танцевальные упражнения;

5.  Закаливающие упражнения;

6.  Дыхательная гимнастика;

7.  Массаж;

8.  Фитотерапия с участием родителей.

 

Первый раздел системы – Общеразвивающие упражнения. (ОРУ).

 Одним из средств системообразующего  развития  двигательного алгоритма формирования здорового подрастающего поколения являются общеразвивающие  упражнения. Упражнения направлены на развитие правильной осанки, гармоничное формирование тела, профилактику плоскостопия и развитие общефизических качеств.

Остановимся на классификации упражнений. Если традиционно разделение О.Р.У. осуществляется по анатомическому признаку на три группы (для мышц рук, плечевого пояса, туловища и ног), то наиболее   предпочтительна следующая классификация

1)     мелкая мускулатура и мышцы шейного отдела позвоночника

2)     мышцы плечевого пояса и рук

3)     мышцы туловища и ног

4)     упражнения общего воздействия

    Упражнения указанных групп могут быть направлены:

 - на развитие отдельных двигательных качеств и способностей – силы и выносливости, гибкости и быстроты, координации и равновесия, пластичности и грациозности;

 - на оптимизацию состояния и проявления свойств психики - внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени.  Например, упражнения для мышц туловища и шеи влияют на развитие подвижности позвоночника, гибкости, связок и правильной осанки. (см.приложение)

Второй раздел системы  - Национальные виды спорта.

Национальные прыжки являются  прекрасным средством физического развития, выработки координации, способности  и ориентации в пространстве и развитии таких качеств как выносливость, ловкость и сила.

Для детей данная система предусматривает использование следующих национальных видов спорта: национальные прыжки (кылыы, ыстана, куобах), борьба «хапсагай», перетягивание палки – мас тардыhыыта.

 Предлагаю использовать  следующие упражнения для детей младшего школьного возраста при занятиях национальными видами спорта:

1)укрепление мышц ног и стопы:

-        ходьба на пятках, носках. На внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок:

-        ходьба по песку, гальке, камушкам;

-        ходьба по ребристой доске;

-        катание мяча, гимнастической палки;

-        удержание, перекладывание, бросание мелких предметов;

-        сгибание, разгибание стопы (с сопротивлением и без).

                   2)упражнения для брюшного пресса, мышц спины и груди

3)прыжковые упражнения;

-         многоскоки с продвижением вперед (на одной, на двух):

-         выпрыгивания;

-         прыжки вверх с выполнением положения полуприседа

        Данные упражнения выполняются в темповом режиме, пружинисто. Вариантов применения подводящих упражнений много, поэтому невозможно дать однонапрвленные рекомендации.

Третий раздел системы - Национальные подвижные игры.  Их  классификация позволила  разработать и успешно применить следующие группы игр:

          1) Игры для развития координационных способностей: «Кто устойчивей» (Халбас харата), «Путаница» (Булкуур) «Снег и вихрь» (Хаар уонна холорук), «Сделай правильно» (Сопко онор ), «Меткий охотник» (бэргэн булчут),  «Волшебное слово» (Аптаах тыл ), «Чуткий» ( Сэргэхчэй ).

          2)Игры для развития скоростных способностей: «Не дай запятнать себя» (Таарыйтарыма), «Волк и жеребята» (Боро уонна кулунчуктар), «Петушиный бой» (Ботууктэчии).

          3)Игры для развития силовых способностей: «Прыжки над жесткой травой» ( Хорон от урдунэн ыстаныы ), «Успей отскочить» (Тэйэн ис), «Бой быков» (Огустар киирсиилэрэ), «Замки» (Кулуустэчии ) и т .д.

         4)Подвижности и ловкости: «Собери бусы» (Хоруонка тичиитэ ), «Олени и волк» (Табалар уонна боро), «Рыбаки» (Балыксыттар ), «Загон зайца» (Курэх), «Капкан» (Сохсо), «Водопой из проруби»  (Ойбонтон уулаачын ), «Не упади в прорубь»  (Ойбонно тучумэ ):

         5)Выносливости: разновидности «Жеребята» (Кулунчуктар), «Комаромохалки» (Дэйбиир ).

Четвертый раздел системы – организация двигательной активности детей, в виде национальных танцевальных упражнений.  Движение имеет жизненно важное значение для развития физиологических систем растущего организма. Оздоровительные  циклические упражнения, в первую очередь танцевальные упражнения, эффективно влияют на все физиологические системы, биохимические процессы и психические функции. Этот раздел системы характеризуется изложенными ниже основными особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию моторики детей младшего школьного возраста.

Основную особенность составляет преобладание циклических танцевальных упражнений,  прежде всего беговых (скорость для детей 1,0-1,2 м/сек, т. е. два коротких шага в сек) и особенно их комбинаций, (бег, прыжки, марш), во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости  - наиболее ценного оздоровительного качества. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий, проводимых в зале, и ряда занятий на открытом воздухе.

Основные требования к занятиям  – систематичность с постепенным усложнением танцевальных упражнений и повышением требований к качеству их выполнения. В зависимости от конкретных задач используются различные методы проведения занятий: поточный, посменный, групповой, круговая тренировка. Необходимо добиваться осознанного отношения детей к выполнению танцевальных упражнений, которые должны быть легкими и красивыми.

   Продолжительность подготовительной части 5-10 % от общего времени занятий.  В этой части решаются задачи общего настроя детей на работу, перехода организма на другой уровень функционирования, повышения восприимчивости к музыкальному сопровождению.

Основная часть занятия занимает 80-85 % всего времени. Количество серий в этой части может колебаться от 1 до 6-7. Для 15-20 минутной основной части наиболее типична двухсерийная форма. В первую очередь серию включают цепочки упражнений для мышц шеи, рук, плечевого пояса, туловища, ног. Вторая серия может состоять из танцевальной, прыжково - беговой или смешанного характера цепочек. Не исключается возможность выполнения вместо беговых упражнений атлетические серии, то есть комбинаций  в  партере,  направленных  на  развитие  мышц  живота,  спины

и других крупных мышечных групп.

Разучивание упражнений предусматривает:

-       основное положение (основная стойка)

-       положение рук (умению принимать исходное положение рук помогает правильное исполнение всех движений плечевого пояса);

-       исходное положение ног;

-       движение головы (повороты направо-налево; наклоны вправо-влево с различной амплитудой); круговые движения, начиная направо или налево.

В зависимости от специальных условий обучения и способностей учащихся преподаватель сам вырабатывает методику проведения занятий.

Непременное условие методически правильно построенного занятия - наличие заключительной части, занимающей 5-15 % всего времени занятия.

  Пятый раздел системы – система эффективного закаливания детей. Научным обоснованием этого раздела системы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции.

Обязательным условием эффективного закаливания является, прежде всего, наличие у детей не перегревающей одежды на открытом воздухе и в помещениях. Основное правило ее использования – соответствие погоде на данное время дня, а не сезону, как указано в соответствующих пособиях. Ребенок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости. Одежда на улице и в помещении должна быть легкой, позволяющей двигаться без затруднений.

Другим обязательным условием закаливания является поддерживание определенной температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18 +20С, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы физической терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.

Таким образом, правильное использование теплозащитных свойств одежды, регулирование температуры воздуха в помещениях, хождение босиком – все это условия эффективного закаливания.

 Предусматривается два основных метода контрастного закаливания, которые могут использоваться как в общеобразовательных учреждениях, так и в домашних условиях. Это контрастные воздушные ванны с постепенно увеличивающейся разницей температур воздуха (начиная с 4,0 и до 10-15 С) в двух помещениях, когда дети перебегают из одной комнаты в другую. Наиболее действенным методом закаливания является контрастный душ. Эта методика близка к вышеуказанной: при двух-трех сменах теплой-холодной воды с постепенным увеличением разницы до 10-15С.

Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной неперегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре обладают хорошим закаливающим и оздоровительным  эффектом. Отдельно предусматривается особенности закаливания и оздоровления часто болеющих детей, нуждающихся в реализации индивидуального щадящего подхода.

Шестой раздел системы   - использование дыхательных упражнений.

Особенностью детского организма является относительная слабость дыхательных мышц, что акцентирует важность и полезность дыхатель­ных упражнений. Они способствуют не только полноценному физическому развитию, но и становятся надежным фактором профилактики заболеваний дыхательной системы. Специальные дыхательные упраж­нения оказывают выраженное регулирующее влияние на организм де­тей. С их помощью можно осуществлять сознательный контроль  за  глу­биной, частотой и ритмом дыхания.

Дыхательную гимнастику можно считать одним из видов статичес­кой гимнастики, поскольку кроме нескольких разминочных движений, она выполняется при неподвижном положении тела. Работают только мышцы, обеспечивающие дыхательный процесс: живота, диафрагмы, груди. Однако элементы дыхательной гимнастики можно эффективно использовать и для физической активности, обеспечивая более полное, глубокое дыхание в процессе нагрузки и отдыха.

Основные правила выполнения предлагаемого  комплекса

1.                   Свобода и непринужденность дыхания (все упражнения выполняются мягко, естественно, без усилий).

2.         Не напрягаться, снимать все "мышечные зажимы",

3.         Сосредоточиться на предстоящем упражнении, вспомнить его ос­новные элементы.

4.     Сделать глубокий вдох, затем полный выдох.

5.     Выполнить  основное  дыхательное   упражнение  (начиная от 3  и  до­  вести до 6-7 раз).

6.     Отдохнуть после упражнения, расслабиться. Уловить внутренние ощущения.

Когда весь комплекс будет освоен, можно сделать его с закрытыми глазами, чтобы лучше сосредоточиться, добиться чистоты дыхания, ощущения струи воздуха. В ходе работы с детьми мы учим их чувство­вать, слышать свой организм,  свою  душу,  одухотворяя  каждое  движе­ние,  находя  ассоциации в природе.

Рекомендуемые игровые дыхательные упражнения:

-   "Шарик" — имитировать надувание шарика и выпуска воздуха со звуком "гашш...";

-   "Сулус»" — держать указательный палец на уровне рта и задувать"звезду". С увеличением расстояния усиливается сила сдувания (до полного выпрямления руки).

-   "Кэ5э" — слегка вдохнуть воздух и, выдыхая, произнести "ку-ку";

-   "Ыт суруутэ" — высунув язык, выполнить частое дыхание животом (брюшной тип);

-   "Куну куедьутуу"  - стойка на колени, упираясь согнутыми руками в пол и имитировать раздувание огня (костра).

  Для детей младшего школьного возраста можно предложить некоторые нетрадиционные методы тренировки дыхания, что непосредственно оказывает оздоровительное влияние на общее состояние организма ребенка. Эти упражнения необходимо выполнять в комплексе мероприятий предложенных в данной  работе по физкультурно-оздоровительной работе.

            Седьмой  раздел системы – использование народных форм массажа.

Массаж (поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, вибрация) воздействия  на  кожу,  влияет  на  весь  организм  человека.    Массаж  влияет  на  сосудистую  систему.  В  коже  в  ответ  на  раздражения  нервных  окончаний  возникают  сосудистые  рефлексы,  расширяются  капилляры,  усиливается  кровообращение,  увеличивается  теплоотдача.  Под  влиянием  массажа  улучшается  секреторная  функция  сальных  и  потовых  желез,  в  мышцах  усиливаются  окислительные,  восстановительные  процессы  и  повышается  их  сократительная  способность. Быстрее  проходит  утомление  мышц  и  восстанавливается  работоспособность. Массаж  влияет  на  лимфатическую  систему,  ускоряя  ток  лимфы.

Восьмой раздел системы – предусматривает использование фитотерапии совместно с родителями учащихся. Задачей учителя физкультуры в данном разделе  системы является целенаправленная работа с родителями, в предоставлении им необходимой информации об использовании народной фитотерапии для профилактики детских заболеваний. Работа проводится совместно с медицинским работником школы, после проведения индивидуальной диагностики физического состояния здоровья каждого ребенка.

 

 

 

 

Перспективный план по физкультурно-оздоровительной работе на основе этнических средств

 

Месяц

Задачи

мероприятий

Этнические формы работы

Содержание комплексов

 

Октяб

-

 

Ноябр

- общие укрепление здоровья;

- оказывать проф.действия от ОРЗ;

- определить понятие ЗОЖ. –обеспечение благоприятн.

течения адаптации.

-         

 

 

Закаливание

1.«Салгынчаан»

          2.«Кунчээн»

          3. «Кулунчук»

Якутские танцев. упражнения 

 

 «Айыл5а дьикти костуулэрэ»

 

Дыхательные гимнастика

 

«Кыллар тыныылара»

         

            Массаж

1.«Поиграем с ручками»

2. «Поиграем с ножками».

3. «Общий массаж»

Фитотерапия

(родители)

1. «Витаминные напитки»

2. Фиточай «Угости друга»

( игровая форма).

 

Месяц

Задачи

мероприятий

Этнические формы работы

Содержание комплекса

 

Декаб

      -

 

Январ

 

     -

 

  Февр

-Оказывать оздоровительн. воздействие на развитие физического и психического состояния.

-Предупрежде

ние острых заболеваний и невротических состояний этническими методами оздоровительн.

мероприятий.

 

-         

 

 Закаливание

1. «Кунду уу»

2. «Хаарчаан»

3. «Атаах атах»-1

4. «Кулунчук –2»

Якутские танцев. упражнения 

1. «Якутяночка»

2. «Сэбирдэх»

3. «Куорэгэй»

Дыхательные гимнастика

1. «Кыллар тыныылара»-2

2. «Ветерок»

3. «Большой шарик»

Массаж

1.«Волшебный шар»

2.«Поиграем с ушками»

3. «Пальчики»

4. «Животик»

5. «Общий массаж»

Фитотерапия

(Родители)

1.«Сластена»

2.«Живая вода»

3.«Родничок»

4.«Шиповник»

 

 

 

Март

-

Апрель

-

Май

Усовершенствование полученных знаний и умений озодоровительн. деятельности детей.

Способствовать к проявлению детьми активности.

 

 

 Закаливание

1.«Здравствуй солнышко»

2. «Волшебные сны»

3. «Кулунчук» -3

4. «Атаах атах»-2

5. «Воздух, солнце и вода»

6.  «Водичка –водичка»

7. «Радость общения»

Якутские танцевльные упражнения 

1. «Чуоранчик»

2.«Саhар5а»

3. «Ысыах» танец

Дыхательная гимнастика

1. «Кыллар тыныылара»-3

2. «Поиграем с носиком»

Массаж

1.« Плечи, руки,голова»

2. «Раслабление»

3. «Поиграем с ручками»-2

4. «Поиграем с ножками»-2

5. «Поиграем с ушками»-2.

Фитотерапия

1.«Эликсиры Бодрости»

2.«Волшебная приправа»

3.«Лесная сказка»

4.«Воздушный»

5. «Витаминка»

 

 

Заключение: Таким образом, только целенаправленное и последовательное, комплексное применение всех средств, форм и методов физкультурно-оздоровительных мероприятий в строгих рамках научно-педагогических знаний с учетом национальных особенностей и традиций воспитания являются гарантом успешного разрешения проблем учебно-воспитательного характера и творческого подхода к делу воспитания здорового поколения.

                                                                                                                                    Приложение

КОМПЛЕКС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

 «Гусь» (хаас).

И.п. стойка – ноги врозь, руки за спиной; 1 – поднять голову вверх (вытянуть шею); 2 – и.п.

«Сова» (мэкчиргэ)

И.п. стойка – ноги врозь, руки за спиной; 1 – поворот головы направо, со звуком «hу- hhуу! »; 2 – и.п. 3-4 то же влево.

«Капель» (таммах).

И.п. стойка – ноги врозь, руки вверх ладонями вниз, 1-2 поочередное сгибание и разгибание рук.

«Листопад» (Сэбирдэх).

И.п. стойка – ноги врозь, руки вверх в стороны, ладонями вниз; 1-2 сгибание и разгибание кистей рук.

«Птичка» (чыычаах).

И.п. стойка – ноги врозь, руки скрестить запястьями перед грудью и прижать тыльной стороной друг к другу; 1-2 – поднимая руки вверх, имитировать полет птички, 3-4 и.п.

 «Олень» (таба)

И.п.о.с.1 – руки скрестить над головой, широко расставив пальцы, выносом правой ноги сделать наклон вперед; 2 – и.п.; 3-4 – то же, с другой стороны.

«Чорон» (чороон)

 И.п. стойка – ноги врозь, руки вверх с раскрытой ладонью. 1-2 – наклоны вправо и влево.

«Косарь» (отчут).

И.п. стойка – ноги врозь, руки вперед (имитируя хват косаря). 1-2 – поворот туловища налево и направо.

«Колка дров» (масс хайытыы)

И.п. стойка – ноги врозь, руки в замок и вверх.1 – наклон туловища вперед вниз со звуком «Ух!»; 2 – и.п.

«Пила» (эрбии).

И.п. упор сидя сзади, ноги вместе. 1-2 – сгибание и разгибание ног на весу.

«Ежик» (дьуос).

И.п. лежа на спине, руки в стороны. 1 – одновременное поднимание туловища и бедра с захватом под коленями.

«Горностай» (кырынаас)

Ходьба на руках, упор лежа.

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010