Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Проектирование физической подготовки занимающихся легкой атлетикой на основе дифференцированного подхода

Автор:
Барскова Светлана Вениаминовна

Аннотация:

По нашему мнению, в связи с постоянным ростом интенсивности тренировочного процесса, а в тоже время все повышающейся планки спортивных результатов, весьма актуальна проблема дифференцированного подхода в системе общей физической подготовки юных легкоатлетов на основе учета индивидуальных особенностей занимающихся. Поскольку данная проблема достаточно многогранна, нам представляется наиболее эффективный путь реализации дифференцированного подхода в аспекте развития физических качеств занимающихся.

  Применение дифференцированного подхода в системе подготовки занимающихся легкой атлетикой в школьной секции предполагает глубокий анализ уровня физической подготовленности занимающихся и в соответствии с этим разработку дифференцированных программ по воздействию на физические качества, с целью индивидуализации тренировочных нагрузок.

  Для дифференцированного воздействия мы определили три уровня программ: развивающий, поддерживающий и разминочно – восстановительный. Таким образом, в нашем исследовании дифференцированный подход реализуется как при группировке занимающихся на основе учета индивидуальных особенностей, так и при определении индивидуально-группового тренировочного уровня по воздействию на физические качества.

  В целом, результаты исследования дают основания для следующих выводов. Применение дифференцированного подхода в процессе физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для реализации индивидуальных способностей, позволяют различными путями достичь оптимизации нагрузок для занимающихся, что будет обеспечивать благоприятное протекание физиологических процессов в период адаптации к тренировочным нагрузкам.

  В перспективе для совершенствования процесса управления физической

Подготовкой легкоатлетов первого года обучения логичным будет применение дифференцированных программ на практике.

 

Учитель физической культуры: Барскова Светлана Вениаминовна

 

 

2014-09-02

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное , Модуль: Физическая культура в школе

Статья:

 

 

 

 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель высшей категории:

Барскова Светлана Вениаминовна

 

 

 

 

 

Нижегородская область

р.п.г.т. Дальнее Константиново

2014г.

Содержание

 

 

 

Введение                                                                                                                                       3

 

Глава 1.   Состояние вопроса по теме исследования                                                                 5

1. 1.  Характеристика физической подготовки в начальной школе                                         5

1.2.  Анализ возрастных особенностей развития учащихся начальной школы                       9

1. 3.  Методика воспитания физических качеств                                                                     14

1. 4. Методика индивидуализации и дифференциации в педагогике                                               17

1. 5. Особенности применения дифференцированного подхода

в физическом воспитании                                                                                                                     18

 

Глава 2.  Задачи, методы и организация исследования                                                                      26

 

Глава 3.  Результаты исследования и их обсуждение                                                             28

3. 1.  Подбор средств                                                                                                                  28

3. 2.  Дозирование нагрузок                                                                                                       38

3.3. Распределение во времени проектов программ по воспитанию

физических качеств                                                                                                                    40

 

Выводы                                                                                                                                         42

Список литературы                                                                                                                    43

Приложение                                                                                                                                 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По нашему мнению, в связи с постоянным ростом интенсивности тренировочного процесса, а в тоже время все повышающейся планки спортивных результатов, весьма актуальна проблема дифференцированного подхода в системе общей физической подготовки юных легкоатлетов на основе учета индивидуальных особенностей занимающихся. Поскольку данная проблема достаточно многогранна, нам представляется наиболее эффективный путь реализации дифференцированного подхода в аспекте развития физических качеств занимающихся.

К настоящему времени можно отметить, что в юношеском спорте многие вопросы спортивной тренировки достаточно хорошо разработаны.  Среди них такие, как развитие физических качеств юных спортсменов, тренировочные и соревновательные нагрузки, средства и методы педагогического контроля, построение мезо - и макроциклов и многолетнего тренировочного процесса в целом [6, 11, 22, 40, 44].  Но при этом каждое новое исследование в области юношеского спорта добавляет определенные знания, как в теорию, так и в практику подготовки юных легкоатлетов.

На этапе предварительной подготовки тренировочный процесс связывается с классификацией и учетом морфофункциональных особенностей и двигательных способностей занимающихся, оценкой темпов их развития в сенситивные периоды, разработкой критериев для оценки способностей к обучению различным упражнениям и формированию двигательных навыков, исследованием индивидуальных свойств нервной системы и темперамента [25].

Неравномерность развития физических качеств школьников указывает на необходимость дифференцированного подхода, к их развитию, начиная с младшего школьного возраста.

Разумеется, нет смысла отрицать тот факт, что дифференцированный подход, как таковой, принесен из спорта высших достижений.  Но применение его в системе общей физической подготовки, на этапе начальных занятий может позволить более достоверно и правильно, в последствии, выбрать ту или иную специализацию.

Целью данной работы является разработка дифференцированных программ, основанных на индивидуализации тренировочных нагрузок для легкоатлетов первого года обучения.

Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение дифференцированного подхода в тренировочный процесс позволит рационализировать физическую подготовку легкоатлетов первого года обучения.

В соответствии с выше изложенным, нами был выведен ряд задач:

  1. Проанализировать имеющиеся подходы в теории спорта, основанные на технологии индивидуально – дифференцированных методик подготовки спортсменов.
  2. Выявить исходный уровень развития физических качеств занимающихся.
  3. Разработать дифференцированные программы, обеспечивающие индивидуализацию физических нагрузок.
  4. Выявить эффективность использованной технологии.

Объектом данного исследования является дифференцированный подход как способ оптимизации тренировочных нагрузок в легкой атлетике.

В качестве предмета исследования была определена общая физическая подготовка занимающихся.

Научная новизна. Разработана методология использования дифференцированного подхода в тренировке легкоатлетов первого года обучения. 

Практическая значимость. Разработаны пути оптимизации тренировочных нагрузок на основе дифференцированного подхода, выраженные в программах отдельных частей тренировочного процесса легкоатлетов первого года обучения, которые могут быть использованы тренерами – практиками.

 

 

Глава 1.   Состояние вопроса по теме исследования.

 

  1. 1.     1.  Характеристика физической подготовки в начальной школе

 

 Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста.  Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создаётся фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность человека.

  Интерес к поиску эффективных средств воздействия на младший школьный возраст обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребёнок этого возраста весьма восприимчив к различным обучающим и тренирующим воздействиям, с другой – именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека [2]. 

  Занятия физическими упражнениями являются необходимой составной частью режима дня и компонентом здорового образа жизни.  Каждый ребёнок должен иметь возможность не менее 6 часов в неделю организованно двигаться.  Ослабление двигательной активности не только приводит к нарушению нормального протекания метаболических процессов (процессов роста и развития организма), но и часто является причиной невротического состояния ребёнка, выражающегося в лёгкой возбудимости, раздражительности, немотивированной грубости, рассеянности, повышенной отвлекаемости, неадекватной реакции.

  Занятия легкой атлетикой способствуют росту и формированию юного организма, всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья.

  Ходьба, бег, прыжки, метания, а также различные специальные упражнения, применяемые в занятиях легкой атлетикой, весьма разнообразны и легко дозируются. Овладение техникой выполнения легкоатлетических упражнений не только значительно расширяет двигательные возможности занимающихся, улучшает их координационные способности, но и создает основу для достижения спортивно-технического мастерства в дальнейшем.

  Положительное влияние легкоатлетических занятий заключается и в том, что они укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, способствуют гармоничному развитию мускулатуры, улучшают подвижность в суставах и совершенствуют нервно-мышечную координацию [17, 19, 3].

  Возраст 9-10 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на повышение уровня общей физической готовности и развитие физических качеств.

  Известно, что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создаёт благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств [2, 34].

     Для эффективного управления физическим воспитанием необходима оценка физического развития, двигательной подготовленности и функционального состояния занимающегося.  Учитывая уровень физического состояния ребёнка, можно избирательно применять средства физического воспитания в процессе занятий и дифференцировать нагрузку [45].  

  Физические упражнения являются одним из наиболее распространенных и действенных средств, стимулирующих развитие физических качеств.

  Главная особенность систематических занятий физическими упражнениями с детьми состоит в необходимости создания прочного фундамента для укрепления их физического и психического здоровья.  Вследствие этого применяемые физические нагрузки должны быть не только адекватны резервным возможностям организма, индивидуально-психологическим особенностям детей, но и регулироваться в соответствии со срочными изменениями функционального состояния занимающихся под воздействием тренировки. 

  При нормировании нагрузки в процессе систематических занятий принимаются во внимание основные её компоненты, тесно взаимосвязанные друг с другом:

  • вид упражнений (специфичность);
  • оздоровительный потенциал;
  • особенности энергообеспечения (аэробные, анаэробные, смешанные)
  • интенсивность нагрузки;
  • объём нагрузки;
  • кратность занятий;
  • распределение нагрузки во времени;
  • взаимосвязь нагрузок различной направленности.

 

  В рамках отдельного тренировочного занятия учитываются также продолжительность и интенсивность упражнения, длительность интервалов отдыха между повторениями, характер отдыха, число повторений.  От соотношения этих компонентов зависят особенности приспособительных изменений в организме.  Опираясь на адаптационные возможности человека, можно целенаправленно использовать те или иные формы воздействия и, регулируя их содержание, частоту, интенсивность, длительность, количество повторений, особенности организации во времени, сознательно формировать те функциональные изменения, которые являются наиболее желательными на данном этапе онтогенеза [16].

  Все физические упражнения обладают способностью одновременно формировать как неспецифические, так и специфические функциональные сдвиги.  В виду того, что нарушение гомеостаза, обусловленное физической нагрузкой, через высшие уровни регуляции мобилизует функциональные системы, определяющие специфические и неспецифические адаптационные изменения в организме. Неспецифические изменения практически не связаны с особенностями мышечной деятельности. Их величина определяется преимущественно силой воздействия физической нагрузки независимо от конкретных особенностей упражнения. Специфические сдвиги обусловлены повышением активности эрготропной системы мозга и соответственно стресс-реализующих адренергической и гипофизарно-адреналовой систем, стереотипно реагирующих не только на физические упражнения, но и на самые различные изменения в среде обитания, достигающие определённого порогового уровня.  Вследствие этого адаптация к мышечной деятельности повышает устойчивость к целому ряду природных и социальных стресс-факторов [7, 23].

  Младшие школьники отличаются хорошим восприятием новых движений, но оно носит преимущественно созерцательный характер. Ребёнок выделяет наиболее запоминающиеся, бросающиеся в глаза детали движения, а существенные, важные части упражнения упускает.  Точный анализ деталей движения подменяется в этом случае угадыванием правильности выполнения. Дальнейшая коррекция движения осуществляется путём сопоставления выполнения его с действиями других детей, а так же под воздействием указаний тренера.  

  Одним из эффективных средств воздействия на сознательную сферу двигательной деятельности ребёнка является требование словесного отчёта о движении.  В возрасте 9 – 10 лет ребёнок может словесно описать выполненное упражнение.  Его рассказ будет тем объективнее, чем точнее и доступнее для понимания окажется словесная характеристика упражнения, сделанная тренером [40].

  Увеличивающаяся с каждым годом учебная нагрузка школьника предъявляет повышенные требования к физическим возможностям организма ребенка. Поддержание высокой работоспособности, развитие и активное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем организма возможна только при систематических занятиях школьников, реализуемых в тех или иных организационных формах.

  В процессе спортивной подготовки организм ребёнка приспосабливается к специфической деятельности, развивает и совершенствует все свои системы и функции.  Следует отметить, что в силу определённых физиологических и биологических закономерностей совершенствование разных систем, функций и, следовательно, физических качеств происходит неравномерно, различными темпами.  Поэтому в ходе спортивной тренировки возникают такие ситуации, когда отставание в развитии тех или иных физических качеств не позволяет спортсмену использовать в тренировке способности, получившие более высокую степень развития [18, 45].

  Можно смело утверждать, что на первом году спортивной подготовки, а для некоторых детей значительно дольше, возможности опорно-связочного аппарата в основном определяют величину и характер тренировочной нагрузки. Естественно, что наиболее слабыми звеньями являются связки и суставы.  Именно поэтому в первые годы занятия ребёнка должны включать совершенствование опорно-связочного аппарата.  При этом главное – щадить и укреплять его. Легкая растяжимость мышечно-связочного аппарата обеспечивает ребенку хорошо выраженную гибкость, но не может создать прочного «мышечного корсета» для сохранения нормального расположения костей.  Правильно организованные и систематические занятия физической культурой весьма успешно решают разнообразный спектр вопросов относительно здоровья и гармоничного физического развития детей.

 

1.2.  Анализ возрастных особенностей развития учащихся начальной школы

 

Младший школьный возраст характеризуется замедлением темпов роста, плавностью развития, постепенностью изменений структур и функций организма. Однако, несмотря на это, рост тела в длину у девочек до 11 лет и у мальчиков до 12 лет протекает интенсивнее, чем увеличение массы. За год длина тела увеличивается в среднем на 4 - 6 см, масса на 2 - 2,5 кг, окружность грудной клетки - на 2 - 3 см.  

До 7 - 9 лет позвоночник сохраняет в грудном отделе очень большую гибкость. Постоянство поясничной кривизны устанавливается к 12 годам. Половые различия позвоночника (длина хрящевых дисков и высота позвонков) появляются с 9 лет, и больше всего в грудном отделе.

Вследствие изменения в строении связочного аппарата, хрящевых и костных элементов позвоночника постепенно фиксируются изгибы позвоночника: к 7 годам устанавливаются шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная [8]. Продолжается окостенение скелета, которое происходит неравномерно: к 9-11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, окостеневает локтевой отросток лучевой кости.

Кости таза интенсивнее развиваются у девочек с 8 до 10 лет.

К 8 - 9 годам трубчатые кости приобретают строение, свойственное взрослому. В этом возрасте надкостница уже отграничена от компактного вещества кости. С 5 - 7 лет до 10 - 11 лет быстро увеличивается длина конечностей, превышая скорость роста тела [8].

Прирост массы тела также отстает от скорости увеличения длины тела. В костях и скелетных мышцах у детей много органических веществ и воды, но мало минеральных веществ. Гибкие кости могут легко изгибаться при неправильных позах и неравномерных нагрузках [35].

Одной из важных задач физического воспитания должно быть обеспечение правильного формирования скелета, укрепление мышечной системы и предупреждение нарушений осанки. При этом следует учитывать, что нарастание   силы   мышц – сгибателей   из-за    их   постоянного   тонического напряжения, вызванного действием   сил   тяжести   конечностей, опережает развитие   мышц - разгибателей.   Необходимо   подбирать   упражнения, специально направленные на укрепление мышц - разгибателей.

Следует избегать упражнений с резкими односторонними толчками, асимметричным подниманием тяжестей, натуживаний, чрезмерной и длительной нагрузки на опорную поверхность стоп [40].

У детей этой возрастной группы мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок, так как они приводят к большим энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста [8, 24, 35].

Нервная система.

В процессе роста и развития нервной системы отмечается: приблизительно к 9-10 годам борозды и извилины занимают такое же положение как у взрослого.

  В младшем школьном возрасте значительно развиваются такие свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. В то же время все эти свойства нервных процессов характеризуется неустойчивостью. Большая возбудимость и реактивность, а так же высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому усвоению двигательных навыков, а двигательные, условные рефлексы у большинства закрепляются сразу же. Этим объясняется тот факт, что дети 7 - 11 лет легко могут овладевать технически сложными формами движений. В то же время у них быстро развивается резко выраженное запредельное торможение при действии сверхсильных или монотонных двигательных раздражителей и слабо выражена устойчивость к воздействию посторонних раздражителей, вызывающих внешнее торможение [40].

  В связи с совершенствованием деятельности головного мозга продолжительность активного внимания с 7 до 10 лет возрастает до 20 минут [8].

Сенсорная система.

  Функции органов чувств достигают значительного совершенства.

  В 10 лет ближайшая точка ясного видения располагается на расстоянии 7 см от глаза. К возрасту 10 - 12 лет формирование зрительной функции в основном завершается, достигая уровня взрослого организма.

  Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органа слуха в целом заканчивается к 12 годам. В 8 - 10 лет наибольший временной порог слуха [35].

Сердечно – сосудистая система.

  В сердечно – сосудистой системе отмечается рост параметров сердца.

Объем сердца достигает у 10-летних в среднем 364 мл, вес сердца с 7 до 12 лет возрастает с 92 до 134 г у мальчиков и с 87 до 143 г у девочек.

  Систолический объем сердца в покое увеличивается с 23 мл до 33 мл, а минутный объем крови в покое – с 2120 мл до 2740 мл.

  Происходит дальнейшее относительное сужение просвета сосудов по отношению к емкости сердца, что вызывает повышение артериального давления. Большая частота сердцебиений и большая скорость кругооборота крови обеспечивают кровоснабжение тканей значительнее, чем у взрослых [8].

Дыхательная система.

  В данном возрасте продолжается развитие органов дыхания. К 8 - 10 годам вес легких достигает 455 – 495 г. Частота дыхания в минуту уменьшается с 23 до 21 раза. Глубина дыхания возрастает со 163 мл в 7 лет до 260 мл. в 12 лет.Минутный объем дыхания в состоянии покоя у детей зависит от возраста, повышаясь от 3500 мл/мин у 7- летних до 4400 мл/мин у 11- летних.

  Жизненная емкость легких с 7 до 12 возрастает с 1400 до 2200 мл, причем у девочек средние величины отчетливо меньше, чем у мальчиков [8, 40]. 

  Сопоставление показателей функции дыхания и кровообращения с потреблением кислорода свидетельствует о том, что при мышечной деятельности кислородные режимы организма ребенка менее экономичны, чем у взрослых. У них больше вентиляционный эквивалент, но меньше коэффициент использования кислорода. Доставка кислорода к работающим мышцам у них обеспечивается в основном за счет усиления кровотока, в то время как у взрослых, большую роль в этом играет усиливающаяся утилизация кислорода крови. У детей 7 - 11 лет также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и кровообращения [35].  

Обмен веществ.

  К особенностям обмена веществ младшего школьного возраста относят: суточный основной обмен снижается до 38 ккал на 1 кг веса, продолжает значительно превышать основной обмен взрослого – в 1,5 раза. Относительная суточная потребность в жирах, белках, углеводах на 1 кг веса снижается до 2 г белков и жиров и 7 - 8 г углеводов. Суточная потребность в воде возрастает до 1250 – 1350 мл, составляя 40 - 45 см на 1 кг веса [8, 35].

  Подводя итог выше изложенного, следует отметить, что в целом, вследствие совершенствования функций нервной системы вегетативные процессы становятся более устойчивыми.

Свойства нервной системы в процессе двигательной деятельности

  Физиологические изменения в организме, направленные на приспособление к предстоящей работе, начинаются задолго до её выполнения.  У человека это связано со специфическими чертами высшей нервной деятельности, осуществляющей регуляторные функции не только чисто физиологически, но и путём сознательного, волевого контроля за состоянием организма.  Современное физиологическое учение о типах нервной системы позволяет выделить несколько наиболее важных типологических показателей высшей нервной деятельности.  К ним относятся скорость образования условного рефлекса, величина и его прочность, интенсивность внутреннего и внешнего торможения, податливость к внешним воздействиям.  Эти особенности высшей нервной деятельности сопряжены с основными свойствами нервной системы: силой, динамичностью, подвижностью, лабильностью процессов возбуждения и торможения и их уравновешенностью.

  Несмотря на чрезвычайное разнообразие типологических характеристик нервной деятельности, у детей можно выделить четыре основных типа:  

  • нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип;
  • сильный, повышенно-возбудимый, безудержный тип;
  • понижено - возбудимый, слабый тип.

  Для нормально возбудимого, сильного, уравновешенного, подвижного типа характерно быстрое овладение сложными движениями и более быстрая адаптация к новым условиям. Однако быстрый успех может сопровождаться с потерей желания к дальнейшему совершенствованию.

  Для детей относящихся к нормально возбудимому, сильному, уравновешенному медленному типу, характерно успешное овладение сложными по координации движениями. Но в связи с замедленным образованием условных связей, необходимо неоднократное повторение уже знакомых упражнений.

  Для сильного, повышенно - возбудимого, безудержного типа, обладающего высокой подвижностью нервных процессов, характерна способность быстро усваивать движения. Однако из-за преобладания процессов возбуждения над торможением, повышенной двигательной активности, неустойчивости внимания, упражнения могут быть освоены не до конца.

  Для понижено - возбудимого, слабого типа характерно безразличное отношение к освоению движений, а сложные двигательные действия требуют значительных усилий для овладения ими [24, 33, 40].

  Поскольку тренируемость типологических свойств нервной системы носит ограниченный характер, необходимо использовать эти свойства для направленного воздействия на повышение возможностей ребенка относительно тренировочных средств и нагрузок.

  Особенности высшей нервной деятельности и их сопряженность со свойствами нервной системы, это те компоненты, учет которых в тренировочном процессе с юными легкоатлетами позволит с меньшими издержками достигать высокого спортивного результата.

 

1. 3.  Методика воспитания физических качеств

 

         Воспитание физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека на основе определенных закономерностей, в том числе гетерохронности (разновременности), этапности, фазности и переноса в развитии способностей.

     Гетерохронность развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсивных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогические воздействия на опережающие в своем развитии органы и структуры, то эффект в развитии соответствующих физических способностей значительно превысит, достигаемый в периоды их относительной стабилизации.

     Этапность развития устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития физических способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание и величину нагрузки, условия ее выполнения. Развитие физических способностей при длительной постоянной нагрузке характеризуется тремя этапами: этапом начального воздействия, этапом углубленного воздействия и этапом несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма.

  Этапу начального воздействия нагрузки свойствен широкий спектр влияний на организм, когда развитие одной физической способности может сочетаться с развитием других. Для этого этапа обычно характерны неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы.

  Этап углубленного воздействия наступает по мере неоднократного выполнения упражнения с одной и той же нагрузкой. Происходит как бы суммирование направленных воздействий на развиваемую физическую способность и ее отдельные компоненты. Расширяются возможности соответствующих органов и структур, совершенствуется их взаимосогласованность, повышается экономичность работы.

  Этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма характеризуется снижением или почти исчезновением развивающего эффекта. Для того чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить содержание нагрузки: как бы перевести развитие способности на предшествующий этап.

     Фазность развития устанавливает зависимость эффекта педагогического воздействия от состояния физической работоспособности организма. Во время выполнения двигательного действия выявляются четыре фазы физической работоспособности организма: нарастающей работоспособности (врабатывание), относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности.

  Фаза нарастающей работоспособности наблюдается в начале выполнения любого двигательного действия и характеризуется тем, что не все органы и структуры организма, включенные в данное действие, достигают своего необходимого функционального уровня одновременно. Это изменяет направленность педагогических воздействий, не позволяет, акцентировано влиять на развиваемую способность.

  Фаза относительной стабилизации определяет готовность органов и структур организма к адекватному восприятию нагрузки. Содержание выполняемого двигательного действия позволяет направленно развивать соответствующие физические способности.

  Фаза временного снижения связана с прогрессивно наступающим утомлением и проявляется как во время работы, так и после ее окончания. Она характеризуется тем, что под влиянием нарастающего утомления органы и структуры организма снижают свою активность не одновременно, что позволяет направленно воздействовать на некоторые из них. Вместе с тем, и это очень важно для практики, развитие отдельных физических способностей (силовых, выносливости) наиболее эффективно осуществляется именно на этой фазе работоспособности организма (развитие через утомление).

  Фаза повышенной работоспособности наблюдается после выполнения физической нагрузки, когда организм восстанавливает свой израсходованный потенциал, а затем существенно увеличивает его, превышая дорабочие величины. Если в фазу повышенной работоспособности оказать повторное воздействие, то происходит поступательное развитие функциональных возможностей органов и структур организма, а, следовательно, развитие соответствующей физической способности. Если же повторное выполнение нагрузки будет постоянно совпадать с фазой недовосстановления, то происходит углубление утомления, перенапряжение и истощение организма.

     Перенос развития устанавливает наличие связи между уровнями развития нескольких физических качеств или способностей. Если при воспитании какого-либо физического качества один или несколько его компонентов представлены в структуре другого качества, то последний будет развиваться, хотя и не столь интенсивно [47].

 

1. 4. Методика индивидуализации и дифференциации в педагогике

 

    Довольно часто два таких понятия как «индивидуализация» и «дифференциация» используются вместе или же между ними прослеживается определенная аналогия. Часто их используют в качестве синонимов.

   На наш взгляд существует необходимость изложить смысловые составляющие данных понятий.

    В «Педагогической энциклопедии» индивидуализация определяется как

«… организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпов обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению» [31]. 

  То есть, с точки зрения педагогики, мы используем понятие «индивидуализация» в таком значении: это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

  А под дифференциацией подразумевается учет индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких – либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам [38]. 

  Под индивидуальными особенностями понимаются устойчивые и существенные особенности направленности личности, ее интересов, умственной и двигательной деятельности, присущие тому или иному человеку и отличающие его от других [30]. 

  Таким образом, можно говорить о том, что индивидуализация и дифференциация, основанные на учете индивидуальных особенностей, в совокупности составляют прогрессивный подход, нацеленный на укрепление положительных качеств и устранение недостатков.

 

  1. 1.     5. Особенности применения дифференцированного подхода в физическом воспитании

 

   В ходе анализа имеющихся в теории спорта научно - методических подходов, освещающих проблемы, дифференцированного физического воспитания, индивидуализации тренировочного процесса, нормирования нагрузок на основе учета типологических особенностей, нами выявлены следующие направления разработанных методик.

  Применение дифференцированного подхода осуществляется на различных уровнях физического воспитания, вовлекая широкий возрастной диапазон контингента испытуемых и, преследуя весьма разнообразные цели.

  В ходе обзора научной литературы, для более детального обоснования имеющихся методик, нами было выявлено несколько тематических блоков.

 

 

 

Дифференцированное физкультурное образование у студентов

 

  В первый блок вошли методики, отражающие реализацию дифференцированного подхода на основе субъектного опыта студентов.

  В работе Альковой С. Ю. учет субъектного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности [1] позволяет создать возможность определиться занимающимся по интересам и направленности взглядов на физическую культуру, способствует формированию и воспитанию студента как субъекта собственной физической культуры. Так же такой подход формирует новое представление о предмете физического воспитания, вследствие использования нетривиальных методов по организации и проведению занятий в рамках данной дисциплины. А это весьма важный компонент для успешной и результативной работы по улучшению качества физкультурно-спортивного образования в современных учебных заведениях.

  В работе Манжелей И. В. [21] содержание программы дифференцированного физкультурного образования предусматривает взаимосвязь двух компонентов: базового и вариативного. В сою очередь базовый соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, а вариативный – учитывает физкультурно-спортивные интересы и способности студентов.

  Применение дифференцированного подхода на основе выше изложенных позиций предполагает высокую вероятность раскрытия способностей, творческих возможностей и формирования индивидуальной физической культуры личности.

  Данные методики, на наш взгляд, вполне отвечают требованиям, как Государственного образовательного стандарта, так и современным интересам учащейся молодежи, что не менее важно для гармоничного развития и сохранения здоровья молодого поколения.

 

Дифференцированный подход в системе школьного образования

 

  В следующий тематический блок нами были определены методики по реализации дифференцированного подхода в системе школьного образования на основе учета соматотипов [39] и структуры моторики [5].

  Такие характеристики как соматотип и структура моторики – важные типологические признаки, отражающие индивидуальные особенности и метаболические процессы в организме. Учет их в процессе физического воспитания создает благоприятные предпосылки для оптимизации физических нагрузок, более грамотного воздействия на каждого ребенка средствами физической культуры.

  В ряде работ посвященных реализации дифференцированного подхода на основе    учета   соматотипов    и    структуры    моторики [5, 39], разработаны оптимальные двигательные режимы определенной направленности, предполагающие воздействие на «ведущие», «отстающие» физические качества или «равномерно – пропорциональное» развитие двигательных способностей школьников.

  Мы согласны с авторами данных методик о необходимости и важности учета таких показателей (соматотип и структура моторики). Об этом свидетельствует и тот факт, что для многих детей астенического и геперстенического типов телосложения возникают трудности как при выполнении предлагаемых заданий на уроках физической культуры, так и при выполнении нормативных требований Государственного образовательного стандарта.

  Безусловно, это стимулирует специалистов в области физической культуры и спорта для поиска новых, приемлемых вариантов по созданию благоприятных условий, обеспечивающих нормальное физическое развитие и здоровье школьника на каждом этапе обучения.

 

Индивидуально - дифференцированный подход в спортивной тренировке

 

  В третьем тематическом блоке собран ряд работ по проблеме дифференцированного подхода в системе подготовки спортсменов различного уровня.

  Проблема дифференцированного подхода и индивидуализации спортивной тренировки в последние годы активно разрабатывается, как в спорте высших достижений, так и в системе подготовки юных легкоатлетов.

  В научно – методической литературе по общей и спортивной педагогике сущность дифференцированного подхода определяется сочетанием коллективной и индивидуальной формой подготовки, что позволяет организовать процесс обучения и спортивной тренировки детей, подростков, юношей и девушек в соответствии с их типоспецифическими и индивидуальными особенностями [38].

  В работе Квашука П. В. «Пути исследования и реализации дифференцированного подхода в системе подготовки юных спортсменов» отмечено важное положение о том, что рациональное построение тренировки начинается с определения ведущих факторов, в наибольшей степени влияющих на результативность спортсменов. В ходе анализа значимости различных факторов, в данной работе, выделены «внешние» и «внутренние» компоненты структуры дифференцированного подхода.

  К «внешним» относятся типовые особенности, позволяющие формировать группы юных спортсменов по педагогическим или биологическим критериям. Учет таких компонентов особенно важен при организации тренировочного процесса юных легкоатлетов на этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации.

  На наш взгляд это весомое и очень верное наблюдение. Действительно, для спортсменов высокой квалификации значимость, к примеру, морфологических особенностей существенно ниже остальных. В свою очередь для растущего и развивающегося организма это одна из первейших необходимостей, основа высоких спортивных достижений в процессе дальнейшей спортивной тренировки.

  А к «внутренним» элементам структуры дифференцированного подхода, по мнению Квашука П. В., следует отнести педагогические воздействия, направленные на минимизацию факторов, лимитирующих полную реализацию индивидуального функционального и психофизического потенциала юных спортсменов в соревновательной деятельности.

  «Внутренние» элементы имеют особую значимость при организации тренировочного процесса на этапах углубленной тренировки и спортивного совершенствования [15].

  В заключении отмечается, что на этапах многолетней подготовки основным направлением реализации дифференцированного подхода, является последовательное увеличение числа рациональных вариантов стратегии тренировочного процесса от этапа к этапу до полной индивидуализации подготовки на этапе высшего спортивного мастерства.

  В научной   литературе   имеется   работа   авторов   Никитушкина В. Г. и Квашука П. В. «Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов», где выделены направления дифференцировки в тренировочном процессе на этапах различной подготовки.

  На ранних этапах подготовки (этап предварительной подготовки и начальной спортивной специализации) индивидуализация тренировочного процесса связывается с классификацией и учетом морфофункциональных особенностей и двигательных способностей занимающихся, оценкой темпов их развития в сенситивные периоды, разработкой критериев для оценки способностей к обучению различным упражнениям и формированию двигательных навыков, исследованием индивидуальных свойств нервной системы и темперамента.

  На более поздних этапах (этап углубленной тренировки и спортивного совершенствования) необходима разработка комплексных критериев в соответствии с перспективной моделью соревновательной деятельности.

  Таким образом, в раках дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса юных спортсменов, авторами вполне логично ставится вопрос о разработке методических приемов индивидуального нормирования тренировочных нагрузок.

  Полученные результаты исследований, авторы трактуют следующим образом: для спортсменов, имеющих одинаковый уровень развития физических качеств и общей работоспособности, но обладающих различными типами адаптации к нагрузке, разная программа тренировки.

  В результате теоретического анализа было сформулировано определение, согласно которому индивидуальной нормой является величина нагрузки, обеспечивающая выраженное, направленное тренировочное воздействие, не превышающее индивидуальных показателей функциональной активности организма в заданном режиме интенсивности [25].

  По нашему мнению, из выше изложенного становится понятным, что существуют различные пути реализации дифференцированного подхода в тренировочном процессе юных спортсменов, а индивидуализация нагрузок просто необходима. Это позволит избежать множества проблем, связанных с переутомлением и перетренированностью спортсменов различного класса.

  Позволит оптимизировать величины индивидуальных тренировочных нагрузок, направленных на повышение экономичности, устойчивости и мощности функционирования организма.

  Подводя итоги, нам хочется отметить, что применение дифференцированного подхода в тренировочном процессе на этапе предварительной подготовки играет важную роль и при спортивном отборе.

  Так, по словам Бальсевича В. К., ныне существующий утилитарный, узкопрагматический подход к отбору спортивных талантов, как правило, игнорирует реальности генезиса спортивных способностей, ограничивается поиском лишь случайно состоявшихся одаренностей. Этот подход не обеспечивает выявления подавляющего большинства перспективных атлетов, поскольку в системе многолетней подготовки юных спортсменов не предусмотрен необходимый этап формирования спортивного таланта в ранние сенситивные периоды развития двигательной функции ребенка. Таким образом, в традиционной методологии отбора (а не выявления) спортивных талантов изначально заложена нравственно – этическая ущербность, исключающая для большинства детей реализацию их права на выявление своих спортивных способностей и определение собственного пути в освоении ценностей спортивной культуры [3].

  В связи со сложившимися стереотипами в практике спортивной тренировки и возникает необходимость применения новых прогрессивных подходов, отвечающих требованиям подготовки спортивных резервов.

  Анализируя обзор литературы по проблеме дифференцированного подхода в педагогической теории, а также теории и методике физического воспитания, мы сделали определенные выводы и, опираясь, на уже имеющиеся научные разработки выявили направления реализации дифференцированного подхода для собственного исследования.

  Основным фактором, целенаправленно изменяющим физическое состояние человека, является физическая нагрузка. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности занимающихся, опираясь на подбор адекватной по содержанию, объему и интенсивности нагрузки.

  В связи с тем, что при секционных занятиях приходится сталкиваться с разным уровнем физического развития и набором способностей, а именно неравномерностью развития физических качеств занимающихся, нам представляется логичным применение дифференцированного подхода в системе общей физической подготовки легкоатлетов первого года обучения.

  Выбор данного подхода основан исходя из следующих положений:

  • реализация дифференцированного подхода осуществляется на основе учета индивидуальных способностей занимающихся;
  • позволяет осуществлять всестороннее развитие физических качеств, а также отдельных свойств и способностей детей;
  • имеются различные варианты оптимизации нагрузок и отдыха в тренировочном процессе на различных этапах подготовки;
  • возможность и необходимость индивидуализировать физические нагрузки для занимающихся;
  • позволяет совершенствовать процессы управления развитием физических качеств;
  • способствует более глубокому изучению способностей на первоначальном этапе подготовки, и дальнейшему более достоверному выбору специализации в избранном виде спорта.

  Ссылаясь на уже имеющиеся научные разработки и рекомендации по применению дифференцированного подхода в физическом воспитании, представляется возможным изложить некий алгоритм использования данного подхода в подготовке спортсменов. Алгоритм предполагает включение следующих процедур:

  1. Сбор и анализ информации о занимающихся: морфофункциональная характеристика, индивидуально – типологические особенности, оценка физического состояния, выделение сильных и слабых сторон и др.
  2.  Определение общей направленности занятий (развитие двигательных качеств, повышение уровня физической активности, совершенствование техники движений и т.д.).
  3. Составление дифференцированных программ: подбор средств физической подготовки, индивидуализация тренировочных нагрузок, распределение материала во времени.
  4. Внедрение индивидуально–дифференцированных программ в тренировочный процесс.
  5. Оценка эффективности применения дифференцированного подхода в системе подготовки спортсменов.

  Таким образом, применение дифференцированного подхода в системе подготовки спортсменов позволит решить вопрос о том, какие качества и свойства спортсмена имеют первостепенное значение для индивидуализации тренировочных нагрузок и построения рационального тренировочного процесса.

 

Глава 2.  Методика и организация исследования.

 

  Для реализации задач нашего исследования, нами были использованы следующие методы:

  1. Ретроспективный анализ литературы.

  В процессе работы над данным исследованием было использовано 47 литературных источников различных областей знаний. Из них 8 научно - методических пособий, 19 статей, 10 пособий для институтов ВУЗов  и др.

2.  Педагогическое наблюдение.

3.  Анализ и систематизация.

4. Проектирование – метод, в основе которого лежит разработка моделей - проектов отдельных тренировочных занятий и их распределение во времени (в тренировочном процессе). Тренировочные занятия, по словам Г. Н. Германова, В. Г. Никитушкина (2006), следует определять, как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных) проявлений тренировочного эффекта, при четком создании воздействующих факторов – компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха).

  Для разработки моделей - проектов тренировочных занятий рекомендуется использовать технологию, основанную на целевом проектировании физической подготовки [13].

  Технология целевой физической подготовки – один из оптимальных методических подходов, основанный на ориентации двигательных заданий на специфику контрольного (зачетного) норматива [14].

  Непосредственная технология разработки моделей – проектов включает ряд последовательных шагов и их методическое обоснование.

  • Анализ содержания разделов образовательной программы.

          Уточняется ориентировочная направленность и содержательная составляющая средств тренировочных занятий.

  • Составление необходимого перечня средств, и более детальная разработка видов заданий.
  • Методика применения в отдельном тренировочном занятии средств, направленных на решение целевых задач.
  • Распределение тренировочных средств в циклах тренировочного процесса.
  • Рассматриваются варианты примерного распределения средств в тренировочном процессе по макро- мезо- и микроциклам.

 

  Организация исследования

 

  Организация исследования осуществлялась в пять этапов.

Первый этап (февраль-март 2013 г.)  посвящен анализу имеющихся научно –методических подходов, основанных на индивидуально – дифференцированных методиках подготовки спортсменов, также  анализу различных путей оптимизации тренировочных нагрузок.

  На втором этапе исследования (октябрь 2013 г.) осуществлялся анализ и систематизация учебно-тренировочных заданий, используемых занимающимися легкой атлетикой 1-2 года обучения.

  Третий этап (ноябрь 2013 г.) был связан непосредственно с разработкой дифференцированных программ по легкой атлетике, направленных на индивидуализацию тренировочных нагрузок для детей групп первоначальной подготовки.

  Заключительный этап настоящего исследования (декабрь 2013 г.) предполагал анализ всего материала исследования и оформление его.

 

Глава 3.  Результаты исследования и их обсуждение

 

  Результатами проводимого нами исследования являются дифференцированные программы по развитию физических качеств, основанные на индивидуализации тренировочных нагрузок. Разработка дифференцированных программ по развитию физических качеств занимающихся предполагает учет исходного уровня общей физической подготовленности детей 9-10 лет, занимающихся легкой атлетикой.

  Технология разработки дифференцированных программ, кроме выявления исходного уровня подготовленности занимающихся, предполагает ряд последовательных шагов: подбор средств, дозирование нагрузок, распределение во времени (проектирование). Рассмотрим подробно эти шаги с последовательным представлением полученных в ходе систематизации исходного материала исследования данных.

 

 

3. 1.  Подбор средств

 

Осуществлялся исходя из: легкоатлетической направленности, возрастных особенностей детей, разнообразия используемых средств.

Применение избранных средств подразумевается согласно дидактическим правилам: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от общей физической подготовки к специальной».

  Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений) [36].

Сила – фундамент и необходимый компонент всех физических качеств.

Физическая подготовка начинается именно с силовой подготовки по двум причинам:

1)     наличие определенного уровня развития силы, является обязательным условием результативного выполнения двигательного действия;

2)     сила лежит в основе проявления других физических качеств.

  Средствами силовой подготовки являются силовые упражнения. В зависимости от природы сопротивления они могут быть: отягощенные весом внешних предметов (штанга, набивные мячи, вес партнера и т.д.), различными тренажерными устройствами, и весом собственного тела.

  Сила человека проявляется в статических и динамических действиях. Выполняя упражнения с отягощениями в широком весовом диапазоне и с различной скоростью, можно воспитывать самые разнообразные силовые возможности.

  Упражнения силового характера способствуют также наращиванию мышечной массы, наиболее интенсивно с определенным весом отягощений.

  В тренировочном процессе легкоатлетов постоянно применяются упражнения для развития силы. Однако основное внимание уделяется для тех мышечных групп, работа которых наиболее важна при данном виде легкой атлетики.

Для развития умения проявлять значительную мышечную силу применяются методы больших и максимальных усилий.

  Для совершенствования нервно – мышечной координации в движениях, требующих большой силы, используют упражнения с переменной величиной усилий.

  Многоплановость силовых качеств дает возможность заниматься силовой подготовкой начиная с младшего школьного возраста.

  Одним из наиболее эффективных средств развития силовых качеств, для детей 9 – 10 лет, являются упражнения с использованием веса собственного тела.

В программу по воспитанию силы были включены упражнения, направленные на активизацию деятельности нервно – мышечного аппарата, на гармоничное развитие основных мышечных групп, с учетом легкоатлетической направленности.

  Разработанный комплекс силовых упражнений оказывает воздействие на мышцы верхних конечностей, мышцы туловища (брюшной пресс, мышцы спины) и мышцы нижних конечностей.

 

Перечень средств по воспитанию силы (С):

 

 

 

С 1. Броски баскетбольного мяча двумя руками из – за головы (вперед – вверх).

С 2. И. п. – о. с. в яме с песком, руки на пояс.

       Подскоки на носках, как можно выше.

Выполнять не останавливаясь. Темп быстрый.

С 3. И. п. – ноги врозь, руки на пояс.

       Приседания на обеих ногах, не отрывая пяток от пола, руки вперед.

Туловище держать прямо, стопы параллельны друг другу.   

С 4. И. п. – лежа на спине, ноги зафиксированы, руки за голову.

       Поднимание туловища до угла 90°.

Темп выполнения средний. Ноги не сгибать в коленях, локти разведены в стороны, руки не отрывать при подъеме туловища. 

С 5. И. п. -  лежа на животе, ноги зафиксированы, руки за голову.

       Поднимание туловища.

Выполнять с максимальной амплитудой, в среднем темпе.

С 6. И. п. – о. с.

       В приседе, касаясь руками пола, выпрыгивание с хлопком над головой.

Резкие выпрыгивания, как можно выше, выполнять сериями. 

С 7.  И. п. – вис спиной к гимнастической стенке, хватом сверху.

        Поднимание согнутых в коленях ног до угла 90°. 

С 8. Для мальчиков:

        И. п. – упор лежа.   

        Сгибание – разгибание рук.

Туловище прямое, сгибания до 90°, разгибания выполнять до прямых рук.

        Для девочек:

        И. п. – упор сзади на гимнастическую скамейку.

        Сгибание – разгибание рук. 

Руки разгибать полностью. Темп выполнения индивидуальный.

Время выполнения упражнений постепенно увеличивать.

С 9. И. п. – стоя боком к опоре (гимнастической стенке), держась рукой.

         Полный присед на одной, другую держать прямо, выносить вперед     

         («пистолетик»).

Держаться рукой за опору на уровне тазобедренного сустава.  

С 10.  Для мальчиков:

        Подтягивания из виса на перекладине, хватом сверху.

Подъем до уровня подбородка. Опускание на прямые руки. Исключать маховые движения ногами и раскачивание.

         Для девочек:

        Подтягивания из виса лежа, хватом сверху.

Соблюдать прямую линию «туловище – ноги».

 

  Гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой.

  Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий, при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела [36]. 

  Ссылаясь на многочисленные учебные пособия, применительно к отдельным суставам более точным будет термин «подвижность».

  Главный фактор, обуславливающий подвижность суставов, - анатомический.

Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращения и др.) [35].

  Особое внимание для детей школьного возраста важно уделять правильной осанке.

  Осанка – это привычное положение тела в покое (стоя, сидя) и при передвижении (ходьбе, беге).

  Гибкость в сочетании с силой при правильном воздействии на мышцы плечевого пояса, спины и живота – прекрасное средство, способствующее укреплению «мышечного корсета».

  Все упражнения на гибкость необходимо выполнять плавно, без резких движений, амплитуду увеличивать постепенно. При растягивании чувство боли в мышцах (связках) должно быть не резким, а постепенным и в меру нарастающим. Для достижения эластичности мышц, наиболее эффективно совмещать динамические и статические упражнения.

В разработанный комплекс вошли упражнения на подвижность в основных, более крупных суставах (плечевых, тазобедренных и позвоночный столб) и более мелких (коленный, голеностопный).

 

Перечень средств по воспитанию гибкости (Г):

 

 

 

Г 1. И. п. – стойка ноги врозь

       1 – 3 – наклоны вправо, левую руку вверх

       4 – и. п.

       5 – 7 – наклоны влево, правую руку вверх

       8 – и. п.

Г 2. И. п. – стойка ноги врозь

       1 – наклон с касанием пола кончиками пальцев

       2 -  коснуться пола кулачком

       3 – коснуться ладонью

       4 – и. п.

При выполнении ноги в коленных суставах не сгибать. В последствие фиксировать положение с касанием ладоней пола.

Г 3. И. п. – лежа на спине ноги вместе, руки вдоль туловища

       1 – поднимая прямые ноги согнуться – колени за голову – держать

       2 – и. п.

Г 4. И. п. – сед на полу, колени разведены в стороны, стопы вместе, притянуть руками к себе

       1 – 3 - пружинящие движения вниз - вверх, касаться пола внешней стороной голени

       4 – и. п.

В дальнейшем, медленно и постепенно нажимая (кистями или локтями) на ноги, коснуться плотно пола и держать.

Г 5. И. п. – сидя на полу ноги вместе.

 Наклоны вперед, касаясь грудью бедер.  По мере растянутости мышц, взявшись руками за носки, тянуть их на себя. Ноги не сгибать.

Г 6. И. п. – широко развести ноги вперед-назад, правая впереди, с опорой на руки

       1 – 3 – пружинящие движения вниз - вверх

       4 – смена ноги, левую вперед, с опорой на руки

       5 – 7 – пружинящие движения вниз - вверх

       8 – о. с.

Г 7. И. п. -  широко развести ноги в стороны, с опорой на руки

       1 – 3 - пружинящие движения вниз – вперед, вниз – назад

       4 – и. п.

Упражнения Г 6 и Г 7 выполнять в медленном темпе. Ноги в коленных суставах не сгибать. По мере растянутости мышц положение максимального разведения ног зафиксировать.

Г 8. И. п. – лежа на спине, руки вверх

       1 – принять положение «мост»

       2 – 3 – покачивания вперед – назад

       4 – и. п.

Расстояние между руками и ногами постепенно сокращать.

Г 9. И. п. – стоя спиной к гимнастической стенке.

       1 - переставлять руки по рейкам вниз до положения «мост»

       2 – подняться по рейкам в и. п.

При необходимости выполнять со страховкой. При положении «мост» руки не сгибать. Измерять расстояние от пяток до кончиков пальцев*.

 

  Ловкость – способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [36].

  Основу ловкости составляют координационные способности – сложный комплекс свойств, не имеющий единого критерия для оценки. Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени и включают: а) пространственную ориентировку; б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам; в) статическое и динамическое равновесие.

  Данные возрастной физиологии свидетельствуют, что к 7 – 10 годам организм ребенка готов для высокого их развития.

Улучшать координационные способности рекомендуется, используя:

1)          Выполнение (строго регламентированное варьирование) заданий, требующих умения изменять отдельные параметры движений, а также их связи и формы в точно обусловленных рамках. Задания по варьированию требуют умения точно регулировать свои движения и способствуют совершенствованию специфических ощущений, восприятий, координационных способностей [37].

  Значение приемов варьирования, к примеру: исходных положений, отдельных элементов и связок, заключается в том, что они уменьшают вероятность срывов.

2)          Не строго регламентированное варьирование. К заданиям такого типа относят: варьирование с использованием необычных условий естественной среды, инвентаря, оборудования или правил игры.

3)          Выбирая двигательные задания, направленные на развитие координационных способностей и повышение точности их двигательных действий, следует соблюдать определяющие критерии – новизна, необычность и зависящая от них координационная трудность [37].

  Непосредственная целевая установка для заданий на точность – это точное, координированное воспроизведение эталонных параметров направления движения или положения тела, амплитуды и др.

 

Перечень средств по воспитанию ловкости (Л):

 

 

Л 1. Прыжки с поворотом на 90°, 180°, 270°, 360° в обе стороны на точность; тоже с закрытыми глазами.  Выполнять по сигналу.

Л 2. Держать равновесие в положении «ласточка»; то же с закрытыми глазами.

Л 3. Прыжки через скакалку на одной ноге, по сигналу не останавливаясь, на другой. В дальнейшем увеличивать частоту смены ног, выполнять с закрытыми глазами.

Время выполнения постепенно увеличивать, темп быстрый.

Л 4. Из упора присев кувырок вперед в о. с.

Стараться держать равновесие.

Л 5. Переворот в сторону в стойку, руки в стороны.

Выполнять по прямой линии.

Л 6. Ходьба по перевернутой скамейке, высоко поднимая прямые ноги.

Выполнение упражнения ограничивать временем. Темп средний. Фиксировать количество срывов*.

Л 7. Бег в медленном темпе, по сигналу: повороты на 360°, принять положение упор присев, быстрое ускорение 10 – 15 м.

Л 8. С разбега (6 беговых шагов) прыжки вверх – вперед (в яму с песком) через планку.

Высоту планки постепенно увеличивать. Место отталкивания переносить дальше от планки (для программы развивающей направленности)*. При приземлении не оставлять руки за линией ног.

Л 9. Челночный бег 3 х 10 м., 4 х 10 м. с переносом кубиков за линию старта; 6 х 9 м., 5 х 9 м. – с учетом времени.

  Быстрота – способность человека выполнять максимальное количество движений в единицу времени.

  В процессе физического воспитания быстрота проявляется через совокупность скоростных способностей, включающих: а) быстроту двигательных реакций; б) скорость одиночного движения, не отягощенного внешним сопротивлением; в) частоту (темп) движений. Быстрота реакции может быть простой (ответ известным движением на известный сигнал) и сложной (реакция на движущийся объект или реакция выбора действия, зависящая от поведения противника).

  Применительно к легкой атлетике наиболее распространена быстрота простой двигательной реакции.

  Внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.) [36]. Особенно полезно для развития быстроты выполнять упражнения в целостном виде с определенным количеством повторений и, с такой частотой или скоростью перемещения, которая близка к установившемуся пределу, и еще быстрей в облегченных условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях [19].

  Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить то же задание, не снижая быстроты предшествующего упражнения.

  В программу по развитию быстроты были включены упражнения повышающие скорость бега, частоту движений и быстроту реакции.

 

Перечень средств по воспитанию быстроты (Б):

 

 

Б 1. Стоя на месте в положении высокого старта попеременная работа рук как при беге. Начать в среднем темпе, по сигналу – предельно часто.               

Б 2. В упоре на гимнастическую стенку поднимание бедра. 

Начать в среднем темпе, по сигналу выполнять с предельной частотой.

Б 3. Стоя на месте в положении высокого старта - высокое поднимание бедра в сочетании с работой рук. Начать в среднем темпе, по сигналу – с предельной частотой.

При выполнении упражнений Б 1, Б 2 и Б 3 следить за амплитудой и техникой работы рук и ног. Продолжительность частоты движений не более 8 сек.

Б 4. Прыжки через скакалку на двух ногах. Начать в среднем темпе до быстрого, по сигналу – частые прыжки.

Б 5. Бег прыжками с ноги на ногу. Высокое поднимание колена маховой ноги с полным выпрямлением толчковой. Выполнять на различных отрезках.

Б 6. Бег по 30 м. Максимально быстро или с учетом времени*.

Б 7. Бег понаклонной дорожке (1,5 – 2,5°) вниз – 20м., с выходом на горизонтальную ее часть - 15 м.

Б 8. Бег с ходу с ускорением до максимальной скорости – 20 м., с последующим переходом на свободный бег.

Б 9. Частый бег по лестнице вверх на каждую ступеньку. Начать и закончить по сигналу. Подсчитывать количество преодоленных ступеней*.

Б 10. Бег 60 м. Максимально быстро или с учетом времени*.

  Выносливость – способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [36].

Выносливость различают общую и специальную.

  Общая выносливость – способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы [3]. Иначе такую выносливость называют аэробной. Наилучшим средством ее развития является длительный бег с умеренной интенсивностью.

  Специальная выносливость характеризуется продолжительностью работы, которая определяется зависимостью степени утомления от содержания решения двигательной задачи. Специальная выносливость разнообразна в каждом из видов легкой атлетики.

  При развитии выносливости у детей младшего школьного возраста необходимо создавать условия для неуклонного повышения общей аэробной выносливости, что будет создавать благоприятные предпосылки для развития специальной выносливости, а также оказывать непосредственное влияние на функциональное состояние различных систем организма.

  Поскольку в разработанной нами программе по развитию выносливости, целевой задачей является бег 800 м. с учетом времени, были включены средства общей выносливости и специальной: скоростной и силовой выносливости.

  В практике физического воспитания в основном применяется косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления какой – либо достаточно длинной дистанции.

  Основанием для выбора дистанции именно 800 м. стал возраст занимающихся, т. к. рекомендованная длина дистанции для младших классов составляет 600 – 800 м. [36].

  В программу включены средства, развития общей и специальной выносливости.

 

 

Перечень средств по воспитанию выносливости (В):

 

В 1. Медленный бег. Бежать свободно, дышать ровно.

В 2. Прыжки с ноги на ногу.

В 3. Прыжки через скакалку на двух ногах.

В 4. Скачки на одной ноге с продвижением вперед и подтягиванием толчковой ноги вперед – вверх. Выполнять на каждой ноге.

В 5В 9 – бег на различные дистанции.

В 10. Бег 800 м. с учетом времени.

 

3. 2.  Дозирование нагрузок

 

  Физическая нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм занимающегося, а величина нагрузки – это мера воздействия этих упражнений.

Величина нагрузки характеризуется параметрами ее объема и интенсивности.

  Объем нагрузки – это общие размеры (емкость) воздействия физических упражнений на организм, их достаточность для прироста или поддержания двигательного качества. Определяется количеством выполненных упражнений (например, в мерах преодолеваемого расстояния, затраченного времени, поднятого веса, числа повторенийи др.) за определенное время.

  Интенсивность нагрузки – это напряженность ее воздействия на организм. Определяется мощностью выполняемых упражнений (скоростью бега, темпа выполнения, длительностью интервалов отдыха и его характером).

  Чем больше интенсивность, тем больше воздействие, направленное на скоростные и силовые качества; чем меньше интенсивность, тем больше нагрузка на выносливость.

  Важным компонентом нагрузки является ее направленность – указание, на что она действует – на двигательное качество, группу мышц или др.

  По рекомендациям Вайнбаума Я. С. при указании направленности нагрузок необходимо учитывать, что нагрузка может не только развивать качество, но и поддерживать его на достигнутом уровне, а так же иметь разминочно – восстановительный характер.

  Это вполне применимо и к нашему случаю. Так как с учетом исходного уровня занимающихся, по физическим качествам силе, быстроте и ловкости возникла необходимость разработки трех дифференцированных программ: развивающей, поддерживающей и разминочно – восстановительной направленности.

  При дозировании нагрузок учитывались основные положения: возраст занимающихся, исходный уровень их общей физической подготовленности.

    Для определения целевых задач по воспитанию качеств, мы ориентировались на состав тестов и нормативные требования, представленные в комплексных учебных программах для учащихся I - XI классов и контрольные тестирования для начинающих легкоатлетов [2, 19, 20, 28].

  Объем, интенсивность, а также продолжительность и характер отдыха определялись в зависимости от направленности программы, самого тренировочного задания, целевой задачи и руководствуясь научно обоснованными данными в теории и методике физического воспитания [12, 19, 24, 26, 36, 42].

  Поскольку дифференцированный подход к развитию физических качеств предполагает индивидуализацию тренировочных нагрузок, большую часть предлагаемых упражнений рекомендуется выполнять в течение заданного времени.

    Например: выполнять приседания в течение 30 сек. в среднем темпе. Или предложить занимающимся самим подобрать для себя оптимальный режим, с учетом последующих серий. В данном случае вес собственного тела занимающегося будет способствовать индивидуализации тренировочных нагрузок, и исключать возможное переутомление.

  По мнению ряда авторов, в частности, П. В. Игнатьев указывает на то, что количество повторений тренировочного задания и подходов должно возрастать от занятия к занятию, ссылаясь на следующие рекомендации:

-  3 подхода дают развивающий эффект;

-  2 подхода обеспечивают поддерживающий эффект;

-  1 подход - разминочный эффект.

На основе мнений специалистов тренировочные задания и система нагрузок были распределены во времени [9, 13, 14, 32].

 

3.3. Распределение во времени проектов программ по воспитанию физических качеств

 

 

  На наш взгляд, для детей только начинающих заниматься легкой атлетикой, наиболее приемлемым является проектирование тренировочных занятий в рамках годичного цикла. В связи с тем, что на этапе предварительной подготовки наибольшее внимание уделяется освоению техники движений и развитию необходимых физических качеств, годичный тренировочный цикл может строиться несколько иначе.

  Например: втягивающий мезоцикл может быть увеличен, компонент базового общеподготовительного периода может быть значительно выше относительно специальной подготовки, а соревновательный период может включать не более 1 – 2 стартов и др.

Подготовительный период

1. сила

2. гибкость

3. ловкость

4. быстрота

5. выносливость

Как основа для развития всех физических качеств.

Как наиболее развитое качество в группе.

Как качество, способствующее координации и точности движений.

Как одно из наиболее необходимых качеств в легкой атлетике.

Как одно из наиболее сложных и специальных

физических качеств в легкой атлетике.

  Мы предлагаем распределить программы по воспитанию физических качеств в годичном тренировочном цикле в следующем порядке:

 

  Программы построены на 10 тренировочных занятий, при этом последнее связано с выполнением контрольного тестирования. Исходя из предположений о 3-х разовых занятиях в неделю, рекомендуем уделять воздействию на каждое качество не менее 30 дней. Подробно эти планы представлены в приложении (таблицы 3.1-7).

  На наш взгляд, такое распределение во времени разработанных программ, включающих комплекс средств и систему нагрузок, может быть рекомендовано для использования в тренировочном процессе с группой предварительной подготовки.

 

 

 

 

Выводы

 

  1. Применение дифференцированного подхода в системе подготовки занимающихся легкой атлетикой в школьной секции предполагает глубокий анализ уровня физической подготовленности занимающихся и в соответствии с этим разработку дифференцированных программ по воздействию на физические качества, с целью индивидуализации тренировочных нагрузок.
  2. Для дифференцированного воздействия мы определили три уровня программ: развивающий, поддерживающий и разминочно – восстановительный. Таким образом, в нашем исследовании дифференцированный подход реализуется как при группировке занимающихся на основе учета индивидуальных особенностей, так и при определении индивидуально-группового тренировочного уровня по воздействию на физические качества.
  3. В целом, результаты исследования дают основания для следующих выводов. Применение дифференцированного подхода в процессе физического воспитания создает наиболее благоприятные условия для реализации индивидуальных способностей, позволяют различными путями достичь оптимизации нагрузок для занимающихся, что будет обеспечивать благоприятное протекание физиологических процессов в период адаптации к тренировочным нагрузкам.
  4. В перспективе для совершенствования процесса управления физической

Подготовкой легкоатлетов первого года обучения логичным будет применение дифференцированных программ на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алькова С. Ю. Реализация дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе субъектного опыта студентов. / Теория и практика физической культуры. 2003, № 4, с. 10-12.

2. Апокин В. В. Научно – технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста. / Теория и практика физической культуры. 2003, № 4, с. 49-51.

3. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки, и физического воспитания. / Теория и практика физической культуры. 1999, № 4, с. 21-26.

4.  Бальсевич В. К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема. / Вопросы философии. 1981, № 8, с. 78-89.

5. Блинков С. Н., Левушкин С. П. Методика реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников – подростков. /Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 1, с. 8-12.

6. Валик Б. В. Тренерам юных легкоатлетов. – М.: ФиС, 1974. – 208 с.

7. Виру А. А., Юримяэ Т. А., Смирнова Т. А.  Аэробные упражнения. – М.: ФиС, 1988. - 142 с.

8. Гальперин С. И. Физиологические особенности детей. – М.: Просвещение, 1965. – 242 с.

9. Германов Н. Г., Никитушкин В. Г. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР. / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006, № 2, с. 8-13.

10.  Годик М. А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. – М.:  ФиС, 1988. 192 с.

11.  Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 1970. –  184 с.

12. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1991. -  64 с.

13. Игнатьев П. В. Проектирование учебной работы по физической культуре        в школе: научно-методическое пособие. – Н.Новгород: НГЦ, 2006.

14. Игнатьев П. В. Целевой подход в физической подготовке школьников. / Спорт в школе. Издательский дом «Первое сентября». 2006, № 1, с. 41-47.

15. Кващук П. В. Пути исследования и реализации дифференцированного подхода в системе подготовки юных спортсменов. / Теория и практика физической культуры. 2003, № 10, с. 45-47.

16. Криволапчук И. А. Немедикаментозная профилактика и коррекция   последствий школьного стресса: возможности физических упражнений. /Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 1, с. 48-50.  

17. Латыпов И. К. Предварительная спортивная подготовка юных легкоатлетов в условиях школы. / Теория и практика физической культуры. 1998, № 1, с. 28-33.

18. Лёвушкин С. П., Сализмянов Р. Р., Головихин Е. В. Влияние мышечных нагрузок различной направленности на физическое состояние и острую заболеваемость школьников 7-10 лет. / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 4, с. 41-43.

19. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под общ. ред. Озолина Н. Г., Воронкина В. И., Примакова Ю. Н. – Изд. 4-е, доп., перераб. М.: ФиС, 1989. – 671 с.

20. Лях В. И., Кофман Л. Б., Мейксон Г. Б. Комплексная программа Физического воспитания учащихся I – XI классов. – М.: «Просвещение», 1996.

21. Манжелей И. В. Концептуальные основы дифференцированного физкультурного образования студентов системы среднего профессионального образования. / Теория и практика физической   культуры. 2001, № 3, с. 22-24.

22. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. М.: ФиС, 1977. – 271 с.

23. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.

24. Начальная подготовка юного спортсмена. / Под общ. ред. Филина В.П. и С. С. Грошенкова. – М.: ФиС, 1966. – 254 с.

25. Никитушкин В. Г., Кващук П. В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов. / Теория и практика физической культуры. 1998, № 10, с. 19-22.

26. Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников. / Под ред. Л. Е. Любомирского. Науч. – исслед.ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

27. Обухова Н. Б. Методика развития скоростно-силовых качеств у младших школьников 9-10 лет. / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 3, с. 38-40.

28.  Обухова Н. Б. Стандартная тренировочная программа скоростно- силовых качеств у детей 9-10 лет. / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2002, № 4, с. 33-34.

29. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под общ. ред.  Набатниковой М. Я. – М.: ФиС, 1982. – 236 с.

30. Педагогика: Учеб.  для ин-тов физ. культ./ Под ред. Белорусовой В. В. И Решетень И. Н. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ФиС, 1986. – 288 с.

31. Педагогическая энциклопедия. – М.: Педагогика, 1986. – с. 64.

32. Построение и содержание тренировочного процесса учащихся спортивных школ. Сборник научных трудов. / Под ред. Буевской И. П. - М.: 1990. – 132 с.

33. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Мельникова В. М. – М.: ФиС, 1987. – 367 с.

34. Сальников В. А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития. / Теория и практика физической культуры. 1997, № 4, с. 8-12.

35. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология человека. Общая. Спортивная Возрастная: Уч-к. Изд. 2-е, испр.и доп. – М.: Олимпия Пресс, 2005. –258 с.

36. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодков, В. С. Кузнецов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.

37. Тихомиров А. К. Развитие координационных способностей. / Физическая культура в школе. 2006, № 4, с. 29-31.

38.  Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990. – 192 с.

39. Ученые практикам. / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 4, с. 22.

40. Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980.  – 255 с.

41. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: ФиС, 1974. – 192 с.

42. Филин В. П. Проблемы совершенствования двигательных качеств детей школьного возраста в процессе спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1970. – 50 с.

43. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пособие для  ин-тов физ. культ. – М.: 1987. – 128 с.

44. Фомин Н. А. Тренировка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1965. – 138 с.

45. Чедов. К. Мониторинг физического состояния школьников, занимающихся по инновационной технологии «спортизированное физическое воспитание». / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 1, с. 10-15.

46. Чичикин В.Т. Контроль эффективности физического воспитания учащихся в образовательных учреждениях. – Н.Новгород: НГЦ,2001. – 132 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010