Автор:
Голова Екатерина Васильевна
Применение средств корригирующей гимнастики для формирования навыка правильной осанки на занятиях по физической культуре в школе
Голова Е.В.
Корригирующая гимнастика ‒ комплекс оздоровительных упражнений, направленных на коррекцию опорно-двигательного аппарата.
Позвоночник – основа костно-мышечной, мускульной и нервной систем. Даже малейшие нарушения в позвоночнике могут отрицательно сказаться на состоянии других частей тела. Прежде чем целенаправленно тренировать ослабленные мышцы, необходимо расслабить и растянуть укороченные мышцы – антагонисты. Упражнения для выработки навыка правильной осанки – один из главных моментов в начале тренировок.
На протяжении всего обучения в школе, учащихся необходимо знакомить с упражнениями, позволяющими контролировать свое физическое развитие и формировать у них осознанное отношение к тренировочному процессу.
2014-12-02
Журнал: Открытый педагогический форум-2014,
Направление: Гуманитарное , Модуль: Физическая культура в школе
Статья:
Применение средств корригирующей гимнастики для формирования навыка правильной осанки на занятиях по физической культуре в школе
ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет
Голова Е.В. № SC-4733
Корригирующая гимнастика ‒ комплекс оздоровительных упражнений, направленных на коррекцию опорно-двигательного аппарата, а также на улучшение деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем организма.
В результате проведенных исследований на занятиях по физической культуре со студентами в МГПУ, были выявлены и систематизированы средства корригирующей гимнастики, объединенные в три большие группы:
● базовые – специальные упражнения атлетической гимнастики (упражнения с отягощениями, упражнения на тренажерах, упражнения с собственным весом тела); специальные упражнения ритмопластической гимнастики(упражнения на гибкость, дыхательные упражнения, упражнения на пластику, упражнения с музыкальным сопровождением);
● нестандартные –упражнения постизометрической релаксации мышц,упражнения для снятия напряжения;
● специфические – упражнения с сопротивлением в парах,упражнения пассивной йоги,психо-гимнастика.
В результате исследования фактов, определяющих особенности методики формирования навыка правильной осанки, можно сказать что: образовательно-оздоровительный эффект состоял в развитии силовой выносливости мышц спины, живота и создании психолого-педагогических условий развития здоровья учащихся на основе их сознательной активности.
Общие задачи на занятиях решались путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих физической подготовленности учащихся. Применение базовых упражнений позволило укреплять мышечную систему организма, формировать навык правильной осанки, повышать адаптационные процессы за счет развития силовой выносливости, укреплять костно-связочный аппарат, улучшать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расширять функциональные возможности нервной системы.
Мышцы должны быть не только сильными, но и гармонично развитыми, способными длительно удерживать туловище в правильном положении, а также расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений. Позвоночник – основа костно-мышечной, мускульной и нервной систем. Даже малейшие нарушения в позвоночнике могут отрицательно сказаться на состоянии других частей тела.
Прежде чем целенаправленно тренировать ослабленные мышцы, необходимо расслабить и растянуть укороченные мышцы – антагонисты, укрепить организм и подготовить его к возрастающим нагрузкам. Именно перенапряженные мышцы отклоняют позвоночник от его нормального положения и противодействуют работе мышц, которые должны тянуть позвоночник в противоположную сторону.
Упражнения для выработки навыка правильной осанки – один из главных моментов в начале тренировок. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые мы хотим тренировать, на другие мышечные группы.
При сутулой спине уделять больше внимания укреплению мышц спины, плечевого пояса, растягиванию мышц груди, осторожно увеличивать подвижность грудного отдела позвоночника.
При кругло-вогнутой спине укреплять мышцы живота, спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса и растягивать мышцы груди, поясницы и передней поверхности бедер. Избегать укрепления мышц поясницы, для этого прижимать поясницу ближе к полу и выше поднимать ноги (лордоз при этом уменьшается).
При плоской спине укреплять мышцы плечевого пояса и ног. Избегать излишнего увеличения поясничного лордоза и излишней подвижности грудного отдела.
При плосковогнутой спине укреплять все группы мышц, кроме мышц поясницы (их надо растягивать). Особо укреплять мышцы задней поверхности бедер и брюшного пресса.
При асимметричной осанке надо осторожно выполнять упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника и обращать внимание на симметричное положение тела.
При подборе этих упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой. Так, при попытке укрепления мышц брюшного пресса с целью уменьшения поясничного лордоза и угла наклона таза часто используют подъем нижних конечностей из положения лежа на спине. Функцию сгибания конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берет на себя подвздошно-поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза.Другой пример: для укрепления ягодичных мышц с целью формирования разгибания в тазобедренных суставах и уменьшения угла наклона таза предлагают различные махи ногой назад. В норме при выполнении таких махов сначала включается задняя группа мышц бедра, затем ягодичные мышцы, и в последнюю очередь ‒ разгибатели поясничного отдела позвоночника. Но ослабленные и удлиненные ягодичные мышцы часто запаздывают и включаются позже разгибателей поясничного отдела позвоночника, либо вовсе не включаются. В результате такие занятия в обоих примерах ведут к увеличению дефекта осанки. Поэтому, подбирая упражнения для укрепления мышечных групп, имеющих тенденцию к гипотонии и увеличению длины, необходимо тщательно отслеживать порядок включения мышц, в двигательный акт. Эффективность применения базовых упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития «мышечного корсета» и профилактики дефектов осанки являются такие, при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны: лежа на спине, на животе, стоя на коленях.
Разработан комплекс «Основы правильного движения и пластики» с использованием упражнений:
‒ для мышц пресса;
‒ на расслабление и овладение мышечным ощущением, для формирования умения регулировать степень напряжения мышц при движениях в отдельных суставах, частях тела и всего тела: чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц; сочетание напряжения одних групп мышц с расслаблением других;
‒ упражнений в использовании движений расслабленных частей тела, созданных за счет энергичных движений других частей тела: маятникообразных движений расслабленными руками, ногами;
‒ пружинных движений, направленных на развитие эластичности мышц, а также для воспитания мягкости и плавности движений: упражнений на пружинность отдельных частей тела; целостных пружинных движений.
Лучшими подготовительными упражнениями для овладения пружинными движениями являются парные упражнения в сопротивлениях, в которых один соупражняющийся пытается согнуть или разогнуть сустав, а другой ему оказывает сопротивление.
Использование упражнений смешанного характера дает возможность увеличивать работоспособность. К данной группе упражнений были отнесены упражнения на гибкость, силу, ловкость различные по характеру и интенсивности. Варьирование темпа формировало скоростные качества, а выполнение упражнений без остановки тренировало выносливость.
Использование средств корригирующей гимнастики в обучении учащихся эффективно решает задачи оздоровительной тренировки:
‒ индивидуальное воздействие на организм занимающихся, путем подбора специальных упражнений;
‒ формирование «мышечного корсета» позвоночника;
‒ активизация общих и локальных обменных процессов;
‒ выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
‒ тренировка равновесия, улучшение координации движений;
‒ восстановление дыхательного стереотипа;
‒ нормализация эмоционального тонуса;
‒ обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях;
‒ снятие стрессов и психического напряжения.
Выбор режима занятий связан, помимо индивидуальных особенностей занимающихся, с конкретными параметрами самих упражнений: величиной отягощений, темпом, амплитудой, напряженностью действий, количеством повторений и паузами между сериями, общей продолжительностью работы.
На протяжении всего обучения в школе, учащихся необходимо знакомить с упражнениями, позволяющими контролировать свое физическое развитие, учить навыкам комфортного восприятия возрастающих нагрузок, технике расслабления и психотренинга в движении. Практический опыт убеждает, что в период обучения необходимо формировать осознанное отношение к тренировочному процессу.