Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Применение средств корригирующей гимнастики для формирования навыка правильной осанки на занятиях по физической культуре в школе

Автор:
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

Применение средств корригирующей гимнастики для формирования навыка правильной осанки на занятиях по физической культуре в школе

                                                                                                       Голова Е.В. 

                                                                                                        

         Корригирующая гимнастика ‒ комплекс оздоровительных упражнений, направленных на коррекцию опорно-двигательного аппарата.

       Позвоночник – основа костно-мышечной, мускульной и нервной систем. Даже малейшие нарушения в позвоночнике могут отрицательно сказаться на состоянии других частей тела. Прежде чем целенаправленно тренировать ослабленные мышцы, необходимо расслабить и растянуть укороченные мышцы – антагонисты. Упражнения для выработки навыка правильной осанки – один из  главных моментов в начале тренировок.

        На протяжении всего обучения в школе, учащихся необходимо знакомить с упражнениями,  позволяющими контролировать свое физическое развитие и формировать у них осознанное отношение к тренировочному процессу.

 

 

 

2014-12-02

 

Журнал: Открытый педагогический форум-2014,

Направление: Гуманитарное , Модуль: Физическая культура в школе

 

 

Статья:

Применение средств корригирующей гимнастики для формирования навыка правильной осанки на занятиях по физической культуре в школе

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                        

         Корригирующая гимнастика ‒ комплекс оздоровительных упражнений, направленных на коррекцию опорно-двигательного аппарата, а также на улучшение деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем организма.

         В результате проведенных исследований на занятиях по физической культуре со студентами в МГПУ, были выявлены и систематизированы средства корригирующей гимнастики, объединенные в три большие группы: 

         базовые – специальные  упражнения атлетической гимнастики (упражнения с отягощениями, упражнения на тренажерах, упражнения с собственным весом тела); специальные упражнения ритмопластической гимнастики(упражнения на гибкость, дыхательные  упражнения, упражнения на пластику, упражнения с музыкальным сопровождением);

        нестандартные –упражнения  постизометрической релаксации мышц,упражнения    для   снятия напряжения;

        специфические  –  упражнения с  сопротивлением  в парах,упражнения пассивной йоги,психо-гимнастика.

         В результате исследования фактов, определяющих особенности методики формирования навыка правильной осанки, можно сказать что: образовательно-оздоровительный эффект состоял в развитии силовой выносливости мышц спины, живота и создании психолого-педагогических условий развития здоровья учащихся на основе их сознательной активности.

         Общие задачи на занятиях решались путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений, соответствующих физической подготовленности учащихся. Применение базовых упражнений позволило укреплять мышечную систему организма, формировать навык правильной осанки, повышать адаптационные процессы за счет развития силовой выносливости, укреплять костно-связочный  аппарат, улучшать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расширять функциональные возможности нервной системы.

       Мышцы должны быть не только сильными, но и гармонично развитыми, способными длительно удерживать туловище в правильном положении, а также расслабляться и растягиваться при сокращении мышц-антагонистов во время движений. Позвоночник – основа костно-мышечной, мускульной и нервной систем. Даже малейшие нарушения в позвоночнике могут отрицательно сказаться на состоянии других частей тела.

        Прежде чем целенаправленно тренировать ослабленные мышцы, необходимо расслабить и растянуть укороченные мышцы – антагонисты, укрепить организм и подготовить его к возрастающим нагрузкам. Именно перенапряженные мышцы отклоняют позвоночник от его нормального положения  и противодействуют работе мышц, которые должны тянуть позвоночник в противоположную сторону.

     Упражнения для выработки навыка правильной осанки – один из  главных моментов в начале тренировок. Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые мы хотим тренировать, на другие мышечные группы.

          При сутулой спине уделять больше внимания укреплению мышц спины, плечевого пояса, растягиванию мышц груди, осторожно увеличивать подвижность грудного отдела позвоночника.

         При кругло-вогнутой спине укреплять мышцы живота, спины, задней поверхности бедер, плечевого пояса и растягивать мышцы груди, поясницы и передней поверхности бедер. Избегать укрепления мышц поясницы, для этого прижимать поясницу ближе к полу и выше поднимать ноги (лордоз при этом уменьшается).

         При плоской спине укреплять мышцы плечевого пояса и ног. Избегать излишнего увеличения поясничного лордоза и излишней подвижности грудного отдела.

         При плосковогнутой спине укреплять все группы мышц, кроме мышц поясницы (их надо растягивать). Особо укреплять мышцы задней поверхности бедер и брюшного пресса.

         При асимметричной осанке надо  осторожно выполнять упражнения, увеличивающие подвижность позвоночника и обращать внимание на симметричное положение тела.

         При подборе этих упражнений нужно иметь в виду тенденцию к замещению, когда более сильная мышца, участвующая в создании дефекта осанки, в ходе упражнения выполняет функцию более слабой. Так, при попытке укрепления мышц брюшного пресса с целью уменьшения поясничного лордоза и угла наклона таза часто используют подъем нижних конечностей из положения лежа на спине. Функцию сгибания конечностей вместо ослабленных мышц брюшного пресса берет на себя подвздошно-поясничная мышца, работа которой способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза.Другой пример: для укрепления ягодичных мышц с целью формирования разгибания в тазобедренных суставах и уменьшения угла наклона таза предлагают различные махи ногой назад. В норме при выполнении таких махов сначала включается задняя группа мышц бедра, затем ягодичные мышцы, и в последнюю очередь ‒ разгибатели поясничного отдела позвоночника. Но ослабленные и удлиненные ягодичные мышцы часто запаздывают и включаются позже разгибателей поясничного отдела позвоночника, либо вовсе не включаются. В результате такие занятия в обоих примерах ведут к увеличению дефекта осанки. Поэтому, подбирая упражнения для укрепления мышечных групп, имеющих тенденцию к гипотонии и увеличению длины, необходимо тщательно отслеживать порядок включения мышц,  в двигательный акт. Эффективность применения базовых упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее эффективными для развития «мышечного корсета» и профилактики дефектов осанки являются такие,  при которых нагрузка на позвоночник по оси и влияние угла наклона таза на тонус мышц минимальны: лежа на спине, на животе, стоя на коленях.

          Разработан комплекс «Основы правильного движения и пластики» с использованием упражнений:

         ‒  для мышц пресса;

         ‒ на расслабление и овладение мышечным ощущением, для формирования умения регулировать степень напряжения мышц при движениях в отдельных суставах, частях тела и всего тела: чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц; сочетание напряжения одних групп мышц с расслаблением других;

         ‒ упражнений  в использовании движений расслабленных частей тела, созданных за счет энергичных движений других частей  тела: маятникообразных движений расслабленными руками, ногами;

          ‒  пружинных движений, направленных на развитие эластичности мышц, а также для воспитания мягкости и плавности движений: упражнений на пружинность отдельных частей тела; целостных пружинных движений.

          Лучшими подготовительными упражнениями для овладения пружинными движениями являются парные упражнения в сопротивлениях, в которых один соупражняющийся пытается согнуть или разогнуть сустав, а другой ему оказывает сопротивление.

         Использование упражнений смешанного характера дает возможность увеличивать работоспособность. К данной группе упражнений были отнесены упражнения на гибкость, силу, ловкость различные по характеру и интенсивности.  Варьирование темпа формировало скоростные качества, а выполнение упражнений без остановки тре­нировало выносливость.

         Использование средств корригирующей гимнастики в обучении учащихся эффективно решает задачи оздоровительной тренировки:

          ‒  индивидуальное воздействие  на   организм занимающихся, путем    подбора специальных упражнений;

         ‒   формирование «мышечного корсета» позвоночника;
         ‒   активизация общих и локальных обменных процессов; 
         ‒   выработка силовой и общей выносливости мышц туловища; 
         ‒   тренировка равновесия, улучшение координации движений;  
         ‒   восстановление  дыхательного  стереотипа; 
         ‒   нормализация  эмоционального   тонуса;
         ‒ обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях; 

         ‒  снятие стрессов и психического напряжения.

         Выбор режима занятий связан, помимо индивидуальных особенностей занимающихся, с конкретными параметрами самих упражнений: величиной отягощений, темпом, амплитудой, напряженностью действий, количеством повторений и паузами между сериями, общей продолжительностью работы.

          На протяжении всего обучения в школе, учащихся необходимо знакомить с упражнениями,  позволяющими контролировать свое физическое развитие, учить навыкам комфортного восприятия возрастающих нагрузок, технике расслабления и психотренинга в движении. Практический опыт убеждает, что в период обучения необходимо формировать осознанное отношение к тренировочному процессу.

         

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010