Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Урок по физической культуре «Путешествие по Донскому краю»

Автор:
Колмакова Людмила Евгеньевна

Аннотация:

Аннотация

 

Нестандартный урок по физической культуре «Путешествие по Донскому краю»

Колмакова Людмила Евгеньевна, учитель физической культуры, ОГСКОУ СКОШ №1, г. Черемхово

Урок физической культуры проведен в 3 классе в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель: Формирование у обучающихся творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе ознакомления детей с традициями русской национальной культуры. Нестандартные уроки физической культуры в начальной школе позволяют повысить у обучающихся интерес к занятиям физической культурой и спортом и стремление к здоровому образу жизни.

 

Статья:

Тема урока: «Путешествие по Донскому краю»

Цель: Формирование у обучающихся творческого подхода в разрешении игровых ситуаций, развитие воображения, эмоционально-игровой отзывчивости в процессе ознакомления детей с традициями русской национальной культуры.

Задачи:

  1. Разучить игры и эстафеты, направленные на развитие физических способностей детей с учётом их индивидуальных особенностей, обучить учащихся самостоятельному выполнению комплексов упражнений по карточкам.
  2. Корригировать двигательную сферу на основе операций с общей и мелкой мускулатурой.
  3. Развивать «экологический» взгляд на мир.
  4. Воспитывать доброжелательность и создать условия для реализации способности детей выражать свои чувства в игре.
  5. Повышать мотивацию здорового образа жизни, закладывать стремление к физическому развитию организма, занятиям спортом.

Форма проведения: урок-путешествие.

Методы и приёмы проведения: групповой, игровой, взаимодействия в группе, ролевая игра.

Инвентарь: карта Ростовской области, гимнастические скамейки,  магнитофон, кубики (красный, желтый и зеленый), коврики, шапки-подсолнухи, большие гимнастические мячи с ручкой, фишки и кубики, обручи, баскетбольная сетка (невод), малые мячи.

 

Вводная  часть

Под музыку учащиеся входят в спортивный зал и, пройдя за учителем «змейкой», располагаются возле стенда, на котором размещена карта  Ростовской области.

Учитель: «Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по Донскому краю. Он находится на юге России, на одной из крупнейших равнин земного шара – Восточно-Европейской. Столицей Донского края, в старину называемого Донщиной, является город Ростов-на-Дону, расположенный на высоком берегу реки Дон. А река Дон впадает в Азовское море. Ростов-на-Дону – это административный, культурный и исторический центр края, порт пяти морей.

Донской край щедрый и солнечный, в нем живут гостеприимные люди. И я предлагаю вам совершить путешествие по Донскому краю, познакомиться поближе с его природными особенностями, обычаями и традициями коренных жителей, которых называют казаками. Ну как, путешественники, готовы? Тогда в путь! Мы выходим на улицы города, а на улицах большое движение, много автомашин, и перейти через дорогу нам поможет светофор.

Задание: Проводится игра «Светофор». Учитель читает стихотворение С.Михалкова, недостающие слова дети подсказывают хором и выполняют соответствующие тексту движения.

Учитель:«Если свет зажегся красный,

                          Значит, двигаться…(опасно)». (Дети стоят неподвижно)

                          «Свет зеленый говорит:

                           Проходите, путь…(открыт)». (Маршируют на месте)

                          «Желтый свет…(предупрежденье) (Хлопают в ладоши),

                           Жди сигнала для движенья».

Если учитель показал красный кубик, дети стоят неподвижно, зеленый – маршируют на месте, желтый – хлопают в ладоши. Сигналы меняются неожиданно. Тот, кто перепутал сигналы, делает шаг вперед из шеренги и продолжает игру.

Учитель: «Мы идем по улицам города. Расправьте плечи, спина прямая. Покажите всем, что вы не дети из детского сада, а уже ученики 3 класса. Теперь мы в лесу! Вокруг тишина… В берлоге спит медведь. (Ходьба на носках, руки на пояс). Ой, мы зашли в болото!» (Ходьба на пятках, руки за голову).

Учитель: «Взгляните! Перед нами вход в пещеру! Чтобы не потерять никого из виду, мы будем держать друг друга за плечи, присядем на корточки, так как проход через пещеру очень узкий и низкий». (Вслед за учителем дети, придерживая руками, друг друга за плечи, выполняют ходьбу в приседе).

Учитель: «Вот мы и вышли из пещеры. Теперь нам нужно вместе сбежать с горы вниз. Тот, кто расцепит руки в колонне, выходит на поляну и выполняет любое упражнение для развития силы рук».

Задание: Дети становятся вслед за учителем друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. По сигналу колонна пускается в путь, совершая волнообразные перемещения («гусеница»). Учащиеся стараются отслеживать и выполнять соответствующие движения. По условиям игры участник, расцепивший руки на поясе партнера, выполняет задание учителя.

Учитель:«А теперь ребята нам нужно немного поторопиться» (обычный бег с переходом на ходьбу).

Учитель: «Трудный был переход. Давайте сделаем привал. А чтобы не было скучно, поиграем вот в такую игру».

Задание: Учащиеся принимают положение, лежа на животе по кругу головой к центру. Учитель касается любого лежащего игрока, тот встаёт и  обегает всех по кругу. В это время учащиеся принимают положение в упоре лежа и задерживают дыхание до возвращения игрока на своё  место. Выдох должен происходить плавно, без толчков.

Учитель: «Ребята, мы находимся на зелёном лугу. А луговой воздух богат эфирными маслами душистых растений, которые благотворно влияют на органы дыхания, укрепляя организм».

Задание: Сделав медленный полный вдох, надо задержать дыхание, а затем очень короткими и сильными толчками полностью выдохнуть воздух через сложенные трубочкой губы, не надувая при этом щеки. Снова медленный вдох, задержка – и выдох резкими толчками. Ритмично повторяют такие вдохи и выдохи несколько раз.

 

Основная часть

Учитель: «А сейчас я проведу вас по незнакомой тропинке».

Задание: Ходьба по двум гимнастическим скамейкам, расположенным под острым углом друг к другу.

Учитель: «Тропинка вывела нас на поляну, где растут …  Отгадайте загадку, что же растет на поляне?

В огороде у дорожки

Стоит  солнышко на ножке,

Только жёлтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух)

Учитель: «Правильно, подсолнух! Наш путь лежит через поле этих нежных и замечательных растений. А что делают из подсолнухов?»  (ответы детей.)

Учитель: «Итак, наш путь лежит через поле этих удивительных степных растений. В народе их называют  «солнышками». Потому что они всегда поворачивают свои головки вслед солнцу».

Дети надевают на голову «подсолнухи».

Учитель: «Вы мои помощники, мои солнышки, потанцуем же сейчас мы – «Подсолнушки!».

Задание: Выполнение гимнастических упражнений в танцевальном стиле. (После выполнения упражнений дети снимают с головы « подсолнухи».)

Учитель: «Вот мы и пришли в старинную казачью станицу. Ребята, а что такое станица? (Ответы детей.)

У каждой станицы свой характер, свои обычаи, свои игры. Многие из таких народных игр сохранились и дошли из далекого прошлого до нас, людей, живущих в 21 веке. И мы играем в них с большим удовольствием.

Донские казаки – лихие наездники, так как верховой езде казачат обучали сызмальства. Первый раз на коня отец сажал сына, когда ему исполнялось три года. Ну, а как вы сумеете удержаться в седле, сейчас проверим».

Задание: Упражнения на больших гимнастических мячах с ручкой. (Выполняют по карточкам).

  1. «Правильная осанка». И.п. – сидя на мяче, стопы поставить на пол, руки на бёдрах, спина прямая. Сохранять правильную осанку, голову не опускать (15 сек). Затем выполнить наклоны головы вправо (влево) (6 раз).
  2. «Хлопки под ногами». И.п. – сидя на мяче, ноги расставить шире плеч, руки опустить. Выполнение лёгких прыжков, поднимая ноги поочерёдно и делая под ними хлопки (8-10 раз).
  3. «Повороты». И.п. – сидя на мяче, руки на бёдрах; 1-4- поворот туловища вправо (влево), правую (левую) руку вверх за голову; 5 – и.п. (5раз).
  4. «Отдых». И.п. – стоя на коленях. Лечь на мяч грудью, мышцы живота не напряжены, подбородок лежит на скрещенных перед собой (на мяче) руках. Покачиваясь на мяче, удерживая равновесие, расслабиться (6-8 раз).

Учитель: «А сейчас проведем состязания наездников».

Задание: Игровой конкурс «Наездники».

На расстоянии 10 м от линии старта стоят шесть фишек. В первом « забеге» участвуют шесть учащихся. Каждый из них занимает место у линии старта напротив отметки. По команде «Марш!» дети скачут на «попрыгунчиках» (большие гимнастические мячи с ручкой) прямо до отметки и обратно к финишу. Учащиеся, закончившие забег в первой тройке, становятся  победителями.

Аналогично проводится и второй забег, в результате которого определяется вторая тройка победителей, и т.д.

Учитель: «Итак, закончились состязания. И я с полной уверенностью могу сказать, что вы хорошие наездники. Можно отвести в загон своих скакунов. А дальше мы пойдем пешком. Хорошо, что у нас есть с собой карта. С ней не пропадешь. Наш путь лежит к Азовскому морю через « поле здоровья» (игровое поле с фишками и кубиками), которое поможет вам стать здоровыми и физически крепкими. А что – бы добраться до конечного пункта, вам придется потрудиться.     У каждого упражнения свой номер, он соответствует номеру напольной игры. На какой цифре остановится ваша фишка, тот номер упражнения вы выполняете и данное количество раз.

Учитель: «Вот мы и добрались до Азовского моря. Давайте сделаем привал вот здесь. На берегу, и приготовим донскую уху. Но для этого необходимо поймать рыбу. Я предлагаю вам сделать это вместе со мной».

Задание: Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

На площадке стоят две гимнастические скамейки. «Рыбки» - дети, взявшись за руки, образуют круг. Ведущий и три «рыбака» с неводом стоят в центре круга.

«Что вы вяжете?» - спрашивают рыбки. «Невод», - отвечают рыбаки. «Что вы будете ловить?» - спрашивают рыбки. «Рыбу - отвечают рыбаки и уточняют: - карася!» «Ловите» - говорят рыбки и разбегаются по залу.

Рыбаки стараются поймать хотя бы одну рыбку. Рыбки подбегают к скамейке, пролезают под ней и оказываются в безопасном месте. (Рыбка считается пойманной, если на неё набросили невод.) Игру повторяют 3-4 раза.

Учитель: «Наших рыбок мы отпустим, пусть плавают и растут, а из настоящей рыбы можно и уху приготовить. Да, но только из одной рыбы уху не сваришь. Что нужно ещё положить в котелок, чтобы получилась настоящая уха?» (Дети перечисляют.)

Учитель: «Ребята! А теперь вас ждёт медовый десерт. Донской мёд – ценнейший клад природы. Собирают его трудолюбивые пчёлы. Представьте себя в роли этих насекомых».

Задание: Игра «Пчёлки».

Играющие идут по внешней стороне круга из гимнастических обручей, проговаривая:

     Только солнышко проснётся –

     Пчёлка кружит, пчёлка вьётся

     Над цветами, над рекой,

     Над травою луговой.

     Сладкий сок домой несёт,

     Чтобы сделать свежий мёд.

Во время произнесения текста дети имитируют движения пчелы так, как они себе их представляют. С последним словом дети стараются занять любой «домик» - обруч. Пчёлка, оставшаяся без домика, обходит обруч и, выбрав какого-либо игрока, обращается к нему со словами: «Не в свой дом влетел, дружок. Это мой теремок». После этих слов хозяин выбегает из домика и бежит по внешней стороне круга из обручей в одну сторону, пчёлка – в противоположную. Тот, кто первым обежит круг, занимает домик и остаётся в нём. Игру проводят 3-4 раза.

 

Заключительная часть

Учитель: «Наше путешествие подошло к концу. Давайте остановимся на зелёном лугу, немного отдохнём и с удовольствием послушаем голоса природы. Я вам предлагаю лечь на коврики».

Построение. Подведение итогов урока.

Учитель: «Вот и подошло к концу наше путешествие. Все вы показали себя ловкими, находчивыми, а главное – дружными и трудолюбивыми. Я хочу, чтобы у вас остались самые тёплые воспоминания о проведённом занятии, и в память о нём решила подарить вам забавного друга (раздаёт детям малые мячи), с которыми не бывает скучно в любом путешествии».

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010