Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры для профилактики нарушений осанки

Автор:
Голова Екатерина Васильевна

Аннотация:

Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры для профилактики нарушений осанки

 

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                        

          Возрастное развитие, совершенствование моторики и функциональные особенности организма учащихся требуют самого пристального внимания и системного изучения.

          Восстановить осанку у студентов вуза, нарушенную в школе,  зачастую невозможно, но помочь в профилактике ее нарушений  можно. Успешное осуществление всестороннего физического воспитания студентов  во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки в период обучения в общеобразовательной школе. Для этого необходимо в каждое программное занятие в школе ввести упражнения общей коррекции тренирующего характера. Применение специальных упражнений дает возможность укреплять мышечную систему организма, формировать навык правильной осанки, повышать адаптационные процессы. Главное ‒ предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для улучшения физической подготовленности занимающихся. В решении данной задачи одну из ведущих ролей может сыграть корригирующая гимнастика.

Статья:

Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры для профилактики нарушений осанки

ГБОУ ВПО Московский государственный педагогический университет

                                                                                                       Голова Е.В. № SC-4733

                                                                                                        

           Укрепление здоровья и гармоничное развитие учащихся ‒ одна из задач  физического воспитания. За последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями функции сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и других систем организма. Такие школьники и студенты, иногда неоправданно освобождаются, от уроков физкультуры  или определяются в специальную, облегченную медицинскую группу, в то время, как они более других нуждаются в специальных, но систематических занятиях физическими упражнениями. Актуальное значение приобретает профилактика и поддержание здоровья в целом.

          Мышечная, нервная слабость, малокровие, искривление позвоночника часто встречаются у школьников из-за отсутствия правильного физического воспитания. Из-за нарушения функции опорно-двигательного аппарата (неправильная осанка,  наличие деформации позвоночника) снижается вентиляция лёгких, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, что ведёт к недостаточному снабжению организма, в том числе головного мозга, кислородом. Вот почему учащиеся с искривлением позвоночника хуже учатся, быстрее устают, страдают от головных болей, раздражительны.

         Возрастное развитие, совершенствование моторики и функциональные особенности организма учащихся требуют самого пристального внимания и системного изучения.

          Восстановить осанку у студентов вуза, нарушенную в школе,  зачастую невозможно, но помочь в профилактике ее нарушений  можно. Для этого необходимо в каждое программное занятие в школе ввести упражнения общей коррекции тренирующего характера. Применение специальных упражнений дает возможность укреплять мышечную систему организма, формировать навык правильной осанки, повышать адаптационные процессы за счет развития силовой выносливости, укреплять костно-связочный  аппарат,улучшать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расширять функциональные возможности нервной системы.

        На занятиях  по физической культуре в школе требуется поиск новых форм, средств, методов работы с учащимися. Главное ‒ предусмотреть строго индивидуальный подход в выборе способов и методов воздействия для улучшения физической подготовленности занимающихся. В решении данной задачи одну из ведущих ролей может сыграть корригирующая гимнастика.

          Корригирующая гимнастика ‒ комплекс оздоровительных упражнений, направленных на коррекцию опорно-двигательного аппарата, а также на улучшение деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма. Применение упражнений корригирующей гимнастики на занятиях физической культуры необходимо для создания «мышечного корсета» позвоночника, формирования оздоровительной двигательной культуры учащихся.

          Для эффективности упражнений требуется наилучшая методическая обеспеченность. Она предполагает:

          ‒ четкую предназначенность каждого упражнения;

          ‒ индивидуальную адресацию;

          ‒ оптимальное,  для выполнения данного упражнения,  состояние занимающегося;

          ‒ исходную  обусловленность количественных характеристик упражнения (дозировки по разным параметрам);

          ‒ рациональное соотношение доступности и трудности заданий;

          ‒ внимательный и четкий контроль за воздействием упражнения на занимающегося;

          ‒ внесение корректив  в содержание упражнения;

          ‒ формирование и сохранение мотивации, обеспечивающей высокую активность занимающегося.

         Использование упражнений корригирующей гимнастики в обучении школьников будет способствовать:

         ‒ активизации общих и локальных обменных процессов;

         ‒ формированию «мышечного корсета» позвоночника;

         ‒ выработке силовой и общей выносливости мышц туловища;

         ‒ тренировке равновесия, улучшению координации движений; 

         ‒ восстановлению  дыхательного  стереотипа;

         ‒ нормализации  эмоционального   тонуса;

         ‒ обучению зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях.

         Рациональная организация физического воспитания школьников создает условия для качественного формирования и функционирования мышечной системы детей. Процесс тренировки, начатый в начальной школе должен быть непрерывным, что обеспечит повышение уровня физической работоспособности, а значит, и состояния здоровья учащихся 11 классов.

         

         Ослабленная мускулатура туловища является фактором риска, возникновения различных видов нарушений осанки. В обеспечении устойчивости туловища значительную роль играют мышцы спины и брюшные мышцы. Через мышечную систему можно эффективно воздействовать на структуры и функцию позвоночника. Развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса приобретает важное значение и является одной из значимых задач учебно – тренировочного процесса в школе и в вузе.

          Для проведения педагогических наблюдений (с октября 2010 г. по октябрь 2012г) на занятиях по физической культуре со студентами первого курса МГПУ, был составлен комплекс педагогических контрольных тестов, который позволил оценить уровень развития силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса учащихся.

Наимено - вание показателя

 

Описание теста

Время

выполнения

 

Мышцы спины

 Исх.п. ‒ лечь на край мата так, чтобы верхняя часть

 туловища, до подвздошных гребней, находилась на

 весу, руки на поясе; ассистент удерживает ноги.

Сохранять положение максимально-возможное

время.

 

2-2,5 минуты

Прямая мышца живота

Исх.п. ‒ лежа на спине с вытянутыми вдоль туловища

руками, ноги согнуть в коленных и тазобедренных

суставах, затем выпрямить их под углом 45°.  

Сохранять положение максимально-возможное

время.

 

2-2,5 минуты

Косые

мышцы живота

Исх.п. ‒ лечь на бок, на край мата так, чтобы верхняя

часть туловища до подвздошных гребней находилась

 на весу, руки на поясе, ассистент удерживает ноги.  Сохранять положение максимально-возможное время.

 

 

2-2,5 минуты

Динами-ческая силовая вынос -

ливость мышц живота

Исх.п. ‒ лежа на спине, ноги согнуты в коленях, поднимать туловища в положение сед. При нормальном развитии брюшного пресса  это упражнение выполняют в возрасте 16-17 лет – 25‒30 раз.

 

40 секунд

         Общее количество обследуемых составило 210 человек и получены следующие результаты:

          ‒ статическая силовая выносливость мышц спины у 84% учащихся не

соответствует нормативным требованиям;

          ‒ статическая силовая выносливость прямой мышцы живота у 81% не

соответствует нормативным требованиям;

         ‒ статическая силовая выносливость косых мышц живота у 94% тестируемых

не соответствует нормативным требованиям, при этом наблюдается разница между левой и правой стороной;

         ‒ динамическая силовая выносливость мышц живота: у 78% студентов  наблюдается отклонение от нормы.

          На основании результатов тестирования мышц туловища учитель сможет составить комплекс упражнений специфической направленности, воздействующий не только на силовую выносливость мышц, но и развивающий основные физические качества тренирующихся: выносливость, гибкость, быстроту и т.д.

         Своевременное тестирование силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса будет способствовать: 

         ‒  индивидуальному воздействию  на   организм занимающихся, путем    подбора специальных упражнений;

        ‒ укреплению мышц спины и брюшного пресса, что важно для сохранения анатомического положения внутренних органов;

         ‒ формированию правильной осанки и создаст  условия для улучшения физической подготовленности.

         Успешное осуществление всестороннего физического воспитания студентов  во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки в период обучения в общеобразовательной школе.

 

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010