Открытый педагогический форум

Воспитание

Гуманитарное

Естественно-математическое

Дошкольное и начальное школьное образование

Коррекционная педагогика

О журнале, Редакция, Архив

Велосипед – не только средство передвижения.

Автор:
Антуфьев Дмитрий Анатольевич

Аннотация:

Велосипед – не только средство передвижения

Антуфьев Дмитрий Анатольевич, учитель, КОУ ОО «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VІІІ вида»

 

Первый в мире велосипед – его называли самокатом – появился в России. Езда на велосипеде – один из наиболее эмоциональных видов циклических упражнений. Ощущение скорости, постоянно меняющаяся обстановка благоприятно влияют на нервную систему, создают отличное настроение. Езда на велосипеде укрепляет и развивает мышцы и лёгкие, укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает равновесие, координацию движений, помогает воспитывать смелость, решительность. Дети получают опыт самоорганизации и элементы самостоятельной занятости и самоконтроля. Используя велосипед можно провести с детьми целый ряд несложных, но увлекательных подвижных игр, а также мероприятий с соревновательной направленностью.

Статья:

                             Велосипед – не только средство передвижения.

       

 

            В начале немного исторических фактов. «Велокс» - быстрый, «педис» - нога. Из этих двух латинских слов состоит хорошо знакомое всем слово «велосипед». И в самом деле, вращая ногами педали, можно очень быстро ехать на стальном коне.

             Первый в мире велосипед – его называли самокатом – появился в России. Его изобрёл крепостной Ефим Артамонов. В одной старинной записи говорится: «Холоп Ефимко, сын Артамонова, розгами бит за то, что в день Ильи Пророка года 1800-го ездил на диковинном самокате по улицам горда Екатеринбурга и пугал всех встречных лошадей, которые на дыбы становились, и на заборы кидались, и увечья пешеходам чинили немалые».

              Копия первого в мире двухколёсного велосипеда хранится в Нижне-Тагильском краеведческом музее. Это тяжёлая железная машина с огромным передним и небольшим задним колесом.

             Первые велосипеды, появившиеся много лет спустя в Европе, были таким же неуклюжими и громоздкими. Их называли «костотрясами» и «пауками».

             Не успел велосипед появится, как его приспособили для соревнований. В 1869 году на «костотрясах» были устроены гонки на 120 км по маршруту Париж – Руан. Слово «гонки» вряд ли подходит к тому, что увидели французы. Газеты тогда писали, что смельчак, которой вздумает сесть на «костотряс», должен обладать силой слона и ловкостью обезьяны. Победители первых гонок двигались не намного быстрее пешехода.

             Первые велосипедисты испытывали большие муки, когда им приходилось ехать по неровной дороге: колёса их машин не были заключены в резиновые шины, смягчающие удары и толчки. Приходилось мириться с неизбежной тряской.

             Один только человек не захотел мириться с неудобствами велосипедной езды. Это был сынишка шотландского ветеринарного врача Денлопа. Отец задумался, как сделать езду своего сына на велосипеде более комфортной. Догадка осенила Денлопа. Он взял резиновый шланг, которым садовник поливал клумбу, надел его на обод колеса, а затем наполнил водой. Получилось как будто неплохо – велосипед меньше трясло, и ездить на нём стало приятнее, но велосипед стал тяжелее.

             Потом попробовали делать шины из сплошной резины. Но от этого велосипед не стал легче. Тогда кто-то предложил наполнить шланг не водой, а воздухом. Ведь воздух гораздо легче воды! Так и сделали. Вес велосипеда сразу же уменьшился.

             Сегодня существует много разных велосипедов. На одних удобно ездить на работу, перевозить грузы, на других хорошо совершать прогулки. Для спортсменов выпускают особые, быстроходные, велосипеды, на которых они участвуют в гонках по шоссе или бетонному овалу трека. Спортивный велосипед отличается от обычного и специальными шинами, и количеством звёздочек, и формой руля. Для малышей также выпускаются особые велосипеды – трёхколёсные и небольшие двухколёсные, а когда ребята подрастают, - к их услугам стандартные велосипеды. Для школьников выпускаются машины, по конструкции почти не отличающиеся от велосипедов для взрослых, но только уменьшенного размера.

             Езда на велосипеде – один из наиболее эмоциональных видов циклических упражнений. Кататься на велосипеде – это удовольствие. Ощущение скорости, постоянно меняющаяся обстановка благоприятно влияют на нервную систему, создают отличное настроение. Ритмичное педалирование почти полностью исключает вероятность травмирования мышц, связок и костей ног, так как нет резких движений и динамических нагрузок. Поэтому велосипед не имеет никаких возрастных пределов. Однако он противопоказан при нарушениях осанки и венозного кровотока (варикозное расширение вен).

             Езда на велосипеде и велосипедный спорт не включены в учебную программу предмета «Физическая культура», но разве от этого уменьшается тяга и любовь детей к велосипедным прогулкам? Когда ветер в лицо, ощущение скорости, сливающаяся в сплошную полосу окружающая действительность, лента дороги  или впереди маячащаяся даль, будоражат, манят, веселят и радуют ребёнка ловко едущего на велосипеде и создают особый эмоциональный подъём! Здесь сразу же становится понятно значение  и наличие велосипеда для каждого школьника. Близость к природе, ощущение скорости, постоянно меняющаяся обстановка создают отличное настроение и благоприятно сказывается на нервной системе.

             Очень важно создать условия для занятий физической культурой. Потребность в движении характерна для ребёнка. В летний период, в период каникул имеется много возможностей для того, чтобы её удовлетворить. Для обеспечения высокой эффективности летних оздоровительных факторов необходимо сообщить школьникам элементарные сведения о том, как нужно использовать летние каникулы для интересного отдыха и укрепления здоровья. Во время летних каникул дети получают продолжительный отдых, который они заслужили своим усердным трудом в течение почти целого года. Кто-то поедет отдыхать за город, кто-то  посетит оздоровительный лагерь. Но где бы школьник ни находился летом, он должен стараться правильно использовать каникулы для хорошего отдыха и укрепления здоровья. Один из способов проведения полезного досуга и активного отдыха – самостоятельные прогулки на велосипеде.

             Задачей предмета физической культуры является обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей занимающихся, оптимизация состояния их здоровья и работоспособности, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Одна из основных задач физического воспитания в школе – формирование у школьников потребности в личном физическом совершенствовании. Первой ступенью на этом пути является заинтересованность ребят, которая должна основываться на формировании умений и навыков проведения самостоятельных занятий у школьников.

             Самостоятельность – это всегда в какой-то мере творчество. Дети получают опыт самоорганизации и элементы самостоятельной занятости и самоконтроля. Вырабатываются такие ценные волевые качества, как целеустремлённость, настойчивость, выдержанность, смелость, решительность, уверенность в своих силах. Естественное стремление подростка к самостоятельности нужно всемерно поощрять, но при этом не забывать о родительском и педагогическом сопровождении со строгой объективной оценкой его поведения и поступков в целом. Беспорядочно проводить свободные дни неинтересно, так не отдохнёшь, не наберёшься сил, бодрости, здоровья.

               Одно из любимых занятий детей летом – катание на велосипеде. Оно полезно тем, что способствует длительному пребыванию на воздухе. Езда на велосипеде укрепляет и развивает мышцы и лёгкие, укрепляет сердечно-сосудистую систему, развивает равновесие, координацию движений, помогает воспитывать смелость, решительность. Однако не всем рекомендуется это занятие. Оно полезно только тем, кто правильно физически развит, у кого нет начальных форм нарушения осанки. У человека систематически катающемся на велосипеде, сердце в покое сокращается реже, но зато сила каждого сокращения увеличивается, вбрасывается большее количество крови. А это создаёт благоприятные условия для отдыха и питания сердечной мышцы. Медленный ритм сокращения здорового сердца – показатель его хороших функциональных возможностей.

               Покупая велосипед, подбирайте его соответственно росту ребёнка. Седло должно быть расположено ниже руля настолько, чтобы катающемуся не приходилось сгибаться.

               Прежде чем посадить ребёнка на двухколёсный велосипед, дайте ему попробовать самому вести машину. Поставьте её справой стороны, он должен взяться за ручки руля, немного отойти в сторону, чтобы педали не мешали при ходьбе, и вести сначала по прямой, а затем поворачивать руль направо и налево. Объясните, что руль надо поворачивать в ту сторону, куда хотя бы немного наклоняется велосипед, машина тотчас выпрямится и равновесие будет сохранено.

               Сидеть в седле надо свободно, прямо, не напрягая плеч рук; держаться за руль непринуждённо, смотреть вперёд на 4-5 м по направлению движения, но не на колесо или под ноги. Плавно нажимать на педали поочерёдно то одной, то другой ногой, ступни и колени держать параллельно раме велосипеда. Тормозить плавно, без резких толчков.

               В первые дни взрослому необходимо поддерживать машину одной рукой за руль, а другой за седло. Затем только за седло, ведите его в прямом направлении. Как только у начинающего велосипедиста появится уверенность и он, владея рулём сможет удерживать равновесие, - на короткое время отпускайте сиденье. Постепенно необходимость в  поддержке отпадает.

 

 

               Детей учат садиться на велосипед: одну из педалей (например, правую) поставить вверх и немного вперёд, руками держаться за руль, становиться сбоку о велосипеда (в данном случае слева), перенести ногу (правую) через седло, опустить её на педаль, перенести на правую ногу массу тела, отрывая другую ногу (левую) от земли; затем сесть на седло и начать движение вперёд.

               Сходить с велосипеда просто. Ребёнок прекращает вращение педалей, а когда скорость почти угасает и велосипед накренится на бок, он снимает ногу с педали со стороны наклона и опирается ею о землю. Затем переносит через седло другую ногу.

               Научившись ездить самостоятельно по прямой, дети разучивают повороты и езду по кругу и друг за другом.  Объясните, что руль надо поворачивать в нужную сторону плавно, без рывков. Чем круче поворот, тем труднее его выполнить. Детей учат ездить с разной скоростью. Взрослый поясняет, что при медленной езде на велосипеде труднее удерживать равновесие, чем при быстрой.

             Существует мнение, что человек, который научился плавать или ездить на велосипеде, никогда полученный навык и умение не утратит!

             Учитывая, что самостоятельное катание небезопасно, разрешайте вашему сыну или дочери кататься только по местам с небольшим транспортным и пешеходным движением. В целях безопасности необходимо изучить и хорошо знать «Правила дорожного движения» и регулярно повторять их для исключения аварийных и трагических ситуаций в пути.

             Перед тем как сесть за руль, полезно сделать небольшую разминку из 5-6 гимнастических упражнений. При проявлении усталости во время езды нужно остановиться и проделать несколько упражнений для мышц шеи, рук, туловища (вращения головой, различные движения руками, наклоны вперёд и в стороны, прогибания и т. п.). Эти же упражнения желательно выполнить и после велопрогулки.

              Начинайте велопрогулки с 30-40 минутных поездок. В дальнейшем их длительность можно увеличить. Предупреждайте ребят, чтобы они на своих первых прогулках не «гоняли», не увлекались ездой на перегонки с товарищами. Удовольствие, испытываемое ими от езды на велосипеде, может привести к переоценке сил, переутомлению.

             Желательно, чтобы кто-нибудь из старших сопровождал на своём велосипеде новичка в его поездках. Во время таких прогулок можно дать начинающему немало практических советов. Следите за правильной осанкой юного велосипедиста. Напоминайте ему о ровном, без задержки, дыхании (через нос). Желательно, чтобы такое семейное путешествие было как можно более содержательным и носило не только оздоровительное, но и воспитательное и образовательное значение.

             Дети очень любят поездки на велосипеде с родителями, тогда у них особенно укрепляется организм, развивается любознательность, повышается интерес к окружающей природе, к явлениям, происходящим вокруг. Такие прогулки можно предпринимать даже с 6-7летними, но на очень непродолжительное время – 15-20 минут в оба конца, включая обязательных отдых. Скорость движения должна быть небольшой, поэтому лучше всего, если ваш ребёнок едет впереди, а вы сзади, приноравливаясь к его темпу. С 12 лет прогулки на велосипеде по просёлкам, тропинкам, в условиях умеренно пересечённой местности ориентировочно можно увеличить до 10-20 км.

            Не позволяйте кататься на велосипеде сразу после обеда. Пища должна быть разнообразной и состоять из различных продуктов животного и растительного происхождения. Рацион начинающего физкультурника или молодого спортсмена, небольшой по объёму и весу, должен обеспечивать чувство сытности и состоять из легко усвояемых продуктов, обладающих приятным вкусом, запахом и внешним видом. Для быстрейшего восстановления сил и работоспособности весьма важна насыщенность организма солями. Нужно строго придерживаться «водной дисциплины». Правильный питьевой режим юного физкультурника, особенно в жаркую погоду, - залог высокой работоспособности. Воду следует пить часто, но небольшими порциями. При этом необходимо дольше удерживать её во рту.

             Если велосипедист приехал потным, то надо сменить нательную одежду. В жаркие солнечные дни он должен надевать белый головной убор. Не забудьте правильно одеть ребёнка для велопрогулки. Одежда должна быть свободного покроя, не ограничивать движения подростка. К тканям спортивной одежды предъявляются такие гигиенические требования: малая теплопроводность,значительная пористость, хорошая воздухопроницаемость, небольшая гигроскопичность, высокая эластичность, прочность, малая усадка при высыхании. Помните, что, например, от тяжёлой и чрезмерно тёплой одежды он может устать больше, чем от движений и окружающих впечатлений. Важно, чтобы у него была удобная обувь. Основные гигиенические требования к обуви заключается в её соответствии индивидуальным особенностям стопы, прочности, эластичности, защите стопы и голеностопного сустава от повреждений.

             Кроме прочего, наличие велосипеда даёт возможность овладеть навыками и элементами технического обслуживания и при необходимости ремонта транспортного средства, для поддержания его в надёжном рабочем состоянии. Разборка и сборка, смазка, ежедневный осмотр велосипеда приучают детей к самостоятельности и самообслуживанию, а также приобщают к работе с техникой и умению владеть различными инструментами.

             Используя  велосипед можно провести с детьми целый ряд несложных, но увлекательных подвижных игр, а также мероприятий  с соревновательной направленностью.

             Ниже предлагаю краткое описание нескольких игр на велосипеде.

             «Челночные гонки». Игра проводится на ровном участке местности размером 40Х30 м. Отмечается линия старта, за которой играющие выстраиваются в шеренгу. Через каждые 10 м от линии старта против играющих втыкаются колышки (устанавливаются булавы, кегли, флажки и т. д.). По команде играющие объезжают первый колышек, возвращаются за линию старта; затем – второй, возвращается за линию старта. Объехав вокруг третьего колышка, они финишируют за линией старта. Побеждает участник, закончивший игру первым.

               «Полевой цветок». На расстоянии 100 м от линии старта каждый играющий «сажают цветок» (втыкает колышек, ставит флажок, булаву, кеглю). Затем каждый берёт в руки стакан воды. По команде ребята должны, держась одной рукой за руль, добраться до своего «цветка», не слезая с велосипеда и расплескав как можно меньше воды. У каждого «цветка» стоит судья, который отмеряет уровень воды в стакане. Побеждает участник сумевший доставить к «цветку» наибольшее количество воды. Время преодоления дистанции не учитывается. После того как судья выявили победителя, ребята поливают свои «цветы» ставшейся водой.

               «Самокат». На расстоянии 50-60 м от линии старта устанавливаются поворотные колышки (можно положить камни). Играющие становятся правой ногой на педаль и, отталкиваясь левой о землю, продвигаются до поворотного колышка, объезжают вокруг него и финишируют за линией старта. Побеждает тот, кто первым пересечёт линию старта.

                «Пятнашки». Игра проводится на поляне площадью 60Х40 м. 4-8 играющих произвольно передвигаются по поляне. Водящий (также на велосипеде), придерживаясь одной рукой за руль, а другой держа небольшой мяч, преследует играющих и старается запятнать их мячом. Запятнанный игрок становится водящим.

               «С одной педалью». На расстоянии 20-30 м от линии старта устанавливаются поворотные колышки (можно положить камни). По команде играющие, пользуясь только одной педалью, объезжают вокруг поворотного колышка и, вернувшись, финишируют за линией старта. Побеждает тот, кто первым пересечёт линию старта.

               «Пятнашки с «ходьбой». Игра проводится на лужайку площадью 40Х30 м. Играющие, сидя верхом на багажнике велосипеда, передвигаются по площадке, отталкиваясь ногами о землю. Водящий, передвигаясь таким же способом, старается их запятнать. Пятнать можно как играющий, так и их велосипед. Запятнанный играющий становится водящим. С передвижением таким же способом можно проводить и эстафету с длиной этапов 30-40 м.

               «Набрось кольцо». К багажнику своих велосипедов ребята вертикально прикручивают палку длиной 30-40 см. На руле у каждого играющего 5 резиновых колец диаметром 30 см. Передвигаясь по лужайке площадью 30Х30 м, они стараются набросить кольцо на палку соперника и в то же время не дать сопернику набросить кольцо на свою палку. Каждый может сделать 5 бросков (кольца с земли не поднимаются). Побеждает играющий, на палке которого окажется меньше наброшенных колец, и тот, кому удалось набросить большее число колец.

               Значительная доля мероприятий отводится соревнованиям. Фигурное вождение – наиболее простой вид состязаний, не требующий большого времени на подготовку дистанции. Эти соревнования характерны также большой пропускной способностью, проводятся на любой ровной твёрдой площадке. Дистанция фигурного вождения – от 200 до 600 м – может включать следующие фигуры.

                «Вынужденная остановка». Не пересекая линий, образующих коридор шириной 0,6 и длиной 5 м, велосипедист должен остановиться, сойти с велосипеда, снова сесть и продолжать движение.

                «Пеньки». На трассе ставится несколько деревянных колодок («пеньков») высотой 10 см. Задача велосипедиста – проехать по дистанции так, чтобы обогнуть с той или другой стороны каждую колодку.

                «Ворота». Проехать через ворота шириной 0,5 м, образованные двумя стойками высотой 1,1 -1,3 м.

                «Коридор». Образован двумя параллельными рядами стоек высотой 0,7-0,9 м. Ширина коридора – 0.7-0,8 м, длина -10 м. Задача велосипедиста – проехать по коридору, не задев ни одной стойки.

                «Качели». Доска длинеой 3-4 м и шириной 0,3-0.4 м устанавлена на опоре высотой 0.1-0.3 м так, чтобы её конец со стороны въезда не перевешивал и лежал на земле. Задание: въехать на лежащий конец доски и съехать с противоположного.

                 «Змейка». Стойки высотой 1,5 м установлены в одну линию либо в шахматном порядке на расстоянии 1.5-2 м одна от другой. Велосипедист должен обогнуть все стойки, не задев ни одну из них.

                 «Медленная езда». Победителем в этом состязании становится тот, кто затратит больше времени на преодоление дистанции 10 м.

                 «Мячи». На каждом из шести возвышений (например, стульях) ставится какая-либо ёмкость (например, банка). В первую, третью и пятую банки кладутся теннисные мячи, вторая , четвёртая и шестая банки – пустые. Задание: на ходу вынуть мяч из первой банки и положить во вторую, из третьей – в четвертую и из пятой – в шестую.

                 «Габаритная высота». К воротам шириной 1,2 м подвешивается габаритная планка на высоте на 10-20 см выше верхней точки велосипедиста. Нужно проехать через ворота, не коснувшись ни стойки, ни планки.

                  «Круг». Вдоль линии круга диаметром 3-3.5 м устанавливаются невысокие колодки. Велосипедист въезжает внутрь круга и выезжает из него, стараясь не сбить ни одной колодки. Победителем становится тот, кто выполнит задание быстрее и точнее.

                  «Восьмёрка». На земле обозначаются два круга диаметром 2,5 и 3 м, отстоящие друг от друга на 0.5 м. С внешней стороны на расстоянии 0,6 м от большого круга и 0,5 м – от малого круга проводится линия, имеющая разрыв («ворота») в основании большого круга. Задание: въехать в «ворота», обогнуть в любую сторону по «восьмёрке» круги и выехать а те же «ворота», не задев колёсами ни одной линии. Можно усложнить задание, поставив вдоль линии ограничительные стойки. В этом случае надо сделать «восьмёрку», не уронив при этом ни одной стойки.

                 «Колея». На расстоянии 0,20-0,25 м параллельно друг другу кладутся два ровных бревна длиной 5-6 и диаметром 0.1-0,2 м. Задание: проехать между брёвнами, не задев их колёсами велосипеда.

                 «Зигзаг». Фигура состоит из пяти отрезков коридора шириной 1,2 м, длиной 3 м по осевой линии, соединённых под прямым углом. Отрезки обозначаются стойками высотой 1-1,2 м, Задание: поехать по коридору, не задев ни одной стойки.

                 «Трамплин». Доска длиной 3-4 м и шириной 0.3-0,4 м устанавливается одним концом на опоре высотой 0,2-0,3 м. Задание: въехать на «трамплин», а затем соскочить с него, не коснувшись при этом ногой земли.

                  «Стоп-линия». Поперёк направления движения велосипедиста нанесены две параллельные линии на расстоянии 10-15 см одна от другой. Задание: остановить велосипед так, чтобы линии оказались между колёсами.

                  Ещё один распространённый вид соревнований – преодоление полосы препятствий. Состоят они в следующем. На дистанции 1-3 км в условиях пересечённой местности предусматриваются следующие естественные препятствия и пункты остановок: подъём и спуск по склону, песчаный участок, ручей, ремонт велосипеда (например, снятие и установка руля, цепи или седла, замена «пробитой» камеры), преодоление водной преграды по бревну или вброд, болотистая колея, петляющая между деревьев дорожка, увязка и перевозка рюкзака.

                 Проводят соревнования по велокроссу на время по замкнутому маршруту в условиях пересечённой местности и велоориентированию: ориентирование в заданном направлении – это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке; ориентирование по выбору – это прохождение заданного количества КП из числа имеющихся в районе соревнований; ориентирование на маркированной трассе – это прохождение дистанции с нанесением на карту местоположения КП, установленных на трассе.

                 Правильно организованные занятия  физкультурой и спортом особенно в летний период, а частности велосипедным, позволяют прежде всего закалить организм, повысить его сопротивляемость к различным болезням, стать жизнерадостным, гармонически развитым и дисциплинированным молодым человеком, способным хорошо учиться, плодотворно работать, стойко защищать свою Родину. Красота, сила, здоровье – дары природы, которые надо развивать, совершенствовать и сохранять. Даже слабый от рождения человек становится сильным, крепким, закалённым благодаря регулярным занятиям физическими упражнениями. Лучше всего начинать эти занятия с детства.

                А закончить хочется стихотворением В. Каганова.

Коль солнце ярко светит,                      Взбираться на вершину,

Простор раскрыл объятья –                  С холма нестись в долину,

Люблю крутить педали,                        Чтоб ветер дул мне в спину,

Несясь во весь опор.                              Чтоб ощутить полёт!

Поверьте, что на свете                           Мой двухколёсный велик

Нет лучше занятья,                                 Мне не заменит телик,

Чем мчать в любые дали –                     Ни поезд, ни автобус,

Иду с любым на спор!                            Ни даже самолёт!

 

                         Использованная  литература

1. Физическая культура в семье. «Физкультура и спорт», Москва, 1969

2. М.Ф. Гриненко. Сколько же надо двигаться, «Знание», Москва, 1985

3.Т.И.Осокина. Физическая культура в детском саду, «Просвещение, Москва, 1986

4. Г. Б. Мейксон. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре, «Просвещение», Москва, 1986

 

     Учитель физической культуры  Антуфьев Дмитрий Анатольевич

     КОУ ОО «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VІІІ вида»

      Омская область, Омский район, село Красноярка 

                

             

 

 

Приложения


© ООО «Школьная Пресса» 2002-2010